Научная статья на тему 'Технологии организации «Цветных революций» на постсоветском пространстве'

Технологии организации «Цветных революций» на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4147
639
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / POLITICAL SYMBOLISM / "ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ" / "COLOR REVOLUTIONS" / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА / "МЯГКАЯ СИЛА" / "SOFT POWER" / POLITICALTECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белова Н.Е.

В статье рассматриваются основные технологические особенности и этапы реализации сценариев «цветных революций» на постсоветском пространстве. Делается акцент на необходимости использования адекватных методов противодействия цветным технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGIES OF «COLOR REVOLUTIONS» IN THE POST-SOVIET SPACE

The article examines the main technological features and stages of realization of scenarios of «color revolutions» in the post-soviet space. There is an emphasis on the need to use adequate methods of counteraction color technologies.

Текст научной работы на тему «Технологии организации «Цветных революций» на постсоветском пространстве»



ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 323.272

Н.Е. Белова

канд. полит. наук, доцент, кафедра философии и социально-экономической теории, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИИ» НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье рассматриваются основные технологические особенности и этапы реализации сценариев «цветных революций» на постсоветском пространстве. Делается акцент на необходимости использования адекватных методов противодействия цветным технологиям.

Ключевые слова: политические технологии, «цветные революции», политическая символика, «мягкая

сила».

N.E. Belova, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch

THE TECHNOLOGIES OF «COLOR REVOLUTIONS» IN THE POST-SOVIET SPACE

Abstract. The article examines the main technological features and stages of realization of scenarios of «color revolutions» in the post-soviet space. There is an emphasis on the need to use adequate methods of counteraction color technologies.

Keywords: politicaltechnologies, «color revolutions», political symbolism, «soft power».

Термин «цветная революция» используется для обозначения особого типа политических технологий по смене правящих элит и политического режима в отдельно взятом государстве. Применение этих технологий доказало их результативность в разных частях мира и, в том числе, на постсоветском пространстве, что не может не привлекать внимания отечественных и зарубежных исследователей. «Цветные революции» рассматриваются как одно из основных направлений использования организационного оружия в странах, находящихся в орбите интересов ведущих мировых игроков [1], а также как новое поколение инструментов демонтажа политических режимов в современном мире [2].

Для всех «цветных революций», в т.ч. победивших на территории постсоветского пространства, характерна определённая шаблонность - заметная схожесть сценариев их реализации. К числу основных «технологических особенностей» этих сценариев можно отнести следующие.

Во-первых, «цветная революция» реализуется не в авторитарном, а в полудемократическом государстве, где не запрещена деятельность политической оппозиции, в распоряжении которой имеются многие возможности открытого общества. Значительную роль при этом играют неправительственные и некоммерческие организации, которые пользуются зарубежной поддержкой.

Ключевым моментом свержения правящей верхушки, как правило, являются выборы. При этом сторонники оппозиции заранее распространяют слухи о готовящихся фальсификациях результатов голосования.

Главным методом воздействия на власть являются массовые митинги и демонстрации протеста на центральных улицах и площадях столиц, а также блокирование и захват ключевых административных зданий.

Оппозиция декларирует исключительно мирный и ненасильственный характер протест-ных действий, однако смещение правящей политической элиты происходит не только с исполь-

зованием мирных методов. В разгар «революционных событий» оппозиционные силы идут на нарушение закона, опираясь на применение оружия и физического насилия. Наиболее яркими примерами этого являются гибель людей от пуль «неизвестных» снайперов в феврале 2014 г. в Киеве, а также трагические события в Одессе в мае того же года.

Для «цветных революций» характерна ключевая роль внешних сил (заинтересованных государств), оказывающих оппозиции разнообразную поддержку, в том числе организующих обучение и финансирование активистов революции. Присваивая себе статус верховного арбитра, внешние силы заявляют о легитимности действий оппозиции, даже если эти действия являются противоправными, в то время как действия защищающейся власти трактуются как нелегитимные. На пике уличных беспорядков и провокационных действий правящей элите предъявляется ультиматум с требованием отставки. В переговорах между представителями оппозиции и правящей элиты внешние силы выступают в союзе с оппозицией [3].

Подготовка и реализация сценария «цветной революции» осуществляется практически открыто с использованием всех современных информационных и коммуникационных средств, в том числе интернет-технологий. Значительное внимание при этом уделяется созданию соответствующей политической символики. Цвет и символы способны оказывать воздействие на глубокие слои психики, генерировать сильные эмоции, чувства и аффективные действия. В целях максимального расширения социальной базы «цветной революции» её организаторы активно используют демонстрацию определённого знака либо зрелища - шествия, флэш-моба, огненного кольца и т.д. Созерцание эффектного зрелища способно изменить восприятие реальности.

В ходе «цветных революций» широко используются манипулятивные методики воздействия на сознание. Исследователи обращают внимание на целый ряд языковых приёмов, способствующих восприятию действительности в том ключе, в каком это выгодно той или иной политической силе. В числе таких приёмов - формирование стереотипного мышления и некритического восприятия информации с помощью применения клише, дробности в подаче материала, повторов, упрощения и т.д. [4].

Через выбор названий общественных движений, а также эпитетов, характеризующих политические перевороты («революция роз», «революция тюльпанов», «оранжевая революция») в массовом сознании утверждается позитивный образ «революционных сил» и тех политических фигур, которые их представляют. Кроме того, названия ряда молодёжных оппозиционных движений - украинского «Пора!», грузинского «Кмара!» («Хватит!») - звучат как лозунги, создают впечатление обращённости к каждому, делают акцент на актуальности происходящего, содержат в себе сильный эмоциональный заряд. Эти названия максимально просты, что позволяет в краткой, энергичной и действенной форме внушить аудитории главную мысль - мысль, которую требуется принять без обсуждения, не раздумывая.

Технологии «цветных революций» эффективны в условиях хаотизации социальной, экономической и политической жизни. Стивен Манн - один из координаторов «цветных революций» в ряде стран бывшего СССР - выделяет такие способы создания хаоса на той или иной территории как содействие либеральной демократии, поддержка рыночных реформ, а также вытеснение традиционных ценностей и идеологии [5].

Своеобразной мегатехнологией «цветных революций» считается такое собирательное понятие, как «мягкая сила». Имеется в виду совокупность так называемых ненасильственных методов, способов и приёмов свержения правящего режима или, как минимум, властной верхушки в отдельно взятом государстве. Впрочем данное понятие не должно вводить в заблуждение, поскольку в случае необходимости сценаристы и технологи «цветных революций» не исключают возможности использования фактора военной силы. Подтверждением этого тезиса являются факты заблаговременной подготовки военизированных отрядов боевиков - украин-

ских националистов, непосредственно участвовавших в событиях «Евромайдана» [2, с. 10].

Организационные технологии «цветных революций» предполагают проведение конкретных акций и мероприятий, направленных на подготовку революционной почвы с целью последующего смещения правящей власти. Ярким описанием таких технологий является знаменитая книга идеолога «цветных революций» Джина Шарпа «Политика ненасильственных действий» (1973). Автор выделяет 198 специфических способов протеста, так называемого ненасильственного вмешательства и отказа от социального, экономического и политического сотрудничества, при использовании которых активисты участвуют в конфликте путем осуществления или отказа от осуществления определенных действий без использования физического насилия [6]. Однако многие из этих способов носят ярко выраженный противоправный характер, а один из них - мятеж - однозначно предполагает применение силы.

Можно выделить несколько основных этапов реализации организационных технологий, которые одновременно могут рассматриваться и как этапы реализации сценария «цветной революции» в целом.

Первый этап может быть охарактеризован как подготовительный. Его содержание составляет мобилизация необходимых для «цветной революции» ресурсов - финансовых, социальных, информационно-технологических и др. Разрабатывается политическая символика и формируется широкая организационная сеть будущей «цветной революции». Речь идёт о создании множества социально активных групп, горизонтально связанных между собой - различных общественных организаций, фондов, неправительственных и некоммерческих структур, получающих финансирование из иностранных источников, политических партий, а также сект, ангажируемых организаторами «цветной революции».

Второй этап предполагает организацию «стихийных» уличных протестов, акций, формально направленных на решение локальных проблем, а фактически - создающих представление о нелегитимности власти. На этом этапе определяется потенциал протестной активности общества, антиправительственных настроений, прощупывается реакция власти, а также ведётся работа по внедрению определённых политических идей, ценностей и символики в массовое сознание и поведение.

Третий этап направлен на дискредитацию действующей власти. Общество стремятся убедить в полной неспособности последней управлять государством, что подкрепляется множеством реальных или сфальсифицированных компрометирующих примеров. В общественное сознание внедряется идея необходимости радикальных перемен, которые одни лишь могут сделать жизнь людей более достойной. На этом этапе предполагается проведение активной агитационно-пропагандистской работы среди государственных служащих с целью раскола правящей элиты, сбора компрометирующей информации и создания сильных «подрывных» элементов в государственных структурах.

И, наконец, содержанием заключительного этапа реализации сценария «цветной революции» является сам процесс непосредственного свержения власти, смена политических лидеров. Если действующая власть не желает добровольно уходить с государственных постов, «цветные революции» с высокой вероятностью перерастают в фазу вооружённого мятежа, гражданской войны или международного конфликта.

Успеху «цветной революции» во многом способствует слабая, коррумпированная, нерешительная, и потому полностью дискредитировавшая себя власть, а также наличие в обществе объективных социальных противоречий и острых социальных проблем. «Вирус» «цветной революции» находит благодатную почву только в ослабленном общественном организме. Особенно «подходящим» для начала «цветной революции» является период заметного ухудшения экономического и политического положения государства вследствие, например, проигранной войны, международных санкций или экономического кризиса. Впрочем, результаты победивших

на постсоветском пространстве «цветных революций» показывают, что последние отнюдь не способствуют решению реальных социальных противоречий, а напротив, лишь усиливают дестабилизацию и поляризацию общества, погружают его в состояние «управляемого хаоса», приводя зачастую к катастрофическим гуманитарным, социально-экономическим и политическим последствиям, что мы наблюдаем сегодня на Украине.

Так называемая «революция белых ленточек» стала первой попыткой осуществления «цветной революции» в России. Рост протестных настроений в декабре 2011 г., с одной стороны, имел объективные причины, с другой же - укладывается в общую логику «цветного» революционного процесса. Повторные попытки осуществления «цветного» сценария в России в условиях западных санкций, падения цен на нефть, снижения темпов экономического развития и ослабления национальной валюты представляются вполне возможными.

Стратегия и тактика противодействия «цветным» технологиям должны учитывать специфику последних и представлять собой целый комплекс различных нормативно-правовых, административных, информационных и экономических методов. Успех предотвращения «цветных революций» во многом определяется своевременным решением острых социальных проблем и противоречий, а также тем, будут ли созданы условия, препятствующие мобилизации и активному использованию необходимых для «цветной революции» ресурсов, и удастся ли её противникам - сторонникам действующей власти - обеспечить своё организационное превосходство.

Список литературы:

1. Овчинский В.С., Сундиев И.Ю. Организационное оружие: функциональный генезис и система технологий XXI века [Электронный ресурс]. URL: http://www.dynacon.ru/ content/articles/1466/ (дата обращения: 10.06.2014).

2. Манойло А.В. Цветные революции и проблемы демонтажа политических режимов в меняющемся мире // Вестник Московского государственного областного университета. 2014. № 2. С. 3-14.

3. Пушков: новых переговоров с Западом у Януковича не получится [Электронный ресурс]. URL: http://news.mail.ru/politics/17185410/ (дата обращения: 28.11.2014).

4. Громова А.В. Использование языковых средств манипуляции сознанием в ходе «цветных революций» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2009. № 1. С. 49-56.

5. Манн С. Реакция на хаос [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/?newsid=175 (дата обращения: 10.06.2014).

6. 198 методов ненасильственных действий [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/library/gandi/met.html (дата обращения: 10.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.