Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ КОММУНИКАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ COVID-19 '

ТЕХНОЛОГИИ КОММУНИКАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / дистанционное образование / communication / distance education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Б. Тоншина, К.А. Калюжная, С.Ю. Пискорская

В статье приведены результаты исследованием в области дистанционного обучения в условиях COVID-19. На основе самостоятельно разработанного и осуществленного анкетирования и проведенных в очном формате фокус групп сделаны выводы о взаимодействии студентов и преподавателей в части реализации образовательного процесса в период пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Б. Тоншина, К.А. Калюжная, С.Ю. Пискорская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION UNDER COVID-19

The article presents the results of a study in the field of distance learning in the context of COVID-19. On the basis of independently developed and carried out questionnaires and focus groups conducted in full-time format, conclusions were drawn about the interaction of students and teachers in terms of the implementation of the educational process during a pandemic.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ КОММУНИКАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ COVID-19 »

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

УДК 378.147

ТЕХНОЛОГИИ КОММУНИКАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ COVID-19

В.Б. Тоншина, К.А. Калюжная, С.Ю. Пискорская*

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: piskorskaya1@mail.ru

В статье приведены результаты исследованием в области дистанционного обучения в условиях COVID-19. На основе самостоятельно разработанного и осуществленного анкетирования и проведенных в очном формате фокус - групп сделаны выводы о взаимодействии студентов и преподавателей в части реализации образовательного процесса в период пандемии.

Ключевые слова: коммуникация, дистанционное образование.

COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION UNDER COVID-19

V.B. Tonshina, K.A. Kalyuzhnaya, S.Yu. Piskorskaya*

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: piskorskaya1@mail.ru

The article presents the results of a study in the field of distance learning in the context of COVID-19. On the basis of independently developed and carried out questionnaires and focus groups conducted in full-time format, conclusions were drawn about the interaction of students and teachers in terms of the implementation of the educational process during a pandemic.

Keywords: communication, distance education

В марте 2020 г. было приостановлено очное образование в связи с ограничительными мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. На сегодняшний день бытует стереотип о неготовности вузов к системе дистанционного образования. В период пандемии в информационном пространстве развернулась активная дискуссия на тему возникших трудностей организации работы в удаленном режиме [1, 2], возникли различного рода проблемы, в том числе, связанные с отсутствием у студентов и преподавателей компьютеров или смартфонов с выходом в интернет. Кроме того, не все преподаватели оказались готовы выстраивать новые модели коммуникации с обучающимися.

В результате возникла необходимость провести детальное исследование по этому вопросу. Среди задач исследования выделим следующие: выявление качества онлайн - платформы СибГУ в период перехода университетов на дистанционное обучение и наиболее распространенных проблем, возникающих в процессе проведения дистанционных занятий, и найти их решения Исследование проводилось с 20 декабря 2020 по 10 февраля 2021 года. Был составлен опросник, отражающий общую оценку качества очного обучения в сравнении с его дистанционной формой. Анкетирование прошли респонденты из разных институтов СибГУ.

В результате анкетирования было выявлено, что студенты отдают свое предпочтение очной форме обучения (40%), но часть также не против дистанционной формы обучения (33%). Средняя оценка качества образования в университете - «4». Часть студентов предпочитают пользоваться онлайн платформой, предоставленной университетом «BigBlueBottom» (33%), но в связи с периодическими сбоями работы платформы, студенты и преподаватели взаимодействовали в приложении «ZOOM».

Секция «Теория и практика коммуникаций»

До перехода на дистанционное обучение преподаватели СибГУ пользовались образовательными онлайн - платформами регулярно или время от времени (VK, Zoom, Mail.ru, Dl.Sibsau, Mook) [3, 4, 5]. В основном они обращались к онлайн-платформах, когда возникала необходимость отработки сложных тем по предмету и для выполнения домашних заданий. Также около половины преподавателей время применяли различные онлайн -ресурсы во время лекционных занятий.

Отметим, что в период пандемии коммуникация исключительно через электронную почту или мессенджеры многими преподавателями воспринималась как работа в дистанционном формате через электронные ресурсы. Однако, если преподаватель не использует другие формы обучения, студенты не получают обратную связь, и большая часть освоения программы ложится на самостоятельную работу, то это вызывало негативную реакцию со стороны студентов.

Исследование позволило оценить, как преподаватели СибГУ организуют работу в дистанционном режиме и с какими трудностями они сталкиваются. Отмечу, что ситуация оказалась более оптимистичной, чем ее представляли в информационном пространстве «Krsk.News» [6] в первые дни, когда было объявлено о переходе учебных заведений на дистанционное обучение. Тем не менее, в зоне риска оказались студенты, проживающие вне Красноярска, в малых и средних городах, поскольку технические возможности в таких населенных пунктах намного ниже.

Показательно, что если в первый период выхода на дистант преподаватели в основном отмечали перегрузки образовательной платформы университета, то на этапе полного перехода в онлайн стали возникать проблемы, связанные с эмоциональным напряжением, участились жалобы на здоровье, ненормированный рабочий день и перегрузку отчетами. По этой причине дальнейшие исследования могут быть сфокусированы на всестороннем изучении опыта работы в дистанционном формате, в том числе через качественные методы сбора данных для того, чтобы уточнить нюансы восприятия и решения различного рода трудностей. Считаем, что такое исследование может быть интересно региональным органам управления образованием в качестве объективной оценки качества дистанционного обучения для выстраивания комплексной работы по устранению наиболее острых проблем.

Таким образом, цифровые коммуникации в условиях COVID-19 дали новое развитие системе образования, в том числе, в части применения дистанционных технологий.

Библиографические ссылки

1. Концептуальная записка: образование в эпоху COVID-19 и в последующий период. -ООН, август 2020. Режим доступа: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-

education during covid-19 and beyond russian.pdf. Дата обращения 20.02.2021.

2. Штыхно Д. А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020, Т.24, №5. С. 72-82.

3. Электронная библиотека СибГУ имени М. Ф. Решетнева. Режим доступа: https://lib.sibsau.ru/electronic-library. Дата обращения 28.12.2020.

4. Сервер электронно-дистанционного обучения СибГУ им. М.Ф. Решетнева. Режим доступа: https://dl.sibsau.ru/. Дата обращения 28.12.2020.

5. Сервер массовых открытых онлайн курсов СибГУ имени М. Ф. Решетнева. Режим доступа: https://mook.sibsau.ru/. Дата обращения 28.12.2020.

6. Дистанционное образование // Krsk.News. Режим доступа: https://www.instagram.com/ krsk.news/. Дата обращения 28.04.2020.

© Тоншина В.Б., Калюжная К.А., Пискорская С.Ю., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.