Научная статья на тему 'Технологии построения электронных образовательных ресурсов для организации обучения студентов программированию'

Технологии построения электронных образовательных ресурсов для организации обучения студентов программированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СКРИНКАСТИНГ / ЭКРАННОЕ ВИДЕО / ВИДЕОЗАХВАТ / A TECHNIQUE TRAINING TO COMPUTER SCIENCE / PROGRAMMING / EXPERTISE IN PROGRAMMING / E-LEARNING / QUALITY OF EDUCATION / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / TECHNOLOGY / TRAINING / SCREENCAST / VIDEO SCREEN / VIDEO CAPTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин П.В., Горохова Р.И.

В статье рассмотрены основные проблемы организации обучения студентов разделу «Программирование» и пути решения данных проблем, с использованием разработанного авторами электронного образовательного ресурса, в основе которого положена технология скринкастинг. Результаты использования ресурса в учебном процессе при подготовке студентов показали повышение уровня сформированности компетенции в области программирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of construction of electronic educational resources for training students Programming

In the article the basic problems of the organization of teaching students the section "Programming" and the ways of solving these problems using developed by the authors of electronic educational resources, which is based on technology screencast. The results of using the resource in the educational process in the preparation of the students showed an increase of the level of formation of competence in the field of programming.

Текст научной работы на тему «Технологии построения электронных образовательных ресурсов для организации обучения студентов программированию»

Технологии построения электронных образовательных ресурсов для организации обучения студентов программированию

1 2 П.В. Никитин , Р.И. Горохова

1 Марийский государственный университет, Йошкар-Ола 2Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы организации обучения студентов разделу «Программирование» и пути решения данных проблем, с использованием разработанного авторами электронного образовательного ресурса, в основе которого положена технология скринкастинг. Результаты использования ресурса в учебном процессе при подготовке студентов показали повышение уровня сформированности компетенции в области программирования.

Ключевые слова: методика обучения информатике, программирование, компетенция в области программирования, электронное обучение, качество обучения, электронный образовательный ресурс, технологии обучения, скринкастинг, экранное видео, видеозахват.

Современное общество предъявляет к образованию все возрастающие требования, реализация которых находит отражение в новых стандартах и их внедрении в процесс обучения. Повышение качества образования всегда было и остается приоритетным, и дополнительными возможностями для изменения эффективности процесса обучения, направленного на повышение качества образования и решения вопросов стандартов, является использование информационных технологий. Информационные технологии дают возможность разработки и внедрения различных электронных средств от учебников до разного вида материалов. Вопросы технологии разработки и методики использования различных электронных материалов занимают все большее место среди научных исследований [1-4].

Информационные технологии позволяют реализовать различные методы и технологии обучения любых образовательных областей. Особое место в подготовке учителей информатики и специалистов инженеров разных направлений занимает раздел «Программирование».

Программирование основная область информатики, развивающаяся очень стремительно и разносторонне, занимающее все большие сферы деятельности человека. В области программирования разрабатываются новые интегрированные среды языков. Особенности обучения программированию рассматриваются и изучаются различными учеными (Ершов А.П., Жужжалов В.Е., Терехов А.Н. и другие) [5, с.39].

В школьном курсе разные программы информатики общего и среднего уровней обучения предлагают изучение различных языков программирования. Следовательно, учитель информатики должен быть готов к преподаванию программирования на разных процедурных и объектно-ориентированных языках, знать основы web-программирования, владеть основами компьютерного моделирования и разрабатывать программные средства обучения с их последующей реализацией. То же самое касается и будущих инженеров, которым необходимы навыки программирования для проектирования и моделирования профессиональных задач. Следовательно, в процессе обучения в вузе у студентов необходимо сформировать компетенцию в области программирования. Под ней мы будем понимать способность студентом применять знания, умения и личностные качества для решения учебных задач на конкретном языке программирования, выбора нужного подхода к разработке алгоритма в зависимости от специфики решаемой задачи, а также создания готового программного продукта [6].

Система высшего профессионального образования на современном этапе использует основные формы обучения, к которым относятся лекции, практические и лабораторные работы. Причем, все лабораторные и практические работы завязаны на теоретическую часть, которая дается на лекциях. Следовательно, у студента, пропустившего по каким-либо причинам лекции, возникают проблемы во время выполнения лабораторных работ. С другой стороны, более продвинутые студенты, которым очень

интересна данная область информатики и которые идут с опережением выполнения заданий, из-за нехватки теоретического материала должны притормаживаться в выполнении лабораторных работ. Кроме этого, испытывают большие затруднения в обучении и студенты заочной формы обучения, которым большую часть учебного материала необходимо изучать самостоятельно. Следовательно, студентам необходимо предоставить учебные средства обучения для самостоятельного изучения материала [7].

В настоящее время существует большое количество литературы по изучению различных языков программирования, причем как в печатной, так и в электронной форме представления. Но, к сожалению, даже в большинстве образовательных электронных пособиях учебная информация представлена в виде текста с рисунками. Как показывает практика, данная форма представления учебного материала по программированию не очень хорошо усваивается студентами. Кроме этого, при возникновении ошибок в коде программы, в данных пособиях студентам не предоставляется информация по их устранению, что влечет собой понижение мотивации к изучению. Так же многие студенты хотят, чтобы в предоставляемом учебном материале были демонстрационные примеры, а также предоставлялся выбор изучения нескольких языков программирования.

Для решения вышеописанных проблем преподавателями кафедры математики и информатики и МОМиИ Марийского государственного университета был разработан электронных образовательный ресурс (ЭОР) «Программирование» (рис.1). В данном ЭОР представлены учебные материалы по трем видам программированию: процедурному, объектно-ориентированному, web-программированию. Причем каждый из студентов может выбрать для изучения один из предложенных языков программирования. Кроме этого, в ЭОР имеется возможность скачать необходимое для изучения программное обеспечение (ПО).

™ .iiXv1 , Л

Ж;

Sfnan

Ш' 01' Г AMiV i Щ' ОЯАИИ £

Электронное учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведении

Языки и системы nporpajvonqtoBaiDLH

Pascal АБС

Boi'landDELPHI

Lazarus

Nodepad++

DENVER

Никит™ TLB., Mojry, 3014

1 ДЙЙЯ««««-*^

-j,triirkcd.oan?ntFleine

Рис. 1. - Электронный образовательный ресурс «Программирование»

ЭОР имеет дружественный интерфейс, несложную структуру и предоставляет студентам просматривать видеоуроки по изучению определённого языка программирования, лабораторные работы, дополнительный материал (продвинутые лабораторные работы), дополнительное ПО и рекомендуемую литературу.

Отметим, что вся теоретическая информация, содержащаяся в уроках ЭОР, представлена в форме видео (аудиовизуализирована). Данная форма представления учебного материала позволяет при ее изучении активизировать у студентов слуховой, зрительный и моторный каналы получения информации, что позволяет усваивать до 65% полученной информации (данные ЮНЕСКО). Кроме этого, в конце каждого видеоурока студентам предлагается интерактивный тест на освоение ими полученного материала.

В основу разработки видеоуроков была положена технология стринкастинг (англ. screen - экран и англ. Broadcasting - передача, вещание -технология, позволяющая передавать для широкой аудитории видеопоток с записью происходящего на компьютере пользователя [8]), для чего авторами

был проведен анализ программного обеспечения, позволяющее осуществлять данную технологию [9].

В настоящее время ЭОР «Программирование» внедрен в процесс обучения будущих учителей информатики физико-математического факультета Марийского государственного университета и на радиотехнический факультет Поволжского государственного технологического университета при обучении студентов дисциплине «Информационные технологии». Результаты эксперимента доказывают положительное влияние внедрения данного ЭОР на качество обучения студентов программированию Анализ проводился в программе «Автоматизированная система анализа результатов психолого-педагогических исследований» [10].

Работа подготовлена в рамках внутривузовского гранта на выполнение научно-исследовательских работ ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», договор № 2014-012б. Регистрационный номер НИОКР -115021610070.

Литература

1. Елисеев И.Н., Елисеев И.И., Ларина Т.Н., Кривошеев Н.В. Моделирование характеристик диагностических средств для оценки информационных компетенций студентов // Инженерный вестник Дона. 2014. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2566.

2. Кузнецов Д.Б., Полевщиков И.С., Лясин В.Н. Методика автоматизированного контроля знаний студентов по дисциплине «теория вычислительных процессов» // Инженерный вестник Дона. 2013. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2041

3. Toktarova V.I., Korobeynikova A. A. Implementation of interdisciplinary connections in the university e-learning environment // Austrian journal of humanities and social sciences. 2014. № 7-8. С. 138-140.

4. Использование инновационных технологий в образовательном процессе: монография / Е. Н. Рогановская, Л.Н. Порядина, П. В. Никитин [и др.]; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. -Красноярск: ООО «Центр информации», ЦНИ «Монография», 2014. - 236 с.

5. Никитин П.В. Формирование предметных компетенций в области информационных технологий будущих учителей информатики на основе междисциплинарного подхода. Дисс. канд. пед. Наук. - М., 2013. - 220 с.

6. Никитин П.В., Мельникова А.И., Горохова Р.И. К вопросу о формировании предметных компетенций в области информационных технологий будущих учителей информатики // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. - № 4. - URL: evestnik-mgou.ru/Articles/View/487

7. Никитин П.В. Организация индивидуального обучения будущих учителей информатики с применением современных информационных технологий // Образовательные технологии и Общество (Educational Technology & Society), 2014. Т. 17. № 3. С. 569-583. - ISSN 1436-4522. URL: ifets.ieee.org/russian/ periodical/journal.html

8. Notess Greg R. Screencasting for Libraries // ALA TechSource. - Chicago, 2012. - 110p.

9. Choosing a Screencasting Tool. URL: indoition.com/screencasting-tool-choosing.htm.

10. Горохова Р.И., Никитин П.В. Возможности современных информационных технологий в проведении психолого-педагогических исследований // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2012. - V.15. -№2. - C.390-411. - ISSN 1436-4522. URL: ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html.

References

1. Eliseev I.N., Eliseev I.I., Larina T.N., Krivosheev N.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2566.

2. Kuznecov D.B., Polevshhikov I.S., Ljasin V.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2041

3. Toktarova V.I., Korobeynikova A.A. Austrian journal of humanities and social sciences. 2014. № 7-8. pp. 138-140.

4. E. N. Roganovskaja, L.N. Porjadina, P. V. Nikitin [i dr.]Ispol'zovanie innovacionnyh tehnologij v obrazovatel'nom processe: monografija; Sib. feder. un-t; Krasnojar. gos. ped. un-t im. V. P. Astafeva [i dr.]. Krasnojarsk: OOO «Centr informacii», CNI «Monografija», 2014. 236 p.

5. Nikitin P.V. Formirovanie predmetnyh kompetencij v oblasti informacionnyh tehnologij budushhih uchitelej informatiki na osnove mezhdisciplinarnogo podhoda [The formation of specific competences in the field of information technology for future teachers of computer science through an interdisciplinary approach]. Diss. kand. ped. Nauk. M., 2013. 220 p.

6. Nikitin P.V., Mel'nikova A.I., Gorohova R.I. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2013. № 4. URL: evestnik-mgou.ru/Articles/View/487

7. Nikitin P.V. Obrazovatel'nye tehnologii i Obshhestvo (Educational Technology & Society), 2014. V. 17. № 3. pp. 569-583. ISSN 1436-4522. URL: ifets.ieee.org/russian/ periodical/journal.html

8. Notess Greg R. Screencasting for Libraries. ALA TechSource. Chicago, 2012. 110p.

9. Choosing a Screencasting Tool. URL: indoition.com/screencasting-tool-choosing.htm.

10. Gorohova R.I., Nikitin P.V. Mezhdunarodnyj jelektronnyj zhurnal "Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo (Educational Technology & Society)"

2012. У.15. №2. С.390-411. ^БК 1436-4522. иЯЬ: ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.