Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КАДРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / СТРАТЕГИЯ И МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛОЯЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛА / CORPORATE CULTURE / PERSONNEL TECHNOLOGY / INTERNAL AND EXTERNAL ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATION / STRATEGY AND MISSION OF THE ORGANIZATION / STAFF LOYALTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лознянская М.А.

Статья посвящена вопросам исследования технологий формирования и развития корпоративной культуры современной организации. Формирование и развитие корпоративной культуры организации - одна из важнейших задач, стоящих перед руководством и кадровой службой любой организации. В статье рассматриваются важнейшие факторами, принципы, методы и технологии формирования корпоративной культуры организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CORPORATE CULTURE OF MODERN ORGANIZATIONS

The article is devoted to the research of technologies of formation and development of corporate culture of modern organization. The formation and development of the corporate culture of the organization is one of the most important tasks facing the management and personnel service of any organization. The article deals with the most important factors, principles, methods and technologies of formation of corporate culture of the organization.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 331.1

Лознянская М.А. студент магистратуры федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный

национальный исследовательский университет»

Россия, г. Белгород

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: статья посвящена вопросам исследования технологий формирования и развития корпоративной культуры современной организации. Формирование и развитие корпоративной культуры организации - одна из важнейших задач, стоящих перед руководством и кадровой службой любой организации. В статье рассматриваются важнейшие факторами, принципы, методы и технологии формирования корпоративной культуры организации.

Ключевые слова: корпоративная культура, кадровая технология, внутренняя и внешняя среда организации, стратегия и миссия организации, лояльность персонала.

Loznanska M.A. master's degree student

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

«Belgorod State National Research University»

Russia, Belgorod TECHNOLOGIES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CORPORATE CULTURE OF MODERN ORGANIZATIONS

Summary: the article is devoted to the research of technologies of formation and development of corporate culture of modern organization. The formation and development of the corporate culture of the organization is one of the most important tasks facing the management and personnel service of any organization. The article deals with the most important factors, principles, methods and technologies offormation of corporate culture of the organization.

Key words: corporate culture, personnel technology, internal and external environment of the organization, strategy and mission of the organization, staff loyalty.

Формирование и развитие корпоративной культуры организации -одна из важнейших задач, стоящих перед руководством и кадровой службой любой организации. Корпоративная культура, нормы и ценности которой разделяет как руководство, так и работники это не только инструмент управления, но и фактор, определяющий эффективность и успешность организации на рынке.

В настоящее время существует значительное количество подходов к интерпретации понятия корпоративной культуры, которое определяется как

в узком смысле, влияющее только на поведение работников в организации, так и в широком смысле, формирующее основные принципы управления организацией, определение ее миссии, цели, стратегии развития и комплекса мер для их реализации и достижения.

Корпоративная (организационная) культура принадлежит к факторам внутренней среды организации: это образ жизни, мышления, действия и существования. Нередко корпоративная культура определяется как идеология, философия управления, основу которой формируют ценностные ориентации, верования, нормы и правила поведения работников.

Корпоративная (организационная) культура представляет собой совокупность создаваемых и поддерживаемых организацией базовых основополагающих систем ценностей, стандартов, этических норм, убеждений, ожиданий, которые принимаются большинством работников организации, задают персоналу ориентиры его трудовой деятельности и определяют способы и формы интеграции и согласованность действий руководства организации, структурных подразделений и отдельных работников.

Сущность корпоративной культуры должна соответствовать миссии, цели и стратегии развития организации, в ее основе находятся иерархически расположенные ценности, которые определяют параметры остальных элементов (рис. I)69.

Бизнес-система

Миссия

* -

Цель * -

Стратегия

г

Ценности - ядро корпоративной культуры

1

Нравственные Экономические Эстетические Политические Исторические Традиционные

Трактовка этических норм, отношение к закону Отношение к материальной выгоде Отношение к внешней атрибутике, к красоте в целом Отношение к власти во внутренней и внешней средах Ценности, сложившиеся в государстве или регионе Традиции самой организации, если она долго существует

1

Построение иерархии ценностей для организации и определение доминирующих

69 Лебедева, Л.А. Управление трудовыми конфликтами в системе социально-трудовых отношений на предприятии. [Текст]: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Лебедева Любовь Александровна. - М., 2014. - 220 с.

Элементы корпоративной культуры

Иерархические Производственные Кадровые Психологические Имиджевые

Оргструктура; Стиль, формы и методы управления;

Делегирование полномочий

Отношение персонала непосредственно к исполнению своих обязанностей Особенности организации производственного процесса

Подбор персонала; Мотивация персонала; Аттестация персонала; Обучение и повышение квалификации персонала

Морально-психологический климат в коллективе; Особенности формальных и неформальных коммуникаций; Удовлетворенность персонала от работы

Дресс-код; Фирменный стиль; Корпоративный кодекс; Корпоративные издания; Сайт компании; Бренд

Взаимодействие с ключевыми и целевыми аудиториям

Рис.1. Сущность корпоративной культуры организации Важнейшими факторами, определяющими процесс формирования корпоративной культуры организации являются: направление деятельности организации, используемые технологии; стандарты, нормы, правила и требования среды; личность руководителя; этап развития, на котором находится в настоящее время организация.

Социальный фактор

Государственно-

политический _Фактор

Экономический фактор

Тсхнико-технологи-чсский Фактор

Внешняя среда

*

Корпоративная

культура

Внутренняя среда

Специфика деятельности и бизнес-процессы

Управленческое звено и остальной персонал, орг поведение

Оргструктура. Горизонтальное и вертикальное взаимодействия

Рис. 2. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры Корпоративная культура является одной из составляющих системы управления персоналом, в рамках которой активно разрабатываются кадровые технологии формирования и развития корпоративной культуры.

Одной из основных целей системной и продуктивной деятельности по развитию корпоративной культуры организации является формирование приверженности работников.

Приверженность персонала понимается как идентификация работника с организацией, выражающаяся в формальном и неформальном принятии ее целей, стратегии развития, миссии.

Основными элементами приверженности персонала являются:

Интеграция - это принятие целей организации работниками, ее стратегии развития и миссии, единение работников как членов трудового коллектива на основе достижения целей организации.

Вовлеченность - это стремление работников реализовывать свой личный человеческий потенциал для достижения стратегических и тактических целей организации.

Лояльность - благожелательное отношение, психологическая и эмоциональная привязанность работника к организации, а точнее ее корпоративной культуре.

С целью формирования и развития приверженности работников целям, стратегии и ценностям организации применяются различные методы:

Составляющие приверженности:

1. Интеграция:

1.1. Брендинг организации

1.2. Корпоративные средства массовой информации

1.3. Корпоративные ценности и стандарты

2. Вовлеченность:

2.1. Обучение и развитие персонала, развитие карьеры

2.2. Корпоративные «круглые столы», семинары, конференции

2.3. Профессиональные и иные конкурсы, поощрение и развитие инициатив работников, корпоративные гранты

3. Лояльность:

3.1. Социальное развитие персонала (социальные программы, привилегии, льготы и др.)

3.2. Организация корпоративных праздников, поздравлений работников и др.

3.3. Развитие в организации спортивных, культурных, благотворительных, экологических и иных мероприятий.

Содержание корпоративной культуры формируется в ходе производственно-трудовой деятельности как реакция на задачи, которые перед организацией ставит внешняя и внутренняя среда.

Содержание деятельности, личность руководителя организации, стиль руководства, особенности социально-психологического климата в трудовом коллективе оказывают влияние на формирование и развитие корпоративной культуры организации.

При формировании корпоративной культуры следует придерживаться ряда принципов, что позволит обеспечить ее эффективность70:

- комплексный подход, учитывающий: стратегию развития и миссию организации; цели и задачи, как руководства, так и персонала;

- реалии рынка, определяющие эффективность производственной деятельности;

70 Формирование корпоративной культуры организации: основные принципы и методы // https://www.hr-director.ru/article/65880-qqq-16-m2-formirovanie-korporativnoy-kultury-organizatsii.

- система ценностей, приемлемых и желаемых для данной организации, разделяемая подавляющим большинством его работников;

- соблюдение традиций, определяющих характер взаимоотношений как внутри организации, так и вне ее; гарантирующих стабильность используемой экономической системы и применяемого стиля управления;

- отсутствие силового воздействия, когда недопустимо искусственное насаждение более сильной культуры в условиях, когда корпоративная культура организации достаточно слабая, и наоборот, переход на качественно новый уровень должен быть естественной потребностью организации и ее персонала;

- использование системы комплексной оценки для получения реального представления о степени воздействия корпоративной культуры на эффективность производственной деятельности организации.

Корпоративная культура как таковая в том, или ином виде существует практически в каждой организации. Разница лишь в том, что где-то ее возникновение, формирование и развитие происходит стихийно, а где-то процесс создания определяется осознанностью и выбранной целью. Сам процесс создания и внедрения нужной для компании корпоративной культуры станет возможным лишь при условии обеспечения вовлеченности в это действо основной массы работников организации.

При этом должна учитываться специфика организации. Принимая во внимание индивидуальность состава элементов корпоративной культуры для каждой конкретной организации, можно смело заявить и о некотором стандартном наборе, универсальном для всех фирм и компаний. К элементам универсальности следует отнести: корпоративные издания (бюллетень, газета, журнал); внутрифирменное обучение; наставничество; корпоративная символика; наличие праздничных и знаменательных дат компании; корпоративные праздники и вечеринки; организация встреч руководства компании с персоналом, в том числе с рядовыми сотрудниками.

Использование любого элемента корпоративной культуры, должно быть преднамеренным и обдуманным, с ясным пониманием целей его включения в систему и последующего результата. Бесцельное, лишенное конкретики проведение корпоративных мероприятий сводит на нет задуманную организаторами пользу.

Таким образом, корпоративная культура формируется как сильный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать весь персонал организации на реализацию совместных целей и задач. Корпоративная культура является воплощением отношения работников организации к базовым основополагающим ценностям, убеждениям и традициям.

При формировании корпоративной культуры важно учесть следующие моменты: разработка и внедрение в организации корпоративной культуры включает в себя обязательность совместного участия с топ-менеджерами

специалистов кадровых служб и ключевых работников организации; корпоративная культура при этом не просто совокупность отдельных элементов, стилевой атрибутики и корпоративных мероприятий, это сформированная и апробированная система норм и ценностей; в процессе формирования корпоративной культуры не допускается применение двойных стандартов, должно быть неукоснительное соблюдение всеми работниками единых правил; необходимость разграничения предъявляемых к работникам требований на строго обязательные и те, исполнение которых, просто желательно.

Использованные источники:

1. Андреева, О.Д. Технологии корпоративной культуры / О.Д. Андреева. -М.: Банки и биржи, 2007.

2. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура: теория и практика / Э.А. Капитонов, Г.П. Зинченко, А.Э. Капитонов. - М.: Альфа-Пресс, 2005.

3. Лебедева, Л.А. Управление трудовыми конфликтами в системе социально -трудовых отношений на предприятии. [Текст]: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Лебедева Любовь Александровна. - М., 2014. - 220 с.

4. Формирование корпоративной культуры организации: основные принципы и методы // https://www.hr-director.ru/article/65880-qqq-16-m2-formirovanie-korporativnoy-kultury-organizatsii.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.