Научная статья на тему 'Технологии непрерывного образования'

Технологии непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии непрерывного образования»

ТЕХНОЛОГИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

B. О. Браун

C. В. Ленков

Государственная национальная программа «Образование» акцентирует внимание на решении приоритетного задания отрасли образования - «создание жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания для достижения высоких образовательных уровней, обеспечения возможностей постоянного самоусовершенствования личности, формировании интеллектуального и культурного потенциала как наивыс-тней ценности нации» [1]. Эта глобальная проблема должна решаться посредством педагогических и информационных технологий.

Проблему практического, т. е. технологического обеспечения системы непрерывного образования можно считать второй значимой проблемой в стратегическом и тактическом аспектах.

Эта проблема тесно связана с приоритетами в сфере дидактики. Дело в том, что при рассмотрении перспектив развития образования, оказывается недостаточным ориентироваться на необходимость передачи и усвоения опыта, накопленного человечеством, как это отмечено в дидактике. Важным является умение самостоятельно добывать знания, уметь работать с информацией, анализировать ее, видеть и решать проблемы, которые возникают в процессе работы. Приоритет должен быть за личностно-ориентированной педагогикой, личностноориентированными педагогическими технологиями. Такой взгляд на систему образования предполагает изменение парадигмы образования. Ранее в нашей стране система образования опиралась на парадигму «учитель-учебник-ученик», в которой приоритет был абсолютно очевиден - деятельность преподавателя. Современная парадигма образования опирается на личностно-ориентированный поход, в рамках которого личность ученика выдвигается на первое место: «ученик-учебник -учитель». Приоритетной формой работы становится самостоятельная исследовательская деятельность ученика, но роль учителя в этих условиях не умаляется.

Достаточно очевидно, что уже сегодня Украина нуждается в новых технологиях, которые будут обеспечивать массовую подготовку специалистов с использованием современных коммуникационных и информационных средств. При этом, использование новых информационных технологий предполагает создание условий для непрерывного образования.

275

Для упомянутых выше образовательных проблем полезно определиться со средствами, которые будут способствовать их успешному решению. Если говорить о педагогических технологиях, то речь идет о таких, которые бы были по своим функциям адекватны специфике личностно-ориентированного, гуманистического подхода (например, о таких технологиях как «образование в сотрудничестве» (cooperative learning), метод проектов, разноуровневое образование, модульное образование). Это вовсе не означает, что методы и технологии традиционного образования полностью упраздняются. В педагогике и дидактике всегда нужно проявлять особенную осторожность. Хочется лишь обратить внимание на тот факт, что есть существенная разница между проектом, в том числе и учебным, познавательным как таковым, и методом проектов, т. е. способом достижения результата, который предсказывает технологическую траекторию всего пути.

Метод проектов позволяет предугадывать неясность проблемы, которую студенты решают в совместной исследовательской, поисковоигровой деятельности. Любой практически значимый результат, полученный в результате той или иной разработки можно назвать проектом (например, марафон, олимпиаду, неделю бизнеса или неделю английского языка и др.). И это будет правильно, если только разговор не идёт о методе проектов. Метод проектов предполагает определённый путь достижения результата.

Особую роль в рассмотрении данного вопроса отведена новым информационным технологиям, в т.ч. телекоммуникационным технологиям. Речь идет о глобальных телекоммуникациях, которые помогают открыть окно в широкий мир, организовать диалог культур. Студенты имеют доступ ко многим банкам данных стран мира и это позволяет им работать совместно над различными проектами, участвовать в международных телеконференциях и т.п. Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций расширяет возможности интеграции. С помощью глобальных сетей разрываются границы. Человек входит в единое информационное пространство. Одним из основных элементов европейского пространства высшего образования - возможность обучения на протяжении всей жизни [2]. Для высших учебных заведений, которые используют в учебном процессе телекоммуникации и информационные технологии, уместно ввести в научный оборот понятие «информационного пространства», которое раскрывает такие взаимосвязи информационных сред, как регион, страна, мировое содружество, единое информационное пространство.

276

Во время совместной работы над проектами в курсах дистанционного обучения у студентов образуется сильная мотивация для самостоятельной познавательной деятельности. В этих условиях преподаватель становится одновременно руководителем, координатором и консультантом, к которому обращаются как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов, дискуссии, мозговые штурмы, доклады, рефераты получают другое содержание, поскольку не замыкаются только на учебниках и текстах лекций, а в своей основе опираются на различные точки зрения партнеров проекта из разных регионов мира, на интерпретацию количественных данных, фактов, на имеющийся отечественный и международный опыт.

Литература

1. Закон Украины «О высшем образовании» // Голос Украины, 2002, №43.-Юс.

2. Ван Дер Ванде Марик К. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе // Высшее образование в России, 2000, №2. С. 21-30.

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.