Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЯВКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ КАК СПОСОБ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЫБОРОВ'

ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЯВКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ КАК СПОСОБ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЫБОРОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
446
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ELECTORAL CAMPAIGN / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ELECTORAL TECHNOLOGY / ЛЕГИТИМНОСТЬ / LEGITIMACY / ЯВКА ИЗБИРАТЕЛЕЙ / TURNOUT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Селезнев Павел Сергеевич, Мокин Александр Борисович, Соболев Александр Викторович

В статье рассматривается один из самых актуальных вопросов прошедшего электорального цикла 2017 г. - соотношение категорий «величина явки избирателей» и «легитимность выборов». Многообразие позиций по данной проблеме в российской экспертной и научной среде породило неоднозначное восприятие указанной дискуссионной темы. Авторы подробно анализируют региональные политические технологии повышения явки избирателей в день голосования, их механизмы, особенности и показатели итоговой эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY INCREASE VOTER TURNOUT ON THE VOTING DAY AS A WAY OF LEGITIMIZING ELECTIONS

The article considers one of the most pressing issues of the last electoral cycle in 2017 - the ratio of the «value voter» and «the legitimacy of the elections». The variety of positions on this issue in the Russian expert and scientific environment gave rise to an ambiguous perception of the specified discussion topics. The authors analyzed regional political technology increase voter turnout on the voting day, their mechanisms, characteristics and indicators of overall performance

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЯВКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ КАК СПОСОБ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЫБОРОВ»

СЕЛЕЗНЕВ Павел Сергеевич,

доктор политических наук, заместитель директора по персоналу ректората, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ 125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, 49

+7 (499) 943-93-63 pseleznev@fa.ru

МОКИН Александр Борисович,

магистрант 2-го курса направления подготовки «Зарубежное регионоведение» Московского государственного института международных отношений (У) МИД РФ 119454, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76

+7 (964) 563-82-11 mokin-ab@mail.ru)

СОБОЛЕВ Александр Викторович,

магистрант 2-го курса направления подготовки «Политическое управление» Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 82

+7 (985) 123-85-13 alexsobolev94@bk.ru)

23.00.02 — политические институты, процессы и технологии

ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЯВКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ КАК СПОСОБ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЫБОРОВ

Аннотация. В статье рассматривается один из самых актуальных вопросов прошедшего электорального цикла 2017 г. - соотношение категорий «величина явки избирателей» и «легитимность выборов». Многообразие позиций по данной проблеме в российской экспертной и научной среде породило неоднозначное восприятие указанной дискуссионной темы. Авторы подробно анализируют региональные политические технологии повышения явки избирателей в день голосования, их механизмы, особенности и показатели итоговой эффективности.

Ключевые слова; выборы, избирательная кампания, избирательные технологии, легитимность, явка избирателей.

УДК - 324 ББК - 66

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

Seleznev Pavel Sergeevich,

doctor of political Sciences, Deputy Director of personnel administration, associate Professor, Department of political science

of the Financial University under the Government of the Russian Federation 125993, Russia, Moscow, LeningradPR-t, 49

+7 (499) 943-93-63 pseleznev@fa.ru

Mokin Alexander Borisovich,

graduate student of the 2nd course of specialty «Foreign regional studies», Moscow state Institute of international relations (U) of the MFA of the Russian Federation 119454, Russia, Moscow, PR-t Vernadskogo, d. 76 +7 (964) 563-82-11 mokin-ab@mail.ru)

Sobolev Alexander Viktorovich,

graduate student of the 2nd course of specialty «Political control» of the Russian Academy of national economy and state service under the RF President 119571, Russia, Moscow, PR-t Vernadskogo, 82

+7 (985) 123-85-13 alexsobolev94@bk.ru)

TECHNOLOGY INCREASE VOTER TURNOUT ON THE VOTING DAY AS A WAY OF LEGITIMIZING ELECTIONS

Abstract. The article considers one of the most pressing issues of the last electoral cycle in 2017 - the ratio of the «value voter» and «the legitimacy of the elections». The variety of positions on this issue in the Russian expert and scientific environment gave rise to an ambiguous perception of the specified discussion topics. The authors analyzed regional political technology increase voter turnout on the voting day, their mechanisms, characteristics and indicators of overall performance.

Keywords: elections, electoral campaign, electoral technology, legitimacy, turnout.

Низкая явка как отличительная черта электорального цикла 2017 г.

Состоявшиеся в Российской Федерации 10 сентября 2017 г. региональные выборы породили большое количество тем для дискуссии. Одним из краеугольных камней стал вопрос о наличии или отсутствии прямой зависимости между такими категориями, как «величина явки избирателей» и «легитимность выборов». На первый взгляд этот вопрос кажется надуманным и намеренно обозначенным для отвлечения общественного внимания от других, более существенных аспектов прошедших избирательных кампаний.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

Действительно, с отменой в 2006 г. минимального порога явки избирателей, а также с введением в 2012 г. единого дня голосования во второе воскресенье сентября (за исключением совпадения с циклом федеральных кампаний) российские выборы при любом уровне участия электората в день голосования и при отсутствии на них серьезных и значимых для итогового результата нарушений будут признаны легальными, а при отсутствии каких-либо массовых протестов, требований пересмотра итогов выборов — легитимными.

Однако вызывает удивление размах и общая стоимость различных региональных

проектов повышения явки избирателей. Следовательно, возникает вопрос о том, с какой целью были развернуты столь масштабные акции привлечения граждан на избирательные участки в день голосования:

— было ли это выполнением региональными властями установок федерального центра на высокие показатели для формальной отчетности об успешной работе?

— реализовывалась ли задача разработки и апробации различных технологий мобилизации населения?

— были ли прошедшие региональные выборы «генеральной репетицией» президентской избирательной кампании 2018 г., в ходе которых отлаживались все основные механизмы российской электоральной машины?

Заметим, что изначально не предполагалось, что явка избирателей в прошедший электоральный цикл будет высокой. Намечавшаяся тенденция к снижению активности граждан лишь продолжилась на выборах 10 сентября 2017 г., хотя рекордно низкой явки не было ни в одном регионе. Тем не менее в большинстве случаев ее показатели оказались ниже, чем на предыдущих аналогичных выборах [2].

Мнения экспертов об уровне явки электората на выборы и отношение российской политической элиты к избирательному процессу

До старта избирательных кампаний российские эксперты утверждали, что низкая явка избирателей на выборы вполне естественна и не должна вызывать каких-либо сомнений или опасений. Так, в докладе Российского общественного института избирательного права отмечается, что «уровень явки избирателей на федеральных, региональных и муниципальных выборах не может служить механизмом оценки легитимности и демократичности процедур, а участие граждан в голосовании не говорит о доверии к избирательной системе в целом» [9].

По мнению вице-президента Центра политических технологий Р.Ф. Туровского, явка — «один из самых неустойчивых показателей и может сильно отличаться на

выборах разных уровней». «Всегда есть часть избирателей, которая по тем или иным причинам не видит интереса в своем участии в выборах: одних все устраивает, и они не видят смысла в голосовании, а других, напротив, категорически не устраивает список участников, и им тоже не хочется идти на выборы. Поэтому, если не делать голосование обязательным, можно ожидать большие и непредсказуемые колебания явки» [9], — поясняет он.

Российские эксперты вводят понятие естественной явки, или региональной нормы. Президент фонда «Петербургская политика» М.Ю. Виноградов заявляет, что этот феномен является ключевым в российских условиях и определяется следующими факторами:

1) электоральной традицией и историей региона;

2)качеством избирательной кампании;

3) отношением граждан региона к выборам [9].

О естественности низкой явки в российских условиях и об отсутствии корреляции между ней и легитимностью выборов говорится в докладе, подготовленном Экспертным институтом социальных исследований, в котором можно выделить три ключевых положения:

• высокая явка не создает бомльшую легитимность;

• высокая явка не свидетельствует напрямую о качестве демократии;

• высокая явка не создается высокой конкуренцией [14].

В подтверждение своих выводов эксперты приводят шесть наиболее конкурентных избирательных кампаний, которые проводились в стране с 2012 г. и на которых явка не превышала 40%.

Об отсутствии непосредственной связи между уровнем явки и легитимностью говорит политолог А.А. Пожалов. По его мнению, наиболее важным критерием является «согласие всех участников и общества с их результатами, отсутствие протестов и юридических претензий к выборам» [8], что отнюдь не обязательно связано с явкой.

Кроме того, высказывались критические замечания в адрес указанных выше

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 10 • 2017

позиций: некоторые российские аналитики и представители политических кругов настаивают на том, что низкая явка «снижает легитимность избранных» [6] институтов. Помимо этого, существуют своего рода компромиссные позиции, согласно которым явка не важна при свободных конкурентных избирательных кампаниях. Однако в случае выборов «референдумно-го типа», когда они представляют собой инструмент легитимации принятых решений и публичного одобрения выдвинутых от власти кандидатов, крайне желательно, например, «чтобы более 50% избирателей пришли поддержать врио [губернатора региона - прим. авт.], которого назначил Президент» [8]. Данная ситуация является противоречивой: с одной стороны, выборы выступают институтом легитимации принятых властных и управленческих решений, а, с другой стороны, масштаб их поддержки со стороны граждан оказывается не важен.

Между тем мировая практика свидетельствует, скорее, о наличии довольно сильной корреляции между уровнем явки электората на выборы и легитимностью власти, а также доверием граждан к избирательной системе. По мнению зарубежных политологов, низкий уровень явки говорит о неудовлетворенности населения политикой властей, которая сочетается с отсутствием либо альтернатив, либо взаимосвязи (по крайней мере, в представлении избирателя) между участием в выборах и изменением существующего политического курса [15, с. 206].

Широко известно, что выборы в демократическом государстве предполагают соответствие следующим критериям: открытости, тайности голосования, конкурентности, непосредственности участия, равному представительству, всеобщности.

Но в российских условиях, когда происходит доминирование исполнительной ветви власти над законодательной и судебной, а интересы управленческой системы ставятся выше всеобщих принципов демократии, возникает иная логика мышления правящей элиты, характеризующаяся следующими особенностями.

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 10 • 2017

Во-первых, каждый электоральный цикл воспринимается как стресс и зона риска, неизвестности для управленческой и законодательной элит.

Во-вторых, ситуация с непредсказуемостью и высокой динамикой избирательных кампаний отрицательного влияет на работоспособность управленческой системы в целом, что открыто признает даже первое лицо российского государства [11].

В-третьих, естественной реакцией правящих кругов на возникающую с определенной периодичностью электоральную угрозу является стремление к сохранению своего статус-кво, а значит, и следующие действия:

• формирование и реализация стратегии «заблаговременной победы» (пример для всеобщего подражания подается с уровня Президента РФ) [5];

• минимизация остроты реальной конкуренции и борьба действующих игроков от власти по большей части со слабыми соперниками-оппозиционерами, «выжигание» российского политического поля [4];

• корректировка правил электоральной игры с максимальной выгодой для действующей власти (особенно ярко это продемонстрировали прошедшие муниципальные выборы 2017 г. в Москве, перед которыми была радикально трансформирована система избрания местных депутатов) [1, с. 16].

В-четвертых, существует динамика проведения выборов «референдумного типа», когда во время избирательных кампаний отсутствует высокая конкуренция, а со стороны избирателей высказывается одобрение действующей властью и происходит «продление» ее мандата на управление.

В-пятых, приходящие к власти в России «молодые технократы» больше ориентированы на собственную управленческую эффективность, а не на масштабные электоральные успехи (по мнению экспертов, высокие результаты некоторых губернаторских избирательных кампаний 2017 г. обеспечила прямая поддержка Президента РФ и федерального центра) [3].

Квинтэссенцией сложившейся парадоксальной ситуации может служить народный анекдот: «Выборы в России — это

как просмотр фильма «Ирония судьбы, или С легким паром...», на Новый год: результат всем давным-давно уже известен, но традиция есть традиция».

При этом реальную явку граждан на выборы определяют следующие основные факторы:

• конфликты региональных элит;

• неспособность оппозиции качественно отрабатывать местную повестку;

• предсказуемость кандидатов от оппозиционных партий;

• отсутствие кадрового обновления среди партийных кандидатов на выборах [7].

В данном случае вопрос о легитимности или нелегитимности российских выборов и тех институтов, которые были с их помощью сформированы, встает с особой остротой. Приведем еще одно экспертное мнение по этому поводу. В аналитическом докладе Агентства политических и экономических коммуникаций указываются следующие аргументы в поддержку тезиса о легитимности прошедших в стране выборов 2017 г.:

1)соблюдение принципа легальности (законности) выборов;

2)отсутствие административных усилий по искусственному завышению явки;

3)выборы обеспечили представленность всех основных политических сил и наиболее популярных политических партий;

4) поствыборная ситуация не создает оснований для каких-либо массовых протестов, требований пересмотра итогов выборов и иных скандалов;

5) граждане были достаточным образом информированы о проведении выборов (кроме Москвы), и неявка была их личным выбором, который никак не расшатывает легитимность прошедших кампаний [3].

С некоторыми из представленных выше утверждений можно не согласиться, особенно с отсутствием административных усилий по искусственному завышению явки: очень ярок пример с запредельными показателями досрочного голосования на выборах депутатов седьмого созыва Барнаульской городской Думы Алтайского края, которые составили 5,44% [11]. При этом, как отмечают специалисты в области политических технологий, без админи-

стративной мобилизации число досрочно голосующих граждан составляет не более 2% от общей явки [10].

Таким образом, мы видим, что поскольку прогнозы низкого уровня вовлеченности и участия избирателей в региональных выборах 2017 г. сбылись, то прогосудар-ственные эксперты и аналитики предприняли попытки скорректировать общественное мнение, внедрив в него мысль, что явка избирателей никак не отражается на легитимности избранных институтов власти. Данный тезис противоречит результатам фундаментальных теоретических исследований ученых-политологов.

Технологии повышения явки избирателей в день голосования

Вполне очевидно, что подобная информационная экспертная экспансия стала лишь одним из способов дать ответ на возникший вызов абсентеизма. В то же время гораздо более масштабная кампания была развернута непосредственно в субъектах Российской Федерации, чтобы стимулировать избирателей принять участие в выборах.

Ниже приводится таблица, в которой рассмотрены основные проекты и технологии повышения явки избирателей в день голосования на избирательные участки, применявшиеся во время региональных избирательных кампаний 2017 г.

По итогам рассмотрения региональных технологий повышения явки избирателей в день голосования можно сделать следующие выводы.

Во-первых, основной целевой аудиторией технологического воздействия являлась молодежь. Данный приоритет можно назвать неоднозначным. С одной стороны, молодежь — это наиболее подверженная абсентеизму социальная группа, противоборство с аполитичными настроениями которой является очень трудоемким и ре-сурсозатратным. Даже самая высококачественная и эффективная работа по ее мобилизации на выборы в день голосования не может дать хороших результатов в сжатых временных рамках одной избирательной кампании. С другой стороны, старшее поколение «советской закалки», со-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

Таблица 1.

Технологии повышения явки, использованные на региональных избирательных кампаниях в 2017 г.

Регион Явочный проект Организатор проекта Целевая аудитория проекта Механизм явочного проекта

Алтайский край Массовое досрочное голосование Администрация г. Барнаул Бюджетники, родители школьников, сотрудники ОИВ г. Барнаул Административное давление

Вологодская область Конкурс «Голосуем всей семьей» Молпарламент региона при поддержке Законодательного собрания Вологодской области Молодежь и люди среднего возраста, имеющие семьи Выдача ценных призов победителям конкурса

Калининградская область Продление времени работы УИКов на 2 часа Законодательное собрание Калининградской области Все граждане Административное решение

Акция «Я решаю 2017» Избирком региона, Агентство по делам молодежи региона, калининградская организация «Российский Союз Молодежи» Впервые голосующие избиратели Выдача ценных призов победителям конкурса

«Танцевальный марафон» Калининградская организация «Российский Союз Молодежи» Молодежь Привлечение внимания к выборам

Краснодарский край Присвоение УИКам имен известных жителей Кубани Избирательная комиссия Краснодарского края Все граждане Акцент на патриотические чувства граждан, просвещение, сохранение исторической памяти

Новосибирская область Конкурс селфи и видеороликов на УИКах Молодежная избирательная комиссия Новосибирской области Молодежь Выдача ценных призов победителям конкурса

Омская область Первый городской форум молодых избирателей Избирательная комиссия Омской области при содействии Омского горизбиркома Впервые голосующие избиратели Образование, воспитание, повышение правовой культуры

Раздача билетов на концерт на УИКах Общественная палата Омской области Молодежь Бесплатный концерт с участием популярного музыкального исполнителя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкурс селфи на УИКах Омское областное телевидение (12 канал) Молодежь Выдача ценных призов победителям конкурса

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

Пермский край Проект «Сделай выбор» Департамент культуры и молодежной политики г. Пермь Молодежь Распространение бесплатных билетов в кино для пришедших на выборы

Продление времени работы УИКов на 2 часа Избирательная комиссия и Законодательное собрание Пермского края Все граждане Административное решение

Акция «Мне не плевать. Я пойду голосовать!» Нет точных данных Молодежь и граждане среднего возраста, автомобилисты Повышение правовой культуры граждан

Молодежный концерт «Остаемся в городе» Правительство Пермского края Молодежь Бесплатный концерт с участием популярных музыкальных исполнителей

Мобильное приложение «Мои выборы» Избирательная комиссия Пермского края Молодежь Информирование граждан о выборах 10 сентября 2017 г.

Проект «Подслушано Избирком» Молодежная избирательная комиссия Пермского края Молодежь Создание групп в социальных сетях, информирование граждан о выборах 10 сентября 2017 г.

Республика Карелия Продление времени работы УИКов на 2 часа Законодательное собрание Республики Карелия Все граждане Административное решение

Рязанская область Квест «Встретимся на выборах» Избирательная комиссия Рязанской области Молодежь Бесплатное приглашение для граждан, посетивших выборы

Саратовская область Праздничный концерт в день голосования Департамент национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы Все граждане Бесплатный концерт с участием популярных творческих коллективов

Свердловская область Акция «Беспроигрышная лотерея» Правительство Свердловской области Все граждане Розыгрыш ценных призов: квартир, автомобилей и др. подарков

Фестиваль «Уральские самоцветы» Благотворительный фонд поддержки и развития общественных инициатив «Уральские самоцветы» Все граждане Серия спортивных мероприятий, концертов, конкурсов, праздников, розыгрыш призов и подарков

«Лектор-просветитель» Правительство Свердловской области Молодежь, сотрудники государственных и частных предприятий Образование, воспитание, повышение правовой культуры

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

Тверская область Акция «Территория выборов» Избирательная комиссия Тверской области Все граждане Информирование граждан о выборах 10 сентября 2017 г.

Конкурс селфи на УИКах Экобутик «Афанасий» Молодежь Выдача ценных призов победителям конкурса

Челябинская область Фотоконкурс «Объективный выбор» Молодежная избирательная комиссия Челябинской области Молодежь Повышение интереса молодежи к теме выборов, а также их правовой культуры

Ярославская область Акция «Символ города предсказал явку на выборы» Общественное движение «ЯрГражданин» Все граждане Повышение интереса граждан к теме выборов

Мобильное приложение «Выборы 76» Избирательная комиссия Ярославской области Молодежь и граждане среднего возраста Повышение интереса граждан к теме выборов, информирование об избирательной кампании

Проект «ЯрКарта» Правительство г. Ярославль Пенсионеры, социально незащищенные слои населения Предоставление скидок и льгот социально не защищенным слоям населения

Межрегионал ьные проекты Проект «Голосовач» АНО «Центр прикладных исследований и программ» Молодежь Выдача ценных призов победителям конкурса

Приложение для знакомств «Вместе на выборы» Сервис знакомств «Мамба» Молодежь Поиск пары для совместного посещения выборов

Проект «Не проспи выборы» ООО «Эдвайт» Все граждане Информирование граждан о выборах 10 сентября 2017 г.

ставляющее ядро голосующего сейчас электората, неумолимо сокращается. Следовательно, необходимо заниматься гражданским воспитанием и повышением правовой культуры молодежи (на это были направлены 22,58% проектов), но качественные результаты такой работы станут очевидны только по прошествии значительного временного периода.

Во-вторых, основной механизм манипуляции общественным созданием и поведением — это обращение к корыстным чувствам граждан (45,16%). В долгосрочной перспективе он является крайне опасным, так как при частом повторении может вызвать у избирателей своеобразное «привыкание к легкой наживе» во время проведения выборов. Данный подход к повышению

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

явки способен решать лишь конъюнктурные задачи по мобилизации электората. Кроме того, стоит отметить, что использование технологий «мягкой силы» в проектах составило 41,94%, а применение мер административного характера зафиксировано в 12,9% случаев.

В-третьих, главным заказчиком рассматриваемых проектов повышения явки избирателей в день голосования выступали региональные органы исполнительной и законодательной власти, местные избирательные комиссии и их молодежные отделения (74,2%), которые брали на себя основные организационные функции и финансовые затраты на их проведение. Стоит отметить, что в некоторых случаях вопросом повышения явки занимались частные

компании (9,67%), общественные организации и научно-исследовательские структуры (12,9%). Помимо этого, кандидаты на выборные должности также реализовывали собственные проекты мобилизации своих сторонников, но делали это более локально.

Очевидно, что на итоговую явку избирателей в день голосования влияют боль-

шое количество различных факторов вплоть до погодных условий. Тем не менее, если абстрагироваться от них и попытаться извлечь только фактор реализации явочных проектов в субъектах Российской Федерации, можно получить следующие результаты.

Таблица 2.

Соотношение явки на региональные выборы 2017 г. с другими региональными и федеральными

избирательными кампаниями

Регион Явка на выборах 2017 г., % Явка на выборах в Государственную Думу 2016 г., % Явка на последних/ предыдущих выборах руководителя региона, % Явка на последних/ предыдущих выборах ЗакС региона, % Динамика явки

Алтайский край 22,19 40,77 34,38 40,21 Отрицательная

Вологодская область 24,47 40,80 29,72 40,60 Отрицательная

Калининградская область 39,33 44,00 39,59 42,99 Отрицательная

Краснодарский край 42,03 51,20 46,04 44,73 Отрицательная

Новосибирская область 13,11 34,88 30,73 30,71 Отрицательная

Омская область 21,35 38,74 33,95 38,37 Отрицательная

Пермский край 42,51 35,17 48,92 (2000 г.) 35,11 Положительная

Республика Карелия 29,25 39,60 50,36 (2002 г.) 39,41 Отрицательная

Рязанская область 36,15 43,30 43,67 37,79 Отрицательная

Саратовская область 54,73 64,40 74,99 (2000 г.) 46,93 Положительная

Свердловская область 37,31 41,50 32,05 (2003 г.) 41,31 Отрицательная

Тверская область 21,86 41,60 41,47 41,46 Отрицательная

Томская область 25,77 33,86 41,31 (2003 г.) 33,63 Отрицательная

Челябинская область 32,36 44,37 42,48 41,38 Отрицательная

Ярославская область 33,86 37,80 59,78 (2003 г.) 31,29 Положительная

Источник: ЦИК РФ [13].

Возможные сценарии развития ситуации

В сложившихся условиях возможны три наиболее вероятных варианта дальнейших действий со стороны власти:

1)сохранить существующую модель поведения — наиболее простой и наименее затратный вариант, способный, тем не ме-

нее, привести к политическим и социальным кризисам в долгосрочной перспективе;

2) качественно работать над устранением основных причин абсентеизма среди граждан Российской Федерации, что является довольно действенным, но ресурсозат-ратным методом;

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 10 • 2017

3)больше внимания уделять работе с протестными и негативно настроенными частями электората, создавать иллюзию, что выборы конкурентные и есть реальные альтернативы провластным кандидатам на всех уровнях, что голос избирателей действительно важен, а их участие в выборах реально оказывает влияние на политическую ситуацию в стране.

Список литературы:

[1] Амиантов А.А., Кисляков Е.А., Соболев А.В. Муниципальный электоральный цикл в Москве: новые вызовы // Вопросы политологии. 2017. № 2 (26).

[2] Аналитический доклад «Итоговая конкуренция, электоральная динамика и закономерности результатов избирательной кампании-2017». 2017. 21 сентября // URL: https:// komitetgi.ru/analytics/3446/.

[3] Аналитический доклад «Региональные выборы - 2017: конкуренция, легитимность и обновление элиты». 2017. 12 сентября // URL: http://www.apecom.ru/projects/item.php? SECTI0N_ID=92&ELEMENT_ID=4039.

[4] Аналитический обзор хода губернаторских кампаний в России. Выпуск 1. 2017. 6 июня // URL: http://www.minchenko.ru/analitika/ analitika_72.html.

[5] Доклад «Сценарии позиционирования Владимира Путина в президентской избирательной кампании». 2017. 23 марта // URL: http://www.minchenko.ru/analitika/analitika _66.html.

[6] За низкой явкой поискали конкуренцию. 2017. 6 сентября // URL: https://www. kommersant.ru/doc/3403080.

[7] Кадровый голод тормозит обновление партийных лифтов. 2017. 31 июля // URL: https://iz.ru/export/google/amp/626683.

[8] Кремлевские эксперты считают законность выборов важнее явки. 2017. 6 сентября // URL: https://www.vedomosti.ru/politics/ articles/2017/09/05/73 2542-kremlevskie-eksperti.

[9] Легитимность выборов отвязали от явки. 2017. 5 сентября // URL: https://iz.ru/641302/ angelina-galanina/manipuliatcii-iavkoi.

[10] Политические технологии: работа над ошибками / Под ред. Е.Б. Малкина, Е.Б. Суч-кова. М.: НП ИД «Русская панорама», 2016.

[11] Путин: Говорить о начале президентской кампании в РФ преждевременно. 2017. 5 сентября // URL: https://rg.ru/2017/09/05/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

putin-govorit-o-nachale-prezidentskoj-kampanii-v-rf-prezhdevremenno.html.

[12] Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Информация о выборах и референдумах. Выборы депутатов Барнаульской городской Думы седьмого созыва // URL: http://www.altai_terr.vybory. izbirkom.ru/region/region/altai_terr?action= show&root=1&tvd = 42 2422 08 92 80&vrn = 4224220892 75&region=22&global = &sub _region = 0&prver = 0&pronetvd = 0&vibid = 422422089280&type=379.

[13] Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Информация о выборах и референдумах // URL: http://www. izbirkom.ru/region/izbirkom.

[14] Экспертный институт социальных исследований. Доклад «Единый день голосования. Предварительные подходы к качественному анализу». 2017. 6 сентября // URL: https: //regnum.ru/uploads/docs/2017/09/06/ regnum_file_1504689145800518.pdf.

[15] Franklin M. Electoral Engineering and Cross-National Turnout Differences: What Role for Compulsory Voting? // British Journal of Political Science. 29 (1). 1999.

Spisok literatury:

[1] Amiantov A.A., Kislyakov E.A., Sobolev A.V. Municipal'ny'j e'lektoral'ny'j cikl v Moskve: novy'e vy'zovy' // Voprosy' politologii. 2017. № 2 (26).

[2] Analiticheskij doklad «Itogovaya konku-renciya, e'lektoral'naya dinamika i zakono-mernosti rezul'tatov izbiratel'noj kampanii-2017». 2017. 21 sentyabrya // URL: https:// komitetgi.ru/analytics/3446/.

[3] Analiticheskij doklad «Regional'ny'e vy'bory' - 2017: konkurenciya, legitimnost' i obnovlenie e'lity'». 2017. 12 sentyabrya // URL: http://www.apecom.ru/projects/item.php? SECTI0N_ID=92&ELEMENT_ID=4039.

[4] Analiticheskij obzor xoda gubernatorskix kampanij v Rossii. Vy'pusk 1. 2017. 6 iyunya // URL: http://www.minchenko.ru/analitika/ analitika_72.html.

[5] Doklad «Scenarii pozicionirovaniya Vladimira Putina v prezidentskoj izbiratel'noj kampanii». 2017. 23 marta // URL: http:// www.minchenko.ru/analitika/analitika_ 66.html.

[6] Za nizkoj yavkoj poiskali konkurenciyu. 2017. 6 sentyabrya // URL: https://www. kommersant.ru/doc/3403080.

[7]Kadrovy'j golod tormozit obnovlenie partijny'x liftov. 2017. 31 iyulya // URL: https: //iz.ru/export/google/amp/626683.

[8] Kremlevskie e'ksperty' schitayut zakonnost' vy'borov vazhnee yavki. 2017. 6 sentyabrya // URL: https://www. vedomosti.ru/politics/articles/2017/09/05/ 732542-kremlevskie-eksperti.

[9] Legitimnost' vy'borov otvyazali ot yavki. 2017. 5 sentyabrya // URL: https://iz.ru/ 641302/angelina-galanina/manipuliatcii-iavkoi.

[10] Politicheskie texnologii: rabota nad oshibkami / Pod red. E.B. Malkina, E.B. Suchkova. M.: NP ID «Russkaya panorama», 2016.

[11] Putin: Govorit' o nachale prezidentskoj kampanii v RF prezhdevremenno. 2017. 5 sentyabrya // URL: https://rg.ru/2017/09/ 05/putin-govorit-o-nachale-prezidentskoj-kampanii-v-rf-prezhdevremenno.html.

[12] Central'naya izbiratel'naya komissiya Rossijskoj Federacii. Informaciya o vy'borax i

referendumax. Vy'bory' deputatov Barnaul'skoj gorodskoj Dumy' sed'mogo sozy'va // URL: http://www.altai_terr.vybory.izbirkom.ru/ region/region/altai_terr?action=show&root = 1&tvd=422422089280&vrn=422422089275®ion =22&global=&sub_region=0&prver=0&pronetvd= 0&vibid=422422089280&type=379.

[13] Central'naya izbiratel'naya komissiya Rossijskoj Federacii. Informaciya o vy'borax i referendumax // URL: http://www. izbirkom.ru/region/izbirkom.

[14] E'kspertny'j institut social'ny'x issledovanij. Doklad «Ediny'j den' golosovaniya. Predvaritel'ny'e podxody' k kachestvennomu analizu». 2017. 6 sentyabrya // URL: https:// regnum.ru/uploads/docs/2017/09/06/regnum _file_1504689145800518.pdf.

[15] Franklin M. Electoral Engineering and Cross-National Turnout Differences: What Role for Compulsory Voting? // British Journal of Political Science. 29 (1). 1999.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели). Возможно присвоение грифов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.