УДК 008.009:3
C. C. Гаранский
Технологии функционирования дисциплинарной власти в философской концепции М. Фуко
В статье рассматриваются техники и стратегии, которые применяет дисциплинарная власть для осуществления контроля над обществом.
Ключевые слова: дисциплинарная власть, дискурс, постмодернизм. S. S. Garansky
Technologies of Functioning of the Disciplinary Power in M. Foucault's Philosophical Concept
The article is devoted to the problem of technicians and the strategy of disciplinary power. Keywords: disciplinary power, discourse, postmodernism.
Природа власти и механизм ее функционирования - один из основных вопросов философии, поэтому существует множество теорий о возникновении и сущности власти. От политико-философских трактатов Платона и Аристотеля до концепций представителей философии постмодерна власть означала больше, чем просто предмет исследования мыслителей и интеллектуалов. Властные отношения, господствующие в обществе, определяли векторы развития государства, уровень культуры социума и систему мышления каждого отдельного гражданина.
Проблемам возникновения и функционирования власти уделяли большое внимание в своих работах такие философы, как Аристотель, Платон, мыслители средневековья: Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т. Мор, Т. Кампанелла, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Ницше и многие другие авторы. Механизмы функционирования власти широко рассматривались и рассматриваются в работах представителей французской философии ХХ в. Множество дискуссий вызвали работы М. Фуко среди современных ему философов. В работе «Забыть Фуко» французский социальный философ Ж. Бодрийяр критически рассматривает понятия власти, сексуальности, безумия в текстах мыслителя. Согласно теории М. Фуко, все понятия, которые он использует, невозможно проанализировать, они являются уделом прошлого, а его текст образует симулякр власти: «Письмо Фуко совершенно, поскольку само движение текста великолепно демонстриру-
© Гаранский C. C., 2013
ет то, что этот текст предлагает: генеративную спираль власти...» [1, с. 37]. Однако самой жесткой критике концепция власти философа подверглась со стороны немецкого исследователя Ю. Хабермаса, который отвергал идею М. Фуко о развитии исторического процесса путем борьбы различных политических дискурсов власти. В своей работе «Философский дискурс о модерне» немецкий мыслитель пишет: «В базовом понятии власти Фуко насильственно соединил идеалистическое представление о трансцендентном синтезе и предпосылку эмпирической онтологии» [7, с. 286].
Нужно отметить, что все критические замечания Ю. Хабермаса вполне объяснимы различными точками зрения на само понимание дискурса двух философов. Если М. Фуко рассматривал дискурс скорее как совокупность вербально-текстуальных практик по какой-либо проблематике, то Ю. Хабермас понимал дискурс как форму коммуникативного действия, направленного на консенсус. Концепция власти Фуко активно обсуждалась в работах таких западных мыслителей, как Ж. Делез, А. Негри, С. Жижек, В. Де-комб, Д. Эрибон, М. Бланшо, П. Бурдье и многих других. В России кратологическая концепция мыслителя в настоящее время активно изучается, а его идеи позволяют открывать новые грани понимания современной российской политики.
В своей теории власти М. Фуко всегда соотносил теоретический материал с реальными политическими процессами. Согласно его взглядам, в современном западном обществе властные отно-
шения формируют дисциплинарное общество. Сами дисциплинарные практики появились в Западной Европе в ХУ11-ХУШ вв. М. Фуко рассматривает власть не как государственный институт и способ подчинения конкретного индивида. Он понимает ее прежде всего как «множественность отношений силы, которые имманентны области, где они осуществляются, и которые конструктивны для ее организации»; как игру, «которая путем беспрерывных битв и столкновений их трансформирует, усиливает и инвертирует»; как «опоры, которые эти отношения силы находят друг в друге таким образом, что образуется цепь или система, или, напротив смещения и противоречия, которые их друг от друга обособляют». Наконец, власть следует понимать как стратегии, внутри которых эти отношения силы достигают своей действенности, стратегии, общий абрис или же институциональная кристаллизация которых воплощается в государственных аппаратах, формах социального господства [3, с. 14].
Философ связывает возникновение дисциплинарной власти с принятием решения об изоляции безумцев в Западной Европе. Согласно его концепции власти, «нормальный человек» - юридически признанный результат селекции общества с помощью различных методик. Дисциплинарная власть смогла превратить человека в спекулятивный предмет и переместить его в систему юридических норм и требований. По мнению М. Фуко, безумие в первую очередь связано с проблемами социализации и восприятия человека в обществе [5, с. 40]. Таким образом, грань между нормальным и безумным человеком подвижна и зависит полностью от властных и стереотипных соотношений в различные эпохи.
Возникновение дисциплинарной власти, по мнению Фуко, не является продуктом государственного или классового воспроизводства. Существование современной властной системы объясняется природой власти: «... дисциплина здесь не может быть отождествлена ни с каким общественным институтом или государственным аппаратом именно потому, что она представляет собой тип власти, технологию, которая пронизывает все возможные аппараты и институты, связывая их между собой, продлевая их существование, побуждая их к конвергенции и проявлению в новом режиме» [2, с. 49]. Мыслитель не отводит главенствующую роль какому-либо источнику власти, нет определенного истока власти. Власть является в его концепции системой взаимодействия внутренних и внешних сил, и в зависимости от про-
странства и времени соотношение этих сил постоянно меняется. М. Фуко уделяет большее внимание не вопросам, что такое власть, какова ее природа, а тому, каким образом она осуществляется.
Власть вырабатывает определенные стратегии к различным понятиям (образование, безумие, секс, политическая борьба) и производит свой собственный властный дискурс. Например, в отношениях к сексу власть использует следующие техники ограничения: негативное отношение, инстанцию правила, круг запрета, логику цензуры, единство диспозитива [4, с. 182-183]. Власть, обозначая свое присутствие в сфере сексуальности, вызывает сопротивление, изменение, литературное творчество и формирует новый вид дискурса, который похож на другие стратегиями и тактиками.
В работах М. Фуко можно выделить три основных технологии дисциплинарной власти, которые позволяют ей максимально подчинить и проконтролировать общество:
- иерархическое наблюдение как возможность наблюдать и контролировать человека в пространстве;
- нормализующие приговоры как система наказания человека в категориях времени, деятельности и поведения;
- исследования внутри дисциплинарной власти как создание новых наук, которые изучают нового субъекта познания;
Техники и стратегии, посредством которых осуществляется власть, не являются постоянно действующими, так как происходит постоянное изменение субъектов и объектов внутри власти, меняются взаимоотношения внутри силовых полей. В современном обществе дисциплинарная власть является «биовластью» или «биополитикой». В качестве нового объекта здесь выступает не тело человека, как это было при феодальных режимах, а жизнь [6, с. 24].
Концепция дисциплинарной власти, которую развивал в своих работах М. Фуко, актуальна и по сей день. Действующие авторитарные политические лидеры применяют многие технологии, которые описывает в своих работах автор. Борьба с такими технологиями подавления человека должна начинаться с их осознания и понимания гражданским обществом.
Библиографический список
1. Бодрийяр, Ж. Забыть Фуко [Текст] / Ж. Бодрий-яр. - СПб.: Владимир Даль, 2000. - 96 с.
Технологии функционирования дисциплинарной власти в философской концепции М. Фуко
265
2. Делез, Ж. Фуко [Текст] / Ж. Делез. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. - 172 с.
3. Фуко, М. Безопасность, территория, население : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 19771978 учебном году [Текст] / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2011. - 544 с.
4. Фуко, М. Воля к знанию [Текст] / М. Фуко // Воля к истине: по ту сторону власти, знания и сексуальности. Работы разных лет. - М.: Касталь, 1996. -448 с.
5. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху [Текст] / М. Фуко. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 576 с.
6. Фуко, М. Рождение биополитики : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учебном году [Текст] / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2010. -448 с.
7. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне [Текст] / Ю. Хабермас. - М.: Весь Мир, 2003. - 416 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bodriyyar, ZH. Zabyt' Fuko [Tekst] / Z. H. Bodriy-yar. - SPb.: Vladimir Dal', 2000. - 96 s.
2. Delez, ZH. Fuko [Tekst] / Z. H. Delez. - M.: Izda-tel'stvo gumanitarnoy literatrny, 1998. - 172 s.
3. Fuko, M. Bezopasnost', territoriya, naseleniye : kurs lektsiy, prochitannykh v Kollezh de Frans v 19771978 uchebnom godu [Tekst] / M. Fuko. - SPb.: Nauka, 2011. - 544 s.
4. Fuko, M. Volya k znaniyu [Tekst] / M. Fuko // Volya k istine: po tu storonu vlasti, znaniya i seksual'nosti. Raboty raznykh let. - M.: Kastal', 1996. -448 s.
5. Fuko, M. Istoriya bezumiya v klassicheskuyu epokhu [Tekst] / M. Fuko. - SPb.: Universitetskaya kni-ga, 1997. - 576 s.
6. Fuko, M. Rozhdeniye biopolitiki : kurs lektsiy, pro-chitannykh v Kollezh de Frans v 1978-1979 uchebnom godu [Tekst] / M. Fuko - SPb.: Nauka, 2010. - 448 s.
7. Khabermas, YU. Filosofskiy diskurs o moderne [Tekst] / YU. Khabermas. - M.: Ves' Mir, 2003. - 416 s.