3. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании. - М.: Изд. Моск. гос. соц. Университет, 1995.
ТЕХНОЛОГИИ ОНЛАЙН-ИССЛЕДОВАНИЙ: ВОЗМОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
© Суслов А.С., Фадеева Е.С.
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,
г. Саранск
В статье рассматриваются перспективные направления развития исследований с применением онлайн-технологий. Дается характеристика существующим онлайн-технологиям, применяемым в исследовательской деятельности. Рассматривается опыт создания Научно-исследовательского онлайн-центра, функционирующего на базе Мордовского государственного университета.
В настоящее время активное развитие онлайн-технологий, преобразовали всю исследовательскую отрасль. Интернет явился стимулом для развития как существующих, так и новых исследовательских методов: современные программы позволили значительно уменьшить время получения и обработки результатов исследований.
Безусловно, онлайн-исследования эффективны только при значительном масштабе Интернет-сообщества, поэтому они получают наибольшее развитие в условиях, когда количество пользователей достигает значительной доли от населения. По данным Фонда «Общественное мнение» 27% населения России являются пользователями Интернета, из них 11 % посещают Интернет ежедневно.
В настоящее время Интернет активно применяется в исследовательских и коммерческих целях, сегодня им активно пользуются практически все специалисты. Интернет-ресурс находит успешное применение в маркетинговых, социологических, психологических исследованиях, программировании, социальном проектировании (управлении) и т.п. Таким образом, спектр решаемых задач благодаря онлайн-технологиям постоянно расширяется.
Онлайн-исследования, по мнению авторитетных экспертов, имеют много положительных сторон. Это быстрота и доступность проведения, дешевизна по сравнению с традиционными полевыми исследованиями, ослабление воздействия национальных барьеров и др. Появляется возможность проведения как анонимных, так и открытых исследований.
Следует учитывать тот факт, что в онлайн-исследованиях предполагается объективность и честность респондентов, однако из-за сложности, а порой и невозможности проверки полученных данных, доверие к онлайн-исследованиям остается пока на невысоком уровне.
Различные сайты сегодня используются исследователями в информационных, учебных, научных и коммерческих целях, где представлены информация, реклама, содержание учебных и научных изданий, а также мнения различных категорий пользователей (социальных групп). Значительное количество Интернет-ресурсов используют сайты для установления обратной связи с аудиторией.
Систематизировать сбор информации через Интернет для исследовательских целей возможно с использованием активности самих пользователей путем опросов, анкет, голосований и пр., а также анализа уже существующих ресурсов - сайтов, баз данных и т.п.
В Интернете проводятся различные опросы, выборка для которых может формироваться с использованием онлайн-панели, списка зарегистрированных пользователей (потенциальных респондентов), а также случайного отбора посетителей веб-сайтов. Проведение опросов на сайтах, форумах, чатах, как правило, не вызывает сложностей у обычных пользователей, эту опцию, как правило, поддерживают сами сайты. Для проведения исследований на значительных по числу выборках пользуются услугами компаний, которые специализируются на исследованиях в Интернете, и имеют собственные крупные онлайн-панели и базы данных по пользователям. Недостатком такого рода исследований являются большие финансовые затраты, поэтому заказывают такие исследования преимущественно крупные фирмы с маркетинговые целями.
На основе онлайн-технологий чаще всего проводятся маркетинговые исследования. Они могут иметь поисковые, описательные и экспериментальные цели. Поисковые исследования предусматривают сбор каких-либо предварительных данных, описательные предполагают описание каких-либо явлений, а экспериментальные выявляют причинно-следственные связи между различными объектами. Интерактивные возможности онлайн опросов состоят в простом и быстром сборе, анализе, получении и передаче данных, а также интеграции данных о клиентах, конкурентах и рынке [1]. Если ставится задача протестировать реакцию потребителей на продукт в режиме онлайн, специалисты рекомендуют сделать это в среде, максимально приближенной к реальной, например, в виртуальном магазине. Такие возможности предоставляет клик-тест - новая онлайн технология измерения внимания потребителей к стимульным материалам, которая может быть использована для оценки различных аспектов процесса принятия решения о покупке.
Вариантом развития технологий на базе онлайн-исследований является создание интегрированных онлайн-ресурсов, где размещается необходимая информация и проводятся социологические исследования. На их основе, с одной стороны, может быть сформировано любое количество анкет, под которые создаются программы, собирающие и обрабатывающие данные, с другой - данные ресурсы могут выступать в качестве информационных порталов, поддерживающих какую-либо деятельность. Для создания и развития такого ресурса требуются специалисты из различных областей знаний: веб-дизайнеры, программисты, управленцы, социологи, психологи и т.д. Таким образом, этот ресурс становится исследовательским центром, обеспечивающим постоянное обновление информации, поддержание сайта в сети, проведение различных опросов.
В рамках реализации проекта «Развитие комплексной системы управления качеством научно-исследовательской работы в университетском комплексе (школа - лицей - колледж - вуз), ее организационное, методическое и нормативное сопровождение», поддержанного аналитической ведомственной программой «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008гг)» был создан «Научно-исследовательский онлайн-центр Мордовского государственного университета» с адресом www.nioc. mrsu.ru.
Целью данного ресурса является создание многоуровневой системы, интегрирующей образовательную и научную деятельность школьников, студентов и молодых ученых, а также развитие единого интерактивного информационного и научно-методического пространства университетского комплекса. Центр обеспечивает: непрерывность информационной поддержки НИР в системе субъектов «школьник (лицеист, гимназист, учащийся, студент колледжа) - студент (вуза) - аспирант (молодой ученый)»; интенсификацию научной деятельности и повышение эффективности ее результатов; повышение оперативности управления научно - образовательным комплексом на основе информационно-коммуникационных технологий; интеграцию университета в региональный социум. В связи с поставленной целью задачами Центра являются: сбор, передача и анализ информации о научно-исследовательской деятельности в университетском комплексе; накопление «кадрового информационного портфеля» пользователя по уровням «школа - вуз - аспирантура»; систематизация данных о научно-исследовательских и методических мероприятиях; обеспечение доступа к различным источникам научной информации; создание единой информационной среды для учащейся молодежи региона; организация обмена информацией; адаптация выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений к образовательным и социокультурным требованиям вуза; сохранение, развитие и эффективное использование
педагогического и научно-педагогического потенциала университетского комплекса [2, 3].
На основе открытых интерфейсов создана система мониторинга для проведения опросов субъектов университетского комплекса в режиме онлайн. Данный ресурс позволяет мобильно создавать и изменять любые типы анкет, тестов и других инструментов исследований; проводить исследования в онлайн-режиме; собирать данные, хранить, а также выводить полученные результаты в режиме реального времени в виде таблиц, графиков, диаграмм; представлять отчеты для дальнейшей обработки в оффлайновых программных пакетах (например, в SPSS и MicroCase), а также импортировать данные в систему из этих программ.
В настоящее время широкую популярность приобрели следующие формы научных исследований: электронные конференции, онлайн - интервьюирование, онлайн-фокус-группы, онлайн-опросы, для которых используются как существующие, так и специально создаваемые форумы для различных целевых групп. Благодаря развитию мощностей Интернета стало возможным интерактивное общение средствами видео - конференций. Для интервьюирования экспертов нередко используют Интернет-пейджер (ICQ) и электронную почту.
В Интернете активно развиваются виртуальных игры, в которые вовлечено значительное число пользователей, что позволяет привлекать их для проведения различных исследований. Например, онлайн-игра «Second life», созданная в трехмерной виртуальной реальности, используется как эффективная площадка для проведения маркетинговых, психологических, социологических и др. исследований. При помощи виртуальных миров можно выстраивать различные отношения с социальными группами, например, общение с потребителями, которые помогают исследовать товар или услугу, а также изучить их потребительское поведение.
Нередко виртуальные миры представляют собой передовые лаборатории, позволяющие исследователям стать ближе к людям, помочь им разобраться в различных жизненных ситуациях, создать среду для общения и досуга. Данной цели служат и специально созданные и популярные в плане общения социальные онлайн-сети. Социальными онлайн-сетями пользуется огромное число людей, поэтому данные ресурсы являются привлекательными для различных групп пользователей. Интернет-сообщества, вовлеченные в социальные сети, являются потенциальными респондентами для проведения опросов среди различных целевых групп. По данным международного Интернет-ресурса alexa.com такие социальные сети, как vkontakte.ru и odnoklassniki.ru являются одними из самых посещаемых сайтов в России, опережая по посещаемости поисковые системы. Поэтому социальные сети будут перспективными в дальнейшем для разных иссле-
дователей в виду их масштабности, информативности и возможности разбиения пользователей на группы.
Другой технологией онлайн-исследований является сбор уже существующей информации, которая размещена на сайтах, форумах, чатах и т.д. Сложность данной технологии заключается в том, что эти данные очень значительны по своим размерам и разбросаны по сети. Сбор статистической информации по этим ресурсам возможно сделать при помощи специальных программ - парсеров (синтаксических и логических анализаторов структурированных данных, в нашем случае - это HTML и XML файлов). Поэтому технология парсинга для исследователя открывает новые возможности для развития технологий онлайн-исследований. Парсинг позволяет собирать только нужную информацию с определенного ресурса и сохранять ее уже в своих базах данных. Это дает возможность в дальнейшем применять и обрабатывать полученные данные в зависимости от конкретных параметров и целей исследований. Технология парсинга обеспечивает автоматический сбор информации по заданным параметрам, не прибегая к услугам администратора ресурса. Как показывает практика, эту технологию с успехом можно применять и к социальным сетям.
Таким образом различные технологии онлайн-исследований дают возможность для проведения быстрых, эффективных, а главное автоматизированных способов сбора и обработки информации. Их развитие оказывает все большее влияние на исследовательскую деятельность, так как их применяют в различных областях науки и бизнеса - для маркетинговых, социологических, психологических, статистических исследований. Всё это стало возможным только при широком распространении Интернета и развития вычислительной техники.
Список литературы:
1. Сайт компании GMI. [Режим доступа] www.gmirussia.ru
2. Федосин С. А., Напалкова И.Г. Информационное обеспечение научно-исследовательской деятельности университетского комплекса // Образовательные технологии. - Воронеж, 2006. - С. 80-88.
3. Научный потенциал университетского комплекса: опыт социологического анализа / под ред. Н.П. Макаркина, В.Д. Черкасова, С.И. Пахомо-ва; отв. ред. И.М.Фадеева. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. - 128 с.