Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ В МЕДИЦИНСКОЙ'

ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ В МЕДИЦИНСКОЙ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес процесс / моделирование бизнес-процессов / бережливое производство / business process / business process modeling / lean manufacturing

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Узенбаева Балжан Данияровна, Романова Жанна Витальевна

Сегодня перед Казахстаном поставлена задача по вхождению в 30-ку развитых стран мира, которая требует нового инновационного развития и ускоренного технологического обновления. В рамках поставленной задачи основной целью государственной политики является повышение доступности и качества медицинской помощи. В связи с чем повышение качества предоставляемой медицинской помощи и эффективности здравоохранения и становится одной из приоритетных задач современной науки управления системой здравоохранения. Что требует разработки новых приемов ведения бизнеса, внедрения технологий, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения более эффективных методов управления и организации деятельности медицинских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Узенбаева Балжан Данияровна, Романова Жанна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR MODELING BUSINESS PROCESSES IN A MEDICAL ORGANIZATION

Today, Kazakhstan is faced with the task of entering the top 30 developed countries of the world, which requires new innovative development and accelerated technological renewal. Within the framework of this task, the main goal of state policy is to increase the availability and quality of medical care. In this connection, improving the quality of medical care provided and the efficiency of healthcare becomes one of the priority tasks of modern science of healthcare system management. Which requires the development of new business methods, the introduction of technologies, improving the quality of the final results of activities and, of course, the introduction of more effective methods of managing and organizing the activities of medical organizations.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ В МЕДИЦИНСКОЙ»

УДК:33.338.2-984 МРНТИ:06.54.41

ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ В МЕДИЦИНСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ * Узенбаева Б.Д., Романова Ж.В.

ТОО Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ», г.Алматы,

Казахстан

Аннотация

Сегодня перед Казахстаном поставлена задача по вхождению в 30 -ку развитых стран мира, которая требует нового инновационного развития и ускоренного технологического обновления.

В рамках поставленной задачи основной целью государственной политики является повышение доступности и качества медицинской помощи.

В связи с чем повышение качества предоставляемой медицинской помощи и эффективности здравоохранения и становится одной из приоритетных задач современной науки управления системой здравоохранения. Что требует разработки новых приемов ведения бизнеса, внедрения технологий, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения более эффективных методов управления и организации деятельности медицинских организаций.

Ключевые слова: бизнес процесс, моделирование бизнес-процессов, бережливое производство

Введение. Непосредственной задачей менеджера в подобных ситуациях становится поиск повышения эффективности медицинских учреждений: сокращение затрат [1], увеличение прибыли, повышение рентабельности организации и т.д. При этом, на сегодняшний день управленцам всех уровней становится очевидным, что основные резервы в повышении эффективности организации лежат внутри самого бизнеса - а именно в области оптимизации бизнес -процессов [2].

Бизнес-процесс представляет собой набор взаимосвязанных процедур и действий, которые в совокупности реализуют бизнес -задачу и стратегическую цель, как правило, в контексте организационной структуры, определяющей функциональные роли и отношения [3]. Моделирование бизнес-процессов является одним из эффективных методов, которые используются для анализа бизнес-процессов и повышения эффективности бизнеса [4]. При этом моделирование бизнес-процессов решает две

важные задачи: (1) фиксация существующих БП: структурное представление входящих в них действий и связанных с ними элементов [5]; (2) проектирование новых процессов для оптимизации деятельности организации.

Актуальность темы исследования определяется значимостью эффективного анализа имеющихся бизнес процессов в организации и реализации бизнес-процессов в организациях здравоохранения, как одной из составляющих успешной деятельности организации.

Материалы и методы исследования.

Проведен анализ:

- современных инструментов и систем оптимизации 6], бизнес-процессов в медицинской организации ГКП на ПХВ «Городской диагностический центр»;

- предложены оптимальные инструменты и системы оценки и совершенствования бизнес-процессов для медицинских организаций [7];

- разработан алгоритм организационного обеспечения оценки и оптимизации бизнес-процессов медицинских организаций, направленных на повышения эффективности реализации ключевых бизнес-процессов организации [8].

Повышение эффективности здравоохранения и качества предоставляемой медицинской помощи становится одной из приоритетных задач современной науки управления системой здравоохранения [9]. Что требует разработки новых технологий и приемов ведения бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий [10].

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Полученные данные в ходе информационно-аналитического исследования помогут менеджерам здравоохранения [11], а также практикующим врачам подобрать оптимальный метод (инструмент, систему) оценки бизнес-процессов с последующим использованием медицинских организациях амбулаторного типа для разработки, оптимизации бизнес-процессов и организационного обеспечения реинжиниринга бизнес-процессов [12].

1. Моделирование бизнес-процессов - это дизайн бизнес-процессов организации, который даёт руководителю возможность отслеживать процесс на любом этапе, для достижения конечного результата [13].

2. Управление бизнес-процессами включает в себя как уже устоявшиеся научные методологии, так и новые, постоянно появляющиеся в практике управления инструменты [14]. Таким образом, совершенствование бизнес-процессов включает в себя оптимизацию существующих процессов в новые технологические процессы и их успешную интеграцию

[15]. Что способствует сокращению издержек, повышению качества оказания услуг, модернизации менеджерского инструментария, и как следствие повышению прибыли [16].

3. На сегодняшний день множество число методик определения и моделирования бизнес-процессов в различных отраслях. Но можно утверждать, что в существующих описанных методиках из других отраслей не учтены особенности оказания услуг медицинской сфере. По данным литературного обзора достаточно логично следуют ниже перечисленные шаги оптимизации бизнес процесса [17].

• Описание сферы действия процесса. Для этого необходимо перечислить все входы и выходы бизнес-процесса, выделить его основные шаги, задачи, виды деятельности и т.д [18].

• Описание существующих в организации бизнес-процессов по модели «как есть». Модель «как есть» подразумевает описание существующего состояния процесса в компании. Оно должно быть четким, однозначными и затрагивать уровень, на котором видна конкретная работа сотрудников.

• Анализ составляющих частей бизнес-процессов. На данном этапе рассматриваются составляющие бизнес-процессов, происходит определение показателей качества процесса. При оценивании необходимо проверять, к каким результатам приводит правильное выполнение, какие данные или материалы исполнитель получает в итоге, что он с ними делает, насколько оптимальны его действия, а также фиксировать продолжительность выполнения процедуры [19].

• Оценка оптимальности управления процессом. Результатом данного пункта определяется список выявленных недостатков в реализации бизнес - процессов [20].

• Разработка предложений по исправлению выявленных недостатков.

Используются результаты предыдущего шага, начинается мозговой штурм по поиску предложений улучшения бизнес - процесса(ов), отображается состояние будущего процесса «как будет», являющегося результатом введения инициатив или состояние «как должно быть» [21].

Обсуждение. В работе проведен критический анализ сущности, содержания, классификации бизнес-процессов и бизнес-моделирования. Выявлено значительное число методик определения и моделирования бизнес-процессов в разных отраслях. Но можно утверждать, что разработки в области инжиниринга бизнес-процессов для медицинских организаций моло, а в существующих описанных методиках из других отраслей не учтены особенности рынка медицинских услуг. По мнению многих авторов управленцев основные резервы в повышении эффективности организации лежат внутри самого бизнеса, а именно в области совершенствования и оптимизации бизнес-процессов.

Совершенствование бизнес-процессов включает в себя оптимизацию существующих процессов в новые технологические процессы и их успешную интеграцию. Что способствует сокращению издержек, повышению качества оказания услуг, модернизации менеджерского инструментария, и как следствие повышению рентабельности организации.

На основе анализа бизнес процессов подразделения регистратуры ГКП на ПХВ «Городской диагностический центр» установлены некорректно выстроенны бизнес -процессы в регистратуре без учета современных возможностей инструментарии менеджмета и 1Т технологий, что является причиной низкой эффективности работы подразделения и ведет к ухудшению сервиса в центре.

Выводы. На сегодняшний день разработано значительное количество методик определения и моделирования бизнес-процессов в разных отраслях. Но можно утверждать, что разработки в области инжиниринга бизнес-процессов для медицинских организаций единичны, а в существующих описанных методиках из других отраслей не учтены особенности рынка медицинских услуг.

Оценка бизнес-процессов в здравоохранении Республики Казахстан не имеет институциональной основы, отсутствует системный подход в ее развитии, имеющийся опыт многих стран мира не используется в достаточной мере. Менеджеры здравоохранения не владеют инструментами, методами оценки бизнес-процессов и зачастую действуют на интуитивном уровне или основываясь на своем предыдущем опыте.

Принимая во внимание опыт ведущих мировых экономик в области реинжиниринга бизнес-процессов и возможностей его использования медицинскими организациями, на примере ГКП на ПХВ «Городской диагностический центр» УЗ г.Шымкент, Обоснован алгоритм реализации комплекса организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности реализации ключевых бизнес-процессов медицинских организаций, в рамках которого была разработана и адаптирована к специфике медицинских организаций технология оценки бизнес-процессов.

На основе анализа бизнес-процессов организаций здравоохранения установлено, что в современных реалиях необходимо динамичная трансформация бизнес-процессов с делегированием или объединением функций. Что обусловлено необходимостью оптимизации как временных, технических и кадровых ресурсов по причинам усиления конкуренции, вовлечением государственных медицинских учреждений на рынок частных медицинских услуг и процессами консолидации отрасли.

МЕДИЦИНАЛЬЩ ¥ЙЫМДАГЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕСТЕРД1 МОДЕЛЬДЕУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ * Узенбаева Б.Д., Романова Ж.В.

«^КДСЖМ» ^азакстандык медициналык университетi ЖШС Алматы, ^азакстан

Туй1ндеме

БYгiнгi тацда ^азакстанныц алдында жаца инновациялык даму мен жеделдетшген технологиялык жацаруды талап ететш элемнщ дамыган 30 елшщ катарына Kipy мiндетi т¥Р.

Осы тапсырма аясында медициналык кемектщ колжетiмдiлiгi мен сапасын арттыру мемлекеттiк саясаттыц басты максаты болып табылады.

Осыган байланысты кepсетiлетiн медициналык кемектщ сапасын жэне денсаулык сактаудыц тиiмдiлiгiн арттыру казipгi денсаулык сактау жYЙесiн баскару гылымыныц басым мшдеттершщ бipiне айналады. Бул бизнестщ жаца эдiстеpiн эзipлеyдi, технологияларды енгiзyдi, кызметтщ тYпкiлiктi нэтижелершщ сапасын арттыруды жэне, эрине, медициналык уйымдардыц кызметiн баскару мен уйымдастырудыц тиiмдi эдiстеpiн енгiзyдi талап етедi.

Tyüíh свздер: бизнес-процесс, бизнес-процестердг модельдеу, Y^MÖi eHÖipic

TECHNOLOGIES FOR MODELING BUSINESS PROCESSES IN A MEDICAL

ORGANIZATION * Uzenbaeva B.D., Romanova Zh.V.

Kazakhstan Medical University "KSPH" LLP, Almaty, Kazakhstan

Abstract

Today, Kazakhstan is faced with the task of entering the top 30 developed countries of the world, which requires new innovative development and accelerated technological renewal.

Within the framework of this task, the main goal of state policy is to increase the availability and quality of medical care.

In this connection, improving the quality of medical care provided and the efficiency of healthcare becomes one of the priority tasks of modern science of healthcare system management. Which requires the development of new business methods, the introduction of technologies, improving the quality of the final results of activities and, of course, the introduction of more effective methods of managing and organizing the activities of medical

organizations.

Keywords , business process, business process modeling, lean manufacturing

Список использованной литературы

1. Ануфриев А.С. Особенности менеджмента в медицинских клиниках // Менеджер здравоохранения. - 2019. - №1. - С. 6

2. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов/ Владимир Репин, Виталий Елиферов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013-544 с

3. Sensuse, D. I., & Ramadhan, A. (2012). The relationships of soft systems methodology (SSM), business process modeling and e-Government. (IJACSA) International Journal of Advanced Computer Science and Applications, Vol. 3, No. 1, 2012

4. Abu Rub, F. A., & Issa, A. A. (2012). A business process modeling-based approach to investigate complex processes. Software development case study. Business Process Management Journal, 18(1), 122-137.

5. Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен ; пер. с англ. С.В. Ариничева ; науч. ред. Ю.П. Адлер. -Москва : Стандарты и качество, 2013. - 271 с. : ил. - (Практический менеджмент).

6. Стерлигова, А.Н. Важен сам процесс : процессный подход к управлению как инструмент интеграции деятельности организации / А.Н. Стерлигова // Российское предпринимательство. - 2018. - № 2. - Вып. 2. - С. 91-95.

7. Уварина Ю.А. Методы оценки и направления совершенствования бизнес -процессов в частных медицинских центрах. :автореф. дис. ... к -та экон. наук : 08.00.05 / Ю.А.Уварина - Москва 2016г-195 с.

8. Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации : манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Д. Чампи ; пер. с англ. Ю. Е. Корнилович [и др.]. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 287 с.

9. Porter, M. E. How Information Gives You CompetitiveAdvantage / М. Е. Porter, V. E. Millar // Harvard Business Review. - 2011. - Vol. 85, july-august. - Р. 149-160.

10. Аджиев М.Э. Основные проблемы системы менеджмента качества медицинской организации // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 561-562

11. Hammer, M. Reengineering the corporation : a manifesto forbusiness revolution / М. Hammer, J. Champy. - New York .HarperBusiness, 2009. - 223 р.

12. Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации : манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Д. Чампи ; пер. с англ. Ю. Е. Корнилович [и др.].- Москва : Манн, Иванов и

Фербер, 2016. - 287 с.

13. Харрингтон, Дж. Оптимизация бизнес-процессов : Документирование, анализ, управление, оптимизация : перевод / Дж. Харрингтон,2012. - 238 с. : ил.

14. ДолгановаО.И. Моделирование бизнес процессов Москва 2016г -289 стр

15. Smith H.,Fingar P. Business process management: the Third wave//N. Y., 2017. - 465

P.

16. Davenport, T. H. Process innovation: reengineering work through information technology / Т. Н. Davenport. - Boston ; Mass : Harvard Business School Press, 2010. - 337 р.

17. Business Process Modeling Notation [Электронныйресурс]. - Режимдоступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/BPMN.

18. Ефимов, В. В. Описание и улучшение бизнес -процессов : учеб.пособие для студентов специальности "Управление качеством" / В. В. Ефимов ; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск :УлГТУ, 2015. - 84 с. : ил.

19. Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен ; пер. с англ. С.В. Ариничева ; науч. ред. Ю.П. Адлер. - Моква : Стандарты и качество, 2013. - 271 с. : ил. - (Практический менеджмент).

20. Gordijn, J. Designing and evaluating e-business models / J. Gordijn, J. Akkermans, Vliet J. Van // IEEE Intell Syst. - 2011. - Vol. 16 (4). - Р. 11- 17.

21. Гагарский, В.А. Бизнес-процессы : основные понятия [Электронный ресурс] / В.А. Гагарский. - 2013. - Режим доступа : http://www.elitarium.ru/2013/02/08/biznes_processy_osnovnye_ponjatija.ht ml.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Вклад авторов. Автор внес вклад в разработку концепции, выполнение и обработку результатов, и написание статьи. Заявляем, что данный материал ранее не публиковался и не находится на рассмотрении в других издательствах. Финансирование. Отсутствует.

Сведения об авторах:

Корреспондирующий автор. Узенбаева Балжан Данияровна магистрант 1 года обучения по специальности «Медицина», ТОО Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ», г.Алматы, Казахстан, E-mail: balzhan_19_11 @mail.ru Романова Жанна Витальевна к.м.н, ассоциированный профессор, КазНУ им.Аль-Фараби, г.Алматы, Казахстан, E-mail: fun so@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-

0002-9551-2505

Статья поступила:30.05.2024 Статья принята:03.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.