Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ'

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ТЕХНОЛОГИИ / ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Диана Мусаевна, Шабанова Джамиля Садулаевна

В статье рассматривается проблема педагогической поддержки развития толерантного сознания молодежи. Авторами, на основе анализа психолого-педагогической литературы, выделены основания использования технологий педагогической поддержки исследуемого феномена. К ним отнесены совокупность подходов(личностно ориентированный, деятельностный, полихудожественный), создание культурно-образовательной среды, учет региональных особенностей). Выделены и описаны компоненты толерантного сознания учащихся - перцептивный, эмоциональный, когнитивный, коммуникативный на трех уровнях проявления - высоком, среднем и низком

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуразакова Диана Мусаевна, Шабанова Джамиля Садулаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF TOLERANT YOUTH CONSCIOUSNESS

The article deals with the problem of pedagogical support for the development of tolerant consciousness of youth. The authors, based on the analysis of psychological and pedagogical literature, highlighted the grounds for the use of technologies of pedagogical support for the phenomenon under study. These include a set of approaches (personality - oriented, activity - polyartic), the creation of a cultural and educational environment, taking into account regional characteristics). The components of tolerant consciousness of students are identified and described - perceptual, emotional, cognitive, communicative at three levels of manifestation - high, medium and low.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ»

Колористические приемы в дизайне интерьера нужно анализировать на образцах работ ведущих дизайнеров. Эти проекты характеризуются уникальными, передовыми, смелыми решениями, а также отражают основные современные технологии и тенденции дизайна. Исследование работ известных дизайнеров со всего мира побуждает студентов находить новые идеи [6, с. 129].

Конечной целью формирования знаний о цвете и умения владеть им является направленность на развитие дизайн-мышления. Также существует необходимость развивать умение логически мыслить в исследовании колористических и тональных отношений, для более точной комбинации цвета выбранного предмета с окружающей его средой, посредством формирования собственных визуальных и графических приемов.

Выводы. Итак, необходимо обозначить, что современный дизайн внутреннего пространства формируется в абсолютно всех течениях, и в обучении дизайнеров необходимо принимать во внимание современные направления в создании дизайн-проектов, и применять нестандартные колористические решения.

Большую значимость имеет совокупный вывод перечисленных выше факторов, которые направлены на совершенствование процесса обучения будущих специалистов в области дизайна.

Литература:

1. Адамс Ш. Словарь цвета для дизайнеров. / Ш. Адамс. - М.: КоЛибри, 2018. - 272 с.

2. Андрэ Н. Практическая психология цвета / Н. Андрэ, Светлана Некрасова. - М.: Профит Стайл, 2013. - 224 с.

3. Айсмен Л. Дао цвета / Пер.с анг. Т. Новиковой. - М.: ЭКСМО, 2005. - 176 с.

4. Бакдасарова В.Е. Выявление методов дизайна для обучения студентов факультетов технологии // Педагогика и психология: от вопросов к решениям: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. - Томск, 2016. - № 1. - 76 с.

5. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №4. - 19 с.

6. Буймистру Т.А. Колористика: цвет - ключ к красоте и гармонии. / Т.А. Буймистру. - М.: Ниола-Пресс, 2010. - 236 с.

7. Васильева Э.В. Цветоведение и колористика: Учебное пособие. / Э.В. Васильева. - Омск: ОГИС, 2012. - 171 с.

8. Глазычев В. О дизайне и цвете. / В. Глазычев. - М.: Искусство, 1998. - 147 с.

9. Грашин A.A. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Дизайн унифицированных и агрегатированных объектов: учеб. пособие / A.A. Грашин. - М.: Архитектура. - С, 2004. - 232 с.

10. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №3. - 18 с.

11. Иттен И. Искусство цвета. [пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой]. - М.: Д. Адронов, 2010. - 95 с.

12. Карачёв А.А., Шмелёв В.Е. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн: Учебник для вузов. / А.А. Карачёв. - М.: Академия, 2006. - 320 с.

13. Михалчева С.Г. Компетентностный подход в подготовке дизайнеров в рамках изучения дисциплины «цветоведение и колористика». Перспективы науки и образования. / С.Г. Михалчева. - М.: Юрайт, 2013. - 56 с.

14. Место дизайн-образования в социокультурном ландшафте: сб. науч. трудов. 4 Всероссийской научно-методической конференции, 19 апреля 2016 г. / Под ред. А.С. Фисенко. - Краснодар: КубГУ, 2016. - 353 с.

15. Шабанова, В.А. Междисциплинарная интеграция как средство формирования культуры цвета в процессе подготовки будущего дизайнера // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №4. - С.121-123.

16. Шаляпин О.В. Перспективы российского образования // 1 региональная педагогическая конференция «Инновационные формы и методы в системе художественного образования (ИЗО)»: сб. док.: в 2 ч. - Томск, 2010. - Ч. 1. -С. 13-15.

17. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход): Учебник / В.Т Шимко. - М.: Архитектура-С, 2009. - 408 с.

18. Шокорова Л.В. Дизайн-проектирование: стилизация. / Л.В. Шокорова. - М.: Юрайт, 2020. - 111 с.

Педагогика

УДК 371.17

доктор педагогических наук, профессор Абдуразакова Диана Мусаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Шабанова Джамиля Садулаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема педагогической поддержки развития толерантного сознания молодежи. Авторами, на основе анализа психолого-педагогической литературы, выделены основания использования технологий педагогической поддержки исследуемого феномена. К ним отнесены совокупность подходов(личностно ориентированный, деятельностный, полихудожественный), создание культурно-образовательной среды, учет региональных особенностей). Выделены и описаны компоненты толерантного сознания учащихся - перцептивный, эмоциональный, когнитивный, коммуникативный на трех уровнях проявления - высоком, среднем и низком

Ключевые слова: толерантное сознание, педагогическая поддержка, технологии, подходы.

Annotation. The article deals with the problem of pedagogical support for the development of tolerant consciousness of youth. The authors, based on the analysis of psychological and pedagogical literature, highlighted the grounds for the use of technologies of pedagogical support for the phenomenon under study. These include a set of approaches (personality - oriented, activity - polyartic), the creation of a cultural and educational environment, taking into account regional characteristics). The components of tolerant consciousness of students are identified and described - perceptual, emotional, cognitive, communicative at three levels of manifestation - high, medium and low.

Keywords: tolerant consciousness, pedagogical support, technologies, approaches.

Введение. Процесс развития у представителей молодого поколения толерантного сознания отличается сложностью и многоаспектностью. В особенности это актуально, если говорить о полиэтничных регионах РФ. На основе анализа литературы [1; 3] мы можем с определённой долей уверенности говорить о существовании связи между культурно-образовательной средой с одной стороны и формированием элементов толерантного мушления - с другой. Отмечается,

кроме того, постоянно усиливающееся влияние культурной среды на формирование толерантного сознания. Ещё одним немаловажным аспектом интересующей нас проблемы является определённый дуализм взаимодействия между культурной средой с одной стороны и характеристиками индивида - с другой. Это позволило создать технологии целенаправленной педагогической поддержки процесса складывания толерантного мышления у молодых жителей многонациональных регионов Российской Федерации.

Изложение основного материала статьи. Основу для реализации технологий педагогической поддержки процесса развития у молодых людей толерантного сознания составляют следующие педагогические подходы:

• деятельностный;

• личностно ориентированный;

• полихудожественный.

Данные подходы с большой вероятностью позволяют осуществить эффективную педагогическую поддержку развития у учащейся молодёжи ключевых элементов толерантного сознания.

При этом интеграция данных подходов происходит по линии пристального внимания со стороны педагога к индивидуальным особенностям познавательной деятельности учащихся, что, в свою очередь, является важным составляющим формирования субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса.

Создание культурно-образовательной среды представляет собой основу для развития у учащихся наиболее значимых элементов толерантности. Внутри такой среды должен выстраиваться педагогический процесс. Создание такой среды позволяет задать правильное направление педагогической практике, что, в свою очередь, с определённой вероятностью позволяет обеспечить эффективное формирование у обучающихся готовности к восприятию ценностей, относящихся к иным культурам. В рамках такой среды станет возможным формирование гуманных отношений между участниками образовательного процесса.

В процессе формирования такой среды в условиях многонационального региона немалую роль также будут играть учреждения дополнительного образования и культурно-досуговые центры. В частности, рациональным с точки зрения развития толерантного мышления представляется обращение к элементам регионального компонента [1; 2-4; 6]. Это позволяет:

• успешно воссоздать традиционные и ввести в педагогический процесс инновационные средства, формы и методы воспитания, отражающие современные требования;

• создать необходимые педагогические условия, позволяющие оптимизировать процесс формирования толерантного мышления.

В ходе знакомства с произведениями народного искусства в образовательном пространстве организаций дополнительного образования учащиеся знакомятся с многовековым опытом этноса, особенносятми его культурной жизни, что, в свою очередь, с высокой вероятностью будет способствовать развитию их толерантного мышления. Кроме того, деятельность учащихся в составе театральных коллективов, художественных и танцевальных студий подразумевает командную деятельность. Последняя же предполагает развитие у подростков и молодёжи следующих качеств:

• диалогические способности;

• коммуникативные способности;

• способности к изменению социальных ролей.

При этом такого рода коллективы, деятельность в составе которых, как видим, влияет на несколько аспектов процесса формирования толерантного мышления, могут быть организованы не только на базе учреждений дополнительного образования, но также школах, колледжах или вузах.

Примером применения технологии целенаправленной педагогической поддержки развития толерантного сознания учащихся в возрастной группе подростков может служить детский творческий коллектив «Юность гор» (г. Махачкала) [1].

Упоминавшийся выше личностно ориентированный подход в пространстве данного коллектива представлен:

• эффективным планированием педагогической работы в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников;

• внимательным отношением к учащимся, их индивидуальным характеристикам.

В рамках данного коллектива реализация ещё одного немаловажного подхода, деятельностного, связана с самостоятельным участием воспитанников в различных видах деятельности, способствующих их развитию в направлении освоения поставленных задач.

Например, в пространстве студии «Юность гор» в процессе постановки и исполнения «Персидского танца» были организованы:

• деятельность учащихся по изготовлению кукол в костюмах, согласно соответствующей культурной традиции;

• деятельность, связанная с изучением персидской поэзии;

• деятельность, связанное с изучением древнеперсидской миниатюры.

Такого рода компелексное применение рассматриваемого подхода позволяет также эффективно использовать элементы полихудожественного подхода. Последний, как известно, предполагает привлечение сил разных видов искусства для реализации целей, связанных с обучением и развитием учащихся [5-6]. В данном случае в их число входят:

• декоративно-прикладное искусство;

• литература;

• изобразительное искусство.

Построение охарактеризованной выше традиционно является одной из ведущих задач деятельности рассматриваемого творческого коллектива. Эстетическое содержание, например, присуще устройству помещения для занятий хореографией. Рояль, хореографический станок и зеркальные стены способствуют возвышенной сосредоточенности, заставляя участников образовательного процесса подтянуться, предоставляя возможность взглянуть на себя со стороны.

Соответствующий элемент присущ и рекреационным помещениям. Последние оформлены таким образом, что они одновременно представляют собой также выставочные залы. В этих, последних, постоянно находится художественная экспозиция, которая регулярно обновляется. Она может включать детские рисунки на тему танца, эскизы костюмов или картины из народной жизни. В данном случае это подразумевает подключение к образовательному процессу действий общественных организаций, социальных служб и здравоохранения, а также формы взаимодействия с различными предприятиями культуры (музеи, театры, филармонии и пр.).

В качестве практического примера реализации технологий, приведем пример одного из многих мероприятий, проводимых в Республиканском Центре образования (г. Каспийск). Это ученическая конференция, которая готовится заранее самими учащимися. В процессе подготовки им предлагаются на выбор темы исследований. Выбрав одну из тем, ученик осуществляет самостоятельную работу по всестороннему изучению данного явления или артефакта. При этом нет

никаких ограничений по линии привлечения любого материала, который кажется автору убедительным в данном конкретном случае. Так, одна из конференций («Искусство и дети», 2020 год) показала, что многие учащиеся обратились к различным видам искусства, отражающим разные мировоззрения, установки различных религиозных конфессий, традиции разных народов. Это и детские портреты в творчестве различных отечественных художников, и детские игры в отражении разных национальных традиций, и музыкальные произведения.

Общим итогом конференции стало обсуждение открытых на ней значимых проблем, связанных с участием ребенка-творца в общем культурном процессе. Учащиеся в ходе подготовки своих проектов более глубоко подошли к проблеме гражданской ответственности каждого человека, несмотря на его возраст, к пониманию необходимости действенного отношения к существующим в современном мире проблемам.

В обсуждении учащиеся, например, учащиеся высказывали следующие позиции:

• «Мне кажется, что очень важно что-то, хоть самое маленькое, но делать для того, чтобы жизнь была более доброй и красивой. Пусть это будет просто улыбка» (Луиза Г.).

• «Если бы Чайковский не посвятил своему племяннику «Детский альбом», мы никогда бы не услышали ни «Песни жаворонка», ни «Новой куклы», ни «Марша деревянных солдатиков». А ведь это музыка, которую мы знаем с самого раннего детства» (Карина Т.).

Достаточно показательной в этом контексте была и конференция 2021 года - «Мое Отечество». В докладах учащихся интересуют глубинные взаимоотношения человека с его Родиной, непростые вопросы о том, чем в жизни человека становится для него Отечество, что он может сделать для его блага, как талант отзывается на проблемы и события родного края. Анализ докладов показывает, что учащиеся размышляют об этих проблемах, избегая стереотипных «не своих» выражений. В реализации данных проектов большую роль играли такие составляющие технологии, как предоставление учащимся информации для реализации замысла. Это не только материалы, которые находятся в школьной библиотеке. Учителя охотно делятся с учащимися книгами из собственных библиотек, помогают найти в Интернете недостающие сведения, организуют экскурсии в музеи и посещение художественных выставок и концертов.

Применение технологии педагогической поддержки формирования у студентов вузов элементов толерантного сознания наблюдалось и анализировалось нами на примере реализации одного из спецкурсов, преподаваемых в образовательном пространстве Дагестанского государственного педагогического университета. Название данного курса формулируется следующим образом: «Воспитание толерантного сознания молодежи: тренинги».

Для процесса преподавания данного курса будущим педагогам характерны:

• развитие коммуникативных умений студентов;

• высокий уровень когнитивной составляющей развития толерантного сознания у обучающихся.

В процессе работы было подтверждено первоначальное предположение о том, что в процессе подготовки будущего учителя наиболее эффективными являются тренинги, игры. Органично входя в структуру педагогического мастерства, они определяются, как педагогическая игротехника. Она включает в себя целенаправленную деятельность по развитию творческих связей и игровых взаимоотношений между всеми участниками процесса и проявляется на уровне индивидуального педагогического стиля в условиях разнообразных форм педагогической работы - урок, студийные и кружковые формы работы, масштабные мероприятия, требующие длительной и глубокой предварительной подготовки. Были выделены эмоциональный, коммуникативный, перцептивный, а также когнитивный компоненты толерантного сознания учащихся.

В каждом компоненте было выделено по три уровня их проявления - высоком, среднем и низком.

Замерялись эти данные при помощи анализа сочинений учащихся на тему «Школа моей мечты» и «Город моей мечты». Высокому уровню проявления перцептивного компонента соответствовало наличие в сочинениях анализа собственных впечатлений, развернутое описание предмета исследования, широкое применение качественных характеристик описываемых объектов.

Средний уровень характеризовался наличием перечисленных компонентов в более скромном объеме - собственные впечатления отмечаются, но не анализируются, описания не могут быть охарактеризованы как развернутые, качественные характеристики применяются фрагментарно.

Низкий уровень сформированности перцептивного компонента толерантного сознания отмечался в сочинениях, где перечисленные компоненты отсутствовали, или применялись случайно, не системно.

Эмоциональный компонент измерялся степенью проявления в сочинении эмоционально-образной сферы.

На высоком уровне проявления учащиеся приходили к передаче собственных мыслей и чувств при помощи художественного образа, ярких, эмоционально окрашенных сравнений, красочного, личностно наполненного описания событий и объектов.

На среднем уровне наблюдается отражение личных эмоций и попытка их объяснения.

Низкий уровень характеризуется неустойчивыми (не подтвержденными собственными рассуждениями) проявлениями эмоций в виде неразвитых качественных характеристик («это было красиво», «мне понравилось», «в школе все было хорошо» и т.п.).

Когнитивный компонент на высоком уровне проявления соответствовал проявлениям эрудиции, глубоких знаний, наличием логического анализа, сопоставления фактов, приведения ярких, разнообразных примеров из различных областей знания.

Средний уровень проявления когнитивного компонента толерантного сознания был отмечен в работах, где были отмечены знания описываемых предметов и событий, приводились примеры, но все это не достигало уровня яркого проявления эрудиции.

Низкий уровень характеризовался отсутствием глубоких знаний, неспособностью к логическому анализу фактов.

Наличие коммуникативного компонента с большей точностью определяется посредством наблюдения за деятельностью участников эксперимента, а также в результате анализа их педагогической характеристики и отзывов других участников художественно-творческой коллективной деятельности.

Высокий уровень проявления коммуникативного компонента толерантного сознания в сочинениях отражается, как правило, свободой высказывания, наличием ссылок на мнение своих товарищей, наличием в тексте таких оборотов речи, как:

• «вместе со всеми я...»;

• «многие считают, что. »;

• «как говорят мои друзья...».

Средний уровень был отмечен (и подтвержден характеристикой учащихся и преподавателей) в сочинениях, отличающихся сдержанной, даже иногда скупой лексикой, фрагментарными ссылками на мнение других.

Низкий уровень проявления коммуникативного компонента толерантного сознания, соответственно, выражался отсутствием перечисленных признаков.

Выводы. Обобщая вышеизложенное мы можем констатировать, что результаты анализа полученных данных послужили основанием для реализации принципа последовательного и поэтапного внедрения регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс, что в совокупности с развитой педагогической поддержкой, способствующей более высокому уровню творческого проявления учащихся в процессе коллективной работы, способствует устойчивой положительной динамике развития толерантного сознания учащихся в условиях многонационального региона.

Литература:

1. Абдуразакова Д.М., Мустафаева З.С. Развитие толерантного сознания в неблагополучной семье // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - 2 (51). - C. 27-29.

2. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. - М., 2021.

3. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - М., 2021.

4. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования. // Педагогика, 2002. -№7. - С. 3-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Теория и практика: Сборник научно-методических статей / Под редакцией Бондыревой С.К. - М., Воронеж, 2003. - 368 с.

6. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика. - М., 2000. - 351 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Абрамова Наталья Андреевна

Федеральноегосударственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Никитина Пелагея Николаевна

Федеральноегосударственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE КАК ИНСТРУМЕНТ И СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация. Данная статья посвящена анализу научно-теоретических возможностей среды Moodle в повышении эффективности образовательного процесса. Система Moodle рассматривается как специально организованная учебная деятельность, способствующая развитию компетенций обучающихся и реализующая основные цели информационно-коммуникативных технологий. Использование системы Moodle в образовательном процессе позволяет сформировать у обучающихся способность к самостоятельному поиску, непрерывному самообразованию и творчеству.

Ключевые слова: глоссарий, дистанционные технологии, задание, ресурс, система Moodle, тест, форум, электронный учебно-методический комплекс, элемент курса.

Annotation. This article is devoted to the analysis of the scientific and theoretical capabilities of the Moodle environment in increasing the efficiency of the educational process. The Moodle system is considered as a specially organized educational activity that contributes to the development of students' competencies and realizes the main goals of information and communication technologies. The use of the Moodle system in the educational process allows students to form the ability for independent search, continuous self-education and creativity.

Keywords: glossary, distance technologies, task, resource, Moodle system, test, forum, electronic educational and methodological complex, course element.

Введение. Чтобы успешно жить и работать в цифровом мире, человек должен уметь работать с информацией, эффективно ее использовать для различных видов деятельности и прежде всего для инноваций в образовании. Традиционно инновации в образовании наиболее ярко проявляют себя в педагогическом образовании. Именно педагогическое образование в России всегда стремится к передовым образовательным технологиям и прорывным образовательным стратегиям. Однако сейчас, когда во главе угла широкомасштабных преобразований находятся цифровые технологии, их использование в педагогическом образовании пока не столь значительно, как хотелось бы. В силу того, что именно педагогическое образование находится в основе всех инноваций, от эффективности процессов цифровизации в секторе именно этого образования напрямую зависит прогрессивное развитие современного общества и экономики [3, 4, 5, 61.

Говоря об актуальности дистанционных технологий для системы образования, стоит отметить, что ее можно объяснить в первую очередь нарастающими потребностями и запросами общества в части совершенствования, а также в части развития форм обучения. В частности, что важно подчеркнуть, речь касается заочного обучения.

Необходимой представляется реализация современных методов обучения с опорой на принципы самостоятельности учеников, на предоставление любым заинтересованным лицам разных по сути и содержанию услуг образовательного характера с опорой на их запросы. Актуальность дистанционных технологий для сферы образования можно объяснить и тем, что все больше людей отдает предпочтение удаленному обучению: оно удобно, при этом не менее эффективно, чем традиционные формы ведения образовательных процессов. Основная информационная единица системы Moodle - курс дистанционного обучения [81. Разработчик виртуально обучающей среды LMS Moodle - австралиец Мартин Дугиамас. LMS Moodle распространяется как программное обеспечение с открытым кодом, под лицензией GPL [10].

Изложение основного материала статьи. Наличие развитой информационно-образовательной среды выступает одним из требований федеральных образовательных стандартов, показателем качества образовательной деятельности вуза на международном и государственном уровнях [7]. Целесообразным видится введение и описание понятия «электронный учебно-методический комплекс» (ЭУМК). Под такими электронными комплексами стоит понимать структурированные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.