Научная статья на тему 'Технологии игр и обучения: новая парадигма обучения детей младшего возраста'

Технологии игр и обучения: новая парадигма обучения детей младшего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадарч Д.

Тема использования информационных и коммуникационных технологий в образовании чрезвычайно важна. Основная задача ЮНЕСКО в области образования – сделать качественное образование реальностью для каждого ребенка. Именно период дошкольного возраста и начальной школы особенно важен для формирования будущей личности человека. ЮНЕСКО рассматривает информационные и коммуникационные технологии в образовании через призму концепции «мира без границ». Для создания инклюзивных обществ, основанных на знаниях, образование должно опираться на технологии. В докладе раскрыты содержательные направления работы Института ЮНЕСКО по информационным технологиям (разработка и публикации аналитических обзоров, разработка стандартов ИКТ компетентности преподавателей, создание открытых образовательных ресурсов и др.), освещены некоторые результаты выполнения международного исследовательского проекта по ИКТ в дошкольном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии игр и обучения: новая парадигма обучения детей младшего возраста»

Бадарч Д.

Директор Бюро ЮНЕСКО в Москве, и.о. директора Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании

Москва, Россия

Технологии игр и обучения: новая парадигма обучения детей

младшего возраста

Аннотация: Тема использования информационных и коммуникационных технологий в образовании чрезвычайно важна. Основная задача ЮНЕСКО в области образования - сделать качественное образование реальностью для каждого ребенка. Именно период дошкольного возраста и начальной школы особенно важен для формирования будущей личности человека. ЮНЕСКО рассматривает информационные и коммуникационные технологии в образовании через призму концепции «мира без границ». Для создания инклюзивных обществ, основанных на знаниях, образование должно опираться на технологии. В докладе раскрыты содержательные направления работы Института ЮНЕСКО по информационным технологиям (разработка и публикации аналитических обзоров, разработка стандартов ИКТ компетентности преподавателей, создание открытых образовательных ресурсов и др.), освещены некоторые результаты выполнения международного исследовательского проекта по ИКТ в дошкольном образовании.

Основная задача ЮНЕСКО в области образования - это сделать качественное образование реальностью для каждого ребенка. ЮНЕСКО рассматривает вопрос образования глобально, и мы считаем, что устойчивое развитие любого государства напрямую зависит от качественной системы образования в стране.

Образование имеет принципиальное значение и для каждого человека в отдельности. Именно период дошкольного возраста и начальной школы особенно важен для формирования будущей личности человека. ЮНЕСКО рассматривает информационные и коммуникационные технологии в образовании через призму концепции «мир без границ». Для создания инклюзивных обществ, основанных на знаниях, образование должно опираться на технологии. И наш Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании является единственной структурой ЮНЕСКО, который напрямую занимается этими вопросами.

Остановимся на основных содержательных направлениях работы Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Это, во-первых, разработка и публикации так называемых аналитических обзоров, или коротких аналитических записок, мы их называем полиси-брифами. Они доступны для скачивания на нашем сайте (http://ru.iite.unesco.org/) и

посвящены актуальным вопросам использования ИКТ в разных сферах образования.

В настоящий момент мы работаем над аналитической запиской, посвященной использованию информационных технологий именно в дошкольном образовании. В начале 2013 г. эти рекомендации должны быть размещены на нашем сайте.

Второе направление - разработка стандартов ИКТ компетентности преподавателей - для ЮНЕСКО является особенно важным. Мы должны отчетливо понимать, что новая педагогика невозможна без нового учителя, без специалиста, который может достойно владеть информационными технологиями. Речь идет не только о компьютерной или цифровой грамотности. Это вопросы педагогического использования их в образовательной деятельности.

Следующее направление - создание открытых образовательных ресурсов.

Кроме того, мы занимаемся вопросами использования технологий в дошкольном, начальном и инклюзивном образовании и проблемами медиа-информационной грамотности. Мы одни из первых приступили к системному анализу информационных технологий в дошкольном образовании. На сегодняшний день в мире не так много работ и исследований, посвященных вопросам ИКТ в ДОУ. Это достаточно новая тема. В 2010-м году мы стартовали, мы открыли новый проект и пригласили одного из ведущих экспертов в этой области - господина Ивана Калаша -принять участие в нашем проекте.

В проекте приняли участие 9 стран мира, 17 учебных центров. Московский регион был выбран одним из целевых регионов, поскольку именно здесь накоплен большой позитивный опыт использования информационных технологий. Это связано не только с развитой инфраструктурой, немаловажен и достаточно высокий уровень подготовки специалистов.

Результатом работы над проектом стала публикация аналитического обзора, посвященного использованию информационных технологий. Книга опубликована на русском, английском и словацком языках. Она размещена в свободном доступе на нашем сайте.

Публикация представляет собой обзор передовых примеров использования ИКТ в дошкольном образовании в разных странах мира. Мы не ставили перед собой задачу сравнить представленные примеры, нами создана яркая картина мирового опыта использования ИКТ на уровне дошкольного образования.

Мы постарались сформулировать основные рекомендации, адресованные к педагогам, занятым в дошкольном образовании и стремящимся к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Не буду подробно останавливаться на роли информационных технологий. Лишь отмечу, что современные технологии не только поменяли нашу жизнь, но и изменили систему образования, в т.ч.

дошкольного. Мы должны очень хорошо понимать новую роль педагога, занятого в системе дошкольного образования.

Игровые технологии, как все мы прекрасно знаем, являются ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно через игру мы можем влиять на формирование определенных навыков в дошкольном возрасте: формирование и освоение грамотности, развитие навыков математического мышления и решения задач, развитие коммуникации, формирование навыка языка и речи, развитие навыков управления и планирования.

В нашем сборнике уделяется большое внимание рискам, которые связаны с использованием коммуникационных и информационных технологий в ДОУ. Поскольку тема еще слабо изучена, сложно давать конкретные рекомендации специалистам-практикам. Мы постарались сформулировать и определить барьеры, с которыми сталкиваются педагоги в процессе ежедневной работы, и донести до аудитории основные рекомендации по использованию ИКТ в дошкольном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.