УДК 811.161.1'36(072.1/.2)
ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАВИЛА УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА В ДЕТСКОЙ РЕЧИ
Хованская Е.А.
В статье рассматриваются технологии исследования детской речи в России, а также наиболее значимые для педагогической науки зарубежные методики изучения детской речи. Правила усвоения языка в детской речи формируются неосознанно и зависят от индивидуальных особенностей организма ребенка, в этой связи возникает необходимость создания методической системы, направленной на развитие языковой личности ребенка через призму языковой способности.
Ключевые слова: технологии, исследования, речь, усвоение, язык, способность, методика, формирование, развитие, личность.
TECHNOLOGY RESEARCH AND RULES OF LANGUAGE ACQUISITION IN CHILD SPEECH
Khovanskaya E.A.
In article technologies of research of the children's speech in Russia, and also the most significant for pedagogical science foreign techniques of studying of the children's speech are considered. Rules of assimilation of language in the children's speech are formed unconsciously and depend on specific features of an organism of the child, in this regard there is a need of creation of the methodical system aimed at the development of the language identity of the child through a prism of language ability. Keywords: technologies, researches, speech, assimilation, language, ability, technique, formation, development, personality
Проявление интереса к исследованию речи ребенка возникло в России не так давно, в 20-е годы XX века.
Предпосылкой возникновения исследования стали работы конца XIX в., в частности исследование И.А. Си-корского, посвященное изучению общепсихологических аспектов детской речи [1. Т. 5. С. 37-48]. А. Александров и В. Благовещенский работали над вопросами усвоения речевой фонетики и становления фонологической системы языка [2. Т. 10. С. 57-73]; [3. Т. 10. С. 13-25].
Одной из фундаментальных работ прошлого века стало исследование лингвиста Александра Николаевича Гвоздева, опубликованное в 1949 г. [4]. В своем труде ученый отразил дневниковые записи процесса формирования у Жени (сына автора) грамматического строя, начиная от появления первого слова, заканчивая школьным возрастом. А.И. Гвоздев впервые в отечественной науке систематизировал и проанализировал особенности усвоения ребенком языка, охватывающего все стороны развития речи: синтаксис, морфологию, процессы словообразования и словоизменения. Александр Николаевич Гвоздев убедительно доказывает, что в трехлетнем возрасте в речи ребенка представлены все основные формы связной речи [4. С. 190]. Книга А.Н. Гвоздева была признана наиболее полным, систематичным и квалифицированным отечественным исследованием в области детской речи.
В течение многих лет изучение детской речи базировалось на языковых фактах, представленных А.Н. Гвоздевым в своей книге, тем не менее, интерес исследователей по отношению к проблеме становления и развития детской речи не был прекращен.
В конце 20-х годов XX века начался период «кросс-секционных штудий», основанный на дневни-
ковой фиксации речи одного ребенка. Методика проведения «штудий» заключалась в сопоставлении результатов речевой деятельности путем использования разнообразных статистических методов; также стало возможным проведение опытного эксперимента, позволяющего организовывать речевую деятельность ребенка соответственно поставленным исследователем целям.
Во второй половине прошлого века нашли широкое применение «лопгитюдные срезовые штудии», которые представляют собой документальные записи фрагментов речи ребенка, записываемые в определенные интервалы времени. В этой технологии исследования уже не было фрагментарности и случайности, которые были свойственны дневниковым записям.
Внедрение информационных технологий позволило активно использовать компьютерные программы, обеспечивающие запись, расшифровку, кодировку и автоматический анализ фактов детской речи. «Самая известная из компьютерных систем, разработанная американскими учеными К. Сноу и Б. Мак-Винни, носит название CHILDES, что расшифровывается как Child Language Exchange System» [5. С. 9].
Нельзя не сказать о выдающихся заслугах американских ученых, стараниями которых создан международный банк данных детской речи, в нем была также отражена отечественная система изучения детской речи, популярная и широко используемая зарубежными исследователями и по сей день.
Заметим, что отечественные ученые путем сопоставления и выявления соответствий, особенностей стали применять имеющиеся языковые факты взрослой речи по отношению к развитию речи ребенка. Разнообразие школ и лингвистических концепций, фундаментально разработанный понятийный аппарат,
Языкознание
сильная экспериментальная база - все это позволяет исследователю, воспитанному на русских лингвистических традициях, включиться в изучение речи ребенка, основываясь на имеющихся в науке сведениях.
Наиболее выдающиеся исследования, посвященные изучению речи, принадлежат А.М. Шахнаровичу, Е.С. Кубряковой, Е.И. Исениной, Е.Ю. Протасовой, В.И. Капинос, В.К. Харченко, Н.И. Лепской, И.Н. Горелову и многим другим.
Итак, рассмотрев некоторые подходы и особенности изучения детской речи, обратимся к анализу и сопоставлению процессов возникновения и развития речи, правил усвоения родного языка.
Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. В этой связи овладение языком можно рассматривать через призму понятия «способность». Относительно понимания языковой способности существуют две противоположные точки зрения:
1. «Языковая способность - наследуемое человеком образование (Н. Хомский, Е. Ленненберг и другие). Человек уже рождается с заложенным в него языковым материалом, но в течение жизни, развития человека он обогащается и расширяется.
Будучи социально обусловленным образованием, языковая способность формируется на основе нейрофизиологических предпосылок, которые в процессе реализации коммуникативных потребностей личности развиваются и обогащаются (А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович и другие). Данная точка зрения восходит к трудам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и содержит важнейшие положения о сущности (формировании, развитии, взаимодействии) языка и мышления у детей. В ходе практической деятельности, социокультурного взаимодействия с другими людьми посредством речевой деятельности, человек овладевает языковыми механизмами, развивается и совершенствуется его языковая способность» [6. Т. 1. С. 184-185].
2. В советской психолингвистике понятие «языковая способность» трактовалось как «совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива» [7. C. 54].
С функциональной точки зрения язык представляет собой совокупность языковых единиц разного уровня (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения), которые подчиняются правилам образования и употребления. «Речевая деятельность есть особый вид деятельности, совокупность действий по порождению и восприятию речи. Она включает перевод определенного содержания в текст (при говорении) и извлечение содержания из текста (при слушании), а
также процессы, связанные с производством новых единиц (особый вид деятельности, получивший в последнее время название «лингвокреативной») [5. С. 9].
Зачатки говорения на родном языке возникают при овладении языковыми единицами и их использовании в речевой деятельности. Правила использования языковых единиц иногда называют «грамматикой». Такое толкование термина «грамматика» предложил в свое время академик Л.В. Щерба, который утверждал, что грамматика есть сборник правил речевого поведения [8]. Речевая деятельность организуется с учетом правил выбора и употребления лексических единиц, правил звукового оформления речи, что уже не входит в компетенцию традиционной грамматики, подразделяемой на синтаксис и морфологию. Существуют правила фонетические (например, «конечный звонкий согласный заменяй парным ему глухим» или «произноси повествовательное предложение с постепенным понижением тона»), правила лексические, регулирующие как выбор нужной единицы, так и возможности ее сочетания с другими и пр. Велико число грамматических правил, относящихся как к морфологии, так и к синтаксису.
Заметим, что правила употребления лексических единиц, выбора и сочетания звуков, изменения слов и конструирования предложений не изучаются должным образом в общеобразовательной школе.
Знание правил - результат собственного речевого опыта человека, а также результат его собственной языковой (металингвистической) деятельности, протекающей на бессознательном уровне. Оказывается, каждый из нас постоянно анализирует речь других и свою собственную. Неправильные обороты и конструкции, не соответствующие норме сочетания звуков, просто «режут ухо», а происходит это потому, что ухо уже настроено на определенный образец.
При овладении родным языком в естественных условиях все эти правила усваиваются ребенком самостоятельно. Помощь взрослого заключается в большинстве случаев лишь в том, что он в повседневном общении с ребенком предоставляет речевой материал, из которого ребенок может получать необходимую для него информацию.
Итак, не подлежит сомнению, что овладеть языком — это значит усвоить не только элементы языковых единиц, но также правила их создания и употребления. А чтобы познать эти правила, нужно все время совершать бессознательную (а иногда и в какой-то степени сознательную) работу по анализу, систематизации языковых фактов. Ребенок поставлен перед необходимостью добывать язык из речи, другого пути овладения языком просто не существует. При этом добываемый материал (как сами языковые единицы, так и правила их использования и конструирования) должен быть
определенным образом упорядочен, поскольку «речевая организация человека никак не может просто равняться сумме речевого опыта..., а должна быть какой-то своеобразной переработкой этого опыта» [8. С. 25]. Интуитивный, неосознанный характер этой деятельности не снижает ее огромной ценности.
Проблема овладения детьми родным языком является актуальной и в наше время. Большое количество детей, которые приходят в школу, часто не умеют строить небольшое высказывание, допускают много неоправданных повторов, междометий или отдельных звуков («ну», «м-м-м»), в речи прослеживаются грамматические ошибки, несогласованность синтаксических конструкций.
Деятельность научной общественности должна быть направлена на разработку методики развития языковой личности ребенка с учетом психофизиоло-
гических особенностей детского организма, специфики формирования речевой деятельности, лингводи-дактических и психолингвистических основ развития языковой способности.
Таким образом, считаем, что правила усвоения языка в речевой деятельности детей, соответствующие нормам, уровням и структуре русского (родного) языка, целенаправленно формируются в учебной деятельности, содержание которой должно состоять из трех равноправных компонентов:
1) работа над правильностью образования единиц языка, то есть над языковыми нормами;
2) обучение правильному употреблению языковых единиц с учетом требований складывающейся речевой ситуации, то есть формирование речевых норм;
3) работа над коммуникативно-целесообразным употреблением языковых и речевых средств в высказываниях учащихся.
Список литературы
1. Сикорский И. А. О развитии речи у детей. II Сб. науч.-лит. ст. по вопр. обшей психологии и воспитания. - Киев; Харьков, 1899. Т. 5. С. 37-48.
2. Александров А. Детская речь // Рус. филол. вести. М., 1883. Т. 10. №3. С. 57- 73.
3. Благовещенский В. Детская речь // Рус. филол. вести. М., 1886. Т. 16. №3. С. 13-25.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. 472 с.
5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
6. Хованская Исследование языковой способности: психолого-педагогический и методический аспекты Вестник Кемеровского государственного университета, №3(59), Том 1, 2014. С. 184-188
7. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / отв. ред. М.М. Гухман. М.: Наука, 1965. 245 с.
8. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 428 с.
Об авторе
Хованская Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, [email protected]