УДК 004.89
DOI: 10.24412/2071-6168-2024-2-41-42
ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В.Р. Гапонов, Е.В. Ляпунцова
В данной статье рассматриваются актуальные аспекты использования искусственного интеллекта в различных сферах жизни. Авторы анализируют возможности применения ИИ в экономике, включая автоматизацию процессов, прогнозирование и оптимизацию. В контексте государственного управления изучается использование ИИ для повышения эффективности работы административных органов и предоставления услуг населению. Важным разделом статьи является рассмотрение роли ИИ в социальной сфере. Рассмотрены основные возможности применения ИИ для помощи гражданам в решении их личных вопросов. В заключении авторы подчеркивают необходимость дальнейшего изучения возможностей и этических аспектов использования ИИ для устойчивого развития общества.
Ключевые слова: искусственный интеллект, система, данные, продукт.
Введение. В сентября 2023 году премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по развитию искусственного интеллекта. По ее результатам было поручено обновить Национальную стратегию развития искусственного интеллекта до 2030 года. Основным аспектом данной программы было выделено внедрение повсеместного использования таких технологий в отраслях экономики, социальной сфере и сфере государственного управления. Также в своей речи Михаил Мишустин подчеркнул, что сейчас идет борьба между глобальными игроками за лидерство в технологической гонке, и зачастую эта конкуренция ведется нечестными методами. Некоторые страны пытаются закрыть для России доступ к новейшим разработкам, но российские производители смогли подстроиться под эту ситуацию [1].
Чтобы понять, как можно использовать искусственный интеллект сначала необходимо понять, как он работает. Согласно ГОСТ Р 70249-2022 искусственный интеллект (ИИ) - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение, поиск решений без заранее заданного алгоритма и достижение инсайта) и получать при выполнении конкретных критических практически значимых задач обработки данных результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека [2].
Для успешной работы искусственного интеллекта важным моментом является его обучение. На данной этапе происходит сбор необходимой информации и создание правил. Далее происходит настройка работы алгоритма на основе правил. Самым главным аспектом является самокоррекция, которая позволяет искусственному интеллекту постоянно самосовершенствоваться.
Продукты, созданные с помощью искусственного интеллекта, способствуют повышению эффективности различных секторов экономики и переводят их на более высокий уровень. Они широко используются для анализа данных, составления прогнозов, оптимизации процессов и автоматизации производства. Кроме того, они лежат в основе создания удобных и полезных сервисов для граждан и предприятий. В данной статье будут изучены основные продукты на основе искусственного интеллекта, которые можно применять в разных сферах жизни.
Использование ИИ в экономической сфере. Внедрение продуктов на основе искусственного интеллекта в экономике в данный момент набирает большую популярность. Однако стоит учитывать, что большинство из того, что в данный момент представлено на рынке носит узкоспециализированный характер. Например, в чат-ботах и голосовых помощниках искусственный интеллект помогает значительно улучшить взаимодействие с клиентами, однако порой алгоритмы обучения и настройки этих решений не всегда оптимальны [3]. Но есть и некоторые решения, которые уже сейчас показывают высокую результативность: скоринг клиентов, биометрии и антифрод модели.
Одной из самых известных моделью скоринга клиентов является модель от «Сбера». Она представляет собой решение, которое позволяет одобрять заявки на кредит за 7 минут.
Способ работы заключается в следующем: модель работает с пятью различными источниками. Первый блок данных - это транзакционные данные, которые отражают операции компании и их структуру или физического лица. Второй блок - финансовые показатели, включая балансовые отчеты, отчеты о прибыли и убытках, и т.д. Третий блок - это кредитная история, которая включает в себя информацию о том, как клиенты обслуживали свои обязательства в Сбербанке на протяжении нескольких лет. Четвертый блок - аналитические показатели, которые характеризуют размер бизнеса и качество работы компании по сравнению с конкурентами в той же отрасли. Пятый блок -данные из открытых источников, реестров и внешних агрегаторов. С помощью ИИ, информация из этих пяти блоков взвешивается и группируется, формируя не одно, а целый ряд предложений. Эти предложения представляют собой набор оптимальных вариантов, которые банк может предложить клиенту для выбора с различными суммами, сроками или обеспечением [4].
Помимо просмотра заявок на кредит данная модель может быть ассистентом для менеджера банка. Для просмотра заявок менеджеру необходимо просматривать больше 10 источников и сравнить около 100 параметров. Конечно, это очень трудоемкая работа для обычного человека. Однако ИИ, который выступает в качестве помощника в данном процессе может ускорить его. Модель собирает данный из внутренних и внешних источников внутри компании, производит сравнение с другими метриками, а также уточняет какие детали необходимо уточнить.
Таким образом более 50% сделок оформляется с помощью ИИ целиком, а остальная половина сделок, которые являются более сложными, оформляются человеком. Человек до сих пор играют важную роль в данном процессе, но тратит на это намного меньше сил.
Компания Fuzzy Logic Labs, которая является частью группы компаний «Ростелеком», представила новую платформу для борьбы с мошенничеством под названием «Сессионный Антифрод 2.0». Эта платформа использует технологию искусственного интеллекта для обнаружения попыток хищения средств клиентами банков, участниками программ лояльности онлайн и офлайн магазинов, а также логистических компаний. Платформа может работать как самостоятельно, так и вместе с другими инструментами в рамках комплексного решения для защиты дистанционных каналов обслуживания [5].
Одним из ключевых особенностей «Сессионного Антифрода 2.0» является возможность создания детального поведенческого профиля каждого пользователя. Для этого собирается информация по более чем 100 уникальным параметрам, включая данные об активности пользователя в интернете. Это позволяет системе использовать математическую модель с искусственным интеллектом для обнаружения мошеннической активности в режиме реального времени.
Применение машинного обучения, которое является одним из видов искусственного интеллекта, значительно повышает эффективность выявления и предотвращения мошеннических действий на самых ранних этапах.
Данная система может обнаруживать риски в различных каналах обслуживания клиентов:
1. Дистанционное банковское обслуживание розничного бизнеса;
2. Дистанционное банковское обслуживание корпоративного бизнеса;
3. Мобильный банкинг, СМС-банкинг;
4. Процессинг пластиковых карт (выпуск);
5. Платежные терминалы, эквайринг, интернет-эквайринг;
6. Операции\запросы через IVR (интерактивное голосовое меню) и сотрудников колл-центра;
7. Действия\операции сотрудников банка\в офисе;
8. Операции с использованием мессенджеров\чат-бота [6].
На примерах выше видно, что использование ИИ в экономической сфере становится все более актуальным. Однако для дальнейшего развития и внедрения технологий ИИ необходимо продолжать исследования и разработку оптимальных алгоритмов обучения.
Использование ИИ в сфере государственного управления. ИИ в
государственном управление используется давно и набирает большую популярность. Например, в приложении «Госуслуги» есть голосовой помощник, который построен на основе текстовых моделей с использованием искусственного интеллекта.
В рамках стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации. Акцент был сделан повышении качества и эффективности государственного управления, развития социальной сферы, критически зависимых от формирования цифровой экономики [7]. Основные направления развития выглядят следующим образом:
1. Внедрение технологий искусственного интеллекта;
2. Конвергенция сетей связи и переход к сетям нового поколения;
3. Обработка больших объемов данных;
4. Использование защищенных технологий электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере;
5. Развитие облачных вычислений;
6. Переход к Интернету вещей и промышленному Интернету;
7. Совершенствование робототехники и биотехнологий, радиотехники и отечественной электронной компонентной базы;
8. Обеспечение информационной безопасности.
Чтобы описать насколько внедрении ИИ в государственное управление помогает с решением сложных задач, можно обратиться к следующим технологиям: система ускорения реагирования на природные пожары, система быстрой оцифровки данных для государственных сервисов и система альтернативной оценки численности населения России. Рассмотрим каждый из них поподробнее.
Ежегодно в России регистрируется от 9 до 35 тысяч лесных пожаров, которые охватывают территории от полумиллиона до 3.5 миллионов гектаров. Суммарный ущерб от этих пожаров оценивается примерно в 20 миллиардов рублей.
С помощью системы спутникового мониторинга производится анализ данных о температуре поверхности нашей планеты. На основе этих данных выделяются точки с повышенной температурой. Именно они могут быть потенциальный очагов возгорания. Операторы системы оценивают вероятность возникновения пожара в каждой из представленных системой точек и информируют соответствующие службы.
Для ускорения передачи информации от оператора системы в компетентные органы в данную системы был добавлен ИИ. Модели искусственного интеллекта анализируют термические точки, определяют вероятность пожара и класс горения на этой территории. Данные публикуются на Портале термоточек МЧС и в мобильном приложении.
Система ускорения реагирования на природные пожары была разработан совместно с МЧС России для автоматического информирования о риске возгорания. Данная система представляет собой подробную карту, на которую нанесены все термические аномалии, которые уловили спутники, следящие за территорией России из космоса. Открыв программу, любой пользователь может не только осознать уровень и количество опасностей, которые есть поблизости, но и принять участие в ликвидации разгорающегося пожара [8].
Бизнес-эффект от внедрения данного решения был огромным. Его результаты представлены в
таблице 1.
Таблица 1
Эффект от внедрения проекта_
До внедрения После внедрения
Часть заявок приходит с ошибками, часть теряет актуальность за 3-4 часа Данные обо всех термических аномалиях автоматически обновляются 4 раза в сутки
Операторы вручную фильтруют спутниковые данные о термических точках Информация о новой точке моментально доводится до ответственных лиц через ршЬ-уведомления
О высоком риске возгорания операторы сообщают ответственным лицам на местах Наблюдатель вносит результаты проверки в мобильное приложение
Оператор загружает отчет наблюдателя в основную учетную систему Информация автоматически дублируется на веб-портале де-журно-диспетчерских служб муниципальных районов
Еще одним важным продуктом на основе ИИ в сфере государственного управления является система быстрой оцифровки данных для государственных сервисов.
В Тамбовской области столкнулись с проблемой того, что необходимо было оцифровать архивы записей актов гражданского состояния за 1929-1999 года. Из-за того, что документ содержали ветхие записи и смазанные печати человеку было тяжело сделать оцифровку. Тогда была использована система «Биорг» на базе ИИ, которая проводила автоматическое распознавание рукописного текста.
Данная платформа объединяет следующие технологии:
1. Конвейер обработки материалов;
2. Проприетарные алгоритмы обработки источников данных;
3. Нестандартные ансамбли специализированных нейросетей;
4. Natural language processing для обработки ошибок и автоматизированной классификации сущностей в базе знаний проекта;
5. Конволюционно-рекуррентные нейронные сети (CNN + RNN [LSTM]) на базе архитектуры Faster-RCNN глубокого обучения на всех этапах обработки входной информации [9].
Результаты работы проекта представлены в таблице 2
Таблица 2
Результат работы проекта с использованием системы «Биорг»_
До проекта После проекта
Огромные массивы данных в бумажном виде, источниками которых служат актовые книги Досрочно оцифрован 1 млн данных актовых книг
Часть книг велась от руки еще 20-е годы прошлого века, поэтому находится в достаточно ветхом состоянии Вся информация о населении области передана в единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС)
За первые две недели проекта было оцифровано порядка 250 тыс. записей. А по оценкам самой компании «Биорг» было сэкономлено порядка 9 млн. рублей.
Использование ИИ в социальной сфере. ИИ в социальной сфере может использоваться для различных целей. Основное из этих направлений - это улучшение обслуживания клиентов. ИИ может использоваться для анализа и обработки запросов, поступающих от пользователей, что позволяет быстро и эффективно решать их проблемы. Например, алгоритмы машинного обучения могут использоваться для определения наиболее популярных тем, на которые пользователи хотят получать информацию, или для определения оптимальных стратегий коммуникации с клиентами.
Также использование искусственного интеллекта может помочь в прогнозировании и предотвращении социальных проблем. Это может включать анализ данных о преступности, бедности, здоровье населения и других показателей. На основе этих данных можно разработать стратегии предотвращения и решения проблем, а также прогнозировать возможные последствия различных политических решений.
Одним из самых ярких использований ИИ в социальной сфере это чат-боты. Они используются почти на всех социальных ресурсах, для помощи в нахождении необходимой информации или ответах на быстрые вопросы.
В своей работе Пенсионный фонд активно использует технологию распознавания и синтеза речи. Были внедрены два направления использования ИИ: обработка обращений граждан с помощью чат-бота и определение пенсионных прав для назначения наиболее подходящей пенсии. Чат-бот облегчает работу операторов и помогает ответить на популярные и важные вопросы о пенсиях и социальной поддержке. Если требуется более подробная информация, чат-бот переключает диалог на сотрудника единого контактного центра, позволяя виртуальному помощнику эффективно обрабатывать до 15-20% входящих обращений.
Также важной системой с использованием ИИ в социальной сфере является «Единая государственная информационная система социального обеспечения» (ЕГИССО). ЕГИССО - это информационная система, которая предоставляет гражданам и государственным органам актуальную информацию о социальных мерах поддержки, финансируемых из бюджетов всех уровней. Система позволяет получить сведения о социальной помощи, как для конкретного человека, так и для страны в целом. Это помогает органам власти предоставлять социальную помощь и снижает физические и временные затраты граждан при получении поддержки. Также система предназначена для применения принципов адресности и критериев нуждаемости в предоставлении социальной помощи. Кроме того, система позволяет проводить анализ интересующих показателей в области социальной поддержки граждан и прогнозировать бюджетные расходы на выполнение социальных обязательств государства [10].
При создании платформы «Единая государственная информационная система социального обеспечения» искусственный интеллект был обучен быстрому реагированию и адаптации к изменениям в законодательстве. Например, сервис «Социальный калькулятор», который предоставляет пользователям полную информацию о возможных социальных выплатах на основе их ответов на вопросы.
Данная система выполняет задачи повышения качества планирования затрат, разгрузку органов исполнительной власти от непрофильной деятельности и избыточных функций, исключение дублирования данных, повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Основные принципы работы ЕГИССО включают:
1. Использование системы электронного межведомственного взаимодействия;
2. Обеспечение полноты, достоверности, актуальности и целостности информации, получаемой через
систему;
3. Предотвращение дублирования ввода информации и обеспечение возможности ее многократного использования;
4. Открытость системы для интеграции с другими государственными и негосударственными информационными ресурсами и системам на основе единых стандартов информационного взаимодействия;
5. Централизованный сбор и бесплатное предоставление информации через систему для всех пользователей в зависимости от их прав доступа;
6. Модульное построение, адаптируемость и модифицируемость системы.
Таким образом можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации активно развивается сфера ИИ. А сферы применения новых технологий абсолютно разные, начиная от экономики и заканчивая государственным управлением. Очень важно продолжать развивать данную сферу, учить новые кадры, которые будут готовы работать с новыми вызовами, которые перед ними будут. Однако не стоит забывать, что ИИ - это не только разработка программного обеспечения, но и этический аспект. Например, персональные данные, обучения его тому, что такое хорошо, а что такое плохо. Об этом также не стоит забывать при развитии данной технологии.
Список литературы
1. Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию «Развитие искусственного интеллекта» // Правительство России [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/news/49604 (дата обращения: 15.02.2024).
2. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 70249-2022 // Гарант. 2022. 5 октября. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/405607111 (дата обращения: 15.02.2024).
3. Искусственный интеллект в финансах: как банки используют нейросети // РКБ [Электронный ресурс] URL: https://trends.rbc.ru/trends/amp/news/61e924349a7947761b46f2d8 (дата обращения: 16.02.2024).
4. Семь минут на решение: как ИИ выдает кредиты бизнесу в «Сбере» // Forbes [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/brandvoice/451165-sem-minut-na-resenie-kak-ii-vydaet-kredity-biznesu-v-sbere (дата обращения: 16.02.2024).
5. «Фаззи Лоджик Лабс» вывел на рынок новый программный продукт на основе ИИ // Ростелеком [Электронный ресурс] URL: https://www.company.rt.ru/press/news/d468690 (дата обращения: 16.02.2024).
6. О продукте // FUZZY LOGIC LABS [Электронный ресурс] URL: https://www.fzlabs.ru/en/about-the-product (дата обращения: 17.02.2024).
7. Косоруков А.А Технологии искусственного интеллекта в современном государственном управлении // Социодинамика. 2019. №5. С. 43-58.
8. Ускорение реагирования на природные пожары // AI Russia [Электронный ресурс] URL: https://ai-russia.ru/library/mchs (дата обращения: 20.02.2024).
9. Быстрая оцифровка данных для государственных сервисов // AI Russia [Электронный ресурс] URL: https://ai-russia.ru/library/zags-beorg-smart-vision (дата обращения: 20.02.2024).
10. О сервисе // ЕГИССО [Электронный ресурс] URL: http://egisso.ru/#/pages/about (дата обращения: 21.02.2024).
Гапонов Владислав Родионович, магистрант, g.vlad6005@yandex. ru, Россия, Москва. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,
Ляпунцова Елена Вячеславовна, д-р техн. наук, профессор, [email protected], Россия, Москва, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN THE MODERN WORLD V.R. Gaponov, E. V. Lyapuntsova
This article discusses the current aspects of the use of artificial intelligence in various spheres of life. The authors analyze the possibilities of using AI in economics, including process automation, forecasting and optimization. In the context ofpublic administration, the use ofAI is being studied to improve the efficiency of administrative bodies and the provision of services to the public. An important section of the article is the consideration of the role ofAI in the social sphere. The main possibilities of using AI to help citizens solve their personal issues are considered. In conclusion, the authors emphasize the need to further explore the possibilities and ethical aspects of using AIfor the sustainable development of society.
Key words: artificial intelligence, system, data, product.
Gaponov Vladislav Rodionovich, master's, [email protected], Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,
Lyapuntsova Elena Vyacheslavovna, doctor of technical sciences, professor, lev86@bmstu. ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University