Научная статья на тему 'Технологии манипулирования в сети Интернет'

Технологии манипулирования в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1209
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИИ В ПОЛИТИКЕ / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIONS / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORK / БЛОГ / ТВИТТЕР. / POLITICAL MANIPULATIVE TECHNOLOGIES / TWITTER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Урсу Наталия Сергеевна

Статья посвящена технологиям манипулирования в Интер-нете, политическим возможностям социальных сетей, а также других современных сервисов. В статье дается определение понятия «манипулирование», описываются перспективные воз-можности гражданского участия с помощью Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Урсу Наталия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dealing with problems of manipulative technologies in the Internet, political opportunities of social networking and other modern servic-es. The article defines the concept of manipulation and describes the promising possibilities of civic participation through the Internet.

Текст научной работы на тему «Технологии манипулирования в сети Интернет»

Н. С. УРСУ

аспирантка кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*

Технологии манипулирования в сети Интернет

В современном политическом процессе России все более значимую роль начинает играть Интернет. Общение политиков с народом, основная масса политического пиара, отражение актуальных событий в дискуссиях, целые информационные кампании, - все это сегодня происходит в Интернете. Несмотря на достаточно большой разрыв в количестве пользователей сети между Москвой, Санкт-Петербургом и регионами (который по статистике неуклонно сокращается) именно Интернет и его постоянно обновляющиеся возможности все сильнее влияют на политическую ситуацию.

Новые механизмы коммуникации одновременно предоставляют разнонаправленные возможности: как манипулирование массами, так и гражданское участие, защиту от информационного воздействия. Интернет сегодня не «свободное» информационное пространство, но пространство борьбы между претендующими на правду и выбор массами и желающими манипулировать ими политическими акторами.

«Живая» политическая коммуникация в России планомерно уходит из традиционных СМИ - телевидения, радио и печати. У этого процесса есть две основные причины. Во-первых, ангажированность традиционных СМИ, которая перестает быть секретом. Заинтересованная и политически активная часть населения уходит в Интернет. Во-вторых, Интернет дает возможность активного участия в политике каждому своему пользователю. Можно говорить в целом о формировании поколения людей, привыкших самовыражаться и

* Урсу Наталия Сергеевна, е-таП; nataursu@mail.ru

участвовать, чему способствуют новые технологии и даже меняющийся менталитет.

Одним из важных направлений использования Интернета являются манипуляции в политике. Мы предлагаем такое определение: манипуляция - это особый вид социального управления человеческим поведением, целью которого является изменение базовых установок и ценностей человека без применения открытого насилия. Манипулятор воздействует на сознание манипулируемого, используя психологические механизмы, и определяет его поведение в интересах манипулятора -действие или бездействие. Цель манипуляции, а также сам факт и субъект являются скрытыми. В зависимости от ситуации целью манипулирования может быть и подавление «жертвы», и напротив -мобилизация и оптимизация. Акт манипуляции может быть как эпизодическим, имеющим краткосрочную цель, так и продолжительным, планомерно искажающим политическую ситуацию, взгляды и установки. Любой способ и техника манипуляции, независимо от того, употребляются ли они отдельно или комбинируются в сложные конструкции, по какому бы каналу они не транслировались, имеют своей основной целью управление поведением человека или группы.

Манипулирование в политике является достаточно сложным процессом и включает в себя большое количество способов и техник. Назовем основные: искажение и множество специфических видов подачи информации, наклеивание ярлыков, разнообразные лингвистические и символические манипуляции, «спираль умолчания», манипулирование слухами, а также разные виды «обратной связи», использование юмора и эксплуатация страхов.

Скорость появления и распространения новых возможностей так высока, что ее политологический анализ несколько отстает. И это несмотря на то, что по теме Интернета в политике написаны

диссертации по политическим и социологическим наукам, глобальная сеть анализируется в книгах и статьях по политическим технологиям.

Так, в 2010 г. в России очень популярным стал уже широко используемый в мире Интернет-сервис для обмена короткими сообщениями www.twitter.com (далее - Твиттер). Едва мы начали адаптироваться к значению блогов и влиянию их авторов на общественное мнение, как система изменилась, а точнее упростилась. Связано это, очевидно, с постоянным ускорением жизни людей, «клиповостью» сознания, а также появившейся в последние годы возможностью выходить в Интернет при помощи беспроводных протоколов связи (GPRS/EDGE, WiMAX, WiFi) и носимых устройств (сотовых телефонов, портативных компьютеров). Постоянное присутствие в Сети, а также возможность «выкладывать» фото- и видеоматериалы с задержкой всего в пару минут качественно меняют всю систему коммуникаций. Общение в Твиттере предполагает ведение каждым зарегистрированным пользователем собственного микроблога. Каждое сообщение («твит») содержит не более 140 знаков - т. е. максимально сжато и информативно. Также к Твиттеру присоединены специальные сервисы для работы с фото и видео, создания опросов. Пользователь Твиттера пишет сообщения о том, где он находится, чем занят, какие мысли пришли ему в голову. Еще одной особенностью можно назвать то, что пользователь может сделать «ретвит» -заинтересовавшее его сообщение становится видным всем его подписчикам. По системе ретвитов любое сообщение или ссылка может обойти тысячи пользователей, новость - стать известной всего за несколько часов. Сервис, созданный изначально для быстрого и удобного общения, быстро политизировался. Перемены, пришедшие с Твиттером и другими социальными сетями, налицо, они проявляются в следующем.

1. Сегодня Твиттер ведут практически все руководители российских регионов, лидеры партий и движений, чиновники, лидеры общественного мнения. Не являясь официальным сайтом персоны, Твиттер позволяет общаться неформально, а не только транслировать пресс-релизы о событиях и заявлениях. Возможность обратиться к любому публичному деятелю, с одной стороны, приближает политиков к народу, с другой - Твиттер уже тоже становится формальностью и необходимостью, а не механизмом прямого общения.

А. Диордиева называет несколько вариантов использования блогов и микроблогов: одностороннее транслирование информации, налаживание «обратной связи» власти и народа, «рупор» оппозиции, апробирование идеи в массах1.

В то время как разработка «электронного правительства» все еще идет (и не ясно, закончится ли и даст ли результат), а технология эта в России так и не применяется, сама система Твиттера представляется нам перспективной в плане сокращения разрыва между властью и народом и создания механизма небюрократического взаимодействия. С другой стороны, такая система прямого диалога представителей власти с народом открывает возможности для создания у аудитории ощущения причастности, собственной важности, возможности влиять на происходящее в стране, а также близости публичной персоны к народу (манипулятивная техника «обратной связи»). Кроме того она позволяет формировать «повестку дня» и отвлекать внимание от реальных проблем, что тоже относится к классическим манипулятивным техникам.

2. Твиттер дает возможность «бесцензурного» транслирования события в режиме реального времени в Интернет. В современном мире сенсационные события попадают в Сеть с минимальным отрывом во времени или синхронно, а «замолчать» или исказить события, ставшие

1 См.: Диордиева А. Политический блог: от общения до вербовки // Blogoff. Офф-лайн дайджест блогосферы рунета [Электронный ресурс]. URL: http://blog-off.info/blog/view/politicheskij-blog-ot-obscheniya-do-verbovki (дата обращения: 30.03.2011).

достоянием Интернет-сообщества, в официальных СМИ или при судебном разбирательстве значительно сложнее. Такие технологии в перспективе являются возможностью снизить произвол правоохранителей и чиновников, осуществлять гражданский контроль за разнообразными сферами жизни. О возможном налаживании такого механизма пишет один из классиков изучения Интернета М. Кастельс: «Интерактивность позволяет гражданам запрашивать нужную информацию, высказывать свое мнение и требовать персональных ответов от своих представителей. Ранее только государство следило за своими подданными, а теперь и народ может контролировать государственную власть, что, на самом деле, составляет одно из его прав, поскольку теоретически люди являются хозяевами пространства»1.

Сегодня понимание таких процессов необходимо для того, чтобы в дальнейшем подчинить новые коммуникационные возможности интересам граждан, скорректировать с их помощью традиционные политические институты. Однако поскольку эффект «реального времени», «репортажа с места событий» является традиционной манипулятивной техникой, повышающей доверие к сообщению и его важность, он может использоваться и в целях манипулирования.

3. Как и другие социальные сети, Твиттер позволяет формировать сообщества и быстро передавать информацию большому количеству людей. Именно с его помощью произошло первое выступление революционеров в Египте в январе 2011 г. По данным, приводимым опять-таки в Интернете, Твиттер и социальная сеть «В Контакте»2 во многом позволили организовать события на Манежной площади в декабре 2010 г.

1 Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева; Под ред. В.Харитонова. Екатеринбург, 2004, с. 183.

2 Русский аналог известной во всем мире социальной сети «Facebook». Сайт, предполагающий разные формы общения владельцев аккаунтов (от англ. "account" - учетная запись пользователя (посетителя) сайта, блога, форума), что позволяет по самым разным параметрам формировать сообщества и группы.

Важно понимать, что популяризация социальных сетей в Интернете очень подкрепляет существующие «социальные сетки». Создание таких «сеток» - немаловажная задача каждой политической организации. Именно разветвленные сети контактов со сторонниками молодежных организаций, например, позволяют собирать массовые акции и флеш-мобы. Популярные сайты стали инструментом для бизнеса и для транслирования политических идей, передачи и распространения информации. Использование смс-сообщений во время организации Майдана («оранжевой» революции на Украине) - это предыдущий уровень, теперь в ход идут социальные сети.

Сегодня оценка собственного значения социальных сетей и их мобилизационной силы - повод для дискуссии экспертов. Так, М.

л

Глэдвелл1 пишет о «новом типе активизма», который появляется благодаря Веб 2.0., и о том, что сами по себе новые технологии не создают никакой революционности массы. С помощью новых технологий упрощается процесс организации выступлений, информирования и координирования.

Можно сказать, что Твиттер и другие социальные сети становятся сложным современным инструментом манипулирования, позволяющим использовать новые техники передачи информации, воздействовать на настроения в обществе, актуализировать те или иные события. Важно понимать, что социальные сети - только площадки для дискуссии и организации политических событий и коренным образом изменить политические предпочтения аудитории или создать революционные настроения им пока не под силу.

Важно, кстати, и то, что работа в социальных сетях бесплатная, не требует затрат на создание и поддержку, как «классический» сайт. Sociаl Media Marketing (маркетинг в социальных сетях) - сегодня одно из

См.: Gladwell M. Small change. Why the revolution will not be tweeted // The New Yorker [Электронный ресурс] URL: http://www.n ewyorker.com/reporting/-

2010/10/04/101004fa fact gladwell#ixzz1EIru8pEp (обращения: 30.03.2011).

наиболее доходных направлений. Позиционированием себя в социальных сетях занимается огромное количество организаций, а многие вообще существуют в основном там. Решение социальных проблем в государстве тоже должно переходить на современный и эффективный уровень: от общественных приемных и «горячих линий» к, например, «электронным картам помощи», использовавшимся во

л

время лесных пожаров лета 2010 г.1 и др.

4. Еще одна технологическая возможность новых коммуникаций предоставляется, например, сайтом www.youtube.com. На сайт можно загрузить любое свое видео и практически любое видео найти. Помимо развлекательной функции сайт позволяет выкладывать политические и социальные материалы, записи с места событий, монтажи, провокационные и компрометирующие ролики, часто - не попавшие в СМИ. С помощью ссылок в социальных сетях ролики становятся популярными и актуализируют разнообразные темы. Важно и то, что под пристальным вниманием Интернет-сообщества подложные материалы нередко разоблачаются и имеют обратный эффект.

5. Добавляет мобильности современным коммуникациям также возможность оплаты услуг и получения денег при помощи системы электронных платежей (Webmoney/Яндекс-деньги). Сегодня, используя Интернет-кошелек, в кратчайшие сроки можно как финансировать самые разные проекты, так и собирать средства на социальные или политические цели.

Важно, конечно, понимать, что в политике эта технология добавляет не только мобильности, но сопричастности. Это эмоциональное ощущение часто эксплуатируется манипуляторами: можно перевести деньги на счет и, не выходя из дома, почувствовать себя борцом за какую-то идею, членом гражданского общества и свободным человеком.

1 Сайт «Карта помощи» (http://www.russian-fires.ru/) был создан на платформе "Ушахиди". Это система, позволяющая собирать сообщения из разных источников, включая как блоги, социальные сети, так и традиционные СМИ, и наносить их на карту, а также систематизировать.

Это отдельный феномен современного политического участия -подмена реальной активности активностью виртуальной, в сущности бездеятельной.

6. Демотиваторы - новый формат юмора в Интернете. Сам формат далеко не нов, однако в России он прижился совсем недавно, но очень активно. Демотиватор изначально - это ответ на мотивационные плакаты, призванные создавать позитивное настроение в определенном месте или по определенному поводу. Демотиватор вызывает обратные эмоции - уныние, грусть, стыд. Политические демотиваторы имеют в нашей стране зачастую очень грубый формат, содержат нецензурную брань или пошлость. Однако демотиваторы отображают практически каждую актуальную ситуацию, причем отображают обличительно, без цензуры. А поскольку не имеют официального авторства - позволяют выражать, в том числе, и очень смелые мысли.

Здесь уместно сказать о свободе самовыражения в Интернете вообще. С нашей точки зрения, свобода слова и безнаказанность также повышают уровень активности, в том числе оппозиционности. В большинстве стран Интернет остается неконтролируемым государством и официально запретить распространение любой информации, мнений и призывов в Сети практически невозможно. На наш взгляд, это одна из причин популярности Интернета вообще - каждый имеет право продуцировать точку зрения, искать единомышленников, просто безнаказанно выражать свое мнение, каким бы оно не было, демонстрировать продукты самого нетрадиционного творчества и пр. Пока глобальная сеть остается такой - ее действительно можно превратить в инструмент самых современных и свободных коммуникаций.

Итак, сегодня можно говорить об Интернете как площадке активного взаимодействия, где игроками выступают отдельные независимые

активисты и конкретные политические и общественные силы. На наших

8

глазах происходит процесс появления новых видов гражданской активности, а также поиск новых возможностей управления людьми с помощью информации, т.е. манипулирования. Многое в этом двустороннем процессе зависит и от научного изучения и понимания Интернета, и от активности россиян в использовании Сети как своего нового демократического ресурса для контроля власти и взаимодействия в обществе.

Урсу Н.С. Технологии манипулирования в сети Интернет. Статья посвящена технологиям манипулирования в Интернете, политическим возможностям социальных сетей, а также других современных сервисов. В статье дается определение понятия «манипулирование», описываются перспективные возможности гражданского участия с помощью Интернета.

Ключевые слова: манипуляции в политике, Интернет, коммуникации, социальные сети, блог, Твиттер.

Ursu N.S. Internet мanipulation technologies. The article is dealing with problems of manipulative technologies in the Internet, political opportunities of social networking and other modern services. The article defines the concept of manipulation and describes the promising possibilities of civic participation through the Internet.

Key words: political manipulative technologies, Internet, communications, social network, Twitter.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.