Научная статья на тему 'Технологии продвижения чтения в нечитающую среду. Опыт библиотек России'

Технологии продвижения чтения в нечитающую среду. Опыт библиотек России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
10824
999
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ / ПРОДВИЖЕНИЕ КНИГ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ / ИМИДЖ БИБЛИОТЕКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мелентьева Юлия Петровна

Рассматривается деятельность российских библиотек по привлечению к чтению различных слоев населения. Дается обстоятельный анализ проектов, осуществляемых в этом направлении. Очерчивается круг острых проблем, которые необходимо решить для расширения сферы чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии продвижения чтения в нечитающую среду. Опыт библиотек России»

Библиотековедение

УДК 02 ББК 78.303

ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ В НЕЧИТАЮЩУЮ СРЕДУ.

ОПЫТ БИБЛИОТЕК РОССИИ

© Ю.П. Мелентьева, 2006

Московский государственный университет культуры и искусства 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д.7

Рассматривается деятельность российских библиотек по привлечению к чтению различных слоев населения. Дается обстоятельный анализ проектов, осуществляемых в этом направлении. Очерчивается круг острых проблем, которые необходимо решить для расширения сферы чтения.

Ключевые слова: чтение, культура чтения, продвижение книг, читательские группы, имидж библиотеки.

Многочисленные и весьма авторитетные социологические исследования, проведенные в России в течение последних 15-20 лет, констатируют явное сужение сферы чтения, утрату широкими слоями населения навыков систематического чтения, обеднение чтения детей и подростков и т.п., что, впрочем, вполне соотносится с общей мировой тенденцией.

В этих условиях российская библиотека, основной задачей которой, как правило, прежде являлось продвижение (а до недавних пор - пропаганда) самих книг (авторов, тем, библиографических списков, баз данных и т.д.), вслед за библиотеками других стран начинает осознавать как важнейшую и свою другую задачу - продвижение самого процесса чтения, вовлечение в этот процесс людей, входящих в различные читательские группы, формирование у них отношения к чтению как удовольствию, формирование привлекательного облика библиотеки как места, где всегда можно найти понимание и помощь.

Хотя опыт этой деятельности в России не так продолжителен, как в других странах, материал, полученный в ходе конкурса «Мы и книга», проведенного некоммерческой общественной организацией «Пушкинская библиотека» среди российских библиотек в 2005 г. , позволяет сделать некоторые общие выводы.

Прежде всего, очевидно, что российские библиотеки (библиотекари) сегодня осознают, что привлечение к чтению - весьма сложная задача, решить которую в ходе «кампании», «волевым путем» невозможно: «заставить читать - невозможно, заразить чтением - можно». Кроме того, стало ясно, что интимность самого процесса чтения предполагает личностный, индивидуальный подход к тому, кого мы хотим к чтению приохотить.

Именно поэтому основными своими задачами российские библиотекари считают: формирование дружелюбного облика библиотеки, где каждый может найти помощь; воспитание потребности в чтении у различных категорий читателей; формирование культуры чтения, т.е. умений, позволяющих читателю самостоятельно формировать свой круг чтения.

Дальнейшее глубокое изучение и анализ материалов реализованных проектов, которые прислали более ста российских библиотек на конкурс, позволяют охарактеризовать их деятельность как чрезвычайно многообразную, несущую сильный творческий заряд.

Прежде всего, обращает на себя внимание многообразие и яркость, нестандартность форм деятельности библиотеки.

Многие библиотеки, желая донести идеи о ценности чтения до нечитающих, выносят свои мероприятия за стены библиотек - на улицы, в кафе, в гущу народа.

Целью чрезвычайно интересного, хорошо продуманного и прекрасно организованного библиотечного проекта в г. Астрахани стало продвижение поэзии, привлечение внимания к ней. Библиотека провела открытую общегородскую акцию на улицах, в интернет-кафе, в вузах и других местах.

Акция проходила в три этапа. Первый этап -визуальный. Условный девиз: «Делай стих! Смотри стих!». Авторы акции через творчество Маяковского, Хлебникова, Крученых, Вознесенского, Мориц и др. постарались выявить и показать единую природу стихотворения и изображения. В этом им помогала живопись, аппликация, компьютерная верстка, фотография, бытовые предметы.

Второй этап имел девиз «Стих на слух». Теперь понять стих помогали кино, театр, музыка.

Стихи звучали и в архивных записях, в авторском чтении.

Третий этап акции назывался «Стихия стиха -стихи по почте». В один день человек должен был взять книгу, прочесть стихи и затем отослать кому-то понравившееся стихотворение по почте (электронной почте). Место действия - городской парк, кафе города, интернет-кафе, где были расставлены столики, на них - книги и почтовые принадлежности, почтовые ящики и т.д. Эта акция увлекла весь город, буквально каждый человек, особенно молодой, был охвачен ею.

Цель проекта «Книга - Dolby Digital Surround» (г. Барнаул) - создание положительного имиджа библиотеки среди молодежи, адаптация традиционно существующей формы библиотеки к настоящей социокультурной ситуации в молодежной субкультуре. Проект предполагал формирование связей с коммерческими структурами, которые готовы к сотрудничеству с библиотекой; мониторинг интересов молодежи; совершенствование форм работы с молодежью. Партнерами библиотеки в реализации проекта стали: ночной клуб, развлекательный центр, периодические издания, радио и др.

Реклама о деятельности библиотеки, в частности о проводимом ею конкурсе на лучшее знание классики «На каждую книгу - по фильму», была помещена на улицах, в ночном клубе, на массовых мероприятиях, на веб-сайтах развлекательных учреждений, вузов и в других местах. Подведение итогов показало, что акция успешно выполнила свою задачу - молодежь стала относиться к библиотеке как «к своей» организации.

Задача проекта «Чтение для всех и каждого» (г. Ульяновск) - выйти за пределы сложившейся библиотечной аудитории, ориентируя свои усилия на нечитающую молодежь и мало читающую часть населения; придать продвижению книги новый смысл, увидеть новый ракурс в привычной деятельности.

Проект был направлен на создание программ, ориентированных на преодоление культурной изоляции проблемных социальных групп (трудные подростки, взрослые и дети с ограниченными возможностями); возрождение классической традиции семейного чтения.

В ходе реализации проекта стала понятна необходимость расширения сферы воздействия библиотеки и выход за ее пределы: в книжные магазины; на книжные ярмарки, городские праздники, фестивали книги; в парки, летние лагеря, городские дворы. Проект должен был решить следующие задачи:

• привлечь к реализации программы тех, кто устранился от этой работы, в том числе городские властные структуры;

• сформировать в общественной среде «моду» на чтение;

• привлечь к чтению литературы разных жанров и стилей;

• развить интерес к краеведению, использованию культурного наследия региона в продвижении чтения и др.

В рамках проекта была проведена литературная игра «Симбирский литературный тракт»; «Симбирск глазами поручика Лермонтова»; «Е-майл -любимому автору»; «Прочитай, не пожалеешь»; «Откроем книгу вместе» и др.

Огромный успех имел проект Екатеринбургской областной библиотеки «Мы, кофе и книга». Авторы этого, как они определили сами, «книжногастрономического» проекта имели целью создать новый образ библиотеки в обществе - образ открытой, дружелюбной системы. В этом проекте воплотилась мечта любого читателя о библиотеке, которая не закрывается никогда. Авторы проекта сумели создать ощущение подлинной близости к книге. В библиотеке открыто литературное кафе, которое начинает работать после закрытия самой библиотеки. В кафе, которое называется «Почти восемь» (особым шрифтом выделялись отдельные части этих слов, образовавшие слово «Чтиво»), проходят литературные встречи, обсуждения книг, обмен впечатлениями, общение всех, кто «заглянул на огонек». На сайте библиотеки - открыта «виртуальная кофейня», где каждый читатель и посетитель кафе может высказать свое мнение о книгах, библиотеке, просто о жизни. Библиотечное кафе «Почти восемь» пользуется большой популярностью в городе, особенно в молодежной среде.

Мысль о необходимости чтения лежит в основе проекта «Прочитал... И вам советую» (Нижний Новгород), в ходе которого известные люди города рассказывают о том, что они читают. Проект открыл мэр города. Среди участников проекта должно было сложиться (и складывается) мнение о том, что «человек читающий - человек успешный» (так называлась рубрика в местной газете).

Задача привлечения к чтению нечитающих стояла перед авторами проекта городской библиотеки г. Заречного (Пензенской обл.). В этих целях библиотекари вышли на улицы и провели исследование (опрос, анкета) с видеосъемкой .Они собрали 3 тыс. видеоанкет. Результаты опроса были представлены населению города в фильмах «Читающий Заречный», «Портрет нашего читателя». Был создан и помещен на веб-сайте библиотеки рекомендательный указатель «Читайте лучшее».

Ряд присланных проектов был посвящен проблеме семейного чтения и привлечения к чтению детей.

Проекты «Аз, буки, веди. Читаем всей семьей» (г. Нижний Тагил), «Чтение с рождения» (Тю-

менская обл.), «Читающая семья» (г. Омск) активно проводили мысль о том, что «семья читающая -семья благополучная». В ходе проектов проводились конкурсы (например, «Наш семейный формуляр»), передавались книги в многодетные семьи, была организована «Школа для родителей», создавались рекомендательные пособия и выставки («Когда мы дома всей семьей», «Дети советуют родителям», «Библиотека + семья = ?», «Как увлечь ребенка чтением?»), были напечатаны открытки с текстом колыбельных песен, которые вручались молодым родителям, книжные закладки «Читайте детям 20 минут ежедневно!» со списком книг для маленьких детей.

Идея о привлечении нечитающих детей к чтению лежит в основе проекта «Читаю слушая» (г. Воркута), который предполагает оборудование аудиоабонемента: в России становится модно «читать ушами».

Проект «Сказки нашего двора» (г. Вологда) включает такие мероприятия, как городской праздник детской книги; городской конкурс детского литературного творчества, летняя программа чтения, профессиональный конкурс библиотека-рей-«сказочников». Цель проекта - в утверждении ценности чтения в малом сообществе детей и взрослых (двор) и в большом культурном пространстве родного города.

Ряд проектов был посвящен проблеме продвижения чтения в различные читательские группы.

Так, проект «Мир без границ» был направлен людям с ограниченными физическими возможностями. Он представляет собой поистине уникальный проект: его авторы создали автоматизированное рабочее место (АРМ) для незрячего читателя с выходом в Интернет, обеспечили его тифлооборудованием и необходимыми программами, создав тем самым в библиотеке безбарьерную среду.

Проект «С книгой по жизни» (г. Белгород) адресован пожилым людям и людям, оказавшимся в сложных социальных условиях: ветеранам ВОВ, инвалидам, «афганцам», «чеченцам», а также тем, кто отбывает наказание в воспитательных колониях и тюрьмах.

В рамках этого проекта в областной библиотеке создан центр чтения. Он проводит большую работу по информационной помощи читателям по правовым, экономическим проблемам, касающимся их жизни. Проводятся акции в помощь формированию фондов тюремных библиотек; организован стационарный пункт - выдача книг в госпитале ветеранов войн.

Центр чтения проводит большую работу по ликвидации вторичной неграмотности трудных подростков. Идет постоянное изучение их интересов, в том числе и читательских. Создается банк данных в помощь им по правовым, медицинским,

психологическим проблемам и др. Реализуются специальные программы по вопросам, особенно актуальным в их среде.

Очень интересен проект «Человек читающий» (г. Нижний Тагил), в рамках которого реализуются программы «Читающий администратор», «Читающий предприниматель», «Книги, которые выбирают настоящие мужчины», «Читающий врач», «Читающая милиция» и др.

В ходе реализации этих программ проводится мысль о том, что читатели отличаются от нечита-телей уровнем развития интеллекта, имеют больший объем памяти, лучше владеют речью, читающие люди легче входят в контакт и быстрее находят правильное решение и т. д.

Ряд проектов посвящен проблеме изучения иностранных языков как средства приобщения к чтению - проекты «ФАН (Французский, Английский, Немецкий) центр в библиотеке» и «СИ - ДИ и учи иностранные языки», г. Белгород), «Изучаем английский язык» (г. Краснодар), «Создание ресурсного центра изучения иностранных языков» (г. Великий Новгород) имеют целью привлечеть к изучению иностранных языков, чтению иностранной литературы, организовать содержательный и полезный досуг детей и молодежи. В рамках проектов проходят ярмарки и фестивали иностранной книги, встречи с писателями, переводчиками, преподавателями иностранных языков и др.

Создаются сайты библиотек в Интернете на английском языке, выпускаются сидиромы с информацией о коллекции иностранных книг и деятельности библиотеки, с рекомендательными списками книг для различных читательских категорий.

Часть присланных на конкурс проектов была посвящена формированию культуры чтения, развитию читательской культуры.

В рамках проектов «Творческое чтение классики» (г. Новосибирск), «Лидер чтения» (Приморский край, с. Кавалерово) проводились фотоконкурсы («Портрет читающего человека»), обзоры литературы («Что надо прочесть до 20 лет»), был организован клуб «Человек читающий».

Чрезвычайный интерес представляет собой цикл учебно-методических пособий по методике чтения художественной литературы, созданных новосибирскими библиотекарями: «Медленное чтение», «Аналитическое чтение», «Объемное чтение», «Маркированное чтение» (с карандашом в руках), а также методические разработки - «Виды записей, которыми владеет квалифицированный читатель»; «Словари - друзья и помощники» и др.

Развитию культуры чтения студентов посвящен проект университетской библиотеки г. Омска. Его цель - распространение чтения в студенческой среде; воспитание читательских вкусов; выявление

творческих возможностей студентов. В рамках проекта проведено исследование «Студенты - читатели художественной литературы», что позволило библиотеке скорректировать свою деятельность. Издается газета «Читалка», на страницах которой публикуются материалы, влияющие на формирование культуры чтения студентов, в том числе страничка «Литературный Омск». Работает «поэтическая мастерская», проводятся конкурсы (призы - путевки в спортивный лагерь, абонементы в бассейн и др.), региональный межвузовский поэтический фестиваль; интеллект-шоу; конкурс на лучшую читающую группу; книжный практикум по «заразительному» чтению; программа ЧИПС - читаем, играем, поем, смеемся. Библиотека постоянно издает красочные буклеты о своей деятельности. Ведет постоянный мониторинг интересов и запросов студентов.

Анализ показывает, что во всех проектах, в той или иной степени, используются современные технологии и методы продвижения чтения и представления книги. Это и видеосъемка, и создание веб-сайтов библиотек, и расположение там разнообразной информации, и использование СО-ЯОМ, и многое другое.

Другая особенность современной деятельности библиотек по продвижению чтения и книги заключается в том, что она предполагает широкое партнерство с организациями и учреждениями, для которых также ясна важность заявленной проблемы. Анализ партнеров библиотеки, участвующих в их проектах, показал, что это, прежде всего, администрация города, средства массовой информации (электронные и печатные), общеобразовательные школы, вузы, средние учебные заведения, музеи, библиотеки других ведомств (школьные, вузов-

ские), творческие союзы (писателей, композиторов, художников), благотворительные фонды, неформальные молодежные организации, бизнесмены, правоохранительные органы, госпитали, тюрьмы, вспомогательные школы и многое другое. Исследование показало, что чем более «глубоко» в местную среду «внедрен» проект, чем большее количество людей заинтересовано в его реализации, тем он успешнее.

Таким образом, большинство проектов, осуществляемых российскими библиотеками в этом направлении, посвящены в основном продвижению чтения в молодежную среду; популяризации чтения среди детей; продвижению поэзии; привлечению к чтению людей с ограниченными возможностями. Гораздо реже встречаются проекты, предполагающие работу в среде заключенных, а также проекты, развивающие навыки грамотности и чтения у взрослых.

При этом за пределом внимания отечественных специалистов остаются пока такие острые проблемы, как:

• популяризация чтения среди солдат срочной службы;

• пропаганда чтения среди мужского населения;

• проекты для больных дислексией;

• пропаганда чтения среди этнических меньшинств;

• оказание помощи в развитии базовых навыков грамотности детям-сиротам и нуждающимся детям;

• работа со стационарными пациентами медицинских учреждений и т. п.

Эти проблемы российским библиотекарям еще предстоит осмыслить.

Автор благодарит некоммерческую организацию «Пушкинская библиотека» за возможность использовать в статье материалы проектов, присланные на организованный ею конкурс «Мы и книга» и изученные автором на правах эксперта.

Материал поступил в редакцию 6.G2.2GG6 г.

Сведения об авторе: Мелентьева Юлия Петровна - заведующая кафедрой библиотековедения, профессор, тел. (495) 570-01-44, факс (495) 570-31-88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.