Научная статья на тему 'Технологии библиотечного обслуживания студентов в библиотеке вуза'

Технологии библиотечного обслуживания студентов в библиотеке вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
900
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вузовская библиотека / студенты / технологии библиотечного обслуживания / электронное и традиционное библиотечно-информационное обслуживание / электронные ресурсы / university library / students / library service technologies / electronic and traditional library and information services / electronic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туранина Неонила Альфредовна, Долженко Эльмира Нуретдиновна, Сушкова Юлия Николаевна

В статье рассказывается о технологиях библиотечно-информационного обслуживания студенческой аудитории, используемых в деятельности вузовской библиотеки с применением информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туранина Неонила Альфредовна, Долженко Эльмира Нуретдиновна, Сушкова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of library services for students in the university library

The article describes the technologies of library and information service for the student audience used in the activities of the University library with the use of information technologies.

Текст научной работы на тему «Технологии библиотечного обслуживания студентов в библиотеке вуза»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ТУРАНИНА Н.А., ДОЛЖЕНКО, Э.Н., СУШКОВА Ю.Н. ТЕХНОЛОГИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СТУДЕНТОВ В БИБЛИОТЕКЕ ВУЗА

В статье рассказывается о технологиях библиотечно-информационного обслуживания студенческой аудитории, используемых в деятельности вузовской библиотеки с применением информационных технологий.

Ключевые слова: вузовская библиотека, студенты, технологии библиотечного обслуживания, электронное и традиционное библиотечно-информационное обслуживание, электронные ресурсы.

Turanina N. A., Dolzhenko, E.N., Sushkova Yu. N.

Technologies of library services for students in the university library

The article describes the technologies of library and information service for the student audience used in the activities of the University library with the use of information technologies.

Keywords: university library, students, library service technologies, electronic and traditional library and information services, electronic

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ТУРАНИНА Н.А., ДОЛЖЕНКО, Э.Н., СУШКОВА Ю.Н. ТЕХНОЛОГИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СТУДЕНТОВ В БИБЛИОТЕКЕ ВУЗА

В современном обществе знания являются важнейшим ресурсом. Они закладывают основу для успешной работы, делают человека состоявшимся в избранной профессии. В подготовке специалистов, обладающих высокой профессиональной компетентностью, вузовская библиотека играет важную роль, так как высокое качество образования сегодня возможно только при наличии информационного обеспечения пользователей библиотеки.

Библиотека вуза всегда являлась и является важной частью воспитательного и образовательного процесса. Она помогает учебному процессу и содействует научно-исследовательской работе студентов, аспирантов, профессоров и преподавателей.

XXI век окрестили веком информации и, без сомнения, будущее будут определять информационные технологии. Внедрение новых информационных технологий стало главным фактором повышения эффективности и качества обслуживания студентов-пользователей.

В последние годы отчетливо прослеживается тенденция замещения использования традиционных видов библиотечных услуг (книга в традиционном виде, каталоги) на использование электронных ресурсов (электронный каталог, электронная библиотека, электронно-библиотечные системы).

Но никакие электронные ресурсы нельзя сразу освоить без помощи квалифицированного специалиста, в частности, высокопрофессионального библиотекаря, что очень важно для библиотечного обслуживания студенческой аудитории.

На сегодняшний день в управлении библиотечно-информационных ресурсов (далее -Управление) Белгородского государственного аграрного университета имени В. Я. Горина используются следующие технологии библиотечного обслуживания студентов:

- выдача первичных бумажных (на абонементе, в читальном зале);

- справочно-библиографическое обслуживание (каталоги, тематические картотеки, базы банных (БД), электронный каталог (ЭК), электронная библиотека (ЭБ), электронно-библиотечные системы (ЭБС);

- выставочное обслуживание (тематические выставки, экспресс-выставки, выставки новых поступлений, виртуальные выставки);

- библиографическое информирование;

- библиотечное ориентирование, включающее консультационное обслуживание;

- библиотечное обучение (библиотечно-библиографическое обучение);

- библиотечное стимулирование (рекомендация библиотекарем документов, влияние всей библиотечно-информационной среды) и др.;

- массовые мероприятия (культурно-просветительская работа со студентами университета) [1].

Технология обслуживания студентов и читателей (пользователей) в Управлении выполняется

традиционным и электронным (компьютеризированным) методами.

Библиотечно-информационное обслуживание студентов вуза осуществляется:

- в универсальном читальном зале;

- в читальном зале технологического факультета;

- на универсальном абонементе;

- в электронной библиотеке Белгородского ГАУ.

Электронная библиотека Белгородского ГАУ размещена на сайте университета на базе программного обеспечения системы Web-ИРБИС 64, что позволяет пользователям в рамках университетской программы «Электронный ВУЗ» удаленно работать с ЭК, ЭБ, ЭБС. Электронная

библиотека предоставляет возможность накапливать, сохранять и эффективно использовать коллекции электронных полнотекстовых изданий, доступных в удобном для пользователей виде (формат PDF) через локальные и глобальные сети передачи данных. Также в электронном каталоге отображен счетчик запросов и посещений электронного каталога Белгородского ГАУ, что позволяет в режиме реального времени проследить его востребованность [2].

Особое внимание уделяется размещению в электронной библиотеке Белгородского ГАУ электронных текстов учебных и учебно-методических пособий, изданных преподавателями университета, а также приобретенных во внешних издательствах.

Обеспечена возможность доступа к удаленным ресурсам, используемых библиотекой на основании лицензии - ЭБС издательства «Лань», ЭБС «Znanium.com», ЭБС «AgriLib», ЭБС «Руконт», электронная справочная система «Информио».

В целях повышения доступности указанных электронных ресурсов со всеми студентами университета проводятся практические библиотечно-библиографические занятия - Дни первокурсника, Дни курсового и дипломного проектирования. Библиотечно-библиографическое обучение позволяет формировать у студентов навыки поиска информации, развивать информационную культуры и грамотность использования электронной информации.

Также на протяжении всего учебного года в читальных залах пользователям предоставляются индивидуальные консультации по использованию электронных ресурсов.

Информация о новых поступлениях литературы в Управление «Бюллетень новых поступлений» размещается на сайте Белгородского ГАУ в новостной ленте университета, каждый квартал текущего года как для студентов, так и для всех пользователей.

В помощь учащимся среднего профессионального образования на сайте университета размещены «Онлайн-ресурсы для учреждений СПО», содержащие видеоматериалы к учебным дисциплинам по основным тематическим блокам с указанием электронного адреса: «Агрономия», «Ветеринария», «Естественные науки», «Животноводство», «Инженерное дело. Агроинженерия», «Общественные науки», «Переработка сельскохозяйственной продукции», «Экономика» (около 1000 видео).

Для студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава на сайте университета в разделе «Инфоресурсы» размещен «Каталог учебных видеоматериалов и интервью с руководителями и специалистами АПК Белгородской области», систематизированный по сельскохозяйственным отраслям: «Общие вопросы сельского хозяйства», «Экономика АПК», «Ветеринария», «Механизация и электрификация сельского хозяйства», «Переработка сельскохозяйственной продукции», «Растениеводство», «Животноводство».

В университетской библиотеке массовая работа традиционно рассматривается как совокупность форм и методов устной и наглядной пропаганды произведений печати среди читателей (пользователей) и всегда соотносится с общечеловеческими ценностями, в первую очередь, культурно-историческими, эстетическими, нравственными.

Отдел обслуживания Управления сделал массовые мероприятия одним из направлений своей работы, потому что в условиях трансформации ценностных ориентиров общества именно пропаганда классических литературных произведений может возместить потребность студенческой молодежи в духовной жизни и поисках идеалов.

На ряду с использованием этих видов технологий библиотечного обслуживания студенты и аспиранты хотели бы получать новые информационные услуги, в том числе в удаленном режиме:

- доступ к фонду диссертаций РГБ (для совершенствования справочно-библиографического обслуживания библиотеки);

- межбиблиотечный абонемент (МБА);

- электронная доставка документа (ЭДД);

- виртуальная справочная служба «Спроси библиотекаря».

Для успешного внедрения технологий библиотечного обслуживания студентов большое значение имеет внедрение централизованной системы оповещения для пользователей библиотечно-информационных ресурсов в рамках программы «Электронный ВУЗ». Особенно актуальна данная функция для студентов факультета заочного образования и международной работы, т.е. студенту-заочнику наравне со студентами очной формы обучения дистанционно будет предоставлена наиболее полная библиотечно-информационная поддержка (рассылки в личный кабинет сообщений о книговыдаче, информации о мероприятиях, выставках, поступлении новой литературы и др.). Над этими и другими вопросами в настоящее время работает управление по информатизации Белгородского ГАУ.

Для усовершенствования технологий библиотечного обслуживания студентов необходимо осуществлять:

1. Систематическое пополнение и актуализацию электронного каталога, включая каталог видеоматериалов.

2. Установление обратной связи, как со студентами, так и с ППС университета.3. Оперативное выполнение запросов по подбору литературы, и других библиотечно-информационных потребностей (индивидуальная работа с пользователями библиотечных услуг путем рассылки в личный кабинет студента сообщений о книговыдаче, информации о мероприятиях, выставках, поступлении новой литературы и др.).

4. Частичная оцифровка (сканирование) книжного фонда управления библиотечно-информационных ресурсов, для дальнейшего размещения в электронной библиотеке Белгородского ГАУ, дополняя полнотекстовые базы данных.

5. Разработку и размещение новых баз данных.

6. Комплектование компьютерами читальных залов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Абдалимова, Ж. С. Современные модели библиотечного обслуживания: результаты внедрения и перспективы развития (на региональном материале) : монография / Ж. С. Абдалимова, Д. М. Мергалиев, Т. М. Степанская. - Барнаул : АлтГУ, 2018. - 123 с. - Текст : непосредственный.

2. Туранина, Н. А. Информационные технологии как средство повышения качества обслуживания студентов в библиотеке вуза / Н. А. Туранина, Э. Н. Долженко. - Текст : электронный // Румянцевские чтения - 2019: материалы Международной научно-практической конференции : в 3 частях (Москва, 23-24 апреля 2019 г.). - Москва : Издательство «Пашков дом», 2019. - Часть 3. - С. 180-183.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Туранина Неонила Альфредовна - Заведующий кафедрой библиотечно-информационной деятельности, доктор филологических наук, профессор, Белгородский государственный институт искусств и культуры: [email protected]

Долженко Эльмира Нуретдиновна - преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности, Белгородский государственный институт искусств и культуры. [email protected]

Сушкова Юлия Николаевна - преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности, Белгородский государственный институт искусств и культуры. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.