Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1002
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / МЕТОДИКА / ТЕХНОЛОГИИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / STUDENT / METHODOLOGY / TECHNOLOGIES / CRITICAL THINKING / SOCIAL ORDER / CREATIVE POTENTIAL / QUALITY OF EDUCATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османов Мухамед Мартинович, Каширгов Астемир Хасанович

Государство и общество требуют от современного специалиста не только теоретических знаний, но и умений критически подходить к информации, логически ее перерабатывать и выводить новые нестандартные решения поставленных проблем. В данных условиях преподаватели вуза уже не только обязаны предоставить необходимый объем теоретических знаний по дисциплине, но и научить студентов проявлять свой творческий потенциал. Критическое мышление является одним из способов обучения высококлассного специалиста, умеющего находить самые рациональные пути решения проблем. Данная методика является одним из самых действенных методов решения проблемы социального заказа общества и его несоответствия вузовской традиционной системе обучения. В статье анализируются значение критического мышления в процессе обучения, а также технологии развития критического мышления у студентов вузов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN UNIVERSITY STUDENTS

The State and society require from a modern specialist not only theoretical knowledge,but also the ability to critically approach information, logically process it and deduce new non-standard solutions to problems. In these conditions, University teachers are not only required to provide the necessary amount of theoretical knowledge on the subject, but also to teach students to show their creative potential. Critical thinking is one of the ways to train a highly qualified specialist who is able to find the most rational ways to solve problems. This method is one of the most effective methods for solving the problem of social order of society and its inconsistency with the University's traditional system of education. The article analyzes the importance of critical thinking in the learning process, as well as technologies for developing critical thinking among students of higher education institutions in the country.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, майор полиции Османов Мухамед Мартинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, майор полиции Каширгов Астемир Хасанович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. Государство и общество требуют от современного специалиста не только теоретических знаний, но и умений критически подходить к информации, логически ее перерабатывать и выводить новые нестандартные решения поставленных проблем. В данных условиях преподаватели вуза уже не только обязаны предоставить необходимый объем теоретических знаний по дисциплине, но и научить студентов проявлять свой творческий потенциал. Критическое мышление является одним из способов обучения высококлассного специалиста, умеющего находить самые рациональные пути решения проблем. Данная методика является одним из самых действенных методов решения проблемы социального заказа общества и его несоответствия вузовской традиционной системе обучения. В статье анализируются значение критического мышления в процессе обучения, а также технологии развития критического мышления у студентов вузов страны.

Ключевые слова: студент, методика, технологии, критическое мышление, социальный заказ, творческий потенциал, качество образования, психолого-педагогическая проблема.

Annotation. The State and society require from a modern specialist not only theoretical knowledge,but also the ability to critically approach information, logically process it and deduce new non-standard solutions to problems. In these conditions, University teachers are not only required to provide the necessary amount of theoretical knowledge on the subject, but also to teach students to show their creative potential. Critical thinking is one of the ways to train a highly qualified specialist who is able to find the most rational ways to solve problems. This method is one of the most effective methods for solving the problem of social order of society and its inconsistency with the University's traditional system of education. The article analyzes the importance of critical thinking in the learning process, as well as technologies for developing critical thinking among students of higher education institutions in the country.

Keywords: student, methodology, technologies, critical thinking, social order, creative potential, quality of education, psychological and pedagogical problem.

Введение. При обучении в вузах России в последние годы приоритетом стала не передача определенных знаний и умений, а выработка у студентов способности к самостоятельному решению задач и проблемных вопросов, акцент перешел на проблемы личностного роста и развития. Это требует от преподавателей вузов выработки совершенно новых методик преподавания всех вузовских дисциплин и обновление самого качества образования.

Общество и государство в связи с изменением действительности меняют и сам социальный заказ на подготовку специалистов. Теперь стране нужны от специалиста не только теоретические знания по выбранной профессии, но и умение преобразовывать и создавать новое с помощью творческого потенциала и широты мышления. В нашем обществе еще не до конца выработаны способы развития творческого начала, но есть общеизвестные эффективные методики, помогающие студентам развивать свой творческий потенциал [1]. Одним из таких методов является выработка критического мышления.

Изложение основного материала статьи. В процессе обучения в вузе студент должен усвоить большой объем информации. В то же время, он должен не только усвоить информацию, но и переработать и применить, что иногда весьма проблематично. Распространенная в последнее время методика выработки критического мышления призвана облегчить усвоение информации студентами и создать в группе своеобразную атмосферу партнерства и взаимопомощи [2]. Это развивает как навыки самих студентов, так и их интеллектуальное мышление.

Методика критического мышления возникла в Соединенных штатах Америки еще в прошлом веке. Ее создателями считают американских ученых Д. Стила, Ч. Темпла и К. Мередита. Сама технология критического мышления заключается в выработке определенных качеств мышления и способности к общению, призванных обучить работе с информацией различного направления и объема. В ходе обучения студент не только знакомиться с информацией, но и логически ее анализирует, применяя в различных ситуациях [3].

Обучение на основе критического мышления предполагает совершенно новый алгоритм осмысления и применения материала. Критическое мышление является философско-теоретическим комплексом освоения учебной информации и ознакомление с основными существующими идеями для развития творческого потенциала студента. При этом, студент не только обучается по дисциплине но и получает мотивацию на дальнейшее развитие по всем направлениям.

Развитие критического мышления предполагает умение интерпретировать и на высоком уровне анализировать любой вид информации [4]. У него постепенно с новыми знаниями возникают новые умения и навыки. При изучении новой темы и получении совершенно новой информации студент вырабатывает особый тип мышления - критический, с помощью которого он учится оценивать все с разных точек зрения, совершенно по-новому анализировать любую ситуацию.

Для формирования основ критического мышления необходимо внедрение особой методики преподавания, заключающейся в развитии индивидуальности и самостоятельности студентов, но во время групповой деятельности. В ходе работе в коллективе студент учится общаться на определенную тему, обсуждать, выявлять спорные моменты и подвергать критическому анализу и здесь очень важно помочь студенту преодолеть комплексы [5] в отношении высказывания своей точки зрения, развивать его способности к общению.

Обсуждая с однокурсниками различные учебные вопросы, дискутируя, и осмысливая полученную информацию, студенты способны прийти к истине и увидеть положительный результат. Подобные навыки, к сожалению, есть не у всех студентов. Для развития критического мышления нужна высокая мотивация. В ходе проведения занятий с помощью традиционных методик обучения, не осуществляется работа в направлении выработки критического мышления. Происходит лишь передача учебной информации от преподавателя студенту, где не предполагается самостоятельная работа студента. Он воспринимается лишь как объект восприятия, не имеющий собственную инициативу. Информация, полученная от преподавателя, не подвергается сомнению и критике. У студентов не развивается и научная деятельность [6]. Они стесняются и не умеют высказывать идеи, отличные от мнения преподавателя.

Современные условия развития образования привели к тому, что в высшее образование все глубже внедряются инновационные методы обучения, основанные на развитии творческого потенциала обучающихся [7]. Проблемой развития самостоятельного критического мышления студентов занимались многие ученые. В. Болотов в данном вопросе важнейшей составляющей считала личность самого преподавателя и выделяла его функции его профессионального мышления:

- коммуникативная;

- объяснительная;

- прогностическая;

- диагностическая;

- рефлексивная;

- управленческая[8].

Анализируя различные функции преподавателей, В. Болотов приходит к мысли, что очень важным при формировании критического мышления у студентов является наличие определенных способностей у преподавателя. Способностями, необходимыми для преподавателя автор считает уровень его коммуникативных, диагностических, прогностических, рефлексивных навыков. Только у преподавателя, имеющего высокий процент развития данных способностей, есть возможность развития критического мышления студентов путем различных методов обучения.

К. Турдиева в вопросе развития критического мышления студентов во главу угла ставит наличие универсальных разработок по всем дисциплинам. Только если по всем дисциплинам будут универсальные методики выработки критического мышления у студентов, и каждый преподаватель будет работать в данном направлении, мы можем говорить об успехах в данном вопросе. По мнению К. Турлиевой, один преподаватель, без помощи своих коллег не сможет эффективно выполнить задачу развития критического мышления у своих студентов [9].

Большинство исследователей по данной теме сходятся во мнении, что главным составляющим процесса критического мышления является соблюдение принципов сотрудничества и гуманизации. При соблюдении принципов гуманизации и сотрудничества студенты эффективно осваивают основные составляющие критического мышления. В частности, у них формируется навык приспособления к частой смене условий деятельности, большом потоке данных, и различных направлений работы, то есть вырабатывается высокий уровень приспособления к часто меняющимся условиям труда [10].

Студент, прежде всего, должен уметь критически оценивать любую полученную информацию. Находить в ней моменты, вызывающие сомнения и аргументировать свое отношение к проблеме. В этом ему необходимы как коммуникативные, так и мыслительные способности, рефлексия, анализ. Свою точку зрения он должен не только формулировать, но и озвучить в группе. Общение в группе выражается не только в способности преподносить свою точку зрения, но и выслушивать контраргументы, сотрудничать, выносить общее решение по проблеме.

Наличие критического мышления предполагает постоянную работу над собой, саморазвитие, занятие научно-исследовательской деятельностью, постоянная проверка фактов [11]. Студент не относится к информации как к устоявшейся истине и создает новые идеи. Его работа состоит в проверке достоверности уже существующих фактов. Безусловно, не следует слишком увлекаться критикой всякой информации и в разумных пределах проверять ее.

Особенностями критического мышления являются:

1. умение анализировать факты;

2. рассмотрение всех существующих взглядов на проблему;

3. поиск достоверной информации;

4. построение гипотез;

5. высокие коммуникативные способности;

6. сбор всей доступной информации;

7. участие в дискуссиях по проблеме;

8. формулировка логических выводов.

Классической методикой развития критического мышления на занятиях является соблюдение этапов обработки информации, то есть преподаватель предоставляет студентам определенную информацию, предлагая им проанализировать ее, и мотивирует на дальнейшее изучение темы [12]. Преподаватель сам участвует в обсуждении проблемы, направляет студентов, подталкивает их к активном анализе. Он выслушивает существующие у студентов точки зрения, сравнивает, находит положительные и отрицательные стороны. В ходе совместного обсуждения, группа совместно выбирает самое оптимальное и аргументированное решение проблемы.

Не каждый преподаватель может помочь студентам отбросить свои комплексы и начать свободно общаться, высказывать и отстаивать свою точку зрения [13]. Для преподавателя очень важно суметь наладить в группе атмосферу непринужденного общения, отсутствие агрессии и желание контактировать с одногрупниками. Если группа очень тяжело идет на контакт и обсуждение, преподаватель может предоставить заведомо ложную информацию, вызвав в них желание возразить, и обсудить ее. Необходимо также постоянно поддерживать в студентах желание обсудить информацию, самому попытаться поработать над ней, и найти решение [14].

Выводы. Главной из задач преподавателя в ходе обучения студентов является выработка у них способности к критическому мышлению. С помощью применения проверенных методик, преподаватель учит

студентов анализировать всю полученную информацию, обсуждать ее в группе и выносить свою аргументированную точку зрения.

Наличие критического мышления является необходимым качеством для современного специалиста. Именно студент обладающий свойство критически осмысливать информацию, способен быстро обрабатывать все точки зрения, и находить нестандартные эффективные способы решения любых проблем. В век информационного общества любой работодатель требует от специалиста быстрого решения проблем и творческого выхода из ситуации. В данном случае, именно умение критически мыслить поможет любому специалисту стать профессионалом в своем деле.

Литература:

1. Пушкарский А.Г. Критическое мышление, логика, аргументация. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2005. № 3. С. 114-116.

2. Коржуев А., Попков В., Рязанова Е. Как формировать критическое мышление. // Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 55-58.

3. Коржуев А., Рязанова Е. Критическое мышление: как соблюсти меру? // Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 142-145.

4. Калашникова Н.А. Применение критического дискурс-анализа в контексте развития навыков критического мышления. // Научный альманах. 2016. № 5-3 (19). С. 498-500.

5. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология. // Образовательные технологии и общество. 2006. Т. 9. № 4. С. 284-292.

6. Лаптинская С. Критическое мышление как объект педагогического исследования в системе высшего юридического образования. // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 5 (50). С. 125-129.

7. Плотникова Н.Ф. Критическое мышление и его формирование в высшем учебном заведении. // Образовательные технологии и общество. 2009. Т. 12. № 1. С. 396-400

8. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы. // Директор школы.1995. № 1. С. 68.

9. Турдиева К.У. Развитие критического мышления у студентов. // Наука и образование сегодня. 2019. № 6. С. 77-78.

10. Мельникова Е.П. Развитие умений работы с источниками информации средствами технологии критического мышления. // Среднее профессиональное образование. 2007. № 4. С. 20-22.

11. Вайтулевич С.Н., Михайлова Т.В., Петрова К.О. Сущность и пути развития критического мышления преподавателя высшей школы. // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 9. С. 34.

12. Бердникова И.А. Применение технологии развития критического мышления студентов для обеспечения качества усвоения учебного материала. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 4. С. 14-22.

13. Набатова Л.Б., Гайнеев Э.Р. Творческо-конструкторская деятельность студентов как средство формирования их критического мышления. // Среднее профессиональное образование. 2009. № 8. С. 22-24.

14. Мельникова Е.П. Критерии и показатели оценки сформированности у студентов критического мышления. // Среднее профессиональное образование. 2009. № 12. С. 55-58.

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, майор полиции Османов Мухамед Мартинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, майор полиции Каширгов Астемир Хасанович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В условиях развития информационного общества, когда от каждого специалиста требуется непрерывное образование и усовершенствование знаний и навыков, социум предъявляет к высшему образованию совершенно новые требования. От современного специалиста требуется настолько эффективный уровень подготовки, что без наличия постоянной работы над собой, любой специалист рискует потерять рабочее место. Поток информации, который должен усвоить современный работник является очень разнообразным и без наличия особых навыков работы с информацией, ее обработка представляется невозможной. Информационное общество затронуло и систему подготовки юристов в юридических вузах России. Право в стране и мире развивается очень быстрыми темпами, подстраиваясь под изменения социума. Преподавателям юридических вузов зачастую очень сложно определить, какой багаж знаний следует предоставить студентам в современном обществе и это становится главной проблемой подготовки будущих юристов.

Ключевые слова: информационное общество, компьютерные технологии, право, преподавание, студент, методика, трансформация, традиционализм.

Annotation. In the context of the development of the information society, when continuous education and improvement of knowledge and skills are required from each specialist, society imposes completely new requirements for higher education. A modern specialist requires such an effective level of training that without constant work on themselves, any specialist risks losing their job. The flow of information that a modern employee must learn is very diverse and without special skills in working with information, its processing is impossible. The information society also affected the system of training lawyers in law schools in Russia. Law in the country and the world is developing very rapidly, adapting to changes in society. Teachers of law schools often find it very difficult to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.