Научная статья на тему 'Технологии и подходы к определению инновационное в системе высшего профессионального образования'

Технологии и подходы к определению инновационное в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеховцова Екатерина Юрьевна

В статье предпринята попытка классификации инновационных технологий в образовании, определения их роли в системе высшего профессионального образования, а также описаны подходы к определению инновационной деятельности вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии и подходы к определению инновационное в системе высшего профессионального образования»

УДК 378:316.422

ШЕХОВЦОВА Е.Ю. Технологии и подходы к

определению инновационности в системе высшего профессионального образования

В статье предпринята попытка классификации инновационных технологий в образовании, определения их роли в системе высшего профессионального образования, а также описаны подходы к определению инновационной деятельности вузов.

Ключевые слова: образование, инновации, инновационные технологии, высшее профессиональное образование, инновационная деятельность.

В условиях социально-экономических реформ, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием современного научно-технологического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг нововведения становятся жизненно важным элементом деятельности учебных заведений, необходимым условием успехов в образовании и подготовке кадров. На период до 2010 года концепция модернизации российского образования определяет в качестве основных целей развития образования, во-первых, повышение его качества, во-вторых, доступности и, в-третьих, эффективности. Для достижения данных приоритетных целей в соответствии с национальным проектом «Образование» дано начало инновационным процессам в образовании. На сегодняшний день четко определены направления прорыва в ресурсном обеспечении, предложены новые подходы, технологии и методы в системе образования.

В статье предпринята попытка классификации инновационных технологий в образовании, определение их роли в системе высшего профессионального образования,

а так же описаны подходы к определению инновационной деятельности вузов.

Первоначально, в переводе с английского «инновация» (innovation - нововведение) означает обновление, новшество или изменение. Вообще в научной литературе понятия «инновация» и «нововведение» считаются тождественными. Исходя из энциклопедического определения инновации как существенного элемента развития образования, очевидно, что инновации - это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые применяются для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие широкого мультикультурного пространства образования. В энциклопедическом социологическом словаре содержатся только понятия «инновации в культуре» и «нововведение», причем «нововведение» определяется через инновацию: «нововведение (инновация, от позднелатинского innovation) -изменение, развитие способов и результатов деятельности людей»1. Кроме того, в социологической литературе можно найти определение инновации в контексте си-

стемного подхода. Оно означает, что инновация - это целенаправленное изменение в функционировании системы. Причем данные изменения могут быть качественными и (или) количественными в различных сферах и элементах системы.

Несмотря на то, что в повседневной жизни данный термин активно используется, согласно социологическим исследованиям ВЦИОМ2 в 2007 году, каждый второй россиянин (53%) затрудняется объяснить, что такое инновация. По мнению 22% респондентов, этот термин обозначает любые нововведения; 15% считают, что это внедрение современных технологий; 6% - использование достижений науки и техники. При этом 63% россиян считают инновации необходимым условием будущего процветания России, по мнению 12% россиян, инновации не сыграют существенной роли в развитии страны.

В отношении системы образования инновацией считают «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации учебно-воспитательного процесса или усовершенствованного технического средства обучения, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам в области образования»3. Инновационная технология - это своего рода продуманная во всех деталях технология, обязательно основанная на нововведениях и направленная на достижение основных целей образования, повышение качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

Современные общеобразовательные учреждения, колледжи и вузы в определенной степени становятся предприятиями (организациями) по подготовке творчески мыслящей молодежи, способной адаптироваться и успешно трудиться в динамично изменяющемся мире. В то же время традиционные формы и методы управления, сложившиеся в учебных заведениях, недостаточны для профессионального руководства современными весьма сложными, все более масштабными, дорогостоящими новациями в образовании. Не случайно национальный проект в области образования нацелен преж-

де всего на стимулирование учебных заведений, реализующих инновационные образовательные программы, а также на поддержку наиболее активных в творческом плане педагогов4.

На основе проведенного анализа инновационных процессов в образовании можно выделить следующие инновационные технологии: эффективно функционирующую систему менеджмента качества вузов; информационно-коммуникационные технологии; дистанционные образовательные технологии; технологии электронного обучения (обучение с помощью сети интернет и использованием мультимедиа-технологий для повышения качества образования); смешанные технологии обучения, в которых образовательные Интернет-технологии используются в качестве поддержки традиционного очного образования; педагогические технологии с использованием нововведений; тестовые технологии для контроля качества обучения; технологии использования инновационных методов в образовательном процессе; информационные технологии компьютеризации деятельности; технология модульного обучения; трансфертная технология обучения, предполагающая взаимный переход, обмен и дополнение учебных программ двух или нескольких вузов.

Инновационность высшего профессионального образования как определение исходит как минимум из трех оснований: во-первых, инновационная деятельность университетов в научно-технической сфере, способность к коммерциализации научных разработок учеными университетов; во-вторых, инновационное образование как подготовка кадров для различных инновационных отраслей; в-третьих, инновационное образование как процесс и результат собственно образовательного процесса.

Ученый В.Е. Шукшунов является активным сторонником первого подхода. Раскрывая сущность инновационного процесса, он определяет его как преобразование новшества в нововведение (инновацию), включая ее тиражирование, диффузию и потребление.

Следуя логике В.Е. Шукшунова, инновационный процесс представляет собой

№ 2 2010 г.

процесс преобразования нематериальных активов (или определенных идей) в материальные активы. Обозначенный подход формирует адекватный состав и характер инфраструктурной поддержки технологического трансферта и коммерциализации новшества при вузах.

Вариативная модель инновационного образования в рамках второго подхода (образование как система кадрового сопровождения инновационной сферы)требует доскональной проработки и внедрения программ развития инновационного образования, призванных обеспечить кадрами реализацию программ развития инновационной деятельности. Главной характеристикой данного подхода является ориентация на увеличение доли конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в добавленной стоимости, что, по мнению разработчиков рассматриваемой программы, может быть достигнуто посредством целевой подготовки кадров для развития инновационной сферы образования. Второй из анализируемых подходов «идеологически» очень близок к первому, так как практически полностью воспроизводит его «чисто» экономически ориентированную логику.

Третий подход к определению инновационной деятельности университетов основывается на очевидном тезисе, что в системе образования инновационная деятельность ведется в двух сферах - научной и образовательной. Это слияние двух сфер диктуется необходимостью обеспечения интеграции образовательных, научных и инновационных структур в университетах, которые должны быть объединены в единый учебно-научно-инновационный комплекс. Ряд университетов накопили немалый опыт и получили весомые результаты инновационной деятельности в образовательной и научной сферах.

На сегодняшний день существуют острая потребность и актуальная необходимость серьезного изучения и разработки конкретных структур и механизмов образовательных новаций на вузовском уровне современных рыночно-ориентацион-ных условий работы высшей школы. Представляется, что общее направление решения проблемы активизации инноваци-

онно-образовательной деятельности и превращения ее в приоритетный объект вузовского управления лежит в области движения ряда наших вузов к пока неформальному статусу инновационных. Группа авторов во главе с ректором Нижегородского госуниверситета А. Хохловым отмечают, что «при всем многообразии возможных подходов к менеджменту вуза цель преобразований в настоящее время уже не вызывает сомнений - это обеспечение саморазвития университета... Таким образом, первоначальной является проблема разработки инновационных методов в организации работы университета»5. Вместе с тем указанные авторы и их сторонники считают, что данные методы должны лишь дополнять действующий ныне традиционный механизм вузовского управления. В плане мероприятий по модернизации высшего образования на 2004-2010 гг., предложенном Российским союзом ректоров, предусматривается переориентация вузовского менеджмента только на качество образования, что может обеспечить лишь соответствие высшего образования действующим образовательным стандартам, но не инновационные переходы вузовской подготовки на новые образовательные ступени и уклады благодаря новым достижениям науки и практики. Решение такого масштабного ряда проблем не исчерпывается и некоторым усовершенствованием действующего в вузах научно-методического обеспечения учебного процесса.

Представляется, что фундаментальное и адекватное решение задач перевода вузов (прежде всего ведущих) на инновационный путь развития с соответствующей системой управления должно базироваться на следующих методических положениях и практических действиях:

1) необходимо в институциональном, нормативно-правовом порядке придать инновационной, в том числе инновацион-но-образовательной,деятельности статус основного вида деятельности вузов наряду с научной и образовательной учебной;

2)потребности инновационного развития современных российских вузов требуют создания современных вузовских

инновационно-образовательных систем в составе: во-первых, инновационно-образовательных комплексов, непосредственно создающих образовательные новации, во-вторых, оргструктур управления и содействия инновационно-образовательной деятельности и образовательным новациям и, в-третьих, методологии-инструментария для обеспечения инновационно-образовательной деятельности в вузе;

3). создание современных вузовских систем управления образовательными новациями должно осуществляться в рамках построения названных инновационно-образовательных систем, формируя основное содержание двух их блоков - оргструктуры управления инновационно-образовательной деятельностью (образовательными новациями) и методологии-инструментария управления инновационно-образовательной деятельностью (образовательными новациями);

4) важной методической установкой при построении предложенной конструкции вузовской инновационно-образовательной системы управления подготовкой кадров должна быть ориентация на установку либеральной модели вуза, недопущение развития в ней бюрократизации;

5) при решении вопросов создания вузовских инновационно-образовательных систем и их управления необходимо определение качественных и количественных критериев вузов, для которых данные системы являются наиболее адекватными и эффективными.

Таким образом, инновационная деятельность в системе образования, образовательных учреждениях и организациях различных уровней - это деятельность ученых, педагогов, методистов, обучаемых, направленная на существенное по-

вышение качества образования и качество личности, создание и применение новых, в том числе интеллектуальных или наукоемких, образовательных технологий и учебного оборудования, создание или усовершенствование образовательного менеджмента, создание новых образовательных, научно-образовательных и научно-образовательно-производственных структур, новых организационных форм в сфере образования, повышение профессионального уровня профессорско-преподавательского состава, конкурентоспособности образовательных учреждений и организаций и их выпускников.

В заключение отметим, что в условиях современного информационного общества следует ожидать появления и других инновационных технологий, позволяющих вузам повысить качество, эффективность и доступность образования. Инновацион-ность в образовательной сфере может не быть напрямую связана с экономикой, а характеризоваться более эффективной реализацией миссии вузов и школ, а именно развивать качество самого образования, его технологий и субъектов.

1 Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. академика Г.М. Оси-пова. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 449.

2 Источник: www.cybersecurity.ru

3 Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 2. С. 8.

4 Пономарев Н.Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Л. Пономарев, Б.М. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 208 с.

5 Хохлов А., Стронгин Р., Грудзинский А. Проектно-ориентационный университет // Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 121-122.

№ 2 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.