Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ'

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ИМИДЖ / ТЕРРИТОРИЯ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ИМИДЖА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларкина Н.Г.

В статье рассматривается необходимость нововведений в области имиджевой составляющей территориальных образований, использования потенциала маркетинга для разработки имиджа территорий, повышения их значимости и роста конкурентоспособности. Раскрывается имиджевый аспект как нематериальный актив территориального образования, анализируются разнообразные технологий формирования имиджа территорий, определяется влияние имиджа на ускорение экономического развития территории, расширение международного сотрудничества, создание определенного статуса региона за счет привлечения инвестиций, разработки новых технологий, вовлечение молодежи в реализацию инициатив по улучшению городской среды, финансовой системы территории, ведению бизнеса, исследуются примеры использования технологий создания имиджа субъектов территорий Российской Федерации как фактора реализации социально-экономических программ, благоустройства городской среды, повышения уровня жизни и положительного влияние на население.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ларкина Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF TERRITORY IMAGE FORMATION

The article considers the need for innovations in the field of the image component of territorial entities, the use of marketing potential to develop the image of territories, increase their significance and increase competitiveness. The image aspect is revealed as an intangible asset of the territorial formation, various technologies for the formation of the image of territories are analyzed, determine the influence of the image on accelerating the economic development of the territory, expanding international cooperation, creating a certain status of the region by attracting investments, developing new technologies, involvement of young people in the implementation of initiatives to improve the urban environment, the financial system of the territory, doing business, examples of the use of technologies for creating the image of subjects of the territories of the Russian Federation as a factor in the implementation of socio-economic programs are being investigated, improvement of the urban environment, improvement of living standards and positive impact on the population.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ»

EDN: QEGSPK

Н.Г. Ларкина - к.э.н., доцент кафедры маркетинга и коммуникаций в бизнесе, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, nlarkina@sfedu.ru,

N.G. Larkina - candidate of economic sciences, associate professor, department of marketing and communications in business, Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia.

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ TECHNOLOGIES OF TERRITORY IMAGE FORMATION

Аннотация. В статье рассматривается необходимость нововведений в области имиджевой составляющей территориальных образований, использования потенциала маркетинга для разработки имиджа территорий, повышения их значимости и роста конкурентоспособности. Раскрывается имиджевый аспект как нематериальный актив территориального образования, анализируются разнообразные технологий формирования имиджа территорий, определяется влияние имиджа на ускорение экономического развития территории, расширение международного сотрудничества, создание определенного статуса региона за счет привлечения инвестиций, разработки новых технологий, вовлечение молодежи в реализацию инициатив по улучшению городской среды, финансовой системы территории, ведению бизнеса, исследуются примеры использования технологий создания имиджа субъектов территорий Российской Федерации как фактора реализации социально-экономических программ, благоустройства городской среды, повышения уровня жизни и положительного влияние на население.

Abstract. The article considers the need for innovations in the field of the image component of territorial entities, the use of marketing potential to develop the image of territories, increase their significance and increase competitiveness. The image aspect is revealed as an intangible asset of the territorial formation, various technologies for the formation of the image of territories are analyzed, determine the influence of the image on accelerating the economic development of the territory, expanding international cooperation, creating a certain status of the region by attracting investments, developing new technologies, involvement of young people in the implementation of initiatives to improve the urban environment, the financial system of the territory, doing business, examples of the use of technologies for creating the image of subjects of the territories of the Russian Federation as a factor in the implementation of socio-economic programs are being investigated, improvement of the urban environment, improvement of living standards and positive impact on the population.

Ключевые слова: маркетинг, имидж, территория, целевая аудитория, технологии имиджа.

Keywords: marketing, image, territory, target audience, image technologies.

Постоянные изменения, связанные с развитием технологий, экономической и политической нестабильностью приводят к различиям в уровне развитости территорий, обострению конкуренции за человеческие ресурсы, инвестиции и т.д.

В сложившейся ситуации особенно выделяются территории (крупные города), являющиеся центрами притяжения всевозможных ресурсов. Однако перенаселенность поляризация доходов этих образований, делают необходимым повышение уровня развитости и благосостояния остальных территорий, их привлекательности как для местных жителей (для того чтобы не происходило «утечки мозгов»), так и для инвесторов, представителей бизнес--среды, туристов. В тоже время различные территории мира или конкретной страны имеют свои специфику, что выражается в наличии или отсутствии ресурсов (природных, человеческих, научных, производственных), исторических и культурных особенностях, территориальном расположении, системе управления и т.д. Каждая территория имеет свои преимущества и недостатки, которые могут делать ее привлекательной (или же непривлекательной) для выбора в качестве постоянного места проживания людей, ведения бизнеса, привлечения квалифицированных кадров, инвестиций, туристов. Именно поэтому для достижения стратегических целей необходимо развитие маркетинговой составляющей территориальных образований. Другими словами, использование имиджевой составляющей для решения вышеуказанных проблем видится предпочтительным вариантом.

Важность маркетинговой составляющей для территорий Российской Федерации объясняется уникальностью географического и исторического разнообразия страны и ее субъектов, в связи с чем возникает необходимость формирования эффективной, перспективной политики и стратегии регионов, направленной на формирование имиджа территорий и управления им [1].

Стоит отметить, что абсолютная конкурентоспособность территорий РФ во всех секторах экономики невозможна. Поэтому каждому региону следует развиваться по тем направлениям, по которым он имеет наибольшие возможности и конкурентные преимущества. На основании данного тезиса должна формироваться стратегия развития региона, в которой акцент следует делать на достижение конкурентоспособности субъекта в качестве места для жизни людей и ведения ими хозяйственной деятельности [2].

Маркетинговая составляющая, выраженная через имидж, для территорий служит цели стратегического развития мест, с акцентом на их конкурентные преимущества. Благодаря развитию всех ее направлений создается благоприятный климат для жителей, бизнес-сообщества, желающего инвестировать в развитие бизнеса на конкретной территории, туристов, любых контактных аудиторий.

Именно имиджевый аспект территориального образования может стать её нематериальным активом и работа над которым позволит привлечь внешних субъектов, повысить приверженность или лояльность субъектов внутренних - уменьшить их «отток» (например, если речь идет о молодежи, студентах, специалистах).

В этой связи, имидж территории - один из факторов, способствующих её благоприятному развитию.

Существует множество технологий формирования имиджа территорий, которые могут использоваться субъектами Российской Федерации. Их можно объединить в три группы.

1) Разработка официальной символики и информационные кампании территории - публикация и размещение информации, актуальных новостей на официальных порталах, страницах и Интернет - ресурсах тер-

ритории, проведение выставочно - ярморочных мероприятий. Благодаря использованию технологий, относящихся к данной группе, у потенциальных потребителей товаров и услуг, предлагаемых конкретным регионом, закрепляются ассоциации с брендами, новостями о регионе, событиями в нем.

2)Проведение спортивных, культурных, туристических мероприятий, различных форумов, совместное участие в проектах с другими регионами, что позволит привлечь инвесторов и популяризировать конкретные эвенты.

3) Формирование действенной инвестиционной, налоговой политики, системы субсидирования и льгот, мер по поддержке бизнеса - наиболее сложно - реализуемая технология ввиду различного уровня развитости территорий, их потенциала.

Для определения конкурентоспособности территории и ее эффективного продвижения в виду ряда ее особенностей или ограничений, важно на регулярной основе проводить масштабный SWOT - анализ с участием представителей ключевых для региона целевых аудиторий в качестве экспертов, использовать технологии XYZ- анализа и расчет CLV (customer lifetime value) для выделения наиболее лояльной по отношению к территории аудитории, ABC - анализ для определения оптимального ассортиментного ряда продукции и услуг, анализ стоимости жизни, условий ведения бизнеса, социального самочувствия жителей.

На основании агрегирования полученных данных формируются критерии, по которым в дальнейшем выбирается и оценивается программа развития и продвижения территории.

В качестве примеров рассмотрим использованные технологии при создании имиджа Ненецкого автономного округа, г. Владивостока и Ростовской области.

Компания «АСМЫСЛ» реализовала проект формирования имиджа и в последующем бренда территории Ненецкого автономного округа [3] посредством следующих этапов:

1) разработка визуальной составляющей (айдентики);

2) разработка интерактивной карты г. Нарьян-Мара, «наполнением» которой занимаются сами жители города;

3) использование созданной айдентики и карты в рамках пространства города для стрит-арта с целью оживления городской среды с привлечением жителей НАО к реализации данного проекта;

4) реализация проектов по направлениям - от ресторана с рецептами, собранными местными жителями до ежегодных этнических фестивалей с целью объединения местных предпринимателей, создания новых деловых и культурных проектов, поддерживающих местную идентичность и развитие туризма в регионе [3].

Итак, в формировании имиджа Ненецкого автономного округа использовались технологии, связанные с созданием визуального образа и реализацией культурных мероприятий при привлечении различных кастомизи-рованных групп, проживающих на территории. Как итог позиционирование территории - родина одного из коренных малочисленных народов.

В качестве успешного примера формирования имиджа территории Российской Федерации можно также назвать г. Владивосток [4].

В данном случае ключевыми технологиями стали:

а) проведение Международного кинофестиваля стран Азиатско - Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого»;

б) проведение «Восточного экономического форума».

Целями последнего являются [5]:

1) ускоренное экономическое развитие Дальнего Востока;

2) расширение международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

3) закрепление за Дальним Востоком статуса «полигона» технологий (за счет привлечения инвестиций, создания новых технологий);

4) вовлечения молодежи в реализацию инициатив по улучшению городской среды, ведению бизнеса, финансовой системы, привлечению инвестиций.

Пример Дальнего Востока является подтверждением того, что реализация крупных культурных мероприятий, форумов является действенным способом формирования положительного имиджа.

Ростовская область - многонациональный регион, историческое наследие которого связано с казачеством, купечеством, переселением Крымских армян, бывшими греческими поселениями. Также это Родина известных писателей, деятелей искусства и театра. Область занимает площадь, которая больше некоторых отдельных Европейских государств, включает 463 муниципальных образования, из которых 12 - городские округа, 43 - муниципальные районы [6], Также Ростовская область входит в топ - 20 регионов Российской Федерации по инновационному развитию (2021 год) [7]. Ключевую роль в экономике региона играет промышленное производство. Предприятия области производят около 28 % промышленной продукции Южного федерального округа. Ростовская область лидирует в стране по таким направлениям как вертолётостроение, производство зерноуборочных комбайнов и машин, эксплуатационное оборудование для ядерных установок [8].

Все вышеуказанные факты могут быть основанием для формирования имиджа Ростовской области с целью привлечения инвестиций, туристов, человеческих ресурсов, с дальнейшим аккумулированием полученных средств и реализацией социально-экономических программ, повышением уровня жизни населения области.

В настоящее время Ростовская область имеет уже разработанный имидж территории, который включает:

1) продуктовый бренд «Сделано на Дону»;

2) туристический бренд «Вольный Дон»;

3) бренд отдельно взятых мест, например г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог, станица Вешенской и т. д.

Вышеуказанные бренды включают в себя проработанную визуальную айдентику (логотип), которая необходима для идентификации товаров, а также, бренд «Сделано на Дону» предоставляет ряд дополнительных возможностей представителям бизнес-среды, прошедшим добровольную сертификацию качества, которым присвоен знак.

Продуктовый Бренд «Сделано на Дону» появился в 2013 году по предложению губернатора Ростовской области. Целями создания являлась популяризация продукции, производимой на территории области и привлечение инвестиций в регион.

Логотип «Сделано на Дону» представляет собой реки, солнце, поля и донские пашни. Ассоциации, которые закладывались в данный логотип, связаны с хлебосольным, щедрым, вольным регионом [9].

Что касается туристического бренда «Вольный Дон», то он состоит из символа красного коня и надписи: «Вольный Дон». Для всех районов и крупных городов региона был создан дизайн, попадающий под общую концепцию.

Созданный бренд региона используется на различных выставках и мероприятиях, в 2020 году один из самолетов авиакомпании АО «Азимут» был «забрендирован» с использованием нового логотипа, что должно было привлечь внимание туристов всех городов, куда приземлялся данный самолет, и служило своеобразной «рекламой» нашего региона. В 2020 году Ростовская область заняла высокие призовые места в Международном маркетинговом конкурсе «PROбренд» в сфере туризма, в т.ч. гран-при в ключевой номинации «Брендинг территории» [10].

На основании анализа информационных порталов и официальный сайтов бренд Ростовской области в настоящее время выглядит следующим образом:

а) разработана визуальная айдентика;

б) имеется программа сертификации качества для присвоения логотипа «Сделано на Дону», который способствует продвижению местных товаров, повышению узнаваемости и доверия к местным продуктам, что в свою очередь служит цели поддержания местных производителей;

в) созданы Автономная некоммерческая организация «Агентство по развитию туризма Ростовской области», а также MICE (Meetings - встречи, incentives - тимбилдинги, коллективные поездки, conferences - конференции, events-мероприятия) - портал, которые направлены на развитие делового туризма в регионе [11]. Предлагаемые виды туризма вписываются в концепцию отдыха выходного дня на р. Дон, а также решают проблему Ростовской области, предлагая вариант «транзитного туризма», когда сама область не является конечной точкой для приезжих, направляющихся в Крым или Черноморское побережье.

Существующий имидж Ростовской области имеет ряд недостатков, которые требуют их проработки. Стоит отметить, что на имидж территории оказывают влияние исторические, социально - экономические, политические факторы.

Имидж Ростовской области акцентирован на привлечение туристов, при этом местные жители и бизнес - сообщество остаются вне внимания. Вместе с тем, ключевой и конечной целью является обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения. Одной из прикладных технологий формирования имиджа территории можно назвать реализацию национальных проектов, что позволяет напрямую влиять на благосостояние жителей. В Ростовской области реализуется проект «Формирование комфортной городской среды», направленный на благоустройство общественных территорий, парков, набережных. Примерами уже реализованных проектов являются благоустройство сквера «Кони» в г. Аксай, парка в станице Старочеркасской, Семи-каракорского подвесного моста, Приморского парка в г. Таганроге и т.д. Развитие в данном направлении позволит формировать имидж Ростовской области как территории для комфортного места жительства, с благоустроенными поселениями и городами.

Однако имеются недоработки и сложности в реализации имиджевой составляющей Ростовской области.

Одной из глобальных проблем области является наличие моногородов - Гуково, Зверево и т.д. Несмотря на присвоение им статуса территорий опережающего социально-экономического развития остаются нерешенными ключевые вопросы по их «оживлению», что закрепляет за ними статус «шахтерских» и не способствует формированию благоприятного имиджа. Правительством Ростовской области предоставляются налоговые льготы и субсидии тем компаниям, которые становятся резидентами данных территорий. В то же время существует и ряд ограничений по размеру капитальных вложений и количеству создаваемых рабочих мест. Механизм получения бюджетных средств предполагает, что компания самостоятельно осуществляет подключение к инженерным сетям и инфраструктуре и в дальнейшем сможет вернуть себе данные средства из бюджета. Вышеназванные ограничения в совокупности являются сдерживающим фактором для потенциальных резидентов [12].

Таким образом, до настоящего момента вопрос развития моногородов остается нерешенным. Создание парка по типу парк «Краснодар» (Краснодарский край) или «Лога-парка» (Ростовская область) могло бы привлечь туристов, инвесторов, создать новые рабочие места для местных жителей, увеличить посещаемость территорий. Однако, названные примеры - это частные парки, требующие больших инвестиций в их развитие. К тому же создание такого парка решает проблему лишь одной из территорий и не может считаться универсальным средством, применимым ко всем.

Ростовская область, несмотря на попытки привлечения туристов, всегда была и остается местом «транзитного туризма», поскольку сам регион редко становится местом притока большого количества туристов -большинство из них направляются на Черноморское побережье, в Крым или на Кавказ, по пути посещая города и известные места области, что может сделать популярными идеи MICE-туризма и туров выходного дня, которыми могут также пользоваться и жители нашего региона.

В рамках данного направления можно воспользоваться успешными примерами города Владивостока и Ненецкого автономного округа. Кроме того, здесь стоит выделить гастрономический туризм и событийный туризм.

В части гастрономического туризма Ростовская область имеет достаточный потенциал:

1) в г. Ростове-на-Дону развита «барная миля»;

2) существуют рестораны, которые работают по концепции slow food (на основе исторических рецептов и продуктов исключительно местных производителей);

3) развивается Bio-хутор;

Еще одним перспективным направлением можно назвать развитие виноделия и винных подворий и ферм, которые пользуются популярностью в Краснодарском крае и Крыму, однако практически неразвиты в нашем регионе, хотя виноделие было одним из исторических видов производств на Донской земле. г. Ростов -на - Дону и область могут быть центром спортивной жизни, для этого имеется необходимая инфраструктура, в т.ч. и новый стадион «Ростов - Арена», футбольные, хоккейный, баскетбольные, гандбольные команды. В части MICE-идей и событийного туризма можно предложить:

1) театральный фестиваль под открытым небом на улицах Таганрога «Улицы Чехова» в честь А.П. Чехова;

2) фестиваль «Оборона Таганрога 1855 года» (реконструкция осады Таганрога в годы Крымской войны);

3) фестиваль «Зонтичное утро» в честь дня рождения Фаины Раневской;

4) парусные регаты в Таганроге;

5) реконструкция взятия Азова казаками;

6) кубок «Шермиции» по джигитовке;

7) «Золотое кольцо Боспорского царства».

Последнее - это проект, инициированный Русским географическим обществом, который Ростовская область реализует совместно с Краснодарским краем и Республикой Крым. В 2021 году данный маршрут, несмотря на ограничения посетило 2,3 миллиона человек.

Однако стоит отметить, что Ростовская область в настоящий момент уступает другим участникам данного проекта, что связано с меньшим количеством исторических объектов, отсутствием виноделен и винных ферм, и невозможностью реализации маршрута «Паруса Боспора», а также отсутствием выхода к Черному морю, как основного фактора привлечения туристов.

Тем не менее включение Ростовской области в данный проект, может в рамках «транзитного туризма» привлечь гостей в территорию.

Еще одним негативным для бренда Ростовской области фактором является низкая представленность разработанной визуальной айдентики. Данный вопрос решается путем ее использования в разнообразных форматах в периоды ярмарок, любых культурных и спортивных мероприятий, food-фестивалей, на сувенирной продукции, а также созданием масштабных стрит-артов. Здесь также можно опереться на опыт Ненецкого автономного округа. Данный шаг позволит сделать разработанный имидж популярным среди гостей региона и непосредственно его жителей.

В целом, существующие технологии формирования имиджа территорий должны применяться в совокупности для достижения наилучшего эффекта, а также с учетом различного уровня развитости территорий, их потенциала и ресурсов. Но то же время, правильное позиционирование и сильный имидж в совокупности с социальной и экономической политикой, благоустройством городской среды могут оказать благотворное влияние на жителей области.

Таким образом, реализация различных технологий будет способствовать уменьшению недостатков имиджа Ростовской области, его актуализации, поддержке со стороны представителей всех целевых аудиторий. В рамках формирования имиджа региона можно воспользоваться успешным опытом других субъектов Российской Федерации с учетом особенностей территории Донского края.

Проведенный анализ показал, что формирование действенного и эффективного имиджа территории -длительный многоаспектный процесс, ориентированный на долгосрочную перспективу, в связи с чем, в настоящее время имеются различные виды технологий формирования имиджа мест, которые можно разделить на три группы: первая группа представляет собой наиболее простые и популярные технологии, позволяющие распространять информацию о регионе, производимых в нем продукции за его пределами на основании использования разработанных логотипов, деятельности СМИ, опубликовании информации на официальных сайтах, участии и проведении выставочно - ярморочных мероприятий; вторая группа включает в себя масштабные спортивные, культурные мероприятия и форумы; третья группа касается институциональных основ существования конкретной территории и включает экономические и правовые меры по создания наилучших условий существования и ведения бизнеса в регионах.

Источники:

1. Свистунова Д. А. СМИ и имидж региона-взаимодействие / Свистунова Д. А. //Идеи и новации. 2018. Т. 6. №. 1. С. 89-94.

2. Хмельченко Е. Г., Миронова Н. Н. Маркетинговые технологии как инструмент формирования имиджа городских территорий

/Хмельченко Е. Г., Миронова Н. Н. //Вестник национальный институт бизнеса. 2020. N°. 39. С. 249-253.

3. НАО идея, философия, брендинг [Электронный ресурс]. Режим доступа https://asmysl.com/nao.

4. Метляева Т. В., Бондарь М. В. Проблемы позиционирования творческой индустрии в аспекте формирования имиджа города Владивостока / Метляева Т. В., Бондарь М. В. //Современные проблемы науки и образования. 2015. №. 2-2. С. 863-863.

5. Итоги VII Восточного экономического форума. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://forumvostok.ru/news/ itogi-vii-

vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma/.

6. Типы муниципальных образований// Портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.donland.ru/activity/986/.

7. Ростовская область вошла в топ-20 регионов РФ по инновационному развитию. РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rostov.rbc.ru/rostov/24/06/2021/60d429159a7947035826a404.

8. Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.donland.ru/ activity/192/.

9. История бренда «Сделано на Дону»// Официальный сайт Администрации Шолоховского района Ростовской области [Электронный ресурс]. Режим доступа https://veshki.donland.ru/presscenter/news/57726/.

10. Туристский бренд Ростовской области «Вольный Дон» получил гран-при Международного конкурса «PROбренд»// Инвестиционный портал Ростовской области [Электронный ресурс]. Режим доступа https://invest-don.com/ru/news/item_1461/.

11. MICE - портал Ростовской области//Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа https://meetindonland.ru/mice.

12. Моногорода в Ростовской области: что мешает им нормально развиваться? // Комсомольская правда Официальный сайт [Электронный Ресурс]. Режим доступа https://www.rostov.kp.ru/daily/26900/3946324/.

EDN: QFOXIU

Т.С. Ласкова - к.э.н., доцент кафедры информационной экономики, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, laskova_2011@inbox.ru,

T.S. Laskova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of information economics, Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia;

Е.Е. Айдаркина - к.э.н., доцент кафедры информационной экономики, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, eeaydarkina@sfedu.ru,

E.E. Aydarkina - candidate of economic sciences, associate professor of the department of information economics, Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia;

В.А. Семидоцкий - д.э.н., директор института Цифровой экономики и инновации, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, semidozki@mail.ru,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V.A. Semidotsky - doctor of economic sciences, director of the institute of digital economy and innovation, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ РЕГИОНА FORMATION OF A SYSTEM OF INDICATORS FOR ASSESSING INNOVATION ACTIVITY IN THE ENTREPRENEURSHIP OF THE REGION

Аннотация. В статье предложен авторский подход к формированию системы показателей оценки инновационной активности в предпринимательстве региона с точки зрения методологии и возможностей транспарентности российской региональной статистики.Для оценки инновационной активности в предпринимательстве были изучены Форма №4-инновация для субъектов предпринимательства (за исключением малого бизнеса) и Форма №2-инновация для СМП. В данных формах содержится информация о пунктах, связанных с научными, техническими разработками, которые субъекты малого, среднего и крупного предпринимательств должны заполнять и передавать в органы статистики предприятий.Для проведения анализа инновационной активности в предпринимательстве авторами были выбраны следующие переменные: удельный вес инновационных работ, товаров, услуг; удельный вес затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг;использование цифровых технологий в организациях: локальные вычислительные сети; использование широкополосного доступа к сети Интернет в организациях; использование электронного документооборота в организа-циях;организации, выполнявшие научные исследования и разработки.

Abstract. The article suggests the author's approach to the formation of a system of indicators for assessing innovation activity in entrepreneurship in the region from the point of view of methodology and transparency opportunities of Russian regional statistics. To assess innovation activity in entrepreneurship, Form No. 4-innovation for business entities (except for small businesses) and Form No. 2-innovation for SMEs were studied. These forms contain information about items related to scientific and technical developments that small, medium, and large enterprises must fill out and submit to the statistical bodies of enterprises. To analyze innovation activity in entrepreneurship, the authors selected the following variables: the share of innovative works, goods, services; the share of costs for innovation in the total volume of shipped goods, works, services; the use of digital technologies in organizations: local area networks; the use of broadband Internet access in organizations; the use of electronic document management in organizations; organizations that have carried out research and development.

Ключевые слова: инновационная активность, региональная социально-экономическая система, инновационное развитие, предпринимательство.

Keywords: innovative activity, regional socio-economic system, innovative development, entrepreneurship.

Одним из основных по важности средств обеспечения эффективного развития инновационной деятельности предприятий в регионах выступает его управление. Постоянное развитие и модернизация имеющихся систем в последние годы превратило концепцию региональных инновационных систем в широко применяемую структуру аналитическую. Данная структура, в свою очередь, создает эмпирическую основу для выработки управления инновационной деятельностью.

Регионы РФ обладают различных уровнем инновационной активности предприятий, расположенных на их территориях. Рассмотрим значения данного показателя по федеральным округам России (рисунок 1).

Развитие инновационной деятельности в предпринимательстве в разных округах России осуществляется по-разному. Некоторые федеральные округа страны демонстрируют опережающий рост инновационной активности -Приволжский и Центральный; в Северо-Кавказском же, напротив, данный показатель не дает высоких результатов.

Основываясь на данных рисунка 1, можно также сделать вывод о том, что в период с 2015 по 2018 гг. произошло резкое увеличение уровня инновационной активности предприятий в округах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.