Научная статья на тему 'Технологии и методы обучения лиц с интеллектуальными нарушениями в системе профессионального образования'

Технологии и методы обучения лиц с интеллектуальными нарушениями в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5023
528
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ / КОРРЕКЦИЯ / INTELLECTUAL DISABILITY / VOCATIONAL EDUCATION / METHODS / TECHNOLOGIES / CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Татьяна Борисовна, Жулева Елена Михайловна

Трудовое обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Татьяна Борисовна, Жулева Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ocational education of intellectually disabled students requires specific educational methods and technologies taking into consideration special needs of each student.

Текст научной работы на тему «Технологии и методы обучения лиц с интеллектуальными нарушениями в системе профессионального образования»

ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БОГДАНОВА Т.Б., ЖУЛЕВА Е.М.

Трудовое обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится из специфических принципов, методов и технологий, с учетом специальных потребностей каждого обучающегося.

Vocational education of intellectually disabled students requires specific educational methods and technologies taking into consideration special needs of each student.

Обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития — сложный и трудоемкий процесс. Для его эффективности необходима четкая и обоснованная организация, обеспечивающая оптимальные условия для всестороннего развития учащихся. Педагог, обучающий лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), должен, с одной стороны, обладать высоким творческим потенциалом, а с другой — быть информированным в принципиальных положениях трудовой олигофренопедагогики. Эти положения определяются психофизическими особенностями учащихся с интеллектуальными нарушениями, они не предъявляют жестких требований к организации конкретного учебного процесса, который осуществляется по замыслу педагога, мастера производственного обучения, однако всегда должны учитываться [1,2,8,9].

Цель данной статьи состоит в раскрытии специфических принципов, методов и технологий организации профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллектуального развития. Основные пути совершенствования профессиональной подготовки учащихся предполагают:

1. создание материальной базы обучения, позволяющей:

- подготовить учащихся к профессиям, соответствующим их индивидуальным возможностям;

- формировать профессионально важные качества учащихся до уровня, необходимого рабочему в современных социально-экономических условиях.

2. выявление учебно-трудовых возможностей учащихся до уровня, необходимого рабочему в современных социально-экономических условиях.

3. использование всего арсенала методик обучения, специфических для трудовой подготовки умственно отсталых лиц.

4. осуществление обучающими системами контроля и учета динамики усвоения учебного материала и развития учащихся.

5. воспитание у учащихся необходимых в труде социальных установок, моральных качеств и ориентированности на изучаемую профессию.

Трудовое обучение лиц с нарушениями интеллектуального развития строится на основе двух групп принципов: общепедагогических и специальных принципов для коррекционного обучения. Содержание этих принципов излагается в ряде пособий по олигофренопедагогике [2,4,5].

В группу специфических принципов входят:

- коррекции умственных и физических недостатков учащихся

- профессионального характера трудового обучения

- взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки

- повторяемости учебного материала в обучении.

Принцип коррекции предполагает увеличение фонда сохранных способностей учащихся, прежде всего, за счет развития тех качеств, которые больше всего отличают учащегося с нарушением интеллектуального развития от его сверстника с неповрежденным интеллектом.

Для реализации данного принципа выделяются общекоррекционные задачи и задачи индивидуальной коррекции. Общекоррекционные задачи направлены на преодоление или уменьшение интеллектуальных недостатков, характерных для всех умственно отсталых лиц. К индивидуальной коррекции относится исправление различающихся по характеру, главным образом, сопутствующих дефектов.

Принцип профессионального характера трудового обучения исходит из учета ограниченных способностей умственно отсталых учащихся в овладении трудовыми знаниями и умениями. Задача реализации политехнического принципа в трудовом обучении умственно отсталых подростков невыполнима. При разработке учебных планов и программ трудового обучения для умственно отсталых лиц необходимо ориентироваться не на политехнические, а на профессиональные сведения. Теоретический материал в границах одной профессии содержит более близкие между собой и, следовательно, более доступные для них сведения. Политехническое обучение по своей сути носит ознакомительный характер, и такой подход к обучению данной категории учащихся недопустим. В то же время следует отметить, что учащиеся с легкой степенью умственной отсталости способны осваивать дополнительно к изучаемой профессии простейшие работы по смежным профессиям [6,8].

Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки. В осуществлении данного принципа необходима межпредметная связь. Обычно в программах учебных заведений межпредметная связь выполняется формально. Для этого требуется разработка методик и специальные научные разработки.

Принцип повторяемости учебного материала в обучении предполагает осуществление системы возвращений к ранее изученному. Применение данного принципа способствует более полноценному усвоению материала учащимися. Но данный принцип часто превращается в «натаскивание», т.е. многократное возвращение к ранее изучавшемуся без увеличения уровня осознанности и расширения знаний, и в большинстве случаев не достигает цели. Негативный результат подобного обучения состоит в формировании отрицательного отношения обучаемых к теоретическому этапу урока.

Система повторений включает следующие основные компоненты:

1. применение разных видов повторений в соответствии с задачами обучения.

2. повышение уровня сложности и полноты учебного материала от повторения к повторению.

3. первоначальное объяснение технико-технологических сведений или новых приемов работы включает минимально возможное число познавательных единиц. Но при этом педагог добивается их понимания и твердого усвоения. Дополнительные сведения включаются в повторения на последующих занятиях и годах обучения.

4. при возвращении к ранее пройденному решается задача повышения уровня осознания. Устанавливаются новые, более отдаленные смысловые связи изучаемого материала с другими знаниями учащихся (в том числе и с полученными на уроках общеобразовательных предметов).

5. повторения осуществляется разнообразными приемами. Наряду с устным опросом учащихся и показом ими выполнения практических приемов работы применяется письменный опрос, работа с раздаточным материалом (образцы материалов, деталей, рисунков и т.д.). Используются компьютерные программы, выполняются графические работы и пр.

6. практические повторение (тренировочных упражнений) на первом и втором годах обучения не должно быть длительным. Его основная цель в этот период - усвоение правильности трудовых действий. Наращивание времени, отводимого на практические упражнения, осуществляется постепенно с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

В процессе обучения учащихся с отклонениями в развитии выделяются следующие методы обучения:

- перцептивные (словесные, слуховые, зрительные восприятия; наглядные и практические).

- логические (индуктивные и дедуктивные).

- гностические (репродуктивные, частично-поисковые).

К методам воспитания относятся:

- информационные (беседы, экскурсии, личный пример, консультирование, СМИ, литература, искусство)

- практико-действенные методы (приучение, упражнения, игры, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, музыкотерапия)

- побудительно-оценочные (поощрения, наказания, осуждение).

При планировании учебной деятельности в коррекционных группах необходимо учитывать замедленный темп формирования знаний, утомляемость, познавательную пассивность. Оптимальным является обучение в замедленном темпе с использованием наглядных словесных методов и с показом приемов упражнений. Отбор методов определяется рядом факторов:

1. в связи с отклонениями в умственном развитии у обучающихся сужены возможности восприятия учебной информации. Предпочтение отдаётся наглядным и практическим методам, методам словесной передачи.

2. нарушения речи у подростка. Особые требования к речи преподавателя и мастера производственного обучения, словесным методам, объяснениям.

3. нарушение словесно-логического мышления. Предпочтение — индуктивному методу, объяснительно-иллюстративному, наглядным, репродуктивным и поисковым.

Любой предмет теоретического и производственного циклов характеризуется большим содержанием и многообразием форм и методов обучения. Особую значимость имеет наглядность, т.е. применение дидактических материалов. Выделяют три вида дидактических материалов: предметный, изобразительный, словесный. Предметный дидактический материал повышает эмоциональный настрой, позволяет сочетать зрительное восприятие, осязательное и кинестетическое, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью. Изобразительный дидактический материал (рисунки, схемы, чертежи, технологические карты) способствует развитию внимания, наблюдательности, умению сравнивать, анализировать, выстраивать логическую последовательность. Словесный дидактический материал — это карточки-задания, упражнения, задачи, словесные поручения, он обеспечивает и развивает самостоятельность, способствует развитию речи, позволяет рационально использовать индивидуальную работу [2,8].

Сложность овладения речью связана с тем, что необходимо не только понять значение слов, но и научиться воспринимать их на слух, четко произносить. К средствам словесной наглядности относятся: записи на доске, словари, технологические карты, речевые высказывания на схемах.

Учебники, справочники и учебные пособия должны иметь свою специфику. К учебным пособиям для специальных коррекционных учебных заведений предъявляются особые требования.

В ходе организации коррекционно-образовательного процесса используются аудиовизуальные средства (кинофильмы, диапозитивы, диафильмы), которые повышают коммуникативную активность обучающихся. В настоящее время всё шире применяются компьютерные средства, которые развивают психические процессы и интерес к изучаемому предмету. Учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от обучающихся интеллектуального напряжения. Важно создать ситуацию успеха, который вызывает желание учиться.

Низкий уровень развития памяти требует постоянной активизации и концентрации внимания. При объяснении учебного материала необходимо отказаться от большого количества записей в тетрадях и лекционного материала. Успешным средством запоминания и закрепления памяти является многократное повторение. Учащиеся не могут делать записи под диктовку, вести конспекты. Отмечается замедленный темп записей, что вызывает у подростков приступы агрессии.

Рекомендации по ведению конспектов. Поля в тетради должны быть широкими и с обеих сторон. Писать нужно через строчку. Перед объяснением темы учителю следует записать на доске тему, план, опорные конспекты. При объяснении нового материала нужно применять наглядные средства и ориентироваться на слабого обучающегося, а к словесным методам переходить только при закреплении знаний, т.к. наглядные методы преобладают над словесными. Давая учащимся задание, преподавателю следует разбить его на логические части, выделить ключевые вопросы. Составление конспектов бывает затруднено из-за плохого овладения учащимися техникой чтения, слабого понятия смысла прочитанного, поэтому для ликвидации трудностей, педагогу рекомендуется зачитывать вслух текст или отдельные части из текста.

Для учащихся коррекционных групп характерна быстрая утомляемость, поэтому следует провести физпаузу, после которой следует сменить вид деятельности (запись, чтение, слушание). При подготовке и проведении занятий эффективно использовать игровые ситуации, игровые упражнения. Это даёт положительный результат. В период, когда учащийся не может получить хорошую отметку, важно создать ситуацию успеха другими методами, например: система поощрения «жетонами» за хороший ответ [2,9].

Успешность обучения учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии в значительной мере зависит от организации индивидуального подхода и его основной составляющей - дифференцированного подхода педагога к учащимся группы. Большой опыт работы в этом направлении накоплен в Политехническом колледже №47 им. Ф.Г. Федорова, Колледже легкой промышленности №5 г. Москвы, где базой такой организации служат сведения об индивидуально-типологических особенностях учащихся. Эти сведения отражают объективные свойства учащихся. Причем не только внешние, но и внутренние, которые выявляются путем обобщения специальных наблюдений и практических проверок (тестов).

Отсутствие произвольности, целеустремленности, мотивации, любознательности и инициативы, низкая активность требуют постоянного побуждения к целенаправленной деятельности. Это может быть достигнуто путем применения модульных технологий.

Методическая система для данной категории обучающихся, построенная по модульному принципу, имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным обучением. Целью модульного обучения является формирование самостоятельности обучающихся детей. В учебный модуль включается определенная информация по тому или иному разделу учебного материала, строятся цели и задачи для обучающихся, и даются рекомендации. Учебные модули позволяют более полно учесть индивидуальные особенности обучающихся, уровень их подготовленности. Модульное обучение обеспечивает дифференциацию содержания учебного материала, мобильность и гибкость в общении преподавателей, воспитателей и учащихся. В условиях модульной системы профессиональной подготовки выявлены новые функции преподавателей профессиональных предметов: образовательная, руководящая, интерактивная, организационная, консультативная, воспитательная, исследовательская.

В настоящее время в рамках экспериментальной площадки Колледжа легкой промышленности №5 на первом этапе проекта создаются учебные модули по профессии «Швея». Вот несколько примеров, готовых учебных модулей по теме: «Ручные работы»:

- «Организация рабочего места для ручных работ. Техника безопасности при ручных работах».

- «Инструменты и приспособления для ручных работ».

- «Терминология ручных работ».

- «Ручные стежки».

По предметам профессионального цикла создаются учебные модули, например, по предмету «Конструирование швейных изделий» такие модули как: «Измерение человеческой фигуры», «Конструктивные прибавки».

При подготовке и проведении занятий необходимо помнить и об особенностях восприятия учащихся учебного материала, и о специфике мотивации их деятельности. Эффективное исполь-

зование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий способно сделать учебную деятельность более интересной и актуальной. Разработка специальных учебных пособий для лиц с интеллектуальной недостаточностью, педагогические коллективы московских колледжей (ГБОУ СПО №№ 5, 47). Отличительными особенностями таких пособий являются:

- учет особенностей восприятия, внимания, речи, мышления, памяти разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- возможность дифференцированного и индивидуального подхода к обучению с применением учебных пособий;

- оформление речевого материала учебных книг и рабочих тетрадей для обучающихся в соответствии с речевыми и интеллектуальными особенностями обучающихся.

Таким образом, выбор методик, технологий обучения лиц с интеллектуальными нарушениями необходимо осуществлять на основе тщательного анализа и учета специальных потребностей каждого обучающегося. При этом в фокусе внимания инженерно-педагогических работников должны находиться как общие, так и специфические закономерности аномального психического развития обучающихся. Тем самым обеспечивается проектирование индивидуального образовательного маршрута для лиц с нарушениями интеллектуального развития, структура и содержание которого может меняться и дополняться в процессе динамического наблюдения.

Библиографический список:

1. Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов //Дефектология. 2002. № 4. С.3-10.

2. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие. Саратов, 1999.

3. Миндель А.Я. Приоритетные направления экспериментальной деятельности колледжей в области профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья //Экспериментальная деятельность в системе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья /Науч. ред. М.С. Савина. М., 2008. С. 5-8.

4. Мирский С. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в новых экономических условиях //Дефектология. 1994. № 4. С.3-8.

5. Москоленко Н.В. Подготовка умственно отсталых воспитанников к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения VIII вида. 2009г \\www.childpsy.ru\ id\19172

Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, профессиональная подготовка, принципы, методы, технологии, коррекция.

Keywords: intellectual disability, vocational education, methods, technologies, correction.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.