Научная статья на тему 'Технологии предупреждения и разрешения конфликтов'

Технологии предупреждения и разрешения конфликтов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5444
679
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колобов О. А., Дорожкин А. М., Григорьева Н. Е.

Предпринята попытка анализа технологий предупреждения и разрешения конфликтов, рассматриваются вопросы поддержания мира, миротворчества, а также необходимость раннего предупреждения конфликтов при взаимодействии с такими международными организациями, как ООН, ОБСЕ, ЦПК и др. Анализируются теоретические и практические стороны предупреждения и разрешения конфликтов, развивающаяся многосторонняя дипломатия и стратегии принятия решений. Говоря о возросшей необходимости предупреждения конфликтов, представляется целесообразным обозначить технологии предупреждения их нежелательной эскалации. В первую очередь речь идет о взаимосвязи мер по предупреждению конфликтов, а также о плодотворном сотрудничестве организаций по управлению конфликтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CONFLICT PREVENTION AND CONFLICT RESOLUTION

The article examines the field of peace-keeping, peace-making, and the need for prevention of conflicts at early stages as applicable to the organizations at the international level such as the UN, CSCE, CCP, etc. The theory and practice of conflict prevention and conflict resolution as well as the developing field of multilateral diplomacy and decision-making are analysed. In the context of the growing need for conflict prevention, the typology of instruments for preventing unwanted escalation is outlined. A package of conflict prevention measures and good coordination between the conflict-managing organizations are needed in the first place.

Текст научной работы на тему «Технологии предупреждения и разрешения конфликтов»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИЯ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

© 2007 г. ОА. Колобов, А.М. Дорожкин, Н.Е. Григорьева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского fmo@nnov.ru

Поступила в редакцию 25.04.2007

Предпринята попытка анализа технологий предупреждения и разрешения конфликтов, рассматриваются вопросы поддержания мира, миротворчества, а также необходимость раннего предупреждения конфликтов при взаимодействии с такими международными организациями, как ООН, ОБСЕ, ЦПК и др. Анализируются теоретические и практические стороны предупреждения и разрешения конфликтов, развивающаяся многосторонняя дипломатия и стратегии принятия решений. Г оворя о возросшей необходимости предупреждения конфликтов, представляется целесообразным обозначить технологии предупреждения их нежелательной эскалации. В первую очередь речь идет о взаимосвязи мер по преду-

преждению конфликтов, а также о плодотворном

фликтами.

На сегодняшний день выработка эффективных технологий предупреждения и разрешения конфликтов является одной из неотложных задач, стоящих перед обществом. Согласно теории социального конфликта Ральфа Дарендор-фа, автора конфликтной модели общества, наличие конфликтов в социальных процессах «естественно и неизбежно» [1]. В период изменений, происходящих в обществе в настоящее время, нестабильности экономической и политической среды усиливается фактор риска, что зачастую приводит к повышенному социальному напряжению. Представляется необходимым определить непосредственные причины возникновения и возможной эскалации конфликтов. Одними из основных факторов, влияющих на динамику конфликта, являются наличие военной угрозы, неудовлетворенность населения экономическим положением государства в целом, политическим курсом, дискриминация, несоблюдение прав человека, неравное участие в принятии политических решений, нежелание органов власти идти на компромисс и т.д. Вопрос о раннем предупреждении конфликта при этом имеет большое значение для эффективного проведения операций по поддержанию мира. В 50-е гг. XX в. был впервые введен в научный оборот термин «превентивная дипломатия», неоспоримым лидером в использовании которой является ООН. В 1988 г. ООН была удо-

сотрудничестве организаций по управлению кон-

стоена Нобелевской премии за деятельность по поддержанию международного мира и безопасности, - это лишь еще одно доказательство ее неоспоримых достижений [2]. К огромному сожалению, однако, существуют такие примеры, которые заставляют задуматься о безукоризненной оценке курса ООН. Опыт в Руанде, Югославии подталкивает нас к пересмотру позиций ООН по данному вопросу, а также убеждает в необходимости многосторонней деятельности с целью предотвращения конфликтов и избежания насилия. Совет Безопасности ООН, контролирующий проведение миротворческой миссии, определяет масштабы, цели и временные рамки операций по поддержанию мира. Наличие финансовой и политической поддержки со стороны государств-членов, четкое руководство миротворческой операцией и многостороннее сотрудничество предопределяют успешное выполнение задачи. К числу организаций, которые могут оказывать влияние на политику предупреждения конфликтов, можно отнести Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), создавшую Центр по предупреждению конфликтов (ЦПК), международные контактные группы, представляющие собой союз государств, имеющих определенные интересы в том или ином регионе, а также гуманитарные и неправительственные организации (НПО) [3]. Роль гуманитарных организаций

и НПО чрезвычайно важна в проведении мониторинга с целью выявления напряжения в обществе, поддержании мира в постконфликтном пространстве, оказании гуманитарной и социальной помощи. Как показывает опыт предыдущего столетия, лишь тесное сотрудничество миротворческих организаций способно осуществить эффективную работу, направленную на мобилизацию международного сообщества, и своевременно выработать стратегии управления конфликтом. Истории известно множество примеров, когда в сфере международных отношений доминировали силовые методы разрешения конфликтов, где речь шла о перераспределении ресурсов, сфер влияния, а вес на международной арене определялся военным потенциалом [4].

После окончания «холодной войны» человечество переживало стремительный рост числа конфликтных ситуаций, тем не менее в то время наблюдалось изменение в подходах к урегулированию конфликтов и споров. Все большее внимание уделялось ведению переговорного процесса. Одним из показательных примеров мирного разрешения международных конфликтов считается расторжение норвежско-шведской унии в 1905 г. Стефан Нореен, государственный секретарь Швеции по сотрудничеству северных стран, отмечает «политическую мудрость, которая была характерна для тех переговоров», подписанный договор при этом является «источником вдохновения для тех, кто участвует в активной работе по достижению мирного разрешения конфликтов» [5]. Развитие дипломатии и мировой политики, процессов экономической и политической интеграции способствовало усилению роли международных организаций в ходе разрешения конфликтных ситуаций. Взаимодействие государств во всех сферах жизни общества в настоящее время ориентирует на совместный поиск решения задач, на признание мирных переговоров одним из лучших путей достижения цели. Сотрудничество как взаимовыгодная стратегия урегулирования конфликта имеет своей целью достижение консенсуса, при котором решение, выработанное сторонами, закрепляется юридическими документами. Участники конфликта имеют право обращаться в международные правовые инстанции, где особая роль принадлежит Международному суду ООН. Деятельность Международного суда, одного из главных органов ООН, учрежденного в 1945 г., согласно его Статуту, рассматривает споры лишь при обоюдном согласии на это сторон. Это еще раз доказывает, что нормы права являются основным критерием

оценки и принятия политических решений в современном обществе.

Конфликт полифункционален по своей природе: одновременно он создает угрозу подрыва внутригосударственной или международной стабильности и дает толчок к поиску конструктивного решения проблемы. Часто войны определяли характер исторических эпох, оказывая воздействие на социальную организацию и структуру общества; для государств, оказавшихся под угрозой вовлечения в войну, это воздействие означает принятие долгосрочных обязательств, проведение дипломатических, а также военных приготовлений для подобной возможности [6]. Следует строго различать конфликтное отношение как некую стабильную структуру явного для сторон противоречия в целях и интересах и конфликтное взаимодействие как последовательность действий каждой стороны, направленных на усиление своих позиций, принуждение, угрозы и нанесение ущерба противнику. Существенно, что в конфликтном взаимодействии каждая сторона предпринимает действия с учетом своего образа ситуации, образа прошлых или ожидаемых действий другой стороны. Понятия эскалации и затухания конфликта относятся, очевидно, именно к конфликтному взаимодействию [7]. Рассматривая вооруженные конфликты с целью приобретения политической власти, мы подразумеваем стороны, которые не способны прийти к взаимовыгодному решению, достичь консенсуса посредством переговоров. Но конфликт даже с самым высоким уровнем насилия не всегда является войной. Согласно определению войны Рональда Г лоссопа, это масштабный конфликт с применением насилия, который объявляется правительствами или стремится к учреждению правительств. Существует два основных типа войн. Первый имеет место, когда одно общество с единым управлением (или группа таких обществ) сражается против другого общества с единым управлением (или группой таких обществ). Конфликт подобного типа с применением насилия является внешним. Второй тип имеет место, когда происходит борьба между группами за контроль над правительством в рамках общества с единым управлением, - это внутренние войны [8]. Однако в ходе истории тип конфликта и методы, которыми он ведется, претерпели значительные изменения.

Еще в 1997 году Национальным советом по разведке США выделялось три тенденции, которые сделают традиционные подходы к безопасности недостаточными: во-первых, боль-

шинство современных конфликтов являются

внутренними, а не конфликтами между государствами; во-вторых, некоторые государства не смогут выполнить основные функции - предоставление социальной защиты, обеспечение стабильности и роста; в-третьих, правительства тех стран, которые свободны от бедности и политической нестабильности, обнаружат, что они теряют контроль во многих сферах жизнедеятельности в силу процессов глобализации и продолжающейся информационной революции [9].

Со времени окончания холодной войны предмет исследований в области безопасности «расширился» и «углубился». «Расширение» связано с включением в рассмотрение таких невоенных угроз, как ухудшение состояния окружающей среды, перенаселенность, массовые перемещения беженцев, национализм, терроризм. Под «углублением» понимается рассмотрение безопасности индивидов и групп, а не только внешних угроз государствам [10]. Одним из новых подходов, который вызывает все больший интерес как на Западе, так и в России, является так называемое обеспечение личностной безопасности. Между традиционными подходами к безопасности и личностной безопасностью существует множество связей. И тот и другой подход занимаются предотвращением конфликтов. Традиционная безопасность проявляла интерес к этому вопросу, поскольку государства предпочитают реализовывать свои интересы при помощи более дешевых средств, чем война. Личностная безопасность также не может быть обеспечена в условиях вооруженного конфликта. При любых подходах важной задачей является снижение уязвимости субъекта безопасности. Традиционные подходы использовали для обеспечения порядка такие концепции, как государство, территориальный суверенитет, социальный контракт. Одна из основных и трудных задач в сфере обеспечения безопасности - эта создание работоспособной коалиции [11].

Очевидно, что конфликты, наносящие непоправимый ущерб людям, природе, конфликты, связанные с насилием, должны быть предупреждены или ограничены. Предупреждение конфликта заключается в первую очередь в воздействии на все или некоторые его элементы до того, как открытое противостояние возникло. Поэтому в зависимости от причин и характера конфликта предупредительная деятельность может быть весьма разнообразной. На социальном уровне речь идет о выявлении и устранении крупных экономических, социальных и политических факторов, дезорганизующих общественную и политическую жизнь. Нестабильность

экономики, политическая неустроенность, неорганизованность и неэффективность системы управления - все это служит постоянным источником внутренних и внешних конфликтов. Предупреждение их предполагает последовательное проведение социальной, экономической, культурной политики в интересах общества в целом, укрепление правопорядка и законности и т.д. Правовые нормы воздействуют на причины конфликта, на его предпосылки (конфликтную ситуацию), на его развитие и разрешение, на последствия завершения конфликта. Во-первых, правовая норма оказывает информационное воздействие, предупреждает о последствиях того или иного действия. Во-вторых, она декларирует ценности, признаваемые обществом и государством. В-третьих, правовая норма обладает принудительной силой в отношении тех, кто игнорирует ее требования. При нарушении нормы вступает в действие правоприменительный механизм, начинают функционировать учреждения и должностные лица, призванные применять право.

Динамика конфликта представляет собой процесс, предполагающий обоюдную активность сторон, следовательно, для того чтобы погасить конфликт, стороны должны заключить договор относительно норм и правил, которые позволили бы им определить реальное соотношение сил. Достижение консенсуса и компромисса являются одними из основных технологий в ходе урегулирования конфликта. Пытаясь обозначить некоторые общие подходы к достижению консенсуса, отметим, что представляется оправданной следующая позиция: конфликтами необходимо управлять таким образом, чтобы не только минимизировать потери, но и максимально увеличить общую выгоду для противоборствующих сторон. Консенсус представляет собой приемлемое для конфликтующих сторон решение, в выработке которого все члены группы сознательно и рационально принимают участие.

Компромисс в отличие от консенсуса ориентирован на решение спорной проблемы совместными усилиями сторон и в основном состоит из взаимных уступок. Консенсус и компромисс, будучи родственными, взаимосвязанными стратегиями, чаще всего являются результатом переговоров конфликтующих сторон. Из всех способов преодоления противоборства сторон переговоры между ними являются наиболее эффективными. Процесс переговоров может начаться, если стороны, во-первых, помимо противоречащих интересов имеют и значимые общие интересы, во-вторых, считают возмож-

ным достижение определенного понимания или соглашения, которое для них более выгодно, чем другие альтернативы, в-третьих, вступают в дискуссию в поисках взаимно удовлетворяющего решения. В переговорах должен учитываться как можно более широкий спектр мнений. Принимая во внимание тот факт, что в переговорах может быть задействовано множество совершенно различных участников, отметим, что результат достижения согласия может быть незначительным. В то же время с увеличением числа участников переговоров повышаются шансы формирования устойчивой коалиции. Человечество накопило огромный опыт ведения переговоров. В последние десятилетия выкристаллизовались определенные правила и определенные процедуры их ведения. Определяются стороны переговоров, непосредственные участники, предмет, каналы взаимной коммуникации, информация. Переговоры становятся более успешными по мере укрепления доверия между участниками. Помимо конфликтующих сторон в переговорном процессе могут участвовать арбитры и посредники. Арбитраж и простое посредничество при этом различаются степенью регламентации процедуры переговоров: в арбитраже она более упорядочена, хотя и не требует соответствия судебным правилам. Посредник также не навязывает сторонам никакого решения, а лишь способствует ходу переговоров между ними.

Рассмотрим основные положения предупреждения и разрешения политических и международных вооруженных конфликтов. Динамика политического, как и любого другого конфликта имеет некоторые универсальные стадии (скрытое назревание противоречий, напряженность, эскалация и разрешение). Однако центральным моментом противостояния в политике является борьба элит за власть. В демократических условиях эта борьба имеет интегрирующую функцию, поскольку способствует рациональному урегулированию интересов отдельных общественных групп. Она приводит к упадку и даже кризису общества и государства, если ведется некомпетентными в управлении, коррумпированными группами и без какого-либо влияния общественных групп на характер борьбы. Известно, что главным легитимным средством разрешения политических конфликтов является конституция. Иногда, особенно в условиях перехода к качественно новому состоянию общества, возникает необходимость ее пересмотра.

Существуют, однако, обстоятельства, которые затрудняют проведение конституционной

реформы. Не рекомендуется, в частности, проводить ее в ходе коренной трансформации экономической системы. Деловая активность с самого начала нуждается в большой правовой уверенности, так что конституция должна быть принята до начала трансформации. Обеспечить серьезную основу для преодоления отчуждения и создания атмосферы доверия между представителями государства и населения чрезвычайно трудно даже в условиях стабильного общества. Чтобы конфликты между населением и элитами оставались в конституционных рамках, не привели к необратимым для общества последствиям, необходимо выполнение определенных условий: создание серьезного базиса доверия населения к политике и политикам; приоритет профессиональных качеств при кадровом формировании органов власти; создание демократических общественных организаций по контролю за действиями и сменяемостью власти; пресечение деятельности экстремистских организаций и движений и др. Что касается способов разрешения политических конфликтов, их выбор зависит от субъектов конфликта, его места и времени. В одних случаях для достижения согласия используется механизм референдумов и выборов, в других оно обеспечивается с помощью указов, декретов, приказов исполнительной власти или принятия необходимых законов (парламент). Формы разрешения конфликтов могут быть как силовыми (подавление, принуждение), так и ненасильственными (поиск консенсуса и компромисса).

Наиболее сложными для разрешения представляются международные вооруженные конфликты. Новое в разрешении подобного рода конфликтов некоторые исследователи обычно связывают с различением двух основных подходов. Традиционный связан с разрешением противоречий, лежащих в основе конфликта, и согласуется с существующими социальными теориями, в которых достаточно полно отражены происходящие в мире изменения. Второй подход выработан в последние годы. Он связан с идеей «миросозидания», направленной на всеобъемлющее миротворчество, а также (в узком смысле) на ограничение самой возможности вооруженного конфликта. Методы миросозидания включают в себя постоянные поиски объединяющих начал и развитие институциональных способов избежания конфликтов. Частично данный подход уже апробирован (ввод войск в Боснию, разъединение враждующих сторон в Абхазии и Южной Осетии, греческой и турецкой общин на Кипре и т.д.) и показал свою, хотя и относительную эффективность. Своевременное

воздействие на конфликтную ситуацию обычно предотвращает появление кризиса. Так, ряд конфликтов, назревших в 1970-1980-е гг. между отдельными республиками (Армения - Азербайджан, СССР - Прибалтика), могли быть вовремя смягчены различными путями и методами.

Народная дипломатия как вид урегулирования международных конфликтов также может быть эффективной, поскольку улучшает взаимопонимание и доверие на разных уровнях путем переговоров, обмена визитами, совместных проектов, организации культурной и материальной помощи и т.д. [12].

Современное общество нуждается в сохранении устойчивости. В демократическом обществе существует множество конфликтных ситуаций, но интенсивно используются старые и создаются новые разнообразные институты, предназначенные для их разрешения. Все это создает благоприятную почву для предупреждения разного типа конфликтов или их мирного разрешения.

Список литературы

1. Дарендорф, Р. Теория социального конфликта / Р. Дарендорф. Подробнее: Официальный сайт Службы тематических толковых словарей -http://www.glossary.ru

2. Druke, L. The United Nations in Conflict Prevention / L. Druke // The Art of Conflict Prevention edited by Werner Bauwens & Luc Reychler. Brassey’s Atlantic Commentaries No. 7. - London, 1994. - P. 27.

3. Таннер, Ф. Предотвращение конфликтов и разрешение конфликтов: пределы многостороннего участия / Ф. Таннер // Международный журнал Красного Креста, 2000. Подробнее: Официальный сайт Международного журнала Красного Креста -http://www. icrc. org

4. Лебедева, М.М. Возможные выходы из конфликтной ситуации / М.М. Лебедева // Политическая конфликтология. - М.-Н. Н., 2002. - С. 91.

5. Обзор тез. докл. Междунар. конф. «Опыт мирного разрешения конфликтов». PR-отдел МГИМО (У) - Новости. Подробнее: Официальный сайт PR-отдела МГИМО (У) - http://www.pr.mgimo.ru

6. Blackburn, R. Geopolitics and the Mode of Security / R. Blackburn // War and Geopolitics edited by Prof. Nikolai S. Rozov. - Novosibirsk, 2003. - P. 323.

7. Розов, Н.С. Война всегда рядом: сущность и происхождение массового организованного насилия / Н.С. Розов // Война и геополитика / Под ред. Н.С. Розова. - Новосибирск, 2003. - С. 96.

8. Glossop, R.L. Confronting War: An Examination of Humanity’s Most Pressing Problem / R.L. Glossop // Jefferson, NC; L.: McFarland and Co, Inc., 1987. - P. 212, 21-37.

9. DCI National Intelligence Council / Global Trends 2010. - Washington, DC: GPO, November 1997. - P. 8.

10. Paris, R. Human Security: Paradigm Shift or Hot Air? / R. Paris // International Security. - 2001. -Vol. 26, No. 2. - P. 97.

11. Балуев, Д.Г. Новые подходы к безопасности / Д.Г. Балуев // Современная мировая политика и проблемы личностной безопасности: Монография. -Н. Новгород, 2002. - C. 119.

12. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. - М., 2003. - C. 218-278.

METHODS OF CONFLICT PREVENTION AND CONFLICT RESOLUTION

O.A. Kolobov, A.M. Dorozhkin, N.E. Grigoryeva

The article examines the field of peace-keeping, peace-making, and the need for prevention of conflicts at early stages as applicable to the organizations at the international level such as the UN, CSCE, CCP, etc. The theory and practice of conflict prevention and conflict resolution as well as the developing field of multilateral diplomacy and decision-making are analysed. In the context of the growing need for conflict prevention, the typology of instruments for preventing unwanted escalation is outlined. A package of conflict prevention measures and good coordination between the conflict-managing organizations are needed in the first place.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.