Научная статья на тему 'Технологии перевозок зерна и картофеля в сельском хозяйстве'

Технологии перевозок зерна и картофеля в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕВОЗОК / УБОРОЧНАЯ ТЕХНИКА / СТРУКТУРА ПОЧВЫ / ПОГОДНЫЕ УЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Евтюшенков Н. Е., Курбанов Р. К.

Роль транспорта в сельскохозяйственном производстве трудно переоценить. Он служит связующим звеном в единой технологической цепи агропромышленного производства. В статье дана характеристика технологий перевозок зерна и картофеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Евтюшенков Н. Е., Курбанов Р. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии перевозок зерна и картофеля в сельском хозяйстве»

Механизация и ресурсосбережение

37

УДК 631.171:633/635

технологии перевозок зерна и картофеля в сельском хозяйстве

Н.Е.Евтюшенков, д.т.н., Р.К. Курбанов — ВИМ Россельхозакадемии

E-mail: vim@vim.ru

Роль транспорта в сельскохозяйственном производстве трудно переоценить. Он служит связующим звеном в единой технологической цепи агропромышленного производства. В статье дана характеристика технологий перевозок зерна и картофеля.

Ключевые слова: транспорт, технологии перевозок, уборочная техника, структура почвы, погодные уловия.

Проблемы транспортного обеспечения сельского хозяйства заключаются в следующем:

1.Низкая обеспеченность транспортно-погрузочными средствами (не превышает 50 % потребности при старении техники выше 60 %).

2.Несоответствие параметров транспортных средств и уборочной техники.

3. Вредное воздействие транспортных средств на структуру почвы.

4. Работа транспортных средств в сложных климатических условиях.

В сложившейся ситуации одним из путей эффективного транспортного облуживания сельского хозяйства является совершенствование технологий перевозок с использованием специальных базовых транспортных средств, оборудованных системой смены кузовов и набором сменных кузовов, что позволяет увеличить производительность транспортных средств и снизить их потребность.

Основные фирмы-производители сменных кузовов-контейнеров «Krampe» и «Annaburger» - Германия, «Партек» - Финляндия, «Rolland» -Франция, «Veenhuis» - Нидерланды и «Fors MW» - Швеция .

С 1979 г. ВИМ и опытный завод начали разработку технологии и технических средств по перевозке сельскохозяйственных грузов с использованием системы «Мультилифт» и сменных кузовов на базе автомобилей КамАЗ и тракторных полуприцепов. Данная транспортная техника широко апробировалась на ЦМИС, Владимирской МИС и в хозяйствах Московской области на перевозках зерна и кормов.

Расчет транспортных сборочных и транспортно-распределительных процессов нами проведен по разработанным моделям, которые зарегистрированы в фонде алгоритмов и программ. В результате расчетов установлено, что транспортно-технологические процессы с применением сменных кузовов наиболее выгодны при всех расстояниях перевозок, урожайностях и видах уборочных средств.

При использовании трех технологических схем перевозок самой эффективной является технология с использованием системы «ВИМЛИФТ» и сменных кузовов.

Сотрудниками ВИМ разработаны методики расчета параметров и экономической эффективности применения сменных кузовов и системы «ВИМЛИФТ».

На основе этих разработок на машиностроительном заводе опытных конструкций (МЗОК) ВИМ организовано производство мобильной автосистемы (МАС) «ВИМЛИФТ» типа «Мультилифт» для автомобильных шасси КамАЗ, МАЗ и тракторных полуприцепов, а также ряда сменных кузовов (адаптеров) для автомобилей и тракторных прицепов, оборудованных МАС: бункеры-накопители разного объема и назначения, цистерна, кузов с низким бортом, платформа-эвакуатор, бытовки, контейнеры, в том числе оборудованные мини-цехами для полевой переработки сельскохозяйственного сырья и др. для автомобилей и тракторов.

Применение системы «ВИМЛИФТ» в ОПХ «Каменка» Подольского района Московской области показало, что предлагаемые технические средства транспортного обеспечения уборки зерна - автомобили КамАЗ, оборудованные системой «ВИМЛИФТ», со сменными кузовами, используемыми в том числе и в качестве бункеров-накопителей, по сравнению с традиционными - автомобилями типа ЗИЛ-4506 обеспечивают повышение производительности в 3,8 раза; снижение затрат труда на 79 %, условное высвобождение численности занятых работников составляет 3,8 чел., снижение эксплуатационных издержек - 58 % и срок окупаемости дополнительных капиталовложений - 0,86 года.

В уборочный период 2008-2009 г. система «ВИМЛИФТ» применялась фирмой «Золотая Нива» Ставропольского края при транспортировке картофеля и лука, а в перспективе ее будут применять на перевозке моркови и столовой свеклы.Уборку картофеля проводили на площади 420 га, лука -380 га. Среднее расстояние для обмена кузовами между трактором и автомобилями составляло 0,6 км.

Применяемая технология позволила использовать картофелеуборочный комбайн с максимальной производительностью и минимизировать транспортный конвейер, обслуживающий комбайн, до трех единиц мобильной

N.Je. Jevtjushenkov, R.K.Kurbanov. ECHNOLOGIES OF TRANSPORTATIONS OF GRAIN AND POTATO IN AGRICULTURE

The transport role in agricultural production is difficult for overestimating. It serves as a link in a uniform technological chain of agroindustrial manufacture. In article the characteristic of technologies of transportations of grain and a potato is given. Keywords: transport, technologies of transportations, the harvest technics, soil structure, environmental conditions.

техники.

Наличие необходимого количества сменных кузовов обеспечило рит-мичную восьмичасовую работу комбайна и двенадцатичасовую работу сортировально-фасовочной линии благодаря возможности создавать на площадке ожидания переработки запас из 15 груженых картофелем сменных кузовов.

Система ВИМЛИФТ проходила приемочные испытания на Владимирской МИС. В результате испытаний установлено:

1. Использование системы «ВИМЛИФТ» позволяет уменьшить количество транспортных единиц и снизить их простои при обеспечении зерноуборочных комбайнов на уборке зерновых.

2. Применение агрегата ВИМЛИФТ исключает заезд большегрузных автомобилей типа КамАЗ-53205 на поле.

3. Агрегат ТПМ-16 + КСУ-8,5 по показателям назначения удовлетворяет требованиям сельскохозяйственного производства на транспортировке с/х грузов.

Система «ВИМЛИФТ» найдет применение в хозяйствах Центрального региона РФ на перевозке сельскохозяйственных грузов.

Владимирская МИС рекомендует внедрить в конструкцию тракторного полуприцепа ТПМ-16 систему «ВИМ-ЛИФт» и сменные кузова КСУ-8,5, получившие положительную оценку.

Машиностроительным заводом опытных конструкций ВИМ продолжаются работы по производству систем «ВИМЛИФТ» и сменных кузовов. Общий объем выпуска и реализации систем сменных кузовов на шасси автомобиля и тракторного полуприцепа составил 234 комплекта. Заводом также разработаны макетные образцы автомобильных, тракторных систем «ВИМЛИФТ», испытания которых было проведено по усеченной программе, а также необходимо разработать их опытные образцы и провести испытания по полной программе.

ВлаЭимгрскт Земле toity

№ 1 (59) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.