Научная статья на тему 'Технологии и факторы формирования этнокультурной идентичности молодёжи'

Технологии и факторы формирования этнокультурной идентичности молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурная идентичность / этнос / идентификация / этнокультура / инкультурация / ethno-cultural identity / ethnos / identification / ethno-culture / inculturation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Светлана Петровна Татарова, Светлана Александровна Харитонова, Надежда Александровна Затеева

Введение. В условиях взаимопроникновения национальных культур, развития и унификации массовой культуры вопросы сохранения уникальности и неповторимости культуры этнических общностей напрямую зависят от их культурной и этнической идентичности. В связи с этим в работе рассматриваются подходы к понятию идентичности, выделяется этнокультурная идентичность, которая в условиях поликультурного региона является одной из значимых в структуре идентичностей личности. Материалы и методы исследования. Методологической основой исследования является комплекс педагогических, философских, культурологических подходов к пониманию идентичности, факторов и способов формирования этнокультурной идентичности. В качестве эмпирической основы исследования выступают результаты социологического исследования, проведённого авторами среди бурятского населения Республики Бурятия в 2020 г. Цель исследования: определение факторов формирования этнокультурной идентичности и социально-культурных технологий, применяемых в работе с молодым поколением для содействия данному процессу. Результаты исследования. На формирование и развитие этнокультурной идентичности влияет сложный комплекс условий и факторов, а также разнообразные социальные институты. Авторы особое внимание уделяют ряду показателей этнокультурной идентичности, которые формируются как следствие традиционного и приемлемого в семье социального опыта, выступающего частью этнокультуры, осуществляющей трансляцию этнических особенностей исподволь, в ходе повседневного общения и взаимодействия членов микросоциума. На основе авторского социологического исследования в работе демонстрируются проявления разнообразных факторов, влияющих на этническую идентичность. Делается акцент на технологиях, реализуемых в образовательных и культурно-досуговых учреждениях, направленных на поддержание культуры и традиций этноса, что, в свою очередь, влияет на этнокультурную идентичность его членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Светлана Петровна Татарова, Светлана Александровна Харитонова, Надежда Александровна Затеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies and Factors of Formation of Ethno-Cultural Identity of Youth

Introduction. In the context of the interpenetration of national cultures, the development and unification of mass culture, the issues of preserving the cultural uniqueness of ethnic communities directly depend on their cultural and ethnic identity. In this regard, the paper considers approaches to the concept of identity, highlights ethno-cultural identity, which, in the context of multicultural region, is one of the most significant in the structure of personal identities. Materials and research methods. The methodological basis of the study is a complex of pedagogical, philosophical, and cultural approaches to understanding identity, factors and ways of forming ethno-cultural identity. The empirical basis of the study is the findings of a sociological study conducted by the authors among the Buryat population of the Republic of Buryatia in 2020. The purpose of the study is to determine the factors for the formation of ethno-cultural identity and socio-cultural technologies used in working with the younger generation to facilitate this process. Results. The formation and development of ethno-cultural identity is influenced by a complex set of conditions and factors, as well as a variety of social institutions. The authors pay special attention to a number of indicators of ethno-cultural identity, which are formed as a consequence of traditional and acceptable social experience in the family, which is an integral part of the ethno-culture, which transmits ethnic characteristics gradually, in the course of everyday communication and interaction of the micro community members. On the basis of the author’s sociological research, the work demonstrates manifestations of various factors influencing ethnic identity. Particular attention is paid to technologies implemented in educational, cultural and leisure institutions aimed at maintaining the culture and traditions of the ethnic group, which, in turn, affects the ethno-cultural identity of its members.

Текст научной работы на тему «Технологии и факторы формирования этнокультурной идентичности молодёжи»

«Педагогический ИМИДЖ / Pedagogical IMAGE»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 376.7

DOI: 10.32343/2409-5052-2023-17-3-304-316

Научная статья

Технологии и факторы формирования этнокультурной идентичности молодёжи

С. П. Татарова1, С. А. Харитонова2, Н. А. Затеева3

123Восточно-Сибирский государственный институт культуры,

г. Улан-Удэ

1Svetlana.tatar@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-6276-0852 2z.n.a.-79@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9600-5161 3kharitonova.sa@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6144-4922

Аннотация

Введение. В условиях взаимопроникновения национальных культур, развития и унификации массовой культуры вопросы сохранения уникальности и неповторимости культуры этнических общностей напрямую зависят от их культурной и этнической идентичности. В связи с этим в работе рассматриваются подходы к понятию идентичности, выделяется этнокультурная идентичность, которая в условиях поликультурного региона является одной из значимых в структуре идентичностей личности. Материалы и методы исследования. Методологической основой исследования является комплекс педагогических, философских, культурологических подходов к пониманию идентичности, факторов и способов формирования этнокультурной идентичности. В качестве эмпирической основы исследования выступают результаты социологического исследования, проведённого авторами среди бурятского населения Республики Бурятия в 2020 г.

Цель исследования: определение факторов формирования этнокультурной идентичности и социально-культурных технологий, применяемых в работе с молодым поколением для содействия данному процессу.

Результаты исследования. На формирование и развитие этнокультурной идентичности влияет сложный комплекс условий и факторов, а также разнообразные социальные институты. Авторы особое внимание уделяют ряду показателей этнокультурной идентичности, которые формируются как следствие традиционного и приемлемого в семье социального опыта, выступающего частью этнокультуры, осуществляющей трансляцию этнических особенностей исподволь, в ходе повседневного общения и взаимодействия членов микросоциума. На основе авторского социологического исследования в работе демонстрируются проявления разнообразных факторов, влияющих на этническую идентичность. Делается акцент на технологиях, реализуемых в образовательных и культурно-досуговых учреждениях, направленных на поддержание культуры и традиций этноса, что, в свою очередь, влияет на этнокультурную идентичность его членов.

© С. П. Татарова, С. А. Харитонова, Н. А. Затеева, 2023

Ключевые слова: этнокультурная идентичность, этнос, идентификация, этнокуль-тура, инкультурация

Для цитирования: Татарова С. П., Харитонова С. А., Затеева Н. А. Технологии и факторы формирования этнокультурной идентичности молодёжи // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 3. С. 304-316. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-304-316

Technologies and Factors of Formation of Ethno-Cultural Identity of Youth

Original article

Svetlana P. Tatarova1, Svetlana A. Kharitonova2, Nadezhda A. Zateeva3

12 3East-Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude 1Svetlana.tatar@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-6276-0852 2z.n.a.-79@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9600-5161 3kharitonova.sa@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6144-4922

Abstract

Introduction. In the context of the interpenetration ofnational cultures, the development and unification of mass culture, the issues ofpreserving the cultural uniqueness of ethnic communities directly depend on their cultural and ethnic identity. In this regard, the paper considers approaches to the concept of identity, highlights ethno-cultural identity, which, in the context of multicultural region, is one of the most significant in the structure ofpersonal identities. Materials and research methods. The methodological basis of the study is a complex of pedagogical, philosophical, and cultural approaches to understanding identity, factors and ways offorming ethno-cultural identity. The empirical basis of the study is the findings of a sociological study conducted by the authors among the Buryat population of the Republic of Buryatia in 2020.

The purpose of the study is to determine the factors for the formation of ethno-cultural identity and socio-cultural technologies used in working with the younger generation to facilitate this process.

Results. The formation and development of ethno-cultural identity is influenced by a complex set of conditions and factors, as well as a variety of social institutions. The authors pay special attention to a number of indicators of ethno-cultural identity, which are formed as a consequence of traditional and acceptable social experience in the family, which is an integral part of the ethno-culture, which transmits ethnic characteristics gradually, in the course of everyday communication and interaction of the micro community members. On the basis of the author's sociological research, the work demonstrates manifestations of various factors influencing ethnic identity. Particular attention is paid to technologies implemented in educational, cultural and leisure institutions aimed at maintaining the culture and traditions of the ethnic group, which, in turn, affects the ethno-cultural identity of its members.

Keywords: ethno-cultural identity, ethnos, identification, ethno-culture, inculturation

For citation: Tatarova S.P., Kharitonova S.A., Zateeva N.A. Technologies and Factors of the Formation of Ethno-Cultural Identity in Youth. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2023; 17 (3): 304-316. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-304-316

Введение

Социокультурная динамика под воздействием глобализации проявляется в ряде противоречивых процессов: с одной стороны, происходят интеграционные процессы, укрепляются взаимосвязи народов, увеличивается полиэтничность стран и регионов; с другой стороны, растёт обособление и локализация этнических сообществ. Мы наблюдаем сближение и взаимопроникновение культур при одновременной обособленности их носителей за счёт стремления этнокультурных сообществ возрождать традиции и поддерживать свою уникальность. Осознавая проблему размывания границ, утраты языка и других элементов культуры своего этноса, эти сообщества стремятся к сохранению своей самобытности, уникальности жизненного уклада, повседневных практик, языка.

Этнокультурная идентичность, выступая значимым компонентом сознания личности, предопределяет желание приобрести знания об особенностях своего этноса, приносит удовлетворённость от принадлежности к этнической группе, что обусловливает потребность поддерживать её культуру, понимать отличия от других этнических сообществ, способствует развитию межэтнического общения и понимания. Реализация потребности в принадлежности группе позволяет человеку обрести комфорт и психологическое благополучие, ощущение себя частью этноса. В соответствии с последним приобретают значение национальные традиции и правила поведения, поддерживающие определённые жизненные ценности. При благополучной этнической социализации личность гордится достижениями своего этноса, осуществляет поддержку и развитие родовой этнической культуры, что способствует развитию этноса в целом.

Для сохранения целостности этносов и формирования этнической самоидентификации личности важно знать и учитывать факторы, воздействующие на данные процессы. Среди многообразия условий, влияющих на формирование этнокультурной идентичности личности, первичную роль играет семья. Какие ценности формируются в данном социальном институте, как осуществляются повседневные ритуалы и действия, насколько члены семьи знают и соблюдают традиции своего народа, на каком языке общаются - всё это сказывается на притягательности образа этноса. Не всегда семья владеет перечисленными элементами культуры, а потому её способность сформировать представления об этносе у подрастающего поколения ограничена. В связи с этим важную роль начинают играть образовательные и воспитательные институты, владеющие технологиями формирования этнического самосознания, передающие культуру и традиции этноса.

Проблема, которой посвящена данная статья, заключается в определении факторов и технологий, обладающих воспитательным и социокультурным потенциалом, но недостаточно используемых в работе с молодым поколением, испытывающим кризис этнокультурной идентичности.

Целью статьи является описание факторов и технологий формирования этнокультурной идентичности молодёжи. Задачи исследования: рассмотрение понятий «идентичность» и «этнокультурная идентичность»; определение внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование этнокультурной идентичности; выявление социально-культурных технологий, применяемых в работе с молодым поколением и способствующих формированию этнокультурной идентичности.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что формирование этнокультурной идентичности затруднено в настоящее время в силу объективных социальных процессов: инкультурации, распространения межэтнических браков, миграционных процессов, появления и стремительного распространения одинаковых культурных эталонов. Всё это ведёт к размыванию этнических границ и потере культурной самобытности. В связи с этим особое значение приобретает проблема сохранения собственной этнической и этнокультурной идентичности, ведь каждая личность отождествляет себя с опреде-

лённой этнической группой, её культурой, традициями, обычаями и языком. В условиях инкультурации и полиэтничности, нарушения равновесия между традициями и новациями каждый этнос стремится сохранить свою уникальность, язык и культурную самобытность.

Современный человек испытывает кризис идентичности, и это не патология, а естественный процесс развития личности в объективных условиях. Этот кризис может быть временным, а может затянуться на длительный промежуток времени и быть обусловленным, на наш взгляд, не только общей глобализацией практически всех сфер жизнедеятельности, но и осознанием того, что всё человечество живёт в обществе повышенного риска, наблюдая «...технологические специализации, моральную безответственность, глобальные коммуникации, ядерную угрозу, переоценку роли пола, эксперименты с генными кодами, которые создают условия для паники по поводу идентичности, в которой современный человек может потерять не только свои социальные, но и биологически видовые свойства» [1, с. 7 ].

Современный этап развития общества многими исследователями (М. В. Заковорот-ная, А. И. Извеков, Ж.-Ф. Лиотар, Н. А. Прокопишина, Р. Б. Сапожникова и др.) определяется как эпоха постмодернизма, время формирования нового информационного общества с использованием разнообразных электронных информационных технологий, влияющих на формирование специфического мировоззрения общества в целом и личности в частности, которая, в свою очередь, испытывает глубокий духовный и социокультурный кризис, основанный на конформности [1-5]. Современный человек - это человек информационного общества, получающий огромный объём информации, которая различными способами трансформирует образ личности, меняя личностный центр. На фоне всевозможного разнообразия поиск личного самовыражения, самоутверждения, жизненного смысла, самореализации является достаточно сложной задачей. Поэтому этнокультурная идентичность выступает своеобразным защитным механизмом личности, так как основывается на устойчивых ценностях конкретной этнической культуры, которая опирается на многовековые традиции, нормы, обычаи.

Проблема этнической и этнокультурной идентичности интересовала учёных разных направлений ещё с 1970-х гг. Этносоциологи и этнографы [6-8], исследуя идентичность, выделили понятие «этническое самосознание», которое определялось как процесс осознания человеком своей принадлежности к определённой этнической группе, включая социально-психологические установки и стереотипы, определённые модели поведения. В 1990-х гг. появляются психологические и этнопсихологические исследования этнической идентичности, описывающие особенности развития данного феномена у различных этнических групп [9; 10]. Этническую идентичность с позиции восприятия носителя другой культуры как определённой ценности, а межкультурный обмен как способ формирования общечеловеческих ценностей рассматривали культурологи [11]. В педагогических исследованиях [12; 13] особое значение придаётся этноориентации детей в полиэтнической и поликультурной среде, этнокультурной направленности образования с элементами этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.

Материалы и методы

Методологической основой исследования является комплекс педагогических, философских, культурологических подходов к пониманию идентичности, факторов и способов её формирования. Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования, проведённого авторами в районах Республики Бурятия и городах Улан-Удэ, Гусиноозёрскке. В выборку попали районы с преимущественным представительством бурятского населения. Также учитывался такой признак выборки, как удалённость / близость к столице республики. По возрасту выборка стро-

илась пропорционально структуре населения по основным социально-демографическим характеристикам. Всего в опросе приняли участие 209 сельских жителей из 10 районов республики и 277 респондентов, проживающих в городской местности.

Результаты исследования

Идентичность - сложный многоплановый, многомерный и противоречивый процесс становления личности, совмещающий в себе индивидуальное и общественное. Сложность определения понятия «идентичность» в научном дискурсе связана с этимологией самого слова. Первое значение слова identity - схожесть, второе - индивидуальность, самость, личность. Раскрывая смысл понятия, Д. А. Леонтьев и О. О. Савельева отмечают, что «идентичность - это тождественность, одинаковость, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь; в социально-гуманитарном знании осознание человеком самого себя через набор устойчивых характеристик, ответ на вопрос: «Кто я?» Она включает в себя переживание человеком своей принадлежности к тем или иным социальным группам, формирующееся в результате идентификации с ними в процессе социализации, а также представления об отличиях от других индивидов и групп, моделях поведения, ценностных ориентирах и т. п. Идентичность является одним из центральных аспектов личностного самоопределения и самосознания человека, помогая ему оставаться самим собой в меняющихся ситуациях и доставляя критерии для оценки окружающего мира и самооценки» [14].

Таким образом, можно утверждать, что идентичность - это определённая устойчивость, способность человека упорядочивать факты, события, поступки, поведение среди современного разнообразия и неопределённости. Наше утверждение подтверждают слова А. Ю. Шеманова: «Идентичность предполагает такое воспроизведение отношений живого со средой обитания, где ему принадлежит инициатива сохранения определённого порядка таких отношений» [15, с. 155]. М. В. Заковоротная также говорит о том, что идентичность из состояний неопределённости и разнообразия формирует упорядоченную и целенаправленную деятельность [1].

Что касается определения этнокультурной идентичности, то в настоящее время среди учёных продолжается полемика по данному вопросу. Так, Н. Р. Красовская понимает её как «осознание своей принадлежности к той или иной этнической общности на основании общей территории проживания, устойчивых особенностей культуры и языка». В качестве критериев она выделяет территориальный, культурный и языковой компоненты [16]. Н. И. Курбанов видит данную идентичность «в качестве социокультурного феномена, соединяющего когнитивные и аффективные представления и переживания человека современной культуры об этнических группах, возникающие в реальных актах взаимодействия со своим и другим этносом» [17]. К основным компонентам этнокультурной идентичности Н. И. Курбанов относит: когнитивный, аффективный, поведенческий, - которые проявляются в построении системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях [там же]. И. В. Малыгина даёт следующее определение этнокультурной идентичности: «...это сложный социально-психологический феномен, содержание которого составляет как осознание индивидом общности с локальной группой на основе разделяемой культуры, так и осознание группой своего единства на тех же основаниях, психологическое переживание этой общности, а также индивидуальные и коллективные формы её манифестации. Этнокультурная идентификация обусловлена психологической потребностью человека и сообщества в упорядочении представлений о себе и своём месте в картине мира, подсознательным стремлением к преодолению разрыва первоначального синкрезиса, к обретению единства с окружающим миром, которое достигается в замещённых формах (языковой, религиозной, политической и др. общности) посредством интеграции в культурно-символическое пространство социума» [18, с. 10]. А. А. Комарова утверждает, что

этнокультурная идентичность - это «отождествление себя с этнической общностью на основе самоопределения личности (при условии признания идентичности этнической группой), включающее в себя принятие ценностей культуры, этноса, понимание, оценивание и переживание своего членства в ней, формирующееся в процессе социализации личности под влиянием основных агентов социализации, а также государственной политики и социальных условий» [19, с. 11].

С нашей точки зрения, этнокультурная идентичность - это понимание и осознание человеком своей принадлежности к конкретной этнической культуре, основанные на знании родного языка, культурных традиций и обычаев, ценностях и смыслах, которые проявляются в его мировоззренческих установках и поведении.

На формирование этнической идентичности влияет множество факторов, всё многообразие которых можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние. В качестве внешних факторов выделим условия жизнедеятельности этноса, выражающиеся в совокупности норм поведения, символов, ценностей, проявляющихся в повседневной жизни народа. Внутренние факторы предполагают субъективные принципы этнической идентификации, выражаемые сквозь призму индивидуальности человека и принятия им своей национальной принадлежности. Определяя внешние факторы, в большей степени влияющие на этническую идентичность, выделим этническую социализацию в семье, ближайшем социальном окружении, образовательном учреждении, гомогенность или гетерогенность этноконтактной среды, а также статус этноса в полиэтническом обществе. Кроме того, определяющее значение, на наш взгляд, играют язык, культура и уровень вовлечённости человека в межэтническое взаимодействие.

Поскольку одним из первых факторов социализации личности человека выступает семья, этнические традиции семейного воспитания являются важнейший средой сохранения культуры этноса. Ценности, верования, познание традиций, обрядов и обычаев народа, азы национального творчества и фольклора складываются в ходе повседневного взаимодействия в семье. Зачастую с самых ранних лет дети познают культуру своего народа посредством знакомства с разнообразными формами фольклора. Результаты нашего исследования показали, что, воспитывая детей, родители в бурятских семьях чаще всего используют пословицы, поговорки (35,4 %) и загадки (33 %). Далее по убывающей располагаются другие формы фольклора: скороговорки (27,8 %); сказания (24,3 %); былины, эпос (22,5 %); импровизированные благопожелания (22,3 %).

История родного края, своего народа, своей семьи - наиболее чтимые компоненты этнической идентичности у большинства народов. Благодаря исторической памяти этноса сохраняется и передаётся информация о ключевых событиях, опыте, образе жизни народа в прошлом. Память включает в себя не только воспоминания этноса о героическим прошлом, о взаимодействии с другими этническими общностями, но и их эмоциональную окраску и оценки. Чтобы не быть «Иваном, не помнящим родства», буряты считали необходимым знать свою родословную до седьмого колена. Несмотря на происходящие в современном обществе изменения, данная семейная традиция продолжает оставаться достаточно популярной. Результаты социологического исследования показывают, что больше половины опрошенного населения (66,15 %) знают генеалогическое древо своей семьи.

Традиционная бытовая культура семьи, нормы и правила поведения в семейном кругу влияют на поведенческие стереотипы ребёнка, а обряды и обычаи, соблюдаемые в семье, оказывают значительное воздействие на физическую и духовную жизнь растущего человека, на формирование личности, осознающей свою национальность. Уважительное отношение к старшим, позитивное взаимодействие с людьми, бережное отношение к природе, рачительное ведение хозяйства, бережливое отношение к вещам - всё это нередко формировалось через систему табуирования. Результаты опроса показали, что лишь незначительная часть населения (12,92 %) сегодня не имеет

представления о табу. Оставшаяся часть опрошенных отметила, что знают о тех или иных ограничениях. Например, табу, связанные с ведением животноводства, соблюдает 3,79 %; связанные с предметами, вещами, - 12,09 %; связанные с бытом, - 14,25 %; в отношениях между людьми - 26,5 %. Практически половина респондентов выбрали ответ: «Знаем ряд ограничений и соблюдаем их» (42,76 %).

Важным институтом сохранения культурной системы этнического сообщества, транслятором культурных традиций, в котором воплощены важнейшие ценностные ориентации и культурные нормы этнической группы, является праздник. Актуализация сохранения культурной идентичности в современном обществе непосредственно связана с процессами возрождения и сохранения национальной праздничной культуры. При этом влияние тенденций модернизации, глобализации общества и современной массовой культуры существенно изменили функциональную и содержательную часть праздников. Нередко праздничную обрядовую культуру с сохранившимися традиционными религиозными представлениями и культовыми практиками можно встретить лишь на селе. Но даже с учётом стилизации в городской местности современная праздничная культура бурят развивается на основе глубинных связей с культурными традициями народа, остаётся ценностью, благодаря которой бурятский народ сохраняет свою оригинальность и самобытность. Традиционные праздники бурят выступают как феномен культуры и обладают полиэтническим характером, отражающим многообразные процессы сохранения этноса, и, даже утратив сакральные смыслы, они позволяют сохранять этническую идентичность народа. Современный традиционный праздник соединяет в себе религиозные и светские начала и становится, кроме всего прочего, одним из факторов укрепления межкультурного взаимодействия, передачи и формирования этических норм, представлений и социальных ценностей. Благодаря праздничной культуре происходит приобщение молодого поколения к национальным традициям и формирование этнокультурной идентичности членов группы. Осознавая значение праздничной культуры для развития и сохранения этноса, большая часть опрошенного населения (86,6 %) ратует за то, чтобы отмечать национальные праздники.

Во время праздника наиболее органично демонстрируются элементы материальной культуры: обрядовые блюда, предметы оформления жилища, костюмы, украшения и т. д. Респонденты отмечают, что надевают национальную одежду во время праздников (33 %) и в дни празднования Сагаалгана (48,6 %). Во время семейных торжеств национальную одежду носят 22, 7 % бурят, встречают в ней гостей 38 %, на официальные встречи национальную одежду надевают 7,8 %. К сожалению, ежедневно носит одежду с национальным колоритом лишь малая часть населения - 1,1 %.

Формированию и поддержанию групповой идентичности во многом способствует использование родного языка. Однако влияние процессов глобализации на культурную, экономическую и политическую жизнь общества снижает вероятность употребления национального языка в общении. Несмотря на то что бурятский язык является государственным в Республике Бурятия, число владеющих им невелико, а частота использования языка в обыденной жизни этноса стремительно снижается, особенно в городской местности. Так, в 2014 г. число владеющих бурятским языком составляло 13,7 % населения республики, и, по данным Всероссийской переписи, эта доля снизилась за десятилетие примерно в два раза [20].

Среди многообразных факторов этнокультурной идентичности личности мы рассмотрели те, что в большей степени формируются в семье. На наш взгляд, именно она играет главную роль в формировании ценностей, веры и норм, характерных для национальной культуры. Однако в условиях поликультурного общества, под воздействием процессов урбанизации и глобализации, а также по причине отсутствия этнокультурного образования семья постепенно утрачивает статус источника знаний об этнической культуре, истории и традициях. Поэтому процесс самоопределения

индивида станет более эффективным, если существующая бытовая этнокультура будет поддержана технологиями сохранения и приобщения к культуре этноса в системе образования и культуры.

Социально-культурные технологии, которые можно использовать для приобщения к этнической культуре, основываются на деятельностном подходе. Через активное освоение обрядов, игр, ремёсел, фольклора, бытовой и праздничной культуры происходит закрепление норм и ценностей, определяется этническая самоидентификация. Спектр этнокультурных технологий обширен, что позволяет их применять в различных учреждениях, адаптировать под разную аудиторию. Рассмотрим наиболее гибкие, воспроизводимые и универсальные технологии, функционал которых ориентирован на формирование этнической идентичности.

1. Культуротворческие технологии представляют собой систему, предполагающую творческую, продуктивную деятельность, основанную на духовных и материальных ценностях этнической культуры. Разнообразие форм творческой деятельности позволяет варьировать работу в различных жанрах и направлениях: изобразительное и декоративно-прикладное искусство, вокал и хореография, сочинительство и декламация на родном языке и многое другое. Культуротворческая деятельность может осуществляться в формах, отличающихся по времени, количеству участников, уровню сложности и подготовки. Так, массовыми и сложными в организационном плане формами являются ярмарки, фестивали и конкурсы народного творчества, они предполагают высокий уровень владения техникой исполнительства, мастерства. Кружковая работа, занятия в объединениях художественной самодеятельности выступают как наиболее систематические и базовые формы, позволяющие на протяжении длительного времени узнавать и осваивать определённые компоненты этнической культуры. Самой простой и демократичной является форма мастер-класса, на котором любой желающий может познакомиться с определённым навыком этнического ремесла и овладеть им (войлоковаляние, изготовление изделий из кожи, меха, шерсти и др., рукоделие: ткачество, плетение, вышивка и др.).

2. Культуроохранные технологии преследуют цель сохранения культурных ценностей, их передачи следующим поколениям. Учреждения культуры, применяющие в своей практике культуроохранные технологии, занимаются научной и просветительской работой: изучением и сохранением исторического и культурного наследия, возрождением и развитием форм традиционной культуры народов России, организацией исследовательско-проектной деятельности. Результат научной деятельности сотрудников научно-просветительских организаций (историков, этнографов, музееведов и др.) демонстрируется населению в форме выставок, экскурсий, туристских проектов. Но в настоящее время населением востребованы мероприятия, которые предполагают активное участие посетителей в процессе изучения и освоения народной культуры: краеведческие и генеалогические исследования, анимационные программы, исторические реконструкции, квесты, фестивали, литературные и музыкальные вечера и праздники в историко-культурном ландшафте или помещении. Такие средства, как народный костюм, игрушка, блюда национальной кухни, орудия труда, предметы быта, позволяют создать аутентичную атмосферу, почувствовать особенности конкретной исторической эпохи и этнической культуры.

3. Игровые технологии в контексте этнокультурного воспитания ориентированы на проведение программ, включающих в себя элементы народной игровой культуры. Народные игры и забавы могут также выступать компонентами праздника, массового мероприятия. Эффективность применения игровых технологий обусловлена неформальным характером действа, увлечённостью участников, эмоциональным подъёмом, возникающими в процессе игры, создающими благоприятную, дружескую атмосферу.

4. Рекреационно-оздоровительные технологии в процессе этнокультурного воспитания могут опираться на традиции национальных видов спорта и праздников с элементами физических состязаний на ловкость, выносливость, скорость и т. д. Независимо от уровня физической подготовки аудитории в социально-культурные программы могут быть включены соревнования с использованием традиционного спортивного и игрового инвентаря, которые проводятся в соответствии с народным календарём и отражают особенности хозяйствования различных этнических групп.

Описанные выше технологии не исчерпывают весь социально-культурный инструментарий, который может быть использован в процессе этнокультурного воспитания. Формирование этнокультурной идентичности будет успешным при комбинации различных технологий, форм, средств и методов; систематической и непрерывной работе.

Говоря о роли образовательных и воспитательных институтов, мы отмечаем, что составляющими содержания процесса воздействия на объект должны быть знания и возможности их реализации в едином комплексе, включающем в себя обычаи, язык, традиции, фольклор, систему ценностей своего народа, патриотизм по отношению к своей Родине, её истории, культуре, природе, людям. От успешного внедрения образовательных программ, общеобразовательных и факультативных дисциплин, занятий и мероприятий системы дополнительного образования, решающих задачи освоения таких знаний и их практического внедрения, зависят перспективы обеспечения выбора личностью духовных ценностей своего народа и формирования устойчивой, непротиворечивой, позитивной этнокультурной идентичности.

Выводы

Формирование этнокультурной идентичности как осознания принадлежности к конкретной этнической культуре определяется влиянием комплекса взаимосвязанных внутренних и внешних факторов. Социально-культурные технологии, применяемые в семье, институтах образования и учреждениях культуры, обладают значительным педагогическим потенциалом. Спектр социально-культурных технологий, направленных на поддержание культуры и традиций этноса, широк - от культуроохранных и творческих до рекреационных и игровых, что позволяет включать их в различные социальные практики и повседневную жизнь. Комплексное и систематическое применение социально-культурных технологий будет способствовать не только приобщению к нормам этнической культуры, но и закреплению тех компонентов, которые определяют этнокультурную идентичность.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Заявленный вклад авторов

Татарова С. П.: определение методологии исследования, разработка инструментария и проведение социологического исследования, анализ результатов исследования. Харитонова С. А.: историографический обзор научной литературы, описание факторов формирования этнокультурной идентичности молодёжи.

Затеева Н. А.: проведение социологического исследования, анализ данных, описание социально-культурных технологий формирования этнокультурной идентичности.

Список источников

1. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д. : Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. 199 с.

2. Извеков А. И. Трактовка термина «идентичность»: методологические аспекты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота. 2015. № 3, Ч. 3. С. 64-69.

3. Прокопишина Н. А. Факторы формирования национального менталитета России и США: компаративный анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. Новочеркасск, 2002. 28 с.

4. Сапожникова Р. Б. Анализ понятия идентичность: теоретические и методологические основания [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ Серия: Психология. 2005. Вып. 1 (45). С. 13-17. URL: http://vestnik.tspu.ru/files/vestnik/PDF/articles/sapozhnikova_ r._b._13_17_1_45_2005.pdf (дата обращения: 01.03.2021).

5. Lyotard J. F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. University of Minnesota Press, Minneapolis. 1984. P. 15.

6. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология (избранные главы). М. : Аспект-Пресс, 1999. 271 с.

7. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М. : Наука, 1983. 414 с.

8. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история ; 2-е доп. и испр. изд. М. : Наука, 1979. 236 с.

9. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М. : Смысл, 1998. 388 с.

10. Стефаненко Т. Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформация идентификационных структур в современной России : сб. статей. М. : Моск. обществ. науч. фонд, 2001. С. 11-30.

11. Репринцев А. В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 1 (25). С. 26-39.

12. Ибрагимова Л. А., Салаватова А. М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4. С. 79-83.

13. Николаева Т. Н. Этнокультурный компонент содержания образования в межкультурном контексте // Этническая культура. 2021. Т. 3, № 3. С. 37-39. DOI: 10.31483/r-99017

14. Леонтьев Д. А., Савельева О. О. Идентичность. [Электронный ресурс] : Большая российская энциклопедия. 2004-2017. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/2000174 (дата обращения: 25.02.2022).

15. Шеманов А. Ю. Проблема самоидентификации как предмет исследования // Постижение культуры. Ежегодник. М., 1998. Вып. 7. С. 155.

16. Красовская Н. Р. Этнокультурная идентичность // Власть. 2020. Т. 28, № 3. С. 75-81. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i3.7313

17. Курбанов Н. И. Этнокультурная идентичность в современной социокультурной ситуации : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01. М., 2012. 23 с.

18. Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 24.00.01. М., 2005. 41 с.

19. Комарова А. А. Этнокультурная идентичность русских студентов как объект социальной регуляции [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08. М., 2012. 24 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005010275#?page=1 (дата обращения: 10.03.2022).

20. Дырхеева Г. А. Языковые приоритеты Республики Бурятия: система образования //

Языковая политика и языковые конфликты в современном мире : сб. трудов конференции (Москва, 16-19 сентября 2014 г.). М., 2014. С. 101-107.

References

1. Zakovorotnaya M.V Identichnost cheloveka. Sotsialno-filosofskie aspekty [Human Identity. Socio-philosophical Aspects]. Rostov-on-Don, Izd-vo SKNTs VSh, 1999. 199 p.

2. Izvekov A.I. Traktovka termina «identichnost»: metodologicheskie aspekty [Interpretation of the term "identity": methodological aspects]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kulturologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Issues of theory and practice.]. Tambov, Gramota, 2015, no. 3, v. 3, pp. 64-69. (In Russian).

3. Prokopishina N. A. Faktory formirovaniia natsionalnogo mentaliteta Rossii i SShA: Kom-parativnyi analiz. Diss.... dokt. filos. nauk: 09.00.11. [Factors in the Formation of the National Mentality of Russia and the United States: A Comparative Analysis. Doc. Diss.]. Novocherkassk, 2002. 28 p. (In Russian).

4. Sapozhnikova R.B. Analiz poniatiya identichnost: teoreticheskie i metodologicheskie os-novaniya [Analysis of the concept of identity: theoretical and methodological foundations]. Vestnik TGPU. Seriya: Psikhologiya. [Tomsk State Pedagogical University Bulletin. Psychology Series]. 2005, V. 1 (45). Available at: http://vestnik.tspu.ru/files/vestnik/PDF/arti-cles/sapozhnikova_r._b._13_17_1_45_2005.pdf (Accessed 1 March 2021) (In Russian).

5. Lyotard J. F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. University of Minnesota Press, Minneapolis, 1984. p. 15 (In English).

6. Arutyunyan Yu.V, Drobizheva L.M., Susokolov A.A. Etnosotsiologiia (izbranyie glavy) [Ethnosociology (Selected chapters)]. Moscow, Aspekt-Press, 1999. 271 p. (In Russian).

7. Bromley Yu. V. Ocherki teorii etnosa [Essays on the theory of ethnos]. Moscow, Nau-ka,1983. 414 p. (In Russian).

8. Porshnev B.F. Sotsialnaya psikhologiya i istoriya; 2е dop. i ispr. izd. [Social psychology and history; 2nd ed.]. Moscow, Nauka, 1979. 236 p. (In Russian).

9. Soldatova G.U. Psikhologiya mezhetnicheskoy napriazhennosti [Inter-ethnic Tension Psychology]. Moscow, Smysl, 1998. 388 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Stefanenko T.G. Izuchenie identifikatsionnykh protsessov v psikhologii i smezhnykh naukakh [Study of identification processes in psychology and related sciences]. Transfor-matsii identifikatsionnykh struktur v sovremennoi Rossii: sbornik statey [Transformations of identification structures in modern Russia: collection of articles.]. Moscow, Mosk. obsh-chestv. nauch. fond, 2001, pp. 11-30 (In Russian).

11. Reprintsev A.V. Antropologicheskoe izmerenie sotsialnykh reform: ot krizisa identich-nosti - k destruktsii kultury etnosa [Anthropological dimension of social reforms: from the crisis of identity - to the destruction of the culture of the ethnos]. Psikhologo-pedagogicheskii poisk [Psychological and pedagogical search]. 2013, no. 1 (25), pp. 26-39. (In Russian).

12. Ibragimova L.A., Salavatova A.M. Etnokulturniy komponent v deyatelnosti sovremen-nykh shkol regiona [Ethno-cultural component in the activities of modern schools in the region]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Nizhnevartovsk State University]. 2013, no. 4, pp. 79-83. (In Russian).

13. Nikolaeva T.N. Etnokulturniy komponent soderzhaniia obrazovaniia v mezhkul'turnom kontekste [Ethno-cultural component of the content of education in an intercultural context]. Etnicheskaiakultura [Ethnic culture]. 2021, V 3, no. 3, pp. 37-39. doi: 10.31483/r-99017 (In Russian).

14. Leontiev D.A., Savelieva O.O. Identichnost. [Identity]. Available at: https://bigenc.ru/ philosophy/text/2000174 (Accessed 25 February 2022) (In Russian).

15. Shemanov A. Yu. Problema samoidentifikatsii kak predmet issledovaniia [The problem

of self-identification as a subject of research]. Postizhenie kultury [Comprehension of culture]. Moscow, v. 7, 1998. 155p. (In Russian).

16. Krasovskaya N.R. Etnokulturnaya identichnost [Ethnocultural identity]. Vlast [Power]. 2020, V 28, no. 3, pp. 75-81. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i3.7313. (In Russian).

17. Kurbanov N.I. Etnokulturnaya identichnost v sovremennoy sotsiokulturnoy situatsii. Diss. kand. kultur. : 24.00.01 [Ethnocultural Identity in the Modern Sociocultural Situation. Cand.Diss.: 24.00.01]. Moscow, 2021. 23 p. (In Russian).

18. Malygina I.V. Etnokulturnaya identichnost: ontologiya, morfologiya, dinamika: avtoref. dis. ... dokt. filos. nauk. : 24.00.01. [Ethnocultural identity: ontology, morphology, dynamics. Doct. Diss.: 24.00.01]. Moscow, 2005. 41 p. (In Russian).

19. Komarova A.A. Etnokulturnaya identichnost russkikh studentov kak obiekt sotsialnoy reguliatsii. Avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk.: 22.00.08. [Ethnocultural identity of Russian students as an object of social regulation. Cand. Diss.: 22.00.08]. Moscow, 2012. 41 p. Available at: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005010275#?page=1 (Accessed 10 March 2022). (In Russian).

20. Dyrkheeva G.A. Iazykovye prioritety Respubliki Buriatiia: sistema obrazovaniia [Language priorities of the Republic of Buryatia: education system]. Yazykovaya politika i ya-zykovye konflikty v sovremennom mire: sb. trudov konferentsii [Language policy and language conflicts in the modern world: proc. of conference]. Moscow, 2014, pp. 101-107. (In Russian).

Светлана Петровна Татарова

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности

Author ID: 448887

Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

тел.: +7 (3012) 233326

Svetlana P. Tatarova

Doctor of Sciences (Sociology), Assciate Professor, Professor of the Department of Social and Cultural Activities

Author ID: 448887

East-Siberian State Institute of Culture

1 Tereshkova St, Ulan-Ude, Russia, 670031

Tel: +7 (3012) 233326

Светлана Александровна Харитонова

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности

Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

тел.: +7 (3012) 233326

Svetlana A. Kharitonova

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the

Sociocultural Activity Department

East-Siberian State Institute of Culture

1 Tereshkova St, Ulan-Ude, Russia, 670031

Tel: +7 (3012) 233326

Надежда Александровна Затеева

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности

Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

тел.: +7 (3012) 233326

Nadezhda A. Zateeva

Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities

East-Siberian State Institute of Culture

1 Tereshkova St, Ulan-Ude, Russia, 670031

Tel: +7 (3012) 233326

Статья поступила в редакцию24.01.2023, одобрена после рецензирования 13.08.2023, принята к публикации 20.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.