Научная статья на тему 'Технологии преодоления деформации профессионального правосознания субъектов юридической деятельности'

Технологии преодоления деформации профессионального правосознания субъектов юридической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
565
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / СУБЪЕКТ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / DEFORMATION OF LEGAL AWARENESS / PROFESSIONAL LEGAL AWARENESS / SUBJECT / LEGAL ACTIVITIES / LEGAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бреднева Валентина Сергеевна

В статье анализируется спектр технологий преодоления деформации профессионального правосознания субъектов юридической деятельности на основе разнообразных научных течений (психология, социология, педагогика, экономика, юриспруденция). Предлагается авторское определение данных технологий, которое могло бы стать универсальным, отразить их сущность и содержание. Снизить деформирующее воздействие неблагоприятных факторов на рационально-идеологические элементы профессионального правосознания возможно путем применения такой педагогической технологии, как саморазвивающее обучение. На положительное изменение психологических и поведенческих элементов правосознания юристов могут повлиять аутотренинг, когнитивная терапия (психологические технологии); стратегическая сессия, тимбилдинг (социологические технологии); калькулирование юридической деятельности, разработка систем сбалансированных показателей (критериев эффективности) (экономические технологии). Юридические технологии (правотворческая, правоприменительная, непосредственно-реализующая, превентивная) имеют потенциал для качественного изменения всех структурных элементов профессионального правосознания в процессе осуществления субъектами юридической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of Overcoming Deformation of Professional Legal Awareness of Subjects of Legal Activities

The paper analyzes the range of technologies for overcoming deformation of professional legal awareness of subject of legal activities based on a variety of scientific trends (psychology, sociology, pedagogics, economics, jurisprudence). There is given the author’s definition of such technologies which can become a universal one and can reflect their essence and subject matter. It is possible to reduce the deforming effect of adverse factors on rational and ideological elements of professional legal awareness by applying such a pedagogical technology as self-development training. Positive changes in psychological and behavioral elements of legal awareness of lawyers may be caused by auto-training, cognitive therapy (psychological technologies); strategic conversations, team building (sociological technologies); estimation of legal activity, development of balanced score cards (performance criteria) (economic technologies). Legal technologies (law-making, law-enforcement, direct-implementing and preventive technologies) have the potential for qualitative change of all structural elements of professional legal awareness in the process of performing legal activity by the subjects.

Текст научной работы на тему «Технологии преодоления деформации профессионального правосознания субъектов юридической деятельности»

УДК 340.1

Бреднева Валентина Сергеевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции Сахалинского государственного университета

ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СУБЪЕКТОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Bredneva Valentina Sergeevna

PhD in Legal Sciences, Associate Professor, Department of Legal Studies, Sakhalin State University

TECHNOLOGIES OF OVERCOMING DEFORMATION OF PROFESSIONAL LEGAL AWARENESS OF SUBJECTS OF LEGAL ACTIVITIES

Аннотация:

Анализируется спектр технологий преодоления деформации профессионального правосознания субъектов юридической деятельности на основе разнообразных научных течений (психология, социология, педагогика, экономика, юриспруденция). Предлагается авторское определение данных технологий, которое могло бы стать универсальным, отразить их сущность и содержание. Снизить деформирующее воздействие неблагоприятных факторов на рационально-идеологические элементы профессионального правосознания возможно путем применения такой педагогической технологии, как саморазвивающее обучение. На положительное изменение психологических и поведенческих элементов правосознания юристов могут повлиять аутотренинг, когнитивная терапия (психологические технологии); стратегическая сессия, тимбилдинг (социологические технологии); калькулирование юридической деятельности, разработка систем сбалансированных показателей (критериев эффективности) (экономические технологии). Юридические технологии (правотворческая, правоприменительная, непосредственно-реализующая, превентивная технологии) имеют потенциал для качественного изменения всех структурных элементов профессионального правосознания в процессе осуществления субъектами юридической деятельности.

Ключевые слова:

деформация правосознания, профессиональное правосознание, субъект, юридическая деятельность, юридическая технология.

Summary:

The article analyzes the range of technologies for overcoming deformation of professional legal awareness of subject of legal activities based on a variety of scientific trends (psychology, sociology, pedagogics, economics, jurisprudence). There is given the author's definition of such technologies which can become a universal one and can reflect their essence and subject matter. It is possible to reduce the deforming effect of adverse factors on rational and ideological elements of professional legal awareness by applying such a pedagogical technology as self-development training. Positive changes in psychological and behavioral elements of legal awareness of lawyers may be caused by autotraining, cognitive therapy (psychological technologies); strategic conversations, team building (sociological technologies); estimation of legal activity, develop-ment of balanced score cards (performance criteria) (economic technologies). Legal technologies (law-making, law-enforcement, direct-implementing and preventive technologies) have the potential for qualitative change of all structural elements of professional legal awareness in the process of performing legal activity by the subjects.

Keywords:

deformation of legal awareness, professional awareness, subject, legal consciousness, legal activities, legal technology.

В современный период формируются различные технологии (психологические, социологические, педагогические, технические, экономические, юридические) [1], которые могут применяться для преодоления деформации профессионального правосознания юристов.

В авторском понимании деформация профессионального правосознания - динамичное (изменяемое во времени) негативное явление, аномалия развития рационально-идеологических, психологических и поведенческих компонентов правового сознания особых субъектов, профессионально осуществляющих юридическую деятельность. Аномалия развития структурных элементов правосознания - это отклонение от нормы, общей закономерности; несоответствие принятым в обществе ценностям.

Субъекты юридической деятельности испытывают на себе влияние внешней среды: состояние экономики, социальной инфраструктуры, политический режим, дефекты механизма правотворчества и реализации права.

Деформация правосознания может осознаваться юристами в силу наличия образования, субъекты оценивают свое аномальное восприятие права и отклоняющееся поведение в сфере права как способ приспособления к сложной, неблагоприятной окружающей среде.

Технология преодоления деформации профессионального правосознания субъектов юридической деятельности - это совокупность значимых действий, приемов, способов обработки информации и предметов материального мира, производимых последовательно с целью снижения негативного воздействия аномальных элементов профессионального правосознания субъектов на качество и эффективность юридической деятельности.

Неадекватные восприятие, отношение, поведение в сфере права создают риск возникновения неблагоприятных последствий для государства, общества, личности. К негативным последствиям на микроуровне (для самого субъекта и его социального окружения) можно отнести: снижение эффективности труда (ошибочная юридическая деятельность, совершение правонарушений), профессиональное выгорание. На макроуровне (для всего общества и государства) последствиями становятся: коррупционные проявления, ущерб бюджетной системе за счет вывода финансовых ресурсов за рубеж (офшоры), внедрения схем уклонения от уплаты налогов (оптимизация налогов), разработка которых немыслима без участия юристов.

В зарубежной литературе отмечается зависимость верховенства права и стабильности общества от нравственных качеств юристов, их отношения к праву и профессиональной деятельности [2]. Субъекты юридической деятельности (условно категория «юристы») сталкиваются с различными стрессами, большинство из которых являются уникальными для профессии [3]. Это оказывает деформирующее воздействие на структурные элементы профессионального правосознания, препятствует адекватному восприятию правовой реальности.

Среди широкого спектра психологических технологий потенциалом преодоления деформации профессионального правосознания обладают такие, как: аутотренинг, транзактный анализ, создание и использование комнат психологической (эмоциональной) разгрузки, когнитивная терапия.

Субъекты в процессе юридической деятельности склонны придерживаться сложившихся шаблонов поведения, подвержены сформировавшимся убеждениям и стереотипам, которые в нестандартных ситуациях могут оказаться неэффективными. Из-за этого принятые решения могут быть неверными, ситуации конфликтными, а профессиональная юридическая деятельность приобретать эмоционально-негативный оттенок.

Когнитивная терапия - это разновидность психотерапии, которая направлена на изучении взаимосвязи между мыслями, чувствами и поведением субъекта с целью изменения саморазрушающих, нелогичных убеждений и установок.

Традиционная культура, отечественный менталитет затрудняют возможность обращения юристов за психологической помощью к специалистам (обязанность не разглашать информацию клиентов, боязнь последствий, недоверие). В связи с вышеизложенным особое значение имеет аутотренинг - доступная низкозатратная технология психической саморегуляции в виде определенных словесных формул, которые многократно повторяются. Такая технология изучена во многих странах и показала эффективность в снижении воспринимаемого стресса, симптомов тревоги [4].

Юридическая деятельность часто носит индивидуальный, изолированный, монотонный характер, функциональные обязанности субъектов распределены, отдельные модели коммуникативного поведения сформированы, а потому не развиваются навыки командной работы, что в условиях динамично изменяющейся правовой реальности деформирует поведенческие элементы профессионального правосознания юристов, снижает социальный интеллект. Если проанализировать формы коллективной работы в организациях и органах власти, то можно заметить, что они с советских времен не претерпели значительных изменений: совещания, выполнение поручений руководителя и т. д.

Социологические технологии (например, стратегическая сессия, тимбилдинг) предполагают работу с различными группами субъектов, создание благоприятного социального окружения, эффективных способов взаимодействия, закрепление в качестве привычек определенных образцов поведения, формирование общественного мнения.

Такие технологии обладают потенциалом преодоления деформации профессионального правосознания и повышения качества юридической деятельности, поскольку ускоряют процесс разработки правовых актов, управленческо-правовых решений, параллельно улучшая их содержание за счет включения в коммуникацию (обсуждение) большого количества субъектов (экспертов и (или) правоприменителей), что позволяет учесть все детали и разработать реализуемый юридический документ.

Стратегическая сессия - технология групповой работы, направленная на совместное решение ключевых проблем, определение целей и альтернатив, во время которой участники вовлекаются в процесс дискуссии не только рационально, но и эмоционально. Стратегическая сессия отличается от обычного совещания, может длиться 8-10 часов (и больше), проходить в официальной или неофициальной обстановке в виде заседаний, модулей, деловых игр, семинаров рабочих групп с участием внешних специалистов (ведущий, модератор). Это достаточно сложная

и трудоемкая технология, поскольку в случае неправильной организации есть высокий риск отрицательного результата: восприятие субъектами такой сессии как нерациональной траты рабочего и личного времени [5, с. 13-14].

На практике стратегические сессии путают с тимбилдингом. Тимбилдинг - это совершенно иная технология групповой работы, которая способна преодолевать деформацию профессионального правосознания (преимущественно психологических и поведенческих элементов) юристов, она также может проходить в формате деловых игр, заседаний, но направлена на развитие горизонтальных коммуникаций, способов сотрудничества, укрепление корпоративной культуры и не предназначена для поиска стратегически важных решений. Тимбилдинг возможен в форме спортивно-развлекательных мероприятий (например, соревнования по волейболу, пейнтболу, футболу).

О том, что повышение профессиональной устойчивости юристов возможно средствами физической культуры, уже написаны отдельные научные работы [6], что еще в большей степени актуализирует необходимость междисциплинарного анализа технологий преодоления деформации профессионального правосознания субъектов юридической деятельности.

Если психологические и социологические технологии в большей степени направлены на изменение отношения к праву, поведения в сфере права, то педагогические технологии ориентированы на качественное улучшение рационально-идеологических элементов профессионального правосознания. Из многообразия педагогических технологий, применяемых в образовательном процессе, можно выделить: проектирование, кейс-стади, саморазвивающее обучение, мозговой штурм.

Наибольший интерес представляет педагогическая технология саморазвивающего обучения [7, с. 200-240] (как разновидность развивающего обучения [8, с. 130]), которая пришла на смену объяснительно-иллюстративному. Новая технология основана на использовании мотивов самосовершенствования личности, формировании различных способов мышления и не ограничивается механическим использованием памяти. Главным вектором в образовательном процессе становится идея, что важно реализовывать не только познавательные потребности субъекта, но и потребность в самоутверждении (свобода выбора), в самовыражении (выявление своих способностей), в защищенности (профориентация, трудоустройство), в самоактуализации (адаптация в обществе, достижение личных целей). Саморазвитие способствует карьерному росту юриста, развитию его навыков и компетенций, обеспечивает формирование позитивного профессионального правосознания, умения преодолевать кризисные ситуации в профессии [9].

Технические (компьютерные, кибер) технологии базируются на инновационных способах коммуникации между субъектами, искусственном интеллекте. Например, преодолению деформации поведенческих элементов профессионального правосознания могут способствовать программы контроля работы пользователей на компьютере; улучшать состояние психологических элементов правосознания способны технологии, облегчающие способы ведения юридической деятельности (электронная цифровая подпись, программы видеоконференцсвязи, электронная почта).

Экономические технологии заключаются в разработке целостной системы материальных стимулов, профессиональной мотивации к правомерному поведению и эффективной юридической деятельности. Поставленной цели возможно достичь за счет следующих экономических технологий: калькулирование юридической деятельности, разработка систем сбалансированных показателей (критериев эффективности).

Калькулирование юридической деятельности - это процесс расчета стоимости единицы юридической услуги (работы), основанный на утвержденной методике. Калькулирование осуществляется для определения себестоимости той или иной услуги, работы, сопоставления с ценовой политикой конкурентов и спросом клиентов. Для частнопрактикующих юристов, консалтинговых компаний такой единицей измерения может быть время (час работы специалиста), подготовленные документы (плата за исковое заявление, договор), действия (сбор документов, представление интересов в суде). Для субъектов юридической деятельности по найму калькулирование выполняемых ими функций позволяет оценить свой потенциал на рынке труда, перспективы профессионального роста. Это крайне важно, поскольку трудоемкость работы юристов на практике часто занижают, что деформирует психологические элементы профессионального правосознания, формируется отрицательное отношение к профессии [10, с. 1-3; 11, с. 1].

Разработка систем сбалансированных показателей - это технология измерения эффективности деятельности субъектов. Использование показателей может сделать разработанные цели измеримыми.

Юридические технологии преодоления деформации профессионального правосознания являются основополагающими, понимаются как процесс преобразования предметной (юридической) деятельности с целью снижения негативного воздействия аномальных рационально-идеологических, психологических, поведенческих элементов профессионального правосознания.

По способу осуществления они делятся на традиционные и инновационные; по уровню - государственные, локальные, индивидуальные; по значению в правовом регулировании - правотворческая, правоприменительная, непосредственно-реализующая, превентивная [12]. Специфика применяемых на практике технологий в том, что они носят смешанный характер. В одной технологии могут сочетаться достижения различных наук.

Таким образом, экономические, юридические, педагогические технологии в большей степени направлены на корректировку рационально-идеологических элементов правосознания, поскольку предполагают получение новых специальных знаний, представлений, которые возможно воплотить на практике. Психологические технологии призваны изменить в положительную сторону психологические элементы правосознания (отношение к правовым явлениям), т. к. способны влиять на эмоциональное состояние личности. Социологические технологии могут влиять на поведенческие элементы профессионального правосознания, сформировать позитивные правовые установки, заложить новые модели поведения.

В комплексе рассмотренные технологии преодоления деформации правосознания могут сформировать юриста с высокими нравственными и профессиональными качествами, снизить риски профессионального выгорания, повысить эффективность юридической деятельности.

Ссылки и примечания:

1. «Грант Правительства Сахалинской области молодым ученым на реализацию научно-исследовательского проекта "Деформация профессионального правосознания юристов и технологии ее преодоления (№ Н-2 от 08.10.2019)"».

2. Bieliauskaitè J. Value-based Education of Lawyers: Challenges to the Maintenance of Justice // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 93. P. 804-808. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.09.283.

3. Морозов А.В., Жданов С.П., Красавчикова Л.И. и др. Психология профессиональной деятельности адвоката // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 84-94.

4. Servant D., Rougegrez L., Barasino O., Demarty A.-L., Duhamel A., Vaiva G. Intérêt d'un programme self help de gestion du stress sur support numérique // Étude de faisabilité du programme Seren@ctif, L'Encéphale. 2016. Vol. 42. Issue 5. P. 415-420. https://doi.org/10.1016/j.encep.2016.03.010 ; Белокобыльский Н.Д. К вопросу широкого применения психогенной тренировки в условиях Дальнего Востока // Человек и современный мир. 2017. № 10 (11). С. 45-50 ; Волков А.А., Назаров И.Н., Строй Г.В. Педагогический аутотренинг сотрудников органов внутренних дел // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. C. 85-88.

5. Эртел К., Соломон Л.К. Стратегическая сессия: как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем : пер. с англ. М., 2019. 248 с.

6. Аюшеев В.В. Повышение профессиональной устойчивости юристов средствами физической культуры (на примере волейбола) // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). C. 241-243.

7. Селевко. Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М., 1998. 255 с.

8. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения : сб. статей. Томск, 1995. 144 с.

9. Пухарева Т.С. Особенности саморазвития юристов с разным уровнем доверия к себе // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 203-208.

10. Определение Верховного Суда РФ по делу № 49-КГ19-10 от 21 мая 2019 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного суда РФ. URL: http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1770722 (дата обращения: 27.10.2019).

11. Опубликованы первые результаты исследования стоимости судебного представительства. В рамках проекта с участием ФПА были проанализированы свыше 6250 дел в судах обеих юрисдикций [Электронный ресурс] // Адвокатская газета. 2019. 11 апр. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/opublikovany-pervye-rezultaty-issledovaniya-stoimosti-sudebnogo-predstavitelstva/ (дата обращения: 27.10.2019).

12. Бреднева В.С. Классификация и структура юридических технологий // Теоретические и прикладные проблемы науки о человеке и обществе : монография / Арбузова Е.Н. и др.; под общ. ред. М.В. Посновой. Петрозаводск, 2019. С. 43-54.

References:

'Decision of the Supreme Court of the Russian Federation with regard to case no. 49-КГ19-10 dated May 21, 2019', the Official Website of the Supreme Court of the Russian Federation, viewed 27 October 2019, <http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1770722>, (in Russian).

'The First Results of the Research of the Cost of Legal Representation Were Published', Advokatskaya Gazeta, 11 April 2019, viewed 27 October 2019, <URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/opublikovany-pervye-rezultaty-issledovaniya-stoimosti-sudebnogo-predstavitelstva/> (in Russian).

Ayusheev, VV 2018, 'Increasing Professional Stability of Lawyers by Means of Physical Education (as in the case of football)', The World of Science, Culture and Education, no. 6 (73), pp. 241-243, (in Russian).

Belokobylsky, ND 2017, 'On the Question of Applying Psychogenic Training in the Conditions of the Far East', A Man and the Modern World, no. 10 (11), pp. 45-50, (in Russian).

Bieliauskaitè, J 2013, 'Value-Based Education of Lawyers: Challenges to the Maintenance of Justice', Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 93, pp. 804-808, <https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.09.283>.

Bredneva, VS 2019, 'Classification and Structure of Legal Technologies', Theoretical and Applied Research Issues of the Science About a Man and Society: monograph, Petrozavodsk, pp. 43-54, (in Russian).

Davydov, VV 1995, On the Notion of Developmental Teaching: Collection of Works, Tomsk, 144 p., (in Russian). Ertel, C & Solomon, LK 2019, Moments of Impact: How to Design Strategic Conversations That Accelerate Change, (trans.), Moscow, 248 p., (in Russian).

Morozov, AV, Zhdanov, SP & Krasavchikova, LI 2019, 'Psychology of Lawyer's Professional Activity', Psychology and Law, vol. 9, no. 2, pp. 84-94, (in Russian).

Pukhareva, TS 2015, 'Peculiarities of Lawyers Self-Development with Different Level of Trust in Themselves', no. 2, pp. 203-208, (in Russian).

Selevko, GK 1998, Modern Educational Technologies: workbook, Moscow, 255 p., (in Russian).

Servant, D, Rougegrez, L, Barasino, O, Demarty A-L, Duhamel, A & Vaiva, G 2016, 'Intérêt d'un Programme Self Help de Gestion du Stress Sur Support Numérique', Étude de faisabilité du programme Seren@ctif, L'Encéphale, vol. 42. iss. 5, pp. 415-420, <https://doi.org/10.1016/j.encep.2016.03.010>.

Volkov, AA, Nazarov, IN & Stroy, GV 2016, 'Pedagogic Auto-Training of Employees of Internal Affairs Bodies', Modern Knowledge-Intensive Industries, no. 4-1, pp. 85-88, (in Russian).

Редактор: Смирнова Светлана Леонидовна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.