Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
330
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСОРНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ / ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И НАСЕЛЕНИЯ / ТБО / УТИЛИЗАЦИЯ / РЕЦИКЛИНГ / МУСОРОСЖИГАНИЕ / ВТОРИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТБО / ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ ОТХОДОВ / ЛИКВИДАЦИЯ НЕЗАКОННЫХ СВАЛОК

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шильченко Татьяна Николаевна

В настоящей статье на основе обобщения литературных источников, исследований ученых в области экономики и экологии отходов, обзоров информационных рейтинговых агентств раскрываются особенности технологий для реализации мусорной реформы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Т.Н. ШИЛЬЧЕНКО

Старший преподаватель кафедры экономики ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящей статье на основе обобщения литературных источников, исследований ученых в области экономики и экологии отходов, обзоров

информационных рейтинговых агентств раскрываются особенности технологий для реализации мусорной реформы в России.

Мусорная реформа в России, отходы производства и населения, ТБО, утилизация, рециклинг, мусоросжигание, вторичное использование ТБО, экономика и экология отходов, ликвидация незаконных свалок. Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 87.01.00

Существенный вклад в образование мировых запасов отходов вносят и россияне: количество образующихся твердых коммунальных отходов в нашей стране по данным Росприроднад-зора составляет 35-40 млн тонн в год [1].

Только 4 % образующихся отходов подвергаются переработке, а большая часть попадает на свалки. На территории страны в настоящее время насчитывается более тысячи мусорных полигонов, 15 тысяч санкционированных свалок и 17 тысяч несанкционированных, которые занимают все большие территории. По данным Росприроднадзора российские свалки занимают 4 миллиона гектаров, что сопоставимо с площадью некоторых стран мира. И ежегодно их площадь увеличивается примерно на 400 тыс. га [2].

По данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации за последние годы объем образующихся отходов значительно увеличился, при этом объем утилизированных и обезвреженных отходов увеличивался незначительно [3].

Существующая в нашей стране система управления отходами, базирующаяся на их захоронении, приводит к существенному нарушению ландшафтов, истощению и утрате земельных ресурсов, загрязнению окружающего воздуха и грунтовых вод, что негативно отражается на условиях жизни и деятельности населения, не согласуется с принципами устойчивого развития экономики и, как следствие, требует модернизации. В связи с создавшейся ситуацией, учитывая современное экологическое состояние в России, Минприроды РФ утвердил национальный проект «Экология», в котором отражены статистические и аналитические данные об экологическом состоянии страны, установлены мероприятия, нацеленные на его «оздоровление» и улучшение. Паспорт национального проекта «Экология» разработан во исполнение Указа Президента и включает в себя множество разделов, таких как «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Одна из основных целей проекта - создание эффективной системы обращения с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов. Сроки реализации разработанных в паспорте мероприятий установлены до 2024 года [1].

Вопросы, связанные с реформированием системы регулирования в области обращения с отходами,

породили огромное количество споров и вопросов, которые требовали конкретных решений. По мнению специалистов, в сложившейся ситуации есть два пути решения проблемы: сбор и разделение мусора по примеру стран Европейского союза или термическая переработка (сжигание) мусора на специализированных заводах.

Как раздельный сбор мусора для дальнейшей переработки, так и термическая переработка отходов имеют своих сторонников и противников.

Селективный сбор, сортировка и переработка вторичного сырья, извлеченного из отходов, требуют значительных финансовых инвестиций и длительного периода перестройки экономики. Чтобы увеличить долю отходов, подвергшихся повторному использованию в 2,5 раза, Евросоюзу потребовалось 15 лет [2].

Кроме того, данный вид утилизации отходов не позволяет использовать их в качестве энергетического ресурса в отличие от метода сжигания. Отходы при данном методе используются в качестве альтернативного возобновляемого энергоносителя, позволяющего экономить природные топливные ресурсы.

Еще восемь лет назад специалисты Росприрод-надзора [4] негативно оценили опыт раздельного сбора бытовых отходов, проводившегося в Санкт-Петербурге, Москве, Смоленске и других городах, и отдали предпочтение технологии сжигания несортированных ТКО, рекомендовав ее для широкого применения на территории России в качестве наилучшей доступной технологии. Нашлись противники строительства мусоросжигательных заводов (МСЗ). По мнению руководителя токсической программы Гринпис России Алексея Киселева, опыт раздельного сбора мусора нельзя назвать неудачным, так как вторичная переработка дает возможность сохранить природные ресурсы, и высказался против строительства МСЗ, аргументировав это тем, что в процессе сжигания образуются токсичные вещества, которые необходимо складировать на специализированных полигонах [5].

Кроме того, раздельный сбор мусора экономически эффективнее, так как, по мнению эксперта, вложения на сортировку 1 тонны мусора составляют 200 евро, а на сжигание такого же количества требуется более 500 евро.

Одной из основных задач рециклинга является внедрение технологий, позволяющих использовать вторичное сырье. Возвращение в оборот вторичного

сырья, в частности цветных металлов, позволяет не только получать прибыль, но и сохранять окружающую среду, а также рационально использовать природные ресурсы.

Рециклинг (recycling) - это переработка отходов. Рециклинг отходов - это процесс, позволяющий переработать полезный мусор и отходы производства с целью их дальнейшего использования и возврата в производственный оборот. Полезность данной операции также заключается в рациональном природоис-пользовании, потому как перерабатывает скопившийся мусор) [6].

В настоящее время проводится реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в России, которая предполагает изменение структуры всей системы обращения с отходами.

В связи с необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития 30.04.2012 Президентом РФ утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [7].

По данным Минприроды РФ ежегодно образуется около 5,4 млрд тонн всех видов отходов, и около 375 млн тонн требуют особых условий промышленной переработки. Та концентрация веществ, которые содержатся во вторсырье и которые можно применить в промышленном производстве, порой во много раз превышает аналогичный показатель в природных ресурсах. Однако максимально использовать его мешает серьезная проблема - в России отсутствует централизованная система раздельного сбора мусора.

Для выделения как можно большего количества полезных веществ из отходов, лучше разделять их самим еще на стадии сбора, а не уже после того как все собранные отходы перемешаны между собой. Эту задачу научились решать наиболее эффективно в развитых странах. В России попытки внедрить сортировку и раздельный сбор отходов также предпринимались, но все они были локальны.

В проводимой реформе можно выделить четыре основных этапа:

1. Разработка и согласование территориальных схем обращения с отходами в каждом регионе.

2. Выбор региональных операторов, ответственных за весь цикл обращения с отходами на территории региона.

3. Установка единого тарифа по региону на услугу по обращению с отходами.

4. Создание в регионах современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов. Одновременно с этими мероприятиями планируется постепенное введение в регионах раздельного сбора мусора.

Сейчас во всех 85 субъектах Российской Федерации утверждены Территориальные схемы в области обращения с отходами производства и потребления, которые призваны упорядочить организацию и осуществление деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов.

Разработку и утверждение территориальных схем органами государственной власти субъектов Российской Федерации можно охарактеризовать как первый шаг страны к системе централизованного сбора отходов, пусть пока и не раздельного.

Определенные шаги также предприняты введением в 2014 г. в Закон об отходах п. 8 ст. 12, согласно которому захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. В свою очередь, распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р утвержден соответствующий Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается [8].

Вступление в законную силу указанного Перечня разбито на три этапа:

1) с 01.01.2018 запрещается захоронение отходов лома различных металлов, переработка и использование которых возможны уже в настоящее время;

2) с 01.01.2019 запрещено захоронение отходов бумаги и картона, использованных автомобильных покрышек, отходы полиэтилена, а также стеклянной тары;

3) с 01.01.2021 запрещается захоронение электронных компонентов и плат, а также бытовой и офисной техники.

Кроме того, фактором, стимулирующим развитие технологий переработки отходов вместо захоронения, послужат ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности, установленные Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [9].

Так, благодаря постепенному повышению размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов с 95 руб. за тонну в 2018 г. до 791,3 руб. за тонну в 2025 г. предпринимателям экономически целесообразнее будет передавать отходы на переработку, нежели на захоронение.

Однако при отсутствии необходимых объектов для переработки всего количества образуемых отходов остается вероятность того, что практически весь объем отходов будет, как и сейчас, поступать на полигоны для размещения, а население столкнется с многократно возросшими тарифами на услуги по вывозу коммунальных отходов.

Все эти мероприятия в долгосрочной перспективе направлены на формирование в России новой системы обращения с отходами производства и потребления, что должно привести к более рациональному использованию природных ресурсов.

Вместе с тем для достижения поставленных целей необходимо ввести в России централизованную систему раздельного сбора отходов.

Основная концепция сортировки отходов достаточно проста - все отходы, которые вы собираетесь выбросить, вы должны разделить по видам, проис-

хождению и используемым материалам, входящим в состав выбрасываемого продукта или его упаковки, и поместить их в специально помеченные мусорные баки согласно их маркировке [10].

В России сложилось действительно катастрофическое положение. Разные источники статистических данных приводят ужасающие цифры по мусорным отходам (РА «Эксперт РА», Росстат, Федеральная антимонопольная служба и др.) [11].

Испарения от отходов изменяют окружающую природу, загрязняют воздух городов и поселений. Происходит загрязнение почв, рек и озер, и это проявляется на расстояниях, во много раз превосходящих площадь самих полигонов, на которых расположены отходы. В прилегающих к свалкам местах с отходами образуются высокие концентрации аммиака, сероуглерода, сероводорода, формальдегида и других вредных веществ. Эти испарения не только загрязняют воздух, но и вызывают различного рода заболевания населения: бронхиальную астму, рак кожи, болезни сердца и т.п.

Все отходы делятся на две большие категории: промышленные и отходы населения (коммунальные). При этом большая часть промышленных отходов образуется при добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (угольная промышленность -54%), а также цветных и черных металлов и при их переработке (до 34%). На промышленные отходы приходится по разным оценкам от 97 до 98%, а остальные отходы - это твердые бытовые отходы населения (ТБО), транспорт, сельское хозяйство [12].

Основным законом, который определяет правила обращения с отходами, является утвержденный Государственной Думой 22 мая 1998 г. Федеральный закон об отходах производства и потребления. Этот Закон определяет и терминологию (захоронение, утилизация, обезвреживание), и основные принципы обращения с отходами [13]. Кроме того, в последующие годы издана масса различных документов, так или иначе определяющих условия обращения с ТБО: кодексы, законы, строительные, санитарные, ведомственные нормы и т.п. Еще в 2012 г. в России была принята программа «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная Президентом РФ 28.04.2012 №Пр-1102, где определено, что «...основным направлениями обращения с отходами являются предупреждение и сокращение образования отходов, развитие инфраструктуры их обезвреживания и поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку и обработку, в целях обеспечения экологической безопасности при хранении и захоронении». 25 января 2018 г. Правительство РФ утвердило «Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». В этом документе, в частности, отмечается: «К 1 ноября 2011 года по поручению Президента РФ все субъекты Российской Федерации должны были подготовить региональные целевые программы по обращению с отходами. Исполнители столкнулись с рядом трудностей, основными причинами которых

стал недостаток опыта для научного обоснования достижимых целевых показателей, дефицит знаний в области привлечения инвестиций и скудность информации о наилучших имеющихся технологиях переработки ТБО. Вследствие недостаточного финансирования многие программные мероприятия не выполняются» [14].

Между тем в мировой практике, в отличие от России, известны и применяются самые разнообразные способы борьбы с отходами. Так, для утилизации ТБО используются предварительная сортировка, санитарная земляная засыпка, компостирование, сжигание, биотермическое компостирование, низкотемпературный пиролиз, высокотемпературный пиролиз, брикетирование.

Общеизвестно, что природные ресурсы не восполняются и ограничены, поэтому их переработка с целью получения вторичного сырья позволяет экономить полезные ископаемые, а кроме того, получить более дешевые материалы.

По оценкам специалистов, более 60% городских отходов - это потенциальное вторичное сырье, которое можно переработать и с выгодой реализовать (бумага, картон, дерево, стекло и т.п.), а около 30% -это органические отходы, которые можно превратить в удобрение. Например, переработка стеклобоя в товарную продукцию позволит снизить затраты на 40-50%.

Вопрос загрязнения почвы, воды, воздуха отходами стал особенно важным в последние 15-20 лет, т.к. появились новые, ранее неизвестные материалы. А при опытных раскопках изолированных от окружающей среды полигонов возрастом 15 лет оказалось, что около 80% ТБО не разложились [15].

При этом сроки разложения различных отходов также разные: бумага и картон - 3 месяца, обрезки досок - 10 лет, детали из железа - 20 лет, автомобильные шины - 140 лет, пластиковые бутылки -200 лет, а стеклянные изделия - до 1000 лет [16].

Многие развитые страны практически полностью и успешно решают все эти задачи по утилизации (Япония, США, Германия, Франция). Германия использует уникальную систему сортировки отходов и является лидером Евросоюза по утилизации ТБО -более 64% всех коммунальных отходов перерабатывается на сумму свыше 500 тыс. евро. А свыше 14% сырья немецкая промышленность получает именно из отходов. При этом компании, которые занимаются сбором отходов, имеют годовой оборот в 50 млрд евро [17].

Китай, например, импортирует из США мусор на сумму 1 млрд долл., перерабатывает его и получает 4 млрд долл. дохода. Из Европы в Китай ежегодно отправляется до 20% пластиковых отходов, которые также перерабатываются [18].

В Японии работает около 1900 установок термической переработки ТБО, с помощью которых утилизируется 75% ТБО страны.

В России же основным методом является захоронение ТБО. Все остальные методы (сжигание, компостирование, брикетирование) используются в незначительных объемах, в результате возникла кризисная ситуация в области утилизации. По разным оценкам

способ захоронения на полигонах составляет 9095%, промышленная переработка - не более 3-4%, а сжигание - 3-4%. По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования переработка отходов осуществляется 40 мусоросжигательными и 243 мусороперерабатывающими заводами, а сортируют мусор 53 комплекса. При этом, как отмечается в «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года», в процессе захоронения ТБО «ежегодно безвозвратно теряется не менее 9 млн тонн макулатуры, 2 млн тонн полимерных материалов и 0,5 млн тонн стекла».

Вместе с тем современные технологии позволяют получать из мусора электро- и теплоэнергию методом мусоросжигания. В развитых странах широко применяется эта технология. Уровень сжигания отходов составляет: от 20 до 40% в Австрии, Италии, Франции, Германии, 48-50% - в Бельгии и Швеции, 70% - в Японии, 80% - в Дании и Швейцарии, 10% -в Англии и США. Количество мусоросжигательных заводов в Европе: Франция - 128, Германия - 73, Дания - 34, Швейцария - 30, Италия - 51 [19].

Мнения экспертов о необходимости строительства мусоросжигательных заводов прямо противоположны. Одни считают, что современные технологии мусоросжигания безопасны, другие же утверждают обратное. Однако необходимо отметить то обстоятельство, что в России нет безопасных и экономически выгодных технологий. Проекты разрабатывают иностранные специалисты: корейцы и чехи в Новосибирске, в Татарстане - специалисты из Германии.

В мировой практике, кроме мусоросжигания, используют биотехнологии для переработки ТБО с целью получения удобрений (компостирование), биогаза или биотоплива, а также осуществляют сортировку отходов с последующим непосредственным повторным использованием, либо прессованием и применением в строительстве, либо с дальнейшей переработкой во вторичное исходное сырье или с целью извлечения ценных компонентов.

Среди различных методов утилизации ТБО в последнее время, особенно в зарубежной практике (США, Германия, Швеция и др.), все большее распространение получает метод брикетирования ТБО. Существенным плюсом метода брикетирования является уменьшение количества мусора, подлежащего брикетированию, путем предварительной (до 50%) отсортировки твердых бытовых отходов. Отсортировываются полезные фракции, вторичное сырье (бумага, картон, текстиль, стеклобой, металл черный и цветной). Тем самым в народное хозяйство поступают дополнительные ресурсы. Сущность технологии: отсортированные ТБО подаются на специальный пресс, где под высоким давлением происходит их уплотнение. В процессе прессования плотность отходов увеличивается в 4-5 раз и из них удаляется избыточная влага.

Одним из важнейших факторов получения вторичного сырья из отходов является альтернативное топливо из растительных отходов: подсолнечника, отходов лесопереработки, торфа и др., путем получения методом прессования твердых брикетов. Эта тех-

нология известна с XIX века, её разработал и применил на практике русский изобретатель А.П. Вешняков. Он назвал этот вид топлива карболеином [20].

В настоящее время Европа является главным потребителем топливных гранул в мире.

По прогнозам экспертов к 2025 г. потребность европейского рынка пеллет в топливных гранулах составит порядка 100-120 млн т в год. При этом потребление промышленных пеллет для получения электроэнергии составит около 65%, тепловой энергии (сектор промышленного отопления и централизованного отопления) - около 20%, использования в частном секторе - 15%.

Цена пеллет в европейских странах составляет от 350 до 450 (600) евро за одну тонну в зависимости от качества и для каких целей они предназначены - для промышленных или для отопления частных домов.

В России этот метод получения тепла не получил развития и не поддерживается государством, хотя на рынке и действуют предприятия по их производству. Однако 90% производимых пеллет и топливных брикетов уходит в Европу. Из представленного можно сделать неутешительные выводы. При огромных объемах отходов, в т.ч. ТБО, отсутствует конкуренция на рынке их утилизации и переработки, хотя эксперты оценивают объем рынка утилизации отходов в денежном исчислении в сумме 3,0-3,5 млрд долл., в т.ч. 1,5-2,0 млрд долл. ТБО.

Отсутствуют высокоэффективные технологии в этой области ввиду слабой научно-практической базы, которая явилась следствием уничтожения отраслевой науки, соответственно, не ведутся и исследовательские работы по технологиям получения вторичных ресурсов.

В регионах отсутствует инфраструктура по раздельному сбору и обработке отходов. Отсутствует и контроль за состоянием складируемых отходов и их бесхозным хранением [21].

БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конюхов В.Ю. Методы и перспективы использования твердых бытовых отходов / В.Ю. Конюхов, И.И. Галяутдинов, И.Н. Бубушкинова. - Текст : электронный // УЭкС. - 2019. - № 6. - URL: http://uecs.ru/predprinematelstvo/item/5568-2019-06-19-22-33-33 (дата обращения: 04.09.2020).

2. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году : государственный доклад. - Текст : электронный. - URL: http://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ob_okhr ane_okruzhayushchey_sredy_rossi yskoy_federatsii/ gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane _okruzhayushchey_sredy rossiyskoy federatsii v 2018 / (дата обращения: 04.09.2020).

3. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16). - Текст : электронный. - URL: http://rn.govemment.ru/ info/35569// (дата обращения: 04.09.2020).

4. Росприроднадзор: раздельный сбор и переработка мусора нецелесообразны. - Текст : электронный. - URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articl es/2012/07/19/ro/ (дата обращения: 04.09.2020).

5. Координатор токсической программы «Гринпис Россия» Алексей Киселев: «Строить в столице мусоросжигательные заводы невыгодно и опасно». - Текст : электронный. - URL: https://iz.ru/ news/334424/ (дата обращения: 04.09.2020).

6. Понятие рециклинг. - Текст : электронный. -URL: https://ecoportal.info// (дата обращения: 04.09.2020).

7. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30.04.2012). - Текст : электронный. - URL: http://www.consultant.ru// (дата обращения: 04.09.2020).

8. Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается : распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р. - Текст: электронный. -URL: http://www.consultant.ru// (дата обращения: 04.09.2020).

9. О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 29.06.2018 №758. - Текст : электронный. - URL: http://www. consultant.ru// (дата обращения: 04.09.2020).

10. Шинкарев А.И. Природноресурсное право; Аграрное право; Экологическое право. Реформа системы обращения с отходами производства и потребления в России. - Текст : электронный. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n7reforma-siste my-obrascheniya-s-othodami-proizvodstva-i-potreble niya-v-rossii/ (дата обращения: 04.09.2020).

11. «АЛОН-РА» Проблема мусора в России: страшная статистика! - Текст : электронный. - URL: https// www.nfo@alon-ra.ru/ (дата обращения: 04.10.2020).

12. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года

(утв. Правительством РФ 25.02.2018 №84-р). -Текст : электронный. - URL: http://www.consul tant.ru/ (дата обращения: 04.10.2020).

13. Об отходах производства и потребления : Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ (ред. от 07.04.2020). - Текст : электронный. - URL: http: // www.Consultant.ru/ (дата обращения: 04.10.2020).

14. Об отходах производства и потребления : Федеральный закон от 22.05.1998 (с изм. и доп.). -Текст : электронный. - URL: http: // www.consu ltant.ru/ (дата обращения: 04.10.2020).

15. Чекалин В.С., Сергеева В.Г. Проблема утилизации твердых бытовых отходов в городах России и пути её решения / В.С. Чекалин, В.Г. Сергеева. -Текст : электронный // Проблемы современной экономики. - 2004. - № 3 (11). - URL: http://www.m-economy.ru (дата обращения: 04.10.2020).

16. Экологические проблемы отходов. - Текст : электронный. - URL: http://www. ecoportal.info/ (дата обращения: 04.10.2020).

17. Как Германия перерабатывает 64% мусора и получает из него энергию для отопления городов. - Текст : электронный. - URL: http:// www. econet.ru/(дата обращения: 04.10.2020).

18. Чернин С. Миллиарды в помойку: как Россия будет выходить из мусорного кризиса. - Текст : электронный. - URL: http://www.forbes.ru/ (дата обращения: 04.10.2020).

19. Вынесите мусор: как избавиться от отходов. -Текст : электронный. - URL: http://www.soHd waste.ru/ (дата обращения: 04.10.2020).

20. Зарубежный опыт термической переработки мусора. - Текст : электронный // Электронный журнал «Города в 21 веке». - URL: http://www.go rod. esco.agency/ (дата обращения: 05.11.2020).

21. Оболенский Е.С. Экономика мусорной катастрофы России / Е.С. Оболенский. - Текст : электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eko nomika-musornoy-katastrofy-rossii (дата обращения: 05.11.2020).

© Татьяна Николаевна Шильченко, 2020 © Частное образовательное учреждение высшего «Таганрогский институт управления и экономики», 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.