^ Образование в сфере культуры
сти, что, в свою очередь, невозможно без высокого уровня познавательной активности студентов-переводчиков.
Оптимальная организация, планирование, контроль и управление способствуют развитию всех составляющих познавательной ак-
тивности студентов, повышению их интереса к переводческой деятельности. Данные теоретические исследования и выводы подготовили основу для разработки новых форм организации процесса овладения переводческой стратегией.
Примечания
1. Абульханоба-Слабская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — Москва : Мысль, 2010.
— 299 с.
2. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология» : [учебное пособие для студентов пед. ун-тов] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — Москва : Просвещение, 2006. — 272 с.
3. Гуребич, К. М. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы / К. М. Гуревич, Е. И. Горбачева. — Москва : Знание, 2009. — 80 с.
4. Ершоб, А. А. Взгляд психолога на активность человека / А. А. Ервшов. — Москва : Изд-во МГУ, 2011.
— 64 с.
5. Закон РФ «Об образовании», актуальность: август 2012 [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
6. Аернер, И. Я. Современная дидактика: теория и практика / И. Я. Лернер, И. К. Журавлева. — Москва : Изд-во ИТП и МИО РАО, 2003. — 288 с.
7. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : [учеб. для ст-тов высш. учеб. завед.] / И. П. Подласый.
— Москва : ВЛАДОС, 2004. — 574 с.
8. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина.
— Москва : Просвещение, 1979. — 160 с.
9. Щукина, Г. И. Исследование активизации учебно-познавательной деятельности / Г. И. Щукина // Сов. педагогика. — 1983. — № 3. — С. 36—37.
10. Педагогический словарь / под ред. И. А. Каирова. — Москва : АПН, 1960. — Т. 1. — 774 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 035700 «Лингвистика» [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/ d_10Zprm540-1.pdf
ТСЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
УДК 37.013.43 М.М. Атласова
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
В данной статье предпринята попытка анализа методов и приемов приобщения учащихся к национальной культуре на занятиях литературы через анализ русско-якутских, русско-эвенских, якутско-эвенских литературных произведений и во внеурочное время через встречи с интересными людьми, концерты, литературные вечера, театрализованные представления, киносеансы, музейные праздники, исторические игры.
Ключевые слова: краеведение, литература народов, концерты, приобщение к культуре народа, вечера, игры, наблюдение, молодежь.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 159-162 159
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
M. M. Atlasova
North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosova
TECHNOLOGY FAMILIARIZING STUDENTS TO THE NATIONAL CULTURE
This article attempts to analyze the methods and techniques of familiarizing students to the national culture in the classroom literature through the analysis of the Yakut-Russian, Russian-Evenki, Yakut-Evenk literary works and after school through meetings with interesting people, concerts, literary evenings, theatrical performances, film screenings, museum festivals, historic game.
Keywords: local history, literature, people, concerts, introduction to the culture ofthe people, parties, games, watching youth.
В настоящее время весьма остро стоит проблема воспитания детей с учетом специфики каждой национальной культуры. Сегодня среда, в которой растут дети, представляет собой разноплановый характер. Ее наполняют элементы различных традиций и культур. Однако невозможно одновременно постигать все знания сразу, понимать и любить их одинаково. Что-то должно быть в жизни каждого представителя нации особенным.
Таким особенным для будущего поколе-Ф ния народа саха является родная речь и
культура. В настоящее время в школах Якутии занятия по национальной культуре проводятся один раз в неделю, поэтому в образовательных учреждениях дополнительного образования восстребованы внеклассные и внешкольные занятия — кружки, встречи, различные мероприятия. На таких занятиях, как показывает педагогическая практика, дети могут приобщиться к ценностям народной культуры, народного искусства, исконным обрядам и традициям, что позволяет детям школьного возраста познакомиться с духовными ценностями якутского народа.
Воспитание национального достоинства у молодого поколения происходит и в семье. Дома родители, разговаривая со своими детьми на родном языке, учат их языку предков. Но, видимо, этого недостаточно. Очень часто дети, особенно живущие в городах и поселках, районных центрах, со своими бабушками и дедушками поговорить на национальном языке не могут, потому что в шко-
ле все предметы преподаются на русском языке. Конечно, в будущем они — граждане России, поэтому необходимо знать русский язык. Но надо понимать, что народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. Поэтому внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
Исследователи Г. А. Гришина, А. Ф. Родин, Ю. Б. Соколовский, И. И. Бондаренко, Н. П. Милонов, И. И. Бескоровайный и др. в своих работах останавливаются на различных путях и условиях использования краеведческого материала в учебном процессе. Как показывает анализ опыта работы школ, это наиболее распространенный путь реализации принципа связи обучения с жизнью.
В учебный процесс, как показывают исследования, краеведческий материал вводится для обогащения учащихся знаниями об окружающей действительности, развития лексики, формирования умения анализировать и систематизировать учебный материал, для приобщения к исследовательским навыкам. Они справедливо подчеркивают, что непосредственное назначение краеведческого материала выражается в расширении и углу-
^ Образование в сфере культуры
блении знаний учебных дисциплин на примере своего района, республики, в конкретизации учебных предметов фактами, событиями, явлениями местной жизни, в иллюстрации научных положений, доказательств, сравнений.
Такая связь изучаемого на уроке материала с краеведением в литературе рассматривается в целом с дидактических позиций. Литература занимает особое место в формировании личности, духовном развитии человека, его мышления, речи, нравственности, творчества. Введение краеведческого материала в содержание урока способствует пониманию учениками сути культуры, литературы, истории своего народа, являясь необходимой ступенью к приобщению их к традициям национальной культуры.
Литературно-краеведческий материал применяется в целом на уроке-практикуме в целях усвоения и проверки народных знаний у ученика. Сравнение прочитанных русско-якутских, русско-эвенских, якутско-эвенских литературных произведений и их анализ — это тоже достаточно знакомая форма построения урока литературы. В традиционной модели обучения любая такая работа представляет собой ряд заданий, которые детям необходимо выполнить, для того чтобы сделать определенный вывод. Например, дети получают индивидуально-групповые задания о литературных связях, которые предлагаются в виде запрограммированных карточек. Вначале, как правило, ответ сообщает более подготовленный ученик, его рассказ дополняют другие, затем учитель ответы детей поправляет, корректирует, уточняет.
Однако разноуровневый подход можно реализовать и при объяснении новой темы с привлечением краеведческого материала. Будучи одним из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, краеведением, музыкой,
изобразительным искусством и так далее.
Как правило, анализ русско-якутских, русско-эвенских, якутско-эвенских и т.п. литературных связей продолжается во внеурочное время. Формы этого анализа разные. Это и конкурсы на лучшее сочинение, где отражается краеведческая работа; ведение творческих дневников, в которые записываются наблюдения и размышления учеников; устные литературные журналы, где ведется разговор о том, как якутский край нашел отражение в произведениях российских писателей, а также разговор о взаимных связях якутских писателей с представителями литератур других народов. Такая работа, расширяя и углубляя знания учеников, создает базу, на которой нужно строить всю систему внеурочной и внешкольной работы по литературным, художественным традициям народа.
При проведении литературного диктанта можно использовать следующие темы: «Население Севера-Востока России в литературе», «Отражение климата Якутии в литературных произведениях», «Культура народов Крайнего Севера» и т.д., что вполне соответствует усвоению учащимися литературы народов Севера.
При этом более сильным ученикам даются задания по подготовке материала к следующему уроку, и тогда урок строится на основе сообщений детей, где учитель, обобщая выступления учащихся, объясняет наиболее сложные аспекты изучаемой темы.
Систематизировать знания по правилам русского, якутского, долганского, юкагирского, эвенкийского и эвенского языков на основе краеведения полезно, включая в этапы урока отрывки из художественных произведений местных писателей, чтобы тем самым привлечь и воспитать у детей любовь к родному краю.
Таким образом, урочная и внеурочная работа по изучению истории родного села, улуса, республики становится для учащихся лабораторией по формированию самоорганизации, исторического мышления, навыков получения информации, анализа и ее пре-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
зентации. Сбор и фиксация исторической памяти на примере изучения своего села как нельзя лучше соответствует современному потоку технологий и подходов в сложном процессе строительства личности. Они добавляют к общеучебным навыкам информационные и интеллектуальные аспекты, по-
зволяют не только запоминать историческое содержание, но и осуществлять инверсию прошлого на настоящее, реконструировать и интерпретировать историческое событие, то есть все это дает возможность воспитания полноценного гражданина современного общества.
Примечания
1. Ашласова, М. М. Уроки национальной культуры: региональный аспект / М. М. Атласова. — Якутск : Изд-во ЯГУ, 2009.
2. Колокольцев, Е. Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Е. Н. Колокольцев, А. В. Дановский, М. А. Дмитриева и др. ; под ред. Е. Н. Колокольцева. — Москва : Просвещение, 1990.
3. Профессиональная компетентность педагога : учебное пособие. — Санкт-Петербург : Просвещение, филиал в СПб., 2004. — 160 с.
4. Тарасова, М. Н. Уроки предков: методическое пособие для учителей родного (эвенского) языка / М. Н. Тарасова. — Петропавловск-Камчатский, 2011. — 72 с.
5. Фольклор и молодежь: проблемы приобщения детей и молодежи к традициям национальной культуры : [сборник научных статей]. — Вологда, 2011. — 160 с.
Н
ОВЫЕ МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ СОЛЬНОЙ, АНСАМБЛЕВОЙ И ОРКЕСТРОВОЙ ИГРЕ НА КЛАРНЕТЕ И САКСОФОНЕ
УДК 788.6:372.878 В. Г. Подаюров
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье затронуты наиболее часто встречающиеся сложности в обучении игре на саксофоне и кларнете, рассмотрено понятие «амбушюр», представлена методика постановки губного и дыхательного аппарата для извлечения красивого и стройного звука на этих музыкальных инструментах.
Ключевые слова: саксофон, кларнет, амбушюр, постановка, методика, импровизация.
V. G. Podayurov
Moscow State University of Culture and Arts
NEW METHODS OF TRAINING SOLO, ENSEMBLE AND ORCHESTRAL PLAYING THE CLARINET AND SAXOPHONE
This article contains typical difficulties in saxophone and clarinet education. The main line is about "ambushure", lips& breath technique for nice and reach sound.
Keywords: saxophone, clarinet, ambushure, method, improvisation. 162 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 162-166