Научная статья на тему 'Технологии фокусирования как отражение редакционной политики печатных изданий'

Технологии фокусирования как отражение редакционной политики печатных изданий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
232
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕСТКА ДНЯ МАСС-МЕДИА / MEDIA AGENDA / ТЕХНОЛОГИИ ФОКУСИРОВАНИЯ / ФУНКЦИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ / INTERPRETATION FUNCTION / ПРАЙМИНГ / PRIMING / МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION / БУДУЩЕЕ РОССИИ / FUTURE OF RUSSIA / FOCUSING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гарбузняк Алина Юрьевна

В статье показано, как редакционная политика печатных изданий через технологии фокусирования влияет на расстановку ими приоритетов в освещении актуальных проблем. Выводы сделаны на основе качественного и количественного контент-анализа СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Focusing technologies as a reflection of the print media editorial policy

The article demonstrates how editorial policy of the print media influences the balance of priorities in their coverage of actual problems within focusing technologies. The conclusions were drawn on the basis of qualitative and quantitative analysis of the media content.

Текст научной работы на тему «Технологии фокусирования как отражение редакционной политики печатных изданий»

А.Ю. ГАРБУЗНЯК аспирант кафедры периодической печати

факультета журналистики Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова'

Технологии фокусирования как отражение редакционной политики печатных изданий

Медийная повестка дня, как любое опосредованное знание об окружающей действительности, несет в себе интерпретацию. Эта интерпретация зависит от позиции СМИ в политическом поле, его целевой аудитории и поставленных в связи с этим задач.

Интерпретация в масс-медиа реализуется на двух основных уровнях: на уровне событийной картины и на уровне фреймов1. Эти уровни во многом соответствуют повестке объектов и повестке атрибутов, которые выделял американский социолог М. Маккомбс2.

На событийном уровне интерпретация той или иной протяженной во времени темы осуществляется через механизмы селекции и фокусирования фактов и мнений.

Довольно редко общественно значимые темы получают в СМИ всестороннее освещение и анализ, чаще фокусируется одна или две стороны проблемы и вокруг них выстраивается повестка дня. Западные

о

исследователи называют такую подачу информации праймингом3.

Технологии фокусирования различаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой каждое конкретное СМИ. Эти различия мы рассмотрим на примере повестки дня по теме будущего России. Политическая и общественная повестка дня по исследуемой теме (т.е. вопросы, которые поднимает власть, с одной стороны, и общество, с другой) включает множество аспектов. В данной статье будут рассмотрены четыре важнейших из них. Это состояние и развитие четырех сфер: политики, экономики, образования и здравоохранения4. В данной статье мы коснемся преимущественно политического и экономического аспекта темы.

' Гарбузняк Алина Юрьевна. E-mail: alinka1225@mail.ru

1Гарбузняк А.Ю. Повестка дня СМИ как технология интерпретации // Медиаскоп, 2015, Вып. №1, URL: http://www.mediascope.ru/node/1684

2McCombs M., Shaw D. The agenda-setting function of mass media // Public Opinion Quarterly, 1972, № 36, p. 176-187.

Domke D., Shah D.V., Wackman D.B. Media priming effects: Accessibility, association, and activation // International Journal of Public Opinion Research, 1998, № 10, p. 51-75.

4 Разнообразие тем, связанных с экономической и политической проблематикой, заставило сделать выборку по этим темам более жесткой. Из экономики в выборку вошли публикации по пенсионной реформе, приватизации и улучшению инвестиционного климата в стране. Именно эти подтемы были выделены экспертами (Евсеем Гурвичем, Игорем Николаевым, Владиславом Иноземцевым и другими экономистами) как стержневые в проекте экономического развития страны. Политическая проблематика связана в первую очередь с программными выступлениями и инициативами первых лиц, а также экспертной дискуссией по теме.

Эмпирическую базу исследования составили шесть общероссийских печатных изданий - пяти газет и одного журнала. В выборку вошли "Ведомости", "РБК^аНу", "Новая газета", "Известия", "Комсомольская правда" и "Огонек".

Эти СМИ занимают разные, иногда полярные позиции в политическом поле, а также различаются по своей целевой аудитории. Объединяет их общая проблематика и влиятельность каждого издания в своем сегменте.

Исследование охватывает пять периодов продолжительностью по месяцу. Каждый период (кроме последнего) связан со знаковым поворотом политической повестки дня российской власти. Эти повороты сопровождались программными заявлениями первых лиц, которые влияли на медийный дискурс исследуемой темы. В первые два периода анализировалась реакция СМИ на программный манифест президента Дмитрия Медведева "Россия, вперед!" - сразу после его публикации (I период: 11 сентября - 10 октября 2009 г.) и спустя полгода (II период: 11 марта - 10 апреля 2010 г.). Третий период - 8 мая - 7 июня 2011 г. -связан с первым поворотом модернизационной повестки дня власти, который произошел после объявления премьер-министром Владимиром Путиным о создании "Общероссийского народного фронта". В четвертый период (13 декабря 2013 г. - 12 января 2014 г.) анализируется дискуссия в СМИ по итогам послания Федеральному Собранию 2013 года, когда президент декларирует переход к консервативной модели развития. Актуальное состояние дискурса исследуемой темы исследуется в пятый период (5 декабря 2014 г. - 5 января 2015 г.), связанный с посланием президента парламенту 2014 года.

Угол зрения "РБК^аИу" на протяжении всех пяти периодов обусловлен интересами бизнес-сообщества. Поскольку условия ведения бизнеса в стране в большой степени определяются экономической политикой власти, то все решения, заявления и инициативы ответственных чиновников и первых лиц государства, которые могут как-то отразиться на положении дел бизнес-среде, имеют в "РБК^аИу" статус "важных" новостей. Иными словами, интересы аудитории задают специфику новостных поводов. Это основной "фильтр", который определяет контуры информационной картины дня издания.

Похожим образом обстоят дела с общественной и экспертной повесткой дня по исследуемой теме: "фильтром" при выборе новостей здесь также служат насущные нужды и приоритеты целевой аудитории.

Функцию интерпретации "РБк-<ЗаНу"5 также почти целиком реализует через технологию фокусирования. Газета внимательно следит за экспертной повесткой дня по своим профильным темам и публикует информационные материалы по итогам дискуссий на внешних

5 До 2014 г. газета не публиковала авторских колонок и редакционных статей.

площадках, выходят также публикации, основанные на экспертных докладах и исследованиях.

Как и "РБК^Му", "Комсомольская правда" отдает предпочтение информационным жанрам, но критерии отбора и представления о важности темы у нее сильно отличаются. Безусловным критерием значимости темы для "КП" является ее присутствие в протокольной повестке дня президента или премьер-министра. Этот принцип работает и при формировании повестки дня по исследуемой теме. Официозный подход к интерпретации темы обусловлен, с одной стороны, государственнической позицией издания, а с другой, ориентацией на массовую аудиторию, приоритеты которой формируются под влиянием телевизионных выпусков новостей.

Так как руководство страны в 2009 - 2010 гг. большое значение придавало вопросам технологической модернизации производства, в "КП" эта тема также оказывается в числе важных. В фокус внимания газеты попадают два основных аспекта: энергосберегающие лампочки и "развитие инноваций".

Технологические инновации не являются приоритетной темой для массового издания, как и тема бизнеса. Тем не менее, обе они присутствуют в повестке дня "КП". Если судить по числу публикаций, то бизнесу уделяется даже немного больше внимания, чем теме пенсий, важной для аудитории данной газеты. Все публикации по теме бизнеса в "КП" имеют жесткую привязку к повестке дня первых лиц.

"Известия", с точки зрения технологий формирования повестки дня, представляют собой усложненную версию "КП". Для "Известий" также характерно повышенное внимание к инициативам власти в сфере модернизации, но, в отличие от "КП", эта тема здесь обильно комментируется.

С политической повесткой дня по исследуемой теме "Известия" работают по принципу увеличительного стекла и снежного кома: один-два новостных повода становятся центром притяжения экспертных комментариев и других новостей по теме. Число публикаций увеличивается, тема "растет", но не за счет рассмотрения все новых ее граней, а за счет чрезмерного раздувания одного из аспектов. Особенно это заметно во второй период исследования, когда модернизационная повестка дня власти сужается до идеи развития инновационных технологий: "Известия" посвящают этой теме 28 из 45 публикаций, вошедших в выборку в этот месяц.

Это внимание к технологической стороне модернизации нельзя объяснить интересами аудитории. "Известия" позиционируют себя как "общественно-политическую и деловую газету"6. Поэтому для них тема

Из презентации газеты "Известия" на сайте издания. URL: http://izvestia.ru/adv/201504/izvestia_mediakit_press.pdf.

технологических инноваций является если не периферийной, то во всяком случае темой второго плана.

В третий период исследования "снежный ком" новостей и аналитики формируется уже не вокруг новых технологий, а вокруг двух инициатив премьер-министра Владимира Путина (в мае 2011 года он объявил о создании "Общероссийского народного фронта" (ОНФ) и Агентства стратегических инициатив (АСИ)). Тема инновационных технологий в этот период уходит на периферию, несмотря на то, что АСИ заявлено как "одно из звеньев поддержки инновационного процесса"7. И в случае с АСИ, и в случае с ОНФ на протяжении всего периода в фокус внимания попадают не проблемы, которые должны решить эти структуры, а процедурные вопросы, связанные с их созданием (кто возглавит АСИ? К ОНФ присоединилось еще столько-то организаций и т.д.)

Целевая аудитория газеты "Ведомости" имеет максимальный процент пересечения с аудиторией "РБК-daily"8. Это определяет интерес газет к одной и той же проблематике, но в фокус внимания у них попадают разные вещи.

В противовес объективистскому подходу "РБК^Му" "Ведомости" смотрят на политическую повестку дня глазами экспертов и плюс к этому имеют свой собственный взгляд на актуальные события, выражаемый в редакционных статьях. Для "Ведомостей" характерен обзор повестки как бы издалека: газета чаще, чем рассмотренные выше издания, прибегает к обобщениям, концентрирует внимание на тенденциях и закономерностях. Удержание в фокусе общего происходит в ущерб освещению частных аспектов темы. "РБК^Му", напротив, больше внимания уделяет "микротемам", связанным с конкретными проблемами из жизни бизнес-сообщества.

По вниманию к модернизационной повестке дня власти "Ведомости" в первые три периода приближаются к "Известиям" и "КП", но, в отличие от них, газета публикует не новости из повестки дня первых лиц, а статьи с анализом самой идеи модернизации. Главным новостным поводом для таких публикаций у "Ведомостей" даже месяц спустя оставался программный манифест Медведева.

Свой подход к выстраиванию повестки дня по теме исследования "Ведомости" меняют во второй период, когда на политическом уровне будущее страны связывается, в первую очередь, с развитием высоких технологий. Несмотря на несогласие с такой трактовкой модернизации, "Ведомости" признают важность некоторых начинаний власти и внимательно следят за ее инновационной повесткой. Этот период характеризуется сменой ракурса с дальнего на ближний: из отстраненного наблюдателя тенденций газета превращается в активного участника дискуссии с тем посылом, который на данном этапе

7Савиных А., Кривошапко Ю. Премьер приблизит к себе бизнес // Известия, 2011, 25 мая.

8 Атлас СМИ. URL: http://www.mediageo.ru/fedpressa/ezhednev/vedomosti.html (Ведомости); http://www.mediageo.ru/fedpressa/ezhednev/rbc-daily.html ("РБК-daily").

предлагает власть, а именно о том, как стимулировать в России развитие инновационного бизнеса.

Как и "Ведомости", "Новая газета" смотрит на актуальную повестку дня глазами своих постоянных авторов и (несколько в меньшей степени, чем "Ведомости") глазами экспертов. Позиции авторов более или менее совпадают между собой и в совокупности дают представление о позиции редакции как таковой. Если какая-то позиция выбивается из общей парадигмы, материал сопровождается примечанием вроде "Мы публикуем этот текст в порядке дискуссии".

Подчеркнутая позиционность издания является отличительной чертой "Новой газеты". Позиция довлеет над повесткой, служит ее смысловым центром и как бы стержнем, вокруг которого она "закручивается". Здесь чаще, чем в "Ведомостях" единичный новостной повод ведет к написанию не информационной заметки, а аналитического материала. Новость обычно используется как повод рассказать о проблеме и выразить свое отношение к ней. Это и служит критерием важности при формировании событийной картины: новость или репортаж должны быть иллюстрацией к актуальной проблеме.

В дискуссии по теме будущего России для "Новой газеты" важен, прежде всего, политический аспект: если общественной повестке дня посвящена четверть материалов выборки, то почти все остальные имеют отношение к политической стороне дела. Тема технологических инноваций для "Новой газеты" периферийная. Интерес к ней вспыхивает во второй исследуемый период, когда разворачивается история с инноградом "Сколково": за месяц выходит сразу 4 материала, это 25% от общего числа публикаций. Однако после этого тема инноваций, как и в "КП", полностью исчезает из повестки дня издания.

В журнале "Огонек" по теме исследования в сумме вышло всего 16 текстов. Такая небольшая выборка позволяет сделать лишь самые общие замечания о принципах формирования повестки дня по рассматриваемой теме.

Отличительная черта "Огонька" - это "распыление" темы будущего в рамках одного материала, смещение фокуса в прошлое или настоящее либо на какие-то смежные темы. Так, не все 16 материалов целиком посвящены исследуемой теме. В выборку, например, вошло интервью с политологом о модернизации в Восточной Европе, российской модернизации в нем посвящено всего два вопроса в конце. Непосредственным откликом на манифест Медведева "Россия, вперед!" стала статья писателя С. Шаргунова "Верни себе девяностые!" Ее можно рассматривать как обсуждение ценностных предпосылок развития. Хотя формально речь в статье идет о прошлом, по сути, автор говорит о том, чего стране недостает в настоящем, а это уже - проект развития на будущее.

Анализ материалов выборки показал, что издания применяли различные технологии формирования повестки дня, следствием чего

были различия в интерпретации исследуемой темы. Повышенное внимание к повестке дня власти приводило к тому, что акценты в интерпретации темы будущего на страницах издания принадлежали первым лицам государства (в фокусе были технологические инновации и развитие бизнеса). В ряде случаев такая трактовка темы мало соответствовала информационным запросам аудитории. Смещение фокуса под влиянием политической повестки дня наблюдалось в разные периоды в "Известиях", "Комсомольской правде", "Ведомостях" и "Новой газете".

Освещение исследуемой темы сквозь призму политической повестки дня способствовало к тому, что тема будущего России в медийном дискурсе стала связываться с успехом или неудачей технологической модернизации. Следствием такой интерпретации стал эффект прайминга: в общественном мнении представление о модернизации прочно связалось с инновационными технологиями9. Более того, под влиянием прайминга оказались сами социологи: в описании упомянутого исследования понятия "модернизация" и "инновации" используются как синонимы. Прайминг, как феномен медийной повестки дня, по своему эффекту близок к манипулятивным технологиям10 и при определенных условиях может быть использован в этих целях.

Гарбузняк А.Ю.Технологии фокусирования как отражение редакционной политики печатных изданий. В статье показано, как редакционная политика печатных изданий через технологии фокусирования влияет на расстановку ими приоритетов в освещении актуальных проблем. Выводы сделаны на основе качественного и количественного контент-анализа СМИ.

Ключевые слова: Повестка дня масс-медиа; технологии фокусирования; функция интерпретации; прайминг; манипуляция; будущее России.

Garbuznyak A. Yu. Focusing technologies as a reflection of the print media editorial policy. The article demonstrates how editorial policy of the print media influences the balance of priorities in their coverage of actual problems within focusing technologies. The conclusions were drawn on the basis of qualitative and quantitative analysis of the media content.

Keywords: Media agenda; focusing technologies; interpretation function; priming; manipulation; future of Russia.

9 Инновации в России: мнения обычных россиян. Исследование Фонда "Общественное мнение" 2011 ,URL: http://raec.ru/upload/files/pages-from-in-numbers8_2.pdf

10Миронов А.С. Раздувай и властвуй. М.: Добросвет, 2001, 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.