Научная статья на тему 'Технологии применения компьютера в образовательном процессе'

Технологии применения компьютера в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕР / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПРОГРАММНЫЙ МОДУЛЬ / СРЕДА ПРОГРАММИРОВАНИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / THE COMPUTER / MULTIMEDIA PRESENTATION / THE PROGRAM MODULE / THE ENVIRONMENT OF PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостенко Игорь Николаевич

Рассматривается общая концепция использования преподавательским составом кафедрой информатики и математики компьютерных технологий в учебном процессе, изучаются конкретные виды компьютерных технологий. Annotation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старостенко Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии применения компьютера в образовательном процессе»

Старостенко Игорь Николаевич

кандидат физико-математических наук, начальник кафедры информатики и математики Краснодарского университета МВД России (e-mail:staros80@mail.ru)

Технологии применения компьютера в образовательном процессе

Аннотация

Рассматривается общая концепция использования преподавательским составом кафедрой информатики и математики компьютерных технологий в учебном процессе, изучаются конкретные виды компьютерных технологий.

Annotation

The general concept of the teaching staff of the Department of Informatics and Mathematics, computer technology in education, study specific types of computer technology.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютер, мультимедийная презентация, программный модуль, среда программирования.

Key words: information technology, the computer, multimedia presentation, the program module, the environment of programming,

Приоритетным направлением деятельности кафедры информатики и математики является стремление совершенствовать деятельность по улучшению качества образовательных услуг. Одной из составляющих такого совершенствования является использование компьютера в качестве электронного ассистенте. Компьютер при условии продуманной методики организации процесса обучения, является мощным средством для структурирования и систематизация знаний и умений, для формирования мировоззрения и развития интеллекта слушателя.

Общая концепция использования преподавателями кафедры информатики и математики компьютерных технологий в учебном процессе представляет собой циклический процесс включающий четыре этапа (рис. 1).

Представленная схема с одной стороны является общей концепцией использования кафедрой информатики и математики информационных технологий в образовательном процессе, с другой стороны - это алгоритм, описывающий последовательность действий направленную на получение конечного программного продукта. Для обеспечения работоспособности данного алгоритма и получения функционально пригодного результата необходимо выполнения ряда условий, одним из основных которых является

условие непрерывности. Условие непрерывности заключается в том, что все процессы в выше представленной схеме могут быть описаны только с помощью непрерывных функций, причём как значения аргументов, так и значения получаемых при использовании этих функций результатов, так же должны являться непрерывными зависимостями.

Постановка 1 Разработка

Задачи программного

модуля

4 2

Анализ Внедрение

эффективности инноваций

и огтмизапия

Рис. 1. Общая схема информатизации кафедры информатики и математики

Рассмотрим некоторые виды компьютерных

99

Краснодарский университет МВД России

Кафедра информатики и математики

Тема №1

ВВЕДЕНИЕ В ВЫСШУЮ МАТЕМАТИКУ

по дисциплине «Информатика и математика»

Лекция

Kpiiciiu.uipi'iiiiii унниерсшет МИД России Кафедра информатики и штмтики

Лекция по дисциплине «Информаций! н математика»

Тема №6 Опиты информатики

Краснодарский университет МВД России

Кафедра информатики и математики

4(Х2)-(М(Х)У я а„ а а

Тема №2

ЭЛЕМЕНТЫ

МАТЕМАТИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА

го дисциплине «Информатика и математика» Лекция

Краснодар 2011

Краснодарский университет МВД России

Кафедра информатики и математики

Тема №14

Алгоритмы и программирование

ло дисциплине «Информатика и математика» ЛЕКЦИЯ

2011

технологий разработанные и используемые в учебном процессе преподавательским составом кафедры информатики и математики.

Лекция-визуализация. Лекция-визуализация -результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагоги-ческие исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации. Визуализация лекционных занятий происходит за счет разработки мультимедийных презентаций (рис. 2) в форматах ppt и pdf. Все разрабатываемые презентации удовлетворяют основным требованиям, выдвигаемым к такому типу методического обеспечения:

1. Минимизация текстовой информации за счет использования структурных схем, списков и т.д.

2. Наличие анимационных эффектов.

3. Цветовое оформление слайдов.

4. Использование достаточно крупного шрифта (учитывается специфика той аудитории, в которой будет демонстрироваться презентация).

5. Импорт дополнительных объектов: графика, аудио, видео.

Рис. 2. Мультимедийные презентации

Компьютерные обучающие программы. Компьютерные обучающие программы (рис. 3) предназначены для оптимизации практических занятий по дисциплинам кафедры и представляют собой программные модули реализованные в среде программирования Visual Basic for Application (VBA).

__________________________________100

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2010 • № 3

Кф информация II матшатки

Ктнмкс штьюпнрних щнк’ралч "ВсФшеееыащ’юмпшамшщ'"

Комплекс компьютерных программ "Введение в высшую математику" предназначен для проведения практических занятий по дисциплине "Информатика и математика" по разделу "Математика в юриспруденции".

§ И 0 Группа Задание

I выбрать

Рис. 3. Пример компьютерной обучающей программы по дисциплине "Информатика и математика"

Процесс генерации заданий и последующей их проверки полностью автоматизирован. Самое ценное в данном компоненте - структура заданий и подбор задач. Тип компьютера, операционной системы играет второстепенное значение, хотя, чем шире возможности компьютера, тем больше эффективность применяемой технологии.

Блочно-модульный комплекс. Блочно-модульный комплекс (рис. 4) представляет собой структурированные в автономные организационно-

методические блоки - модули следующие компоненты: электронная лекция, презентация, практические задания, тестовые задания.

Рис. 4. Блочно-модульный комплекс по дисциплине "Информатика и математика"

101

В заключении приведем статистику по укомплектованности некоторых дисциплин кафедры мультимедийными презентациями, электронными обучающими программами и тестовыми заданиями разработанными в среде АКС Контроль.

Основное предназначение блочно-модульного комплекса - предоставление обучаемым оперативного доступа к учебному материалу. Главное достоинство блочно-модульного комплекса - универсальность - обеспечивает его эффективное применение как при проведение аудиторных занятий, так и при самостоятельной подготовке.

Таким образом, основными положениями концепции использования преподавателями кафедры информатики и математики информационных технологий в учебном процессе являются следующие:

1. Системный подход к использованию информационных технологий в учебном процессе.

2. Самостоятельная разработка электронных материалов и программных модулей.

3. Применение гибкой методики использования информационных технологий: сочетание традиционных методов обучения с инновационными.

4. Универсальность разработанных технологий: возможность их использования на аудиторных занятиях, в процессе организации самостоятельной работы курсантов и слушателей, а также для дистанционного обучения.

Дисциплина Специаль ность Укомплектованность

Презентации (лекция) Электронные практические задания

1 2 3 4

Математика 080109.65 85 % 72 % - VBA

Информатика и математика 030501.65 100 % 63 % - VBA 65 % - АКС Контроль

Концепции современного естествознания 030501.65 030505.65 080109.65 100 % 56 % - VBA 56 % - АКС Контроль

Математика и информатика 030505.65 100 % 58% - VBA 71 % - АКС Контроль

Информатика 080109.65 100 % 30 % - VBA 85 % - АКС Контроль

Информационная безопасность 030501.65 100 % 38 % - VBA 80 % - АКС Контроль

__________________________________102

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.