Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

2279
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Образование / дистанционное образование / дистанционная технология. / Education / distance education / distance technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. У. Кобилов, А. М. Джурабоев

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования дистанционному обучению. В статье дан анализ форм обучения, приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимся и преподавателями в дистанционном обучении. Показано что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологии, которые лежать в основе проектирования и реализации дистанционных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF COMPUTER DISTANCE LEARNING

The article is devoted to the actual problem of modern education for distance learning. The article analyzes the forms of education, provides the main directions of development of distance learning, shows the differences between distance learning and traditional. Highlighted the problems that are solved by students and teachers in distance learning. It is shown that the effectiveness of distance learning is determined by the use of pedagogical technologies that underlie the design and implementation of distance courses.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 1 | ISSUE 3 | 2020

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2020: 4.804 ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

А. У. Кобилов А. М. Джурабоев

ГУФКСУ, к.э.н., доцент ГУФКСУ, преподователь

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования дистанционному обучению. В статье дан анализ форм обучения, приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимся и преподавателями в дистанционном обучении. Показано что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологии, которые лежать в основе проектирования и реализации дистанционных курсов.

Ключевые слова: Образование, дистанционное образование, дистанционная технология.

TECHNOLOGIES OF COMPUTER DISTANCE LEARNING

A. U. Kobilov A. M. Djurabayev

Associate Professor of Uzbek State Teacher of Uzbek State University of University of Physical Culture and Physical Culture and Sports

Sports

ABSTRACT

The article is devoted to the actual problem of modern education for distance learning. The article analyzes the forms of education, provides the main directions of development of distance learning, shows the differences between distance learning and traditional. Highlighted the problems that are solved by students and teachers in distance learning. It is shown that the effectiveness of distance learning is determined by the use of pedagogical technologies that underlie the design and implementation of distance courses.

Keywords: Education, distance education, distance technology.

ВВЕДЕНИЕ

Образование в настоящее время является приоритетной ценностью нового информационного века. Однако традиционные методики и средства обучения

оказываются недостаточными для выполнения повышенных требований к уровню подготовки выпускников высшей школы. Высокие темпы научно-технического прогресса приводят к быстрому устареванию знаний специалистов, работающих в различных областях, что обусловливает необходимость продолжения для них образовательного процесса на протяжении всего активного периода жизни. Существуют также и другие обстоятельства, осложняющие или не позволяющие человеку получить образование, в частности, ограничения по здоровью, недостаточность средств для обучения вне дома и т.п.

Ответом на возросшие требования к системе образования стало появление концепции открытого образования, целью которого является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональных областях в условиях информационного общества.

Открытое образование основано на ряде основополагающих принципов, к числу которых относится свобода обучаемого в выборе учебного заведения, времени, места и темпов обучения, в планировании своих учебных занятий. Предполагается, что открытое образование повысит качество образования и разрешит противоречие между предложением и спросом на образовательные услуги. Принципы открытого и непрерывного образования могут быть реализованы только при применении дистанционных методов обучения, основанных на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Словосочетание «дистанционное образование» (ДО) прочно вошло в мировой образовательный лексикон. В течение последних десятилетий дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Возникла и бурно развивается целая индустрия образовательных услуг, объединяемых общим названием «дистанционное образование», впечатляющая огромным числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры.

Дистанционная технология обучения на современном этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Задача дистанционного обучения - учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым.

Характерными чертами дистанционного образования являются: гибкость, модульность, экономическая эффективность, новая роль преподавателя, специализированный контроль качества образования, специализированные технологии и средства обучения (рис. 1).

Рис. 12. Характеристики дистанционного обучения

РЕЗУЛЬТАТЫ

Система дистанционного обучения обладает следующими преимуществами и достоинствами:

- повышение уровня образованности общества и качества образования;

- удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;

- развитие единого образовательного пространства, удовлетворяющего потребности населения в образовательных услугах независимо от места проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности и др.;

- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его социальной активности, кругозора и уровня самосознания.

Достоинства системы дистанционного обучения становятся очевидными под воздействием следующих процессов:

- продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию;

- формирование новых потребностей населения в современных методах и технологиях образования;

- политические изменения, способствующие росту международных связей, в том числе в области образования;

- появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса;

- рост международной интеграции в системах образования при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг;

- реализация конституционного права на образование каждого гражданина нашей страны.

Многие развитые страны обладают мощной системой дистанционного образования. В настоящее время успешно используются следующие модели дистанционного обучения.

I модель. Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские экзаменационные требования, предназначается для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные заведения. Это фактически заочная форма обучения экстерном.

II модель. Университетское обучение. Система обучения студентов, которые обучаются не очно, а на расстоянии, заочно или дистанционно, на основе информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Студентам предлагаются помимо печатных пособий CD -диски, разработанные ведущими преподавателями конкретных университетов.

III модель. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ заочного/дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими.

IV модель. Обучение в специализированных образовательных учреждениях. Специально созданные для целей заочного и дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также аттестация обучаемых.

V модель. Автономные обучающие системы (модель удаленных аудиторий). Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, CD-DVD-дисков, а также дополнительных печатных пособий.

VI модель. Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ. Это программы самообразования, ориентированные на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые не смогли закончить учёбу. Подобные проекты могут быть частью официальной образовательной программы.

ОБСУЖДЕНИЕ

Таким образом, исходя из предложенных моделей, дистанционное образование позволяет обучающимся:

- совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ;

- получить аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат);

- получить качественное образование по различным направлениям школьных и вузовских программ.

Анализируя существующие системы дистанционного обучения, можно сделать вывод, что для поддержки дистанционного обучения используются следующие технологии: кейс-технология, TV-технология и коммуникационные технологии (сетевые технологии).

При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор — кейс. Этот набор пересылается учащемуся для самостоятельного изучения. Общение с преподавателями-консультантами осуществляется в созданных для этих целей региональных учебных центрах. Считается, что при достаточной мотивации обучаемый в состоянии

самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин, если такое обучение подкреплено содержательным кейсом.

В процессе дистанционного обучения, осуществляемого посредством компьютерных телекоммуникаций, для осуществления взаимодействия преподавателей и учащихся, а также для поддержки информационного потока между ними могут использоваться сетевые технологии разнообразных форм:

- интернет-технология «Всемирная паутина»;

- электронная почта;

- телеконференции по электронной почте (offline) или в оперативном режиме (online);

- мейнсерверы;

- электронные доски объявлений;

- электронные учебники;

- электронные библиотеки; доступ к базам данных через электронную почту (offline) или в оперативном режиме (online);

- телевидеоконференции.

Процесс создания дистанционного обучения требует от преподавателей-авторов знаний как в предметной области, для которой создается курс, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика, ответственного за содержание курса (автор курса), и методиста-консультанта, который владеет информационными технологиями (инженер по знаниям).

Основными составляющими дистанционного обучения являются: информационные ресурсы, средства общения, система тестирования, система администрирования, преподаватели-консультанты, курирующие дистанционные обучения, обучающиеся.

Важнейшим компонентом дистанционного курса являются информационные ресурсы, так как в них сосредоточена содержательная часть -контент (content), который включает:

- учебный материал (конспекты лекций, демонстрационные материалы и

т.п.);

- дополнительные информационные материалы (комментарии преподавателя, ответы на часто задаваемые вопросы и т.п.);

- библиотеку ресурсов (рекомендованная литература, списки Web-ресурсов по теме курса и т.п.);

- предметный и/или тематический словарь (глоссарий);

- программу обучения (академический календарь) и т.д.

ВЫВОД

Таким образом, дистанционное образование, основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволит осуществить многоцелевые, в том числе междисциплинарные, образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения. Особое значение дистанционное образование имеет для развития образовательных учреждений в сельской местности, в отдаленных районах, а также для сферы повышения квалификации и переподготовки специалистов.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. - N 3. - С. 85-92.

2. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 322-329.

3. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2004. - N 2. - С. 40-42.

4. Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. - 2004. - N 1. - С. 53-61.

5. Васильев В. Дистанционное обучение : деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2004. - N 2. - С. 6-7.

REFERENCES

1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. - N 3. - С. 85-92.

2. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 322-329.

3. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2004. - N 2. - С. 40-42.

4. Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. - 2004. - N 1. - С. 53-61.

5. Васильев В. Дистанционное обучение : деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2004. - N 2. - С. 6-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.