10
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
правильного или неправильного принятия решения будут ответственно выполнять свои функции.
Использование персонального компьютера как инструмента учебной деятельности даёт возможность переосмыслить традиционные подходы к изучению многих вопросов учебных дисциплин, усилить экспериментальную и исследовательскую деятельность учащихся, приблизить процесс обучения к реальному процессу познания, основанному на технологии моделирования. Компьютерное моделирование помогает учащимся ощутить суть происходящего процесса, связь параметров. Управление процессом и анализ реакций модели на изменение условий служат не материалом для запоминания, а основой для практической деятельности.
В частности, при изучении курса инженерной графики, надо как можно шире использовать компьютерные технологии, позволяющие интенсифицировать процесс обучения и значительно расширить возможности обучения.
Список литературы:
1. Пломп Т., Бруммельхус А. Пелгрум В.Ж. Новые подходы к преподаванию, обучению и использованию информационно-коммуникативных технологий в области образования // Перспективы. - 1998. - № 3. - С. 91-108.
2. Проблемы подготовки специалистов средней квалификации в высшей школе / Н.Г. Ярошенко, Л.Г. Семушина и др. - М., 1993. - 44 с. - (Проблемы средней специальной школы: Обзор. информ. / НИИВО; Вып. 2).
3. Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // Научно-техническая информация. - 1997. - № 2. -С. 1-11.
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ СЕМЬЯНИНА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
© Пермовская О.С.*
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород
В статье рассматриваются традиционные средства воспитания будущего семьянина русского народа. Автором делается акцент на игровую культуру, сказку, семейные обряды, трудовую деятельность как эффективные формы, влияющие на младшего школьника в формировании истинных семейных ценностей.
Ключевые слова семья, семьянин, будущий семьянин, младший школьник, народная педагогика, материнство, семейные обряды.
Аспирант кафедры Общей социальной педагогики.
Общая педагогика
11
Образ семьянина, идеал семейных отношений, традиции семейной жизни формировались веками. Постепенно сложилась система правил и норм поведения в семье, нашедшая свое воплощение в народной педагогике, пластом культуры человечества, духовно и нравственности. В воспитании будущего семьянина народная педагогика полифункциональна, т.е. она реализует многочисленные функции: информационно-познавательную, воспита-тельно-социализирующую, нравственно-формирующую, мотивационностимулирующую, гуманистическую, этнического самосознания и самоидентификации. На протяжении веков народные педагоги отбирали наиболее эффективные средства воздействия на личность. Ушинский К.Д. писал, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [7, с. 32]. Это объясняется тем, что через национальные, народные и семейные традиции осуществляется аккумуляция и передача социально-исторического опыта и памяти человечества. Культурные традиции, включенные в жизнедеятельность подрастающего поколения, оказываются одним из компонентов воспитательной системы, становясь действенным средством воспитания. Нравственный идеал совершенного человека у русского народа - это, прежде всего, идеал семьянина, добропорядочного супруга и родителя. Арсенал воспитательных методов и средств многообразен: пример родителей, старших братьев и сестер, игры, нравоучительные беседы, устное народное творчество. Сама семья с ее бытом и внутрисемейными взаимоотношениями была для ребенка прообразом его будущей семьи, определяла хозяйственные и нравственные устои, на которых держалась крестьянская жизнь.
Традиционными формами воспитания качеств будущего семьянина у русского народа являлись наглядность, слово, практика. При этом обнаруживается осознанное и неосознанное стремление народа каждую часть жизни использовать в воспитательных целях. Целенаправленность народной педагогики состоит в достижении определенного идеала. В ней не только даются ответы на вопросы, касающиеся смысла жизни, но и на практике показывается сущность человеческого существования. Каждая форма русской народной педагогической культуры (пестушки и потешки, песня, пословицы и поговорки, сказка, небылицы-перевертыши, обряд, игра и др.) являлась особым семейным духовным полем, которое давало возможность в практике воспитания решать многие актуальные проблемы развития, социализации и совершенствования личности будущего семьянина. Становление личности будущего семьянина происходило естественным путем в процессе семейной трудовой деятельности, в которую дети включались легко, естественно, без принуждения, а впоследствии воспринимали как необходимое занятие. Как отмечает Д.И. Латышина, в семье дети не только осваивали свои будущие трудовые обязанности, овладевая практическими умениями, но и
12
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
осознавали свои функции в будущей взрослой жизни. Девочка перенимала у матери стиль ее поведения в семье, училась строить свои взаимоотношения с другими членами семьи, признавая безусловный авторитет мужчины -главы семьи [5, с. 31]. Поскольку каждая девочка воспитывалась как будущая мать, то русская народная педагогика предполагала формирование нравственных качеств, необходимых для грядущего благополучного зачатия, рождения и воспитания детей: любовь, вера, надежда, благочестие, верность, послушание смирение, трудолюбие, мудрость, скромность, сострадание, усердие, целомудрие. Врожденный инстинкт материнства развивался благодаря постоянной практике участия в воспитании младших детей. Таким образом, девочка психологически готовилась к будущему материнству как к естественному своему предназначению, и связь между поколениями не прерывалась. Мальчик также начинал осознавать свою будущую ответственность за семью с раннего детства, включаясь в различного рода трудовую деятельность и также постепенно входя в сложившуюся систему взаимоотношений. Достоинствами юноши были ловкость, сила, трезвенность, трудолюбие - те ориентиры, к которым он должен был стремиться [5, с. 31]. При этом дети рано начинали осознавать необходимость взаимопомощи и взаимопонимания в семейной жизни.
Большим педагогическим потенциалом обладали семейные обряды (ожидание и рождение ребенка, свадебные обряды), служившие сохранению самобытности национальной культуры. Характерно, что самым торжественным и поэтическим из всех обрядов, занимавшим несколько дней, а иногда недель, был свадебный обряд. Далее решающей является семейная модель материнства, которая в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери [8, с. 282]. У русского народа, как и у многих других народов, распространен культ матери, утверждающий ее непререкаемый авторитет, основанный на исключительной роли женщины в рождении и воспитании ребенка. Существует целый пласт обрядов и традиций, связанных с зачатием, беременностью, родами и младенческим периодом. Круг таких традиций создавал особое поле вокруг беременной женщины, роженицы, молодой матери. Вся обрядность и верования нацелены на то, чтобы оберегать будущую мать и ребенка физически и психологически: от стрессов, переутомления, контактов с неприятностями [3, с. 94].
Русским народом высоко ценились такие качества семьянина, как умение поступаться личным во имя интереса семьи («В семье все истиною просветляется»), терпимость и уважение к проявлению характера людей старшего поколения («Родителей чти и старших уважай»), взаимопомощь, взаимная поддержка супругов («Живут рука в руку, душа в душу», «муж с женой как рыба с водой»), выдержка, готовность уступать супругу («от того терплю, кого больше люблю»). Народная мудрость высмеивала черты личности и нравственные качества, которые разрушают отношения в семье
Общая педагогика
13
(злость, ревность, расточительность, сварливость): «за ревнивым мужем быть - не в корысти свою молодость износить», «злая жена - сильная буря», «добрая жена дом сбережет, а сварливая рукавом разметет», «собой красива, да на душу трухлява», «муж пьет - полдома горит, жена пьет - весь дом горит», «зверей всех злее злая мать». Несомненно существует большое влияние пословиц и поговорок на семью, воспитания качеств семьянина. Через них ребенок приучается к труду, через поговорки мы видим всю многомерность, сложность и противоречивость процесса воспитания («Маленькое дело лучше большого безделья», «работа в руки - надежные в людях поруки», « будешь трудиться - будешь кормиться», «горька работа, да сладок хлеб»). Многочисленные пословицы раскрывают отдельные качества нравственного или невежественного человека, показывая пути преодоления негативных черт поведения: «Гнев человеку сушит кости, крушит сердце», «Добро творить - себя веселить». Через пословицы раскрывается мудрая родительская любовь к детям: «Ласковое слово и ласковы вид и свирепого зверя к рукам приманивают», «Не все таскай, но и ласкай», «кулаком ума не вобьешь, а выбьешь», «Матушкин сынок - легонький умок».
Сильнейшим воспитательным средством народной педагогики является сказка. Известный философ И.А. Ильин писал: «Сказка будит и пленяет мечту, Она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит мужеству и верности она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды». Она заселяет его душу национальным мифом, тем хором образов, в котором народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее. В сказке народ схоронил свое вожделенное, свое ведение и ведовство, свое страдание, свой юмор, свою мудрость. Национальное воспитание неполно без национальной сказки» [4, с. 238]. Являясь элементом культуры народа, сказка отражает его жизненную философию, выступает целостным выразителем «русского духа», русского самосознания. Путешествуя в сказке, ребенок постигает все житейские премудрости: преодолевает преграды, борется с нечистью, тем самым приобретает опыт принятия решений, навыки безопасного поведения, постигает основы нравственного отношения к семье, себе, миру Анализируя народные сказки, А.К. Бай-бурин отмечает, что волшебная сказка передает отношение русского народа к холостякам, которые воспринимались как что-то незаконченное, незавершенное. Настоящим человек становится только после заключения брака [2, с. 65]. Главная цель, которую достигают сказочные персонажи - создание семьи, обретение суженого (суженой). В сказках народ поэтизировал чувство любви, верность, сострадание. Нравственный идеал женщины народ связывал с ее отношением к семейному очагу. Сказка отражает народные идеалы в отношении организации семейной жизни: жениться необходимо на равной по возрасту и одного порядка рождения (старший брат жениться на старшей
14
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
сестре); невеста выбирает достойного жениха среди многих кандидатов; жених должен доказать невесте, что он достоин ее; замужняя женщина имеет более высокий статус, чем незамужняя; главным в семье должен быть муж; никакие причины не являются оправданием возникновения любовной связи вне семьи; иметь детей - наивысшее человеческое счастье, смысл жизни, но только для семейного человека, родить ребенка вне брака - грех. Как и пословицы, сказки показывали положительные и отрицательные черты чело-века-семьянина. Анализ фольклора, этнографических материалов, исторических документов позволяют представить обобщенный образ идеальной невесты, женщины. Ее положительные качества сводятся к четырем: красота, трудолюбие, наличие высокого социального статуса, способность родить особенных сыновей. Красота на первом месте потому, что красота у русских была признаком здоровья, а только здоровая женщина может родить здоровых детей. Главное же достоинство женщины - способность к материнству. Соответственно в идеале мужчины воплощены чаяния народа о совершенном человеке, которому присущи ум, трудолюбие, отвага, физическая сила, мудрость и смекалка. Это те качества, которые необходимы для кормильца и защитника семьи. Его авторитет в семье непререкаем, он образец для своего сына. В бытовых сказках, как и в пословицах, не только раскрываются положительные черты личности, но и обличаются глупость, невежество, лень, упрямство - те качества, которые мешают нормальной жизни семьи. Таким образом, в русской народной сказке достаточно ярко выражены нравственные нормы и принципы создания семьи, жизнедеятельности семейного коллектива, этические и эстетические идеалы народа. Эти нормы, принципы и идеалы повторяют то, что заложено и другими средствами воспитания (пословицами, играми, песнями и пр.) и расширяют представления подрастающего поколения о нормах брачно-семейных отношений.
Наряду с фольклором, еще одной формой воспитания будущего семьянина у русского народа является игровая культура. Проникая в повседневную, ритуально-обрядовую и другие сферы жизни, игра выполняла свою воспитывающую функцию. Доказано, что педагогическими условиями воспитания и социализации детей в России средствами народной игры являются: приобщение детей к трудовой деятельности; освоение своих половозрастных функций; воспитание навыков общественного поведения. Игра - основная ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего развития. Посредством игры познается внутренний мир друг друга, формируются и развиваются межличностные отношения, что является немаловажным фактором в приобщении к трудовой деятельности, освоении половозрастных функций. Как верно замечено B.C. Мухиной, именно в игре ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе семейной жизни, трудовой деятельности, их права и обязанности. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети часто спорят о том, что бы-
Общая педагогика
15
вает и чего не бывает в реальной жизни. Таким образом, развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей. Отражаемая в детских играх действительность, становится сюжетом ролевой игры [6, с. 238]. Причем, любая игрушка - это, всегда средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка.
Таким образом, воспитательные идеи содержали разнообразные произведения русского народа. Они определяли мировоззренческие установки человека-семьянина, развивали его нравственные и эстетические представления. Вся система организованных и неорганизованных воспитательных воздействий сочеталась с процессом самовоспитания, роль которого в становлении личности будущего семьянина была исключительно значимой. Основная идея педагогики русского народа состояла в том, чтобы растить будущего семьянина с малых лет, путем утверждения семейного образа жизни как единственно верного, формирования ценности семейных отношений, привития молодежи качеств, необходимых в семейной жизни и способствующих сплочению и выживанию семьи (ориентация на супружескую верность, любовь, воспитание потомства, взаимоуважение, трудолюбие, сплоченность, самоотдача, терпение, жизненная мудрость).
Основная цель воспитания будущего семьянина заключалась в необходимости наследования детьми общественно-исторического опыта подготовки к семейной жизни и труду. Это осуществлялось на основе народных традиций семейного воспитания, в процессе трудовой семейной деятельности, во время досуга, средствами устного народного творчества. Надо отметить, что воспитание семьянина в России до 1917 года осуществлялось в единении семьи и церкви. Народная педагогика развивалась, взаимодействуя с религией, с религиозными представлениями о браке и семейной жизни, поэтому необходимо выявить воспитательный потенциал и религиозной культуры народа, которая, по словам И.А. Арабова, является мощным катализатором развития нравственно-стабильной личности [1, с. 34]. Нельзя понять русского человека, его мировосприятие, образ жизни, не осознав правильно суть его религиозных приоритетов. Православие обладало мощным воздействием на будущего семьянина и имело свой воспитательный потенциал, который составляют нравственные понятия семьи и брака, принципы организации семейной жизни, нормы семейно-брачных отношений. В православии создание семьи было традицией и нормой. Для русского человека семья всегда являлась основой его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом всего существования. Стратегии воспитания качеств семьянина у русского народа были следующие:
- развитие ценностного отношения к браку и семье, родительству, осознанная мотивация брака;
- физическое и нравственное развитие будущего семьянина;
16
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- воспитание в труде на основе практического приобщения к определенным женским и мужским ролям в семье с учетом пола и возраста ребенка;
- формирование позитивно-ценных качеств личности для семейной жизни;
- воспитание терпимости к трудностям семейной жизни.
Можно утверждать, что опора на народность, на традиционный быт, на национальный характер, наиболее ярко проявляющийся в семейных отношениях, - это одно из условий стабильности нации, формирования национального идеала современного человека. Каждая форма русской народной педагогической культуры - это особое воспитательное поле, изучение и использование которого поможет в практике воспитания решать многие актуальные проблемы развития и совершенствования личности.
Список литературы:
1. Арабов И.А., Нагорная Г.И. Этнопедагогика (Культорологический аспект). - Карачаевск: Изд-во КЧГПУ 1999. - 215 с.
2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб.: Наука, 1993. -С. 65.
3. Ивакина В.В. Образ материнства в архаико-мифологическом сознании // Вестник (Сборник научных трудов) Сев-Кав ГТУ Серия гуманитарные науки. - Ставрополь: Сев-Кав ГТУ, 2003. - № 2 (9). - 166 с.
4. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - С. 238.
5. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. - М.: Школьная пресса, 2004. - 128 с.
6. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1998. - 455 с.
7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11-ти томах. Т. 6. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. - С. 300.
8. Штоф В.А. Моделирование и философия. - М.; Л., 1969. - 128 с.