Методология науки
Берулава Г.А., Берулава М.М.
Технологическое преломление теории сетевого образования:
развитие компетенций личности с опорой на образовательное пространство интернета
Современная образовательная ситуация характеризуется тем, что ни систему образования, ни потребителей образовательных услуг не устраивает уровень готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности и их социализации в современном обществе. В то же время выполняются сотни исследований, в которых содержится множество рекомендаций на тему того, как улучшить качество этой подготовки. Однако качество образования не только не повышается, но и повсеместно снижается. А ведь такой всероссийский объем экспериментальной выборки выступает как очень валидный результат научного исследования. А свидетельствует он о том, что локальные воздействия системы образования, которые оказываются на обучаемого, не приносят результатов.
Характерно, что проводящиеся исследования носят узко - местечковый характер и никак не презентуют себя в системном контексте новых методологических подходов. Авторы чаще всего вообще не соотносят свои исследования с целостной методологической платформой или делают это чисто формально.
Основное внимание продолжает уделяться разработке новых содержательных стандартов обучения, пытающихся отразить наиболее значимые научные достижения. Вопрос научного уровня содержания образования, несомненно, является очень важным. В то же время, очевидно, что эта нужная информация интериоризируется молодежью все в меньшей степени. И с каждым годом ее усвоение как школьниками, так и студентами становится все более проблематичным. Причиной этого является, прежде всего, то, что в учебном процессе используются давно устаревшие технологии обучения, не соответствующие реалиям информационного общества. В них продолжает делаться акцент на монологичности изложения материала, на его вербально-теоретической форме - в ущерб собственной активности обучаемого и без учета изменения его образа мира, его когнитивных стратегий, определяемых принципиальными, не имевшими ранее аналога изменениями в восприятии окружающего мира, на что непосредственное влияние оказывают электронные носители информации, выступающие в качестве форс-мажорного феномена развития личности.
В то же время в современном вузе отсутствует рассмотрение образовательного пространства как целостной системы традиционных и электронных образовательных технологий. При этом электронное поле информации занимает все более значимую часть жизнедеятельности современного молодого человека.
Противоречием является и то, что проблема технологий развития личности сегодня рассматривается в основном как проблема технологий обучения, и еще уже - как проблема технологий формирования знаний. Большинство исследований, в которых делается попытка предложить новые технологии обучения, в действительности предлагает эклектику хорошо известных из истории педагогики технологий обучения.
Лакмусовой бумажкой в данном случае является методологическая платформа, презентуемая авторами на начальном этапе изложения технологии. Общим местом является при этом перечисление через запятую теорий и концепций, которые построены на совершенно противоположных методологических основаниях, при этом их прикладные следствия известны уже десятки лет. Они не создавались в эпоху информационного общества, имеющего принципиальные феноменальные отличия от информационной структуры традиционного общества.
Теорией, которая снимала противоречия позитивистского подхода к обучению, была теория гуманизации образования (Берулава М.Н.), которая имела совершенно конкретное практическое преломление в соответствующих технологиях, направленных на целостное гуманистическое развитие личности. В то же время за последние 15 лет в информационном пространстве произошли столь существенные изменения, которые потребовали к жизни новые методологические основания. Эти изменения обусловлены массовым вхождением Интернета в жизнь, прежде всего нового поколения, которое будет создавать новую науку, экономику, производство. Эти изменения привели к существенному изменению образа мира, смысложизненных ориентаций молодых людей. Сегодня нельзя не учитывать, что влияние Интернета на развитие молодежи привело к изменению их когнитивной сферы в сторону большей роли образного мышления в познании окружающего мира, появлению нового социального опыта, который в значительной степени формируется через виртуальное информационное электронное пространство. Видеоряд, который опосредует восприятие электронной информации, продуцирует эмоции гораздо в большей степени, чем слово, тем более слово, за которым стоит лишь сухая теория. Поэтому педалирование использования вербально-логических технологий обучения приходит в противоречие с эмоционально-образным, клиповым, практическим мышлением современных молодых людей, приводя к появлению когнитивного диссонанса, затрудняющего, а часто и делающего невозможным усвоение учебного материала.
Не соответствует современной ментальности молодых людей и их полная пассивность на традиционных учебных занятиях, в частности, лекциях, которые продолжают ставиться во главу угла современной системой вузовского обучения.
Современная система образования не учитывает, что внедрение новых информационных технологий поставило перед фактом глобального перехода к сетевым механизмам познания окружающей действительности, приходящим на смену системному подходу вооружения знаниями. Для сетевого образования
характерны эклектичность, неоднородность, отсутствие иерархии в получаемой информации, логика восприятия которой определяется, прежде всего, мотивацией учащегося, опосредованной его смысложизненными ориентациями.
Соответственно, в условиях информационного общества в процессе обучения нельзя и бесперспективно продолжать делать ставку только на традиционные вербальные технологии изложения учебного материла. Они не обеспечивают, прежде всего, необходимой мотивации к усвоению учебного материала и продуцируют явление когнитивного диссонанса. Поэтому системе образования так важно сегодня стать инициатором использования преимуществ Интернета в учебном процессе и опираться на тот опыт, который получают молодые люди в процессе общения с ним.
Информационное общество требует новых технологий развития личности и профессиональных качеств специалиста, которые теперь все чаще называются компетенциями. При этом понятие компетентности включает в себя не только знания, умения, навыки, творческие способности, обеспечивающие решение конкретных профессиональных и социальных проблем, но личностные качества, способствующие выполнению профессиональной деятельности и потенциал сферы бессознательного, определяющийся сформированностью продуктивных стереотипов психической активности - прежде всего когнитивных, коммуникативных, аффективных. Несомненно, что диагностика этих качеств может осуществляться только в процессе решения конкретных проблем. В свою очередь, компетенции должны формироваться с помощью инновационных образовательных технологий.
В этом контексте важно особо остановиться на определении понятия образовательной технологии, то есть технологии, используемой в образовательном процессе. Понятие образовательной технологии интерпретируется авторами принципиально различно и очень часто не в связи с определенной теоретической платформой, которая чаще всего остается за кадром. Имеется и другая крайность - имеются ссылки на большую эклектическую совокупность теорий, которые построены на совершенно различных методологических основаниях.
С позиций теории сетевого образования под образовательной технологией мы понимаем совокупность методов, приемов, форм обучения, объединенных единой методологической платформой. В соответствии с нашей позицией современные технологии обучения должны строиться на основе теории гуманизации образования и ее развития в теории сетевого образования (Берулава Г.А.), которые обеспечивают целостное гуманистическое развитие личности (позволяющее человеку стать продуктивным в социальной среде) и формирование компетенций, позволяющих человеку стать успешным в профессиональном поле деятельности. Несомненно, что личностная сфера оказывает также самое непосредственное влияние на профессиональный потенциал человека, на способность решать проблемы и реализоваться в профессии.
При этом под компетенциями в профессиональной сфере мы понимаем личностный, деятельностный и поведенческий потенциал человека, позволяющий ему продуктивно решать стоящие перед ним проблемы в сфере социальных взаимоотношений и профессиональной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что продуктивность в сфере межличностных отношений не всегда влечет за собой успешность в профессиональной сфере и наоборот. В сфере межличностных отношений наиболее велика роль сформированности социального мышления, которое имеет свои специфические механизмы, отличные от механизмов вербально-теоретического мышления.
В сфере научной деятельности большую роль играют творческие способности, способности к абстрактно-логическому, аналитическому мышлению, механизмы обобщения и систематизации. В сфере технологий важнейшую роль играет сформированность практического мышления. Таким образом, характер проблем всегда зависит от характера психической активности человека - это может быть деятельность в сфере решения научных проблем или в сфере технологий, а также деятельность и поведение в области проблем, стоящих в сфере социальных взаимоотношений. И далеко не всегда человек может быть одинаково продуктивен в поле решения всех видов проблем. Надо также различать способности к решению проблем и способности к их постановке, что является еще более важным.
В то же время при явной дискредитации крена в сторону вербально-теоретического мышления, который всегда доминировал, да и сейчас доминирует как в средней, так и в высшей школе, в настоящее время делается совершенно противоположный крен в сторону решения практико-технологических проблем, при этом компетенции все чаще понимаются как способности решать практические проблемы. Теоретический анализ данной проблемы, который проведен ранее, показывает, что это также недопустимо.
Не менее важной составляющей, отвечающей за компетенции во всех сферах психической активности человека, является сфера поведения. Несомненно, что она наиболее значима в области социальных взаимоотношений, в сфере коммуникации, детермирующую роль в которой играют стереотипные формы психической активности.
Подчеркнем особо, что компетентностный потенциал человека обусловлен как сферой рацио, так и сферой поведения, опосредованной областью бессознательного, презентующей когнитивные, коммуникативные, двигательные и аффективные стереотипы психической активности. В том случае, когда данные стереотипы способствуют продуктивности социальных взаимоотношений человека, они также могут выступать как компетенции.
Соответственно, можно вести речь о компетенциях в социальной и профессиональной сферах. Таким образом, под компетенциями мы понимаем личностный, а также деятельностный и поведенческий потенциал человека, обусловленный как сферой рацио, так сферой бессознательного и позволяющий ему продуктивно решать стоящие перед ним проблемы. Поведенческий потенциал
человека в значительной степени обусловлен тем набором когнитивных, коммуникативных, аффективных и двигательных стереотипов психической активности, которые у него сформированы. Ускорение темпа жизни, клиповость в подаче информации приводит человека к необходимости использования оперативных, унифицированных, упрощенных схем мышления, которые в значительной степени базируются на сфере бессознательного. Эти стереотипные стратегии, несомненно, обусловлены воздействием технологий подачи информации в информационном обществе.
Продуктивное формирование компетенций в эпоху информационного общества, обладающего огромным инновационным потенциалом, возможно только на пути перехода к инновационным технологиям обучения, соответствующим специфике данного общества.
Современная молодежь в своей жизнедеятельности опирается не только на ту информацию, которую она получает в сфере образования, но и на информацию, получаемую в процессе общения с электронными средствами информации. Не секрет, что последние оказывают на восприятие информации гораздо большее влияние, поскольку опосредованы гораздо большей мотивацией, значимым эмоциональным фоном, наличием образной информации. Именно эта сфера в значительной степени формирует у молодых людей когнитивные, коммуникативные и аффективные паттерны, устойчивость которых очень велика.
Исследования показывают, что порождающий проблему контекст (то есть внеучебные источники информации) оказывает важное воздействие на решение повседневных проблем, а именно на это, прежде всего, замотивирован человек. Когнитивные психологи практически единодушны в мнении о том, что роль контекста является центральной в выборе человеком стратегии решения проблемы. Это означает, что решение практических проблем не может быть отделено от условий, в которых проблемы проявляются. В то же время учебный процесс строится без апелляции к ситуации сегодняшнего дня в ее культурном и субкультурном, социальном, политическом, морально-этическом, правовом и других контекстах. Именно поэтому те стерильные знания, которые система образования пытается внедрить в головы учащихся, никак не помогают обществу решать его многочисленные проблемы.
Присвоение информации важно не само по себе, а в той мере, в которой оно помогает отдельному человеку и всему обществу решать его межличностные, политические, экономические, этические, экологические, национальные и другие проблемы, в той мере, в какой оно делает жизнь человека более осмысленной и счастливой.
Теория сетевого образования исходит из необходимости системной интеграции традиционного и электронного информационного пространства, которое при этом структурируется также как образовательное. Важнейшим направлением разработки современных образовательных технологий должны являться технологии формирования профессиональной компетентности. Эти технологии в обязательном порядке должны иметь высокий уровень
мотивационного обеспечения. Соответственно, они должны быть опосредованы потребностью в творческой деятельности, большие возможности для удовлетворения которой чаще представляет общение через электронные коммуникационные сети. Эти возможности особенно актуальны для молодых людей, которые имеют проблемы в системе взаимоотношений с педагогами и сверстниками в традиционном образовательном пространстве.
Увеличение числа пользователей Интернета, создающих свои сайты и блоги, погружающихся в мир социальных сетей и всевозможных компьютерных игр, свидетельствует об активизации ранее подавленного, вытесненного, незадействованного потенциала людей, чьи функции воображаемого, символического и реального находились в разных плоскостях и не способствовали наведению мостов между внутренним и внешним мирами.
Нами предложены инновационные образовательные технологии, которые позволяют формировать профессиональные компетенции в системе электронного образовательного пространства и в сфере самостоятельной работы студентов. Это создание такой формы обучения как «электронные дискуссионные клубы», которые созданы в структуре электронного студенческого центра личностного и профессионального развития для аспирантов и студентов на базе Института образовательных технологий государственной академии наук «Российской академии образования» и его образовательной площадки Черноморской гуманитарной академии.
Такой электронный центр не имеет аналогов в России и является первым таким центром в высших учебных заведениях страны. Центр построен на теоретической платформе сетевого образования (Г. А. Берулава). Задачами создания такого центра является формирование личностных, деятельностных и поведенческих компетенций.
Для решения поставленных задач студенты подключаются к специально разработанной системе аудиторных и самостоятельных работ. В рамках аудиторных занятий работа заключается в совместном решении поставленных преподавателем или другими студентами профессиональных проблем. При этом работа строилась в рамках созданных для этих целей профессиональных форумов в Интернете. В рамках учебного процесса форумы были созданы только студентов данных вузов.
В рамках заданий для самостоятельной работы форумы давали возможность подключения к их решению и внешних пользователей в лице профессионалов, студентов других вузов, школьников и всех заинтересованных в решении данных профессиональных проблем. Работа в рамках таких форумов предполагает выход в пространство Интернета. Для организации самостоятельной работы студентов данные электронные профессиональные клубы работают в режиме открытых форумов.
Инновационность предлагаемой технологии состоит в том, что работа в клубах строится как дискуссионное обсуждение проблем, предлагаемых преподавателями, профильными специалистами и самими студентами. Решение
проблем предполагает не только их обсуждение, но и обсуждение определенного опыта их решения.
Так, студентам, которые готовятся стать руководителями (это, например, студенты специальностей менеджмент, государственное и муниципальное управление) работают в рамках дискуссионного электронного клуба для будущих руководителей. Они обсуждают проблемы, которые могут возникнуть у них, как у будущих руководителей. Студентам-экономистам предлагается работа в рамках виртуального электронного дискуссионного клуба по проблемам экономики. В его рамках студенты с помощью фасилитаторов, которыми являются высококвалифицированные экономисты, практикуются в самостоятельной постановке экономических проблем и поиске путей их решения. Эти проблемы ставят также экономисты-профессионалы и студенты предлагают различные пути их решения.
Для развития профессиональных компетенций студенты-юристы формулируют и обсуждают свои профессиональные проблемы на базе юридического электронного клуба. Они же формируют у себя профессиональные навыки в рамках работы в электронной юридической консультации. Студенты психологи имеют возможность обсуждать темы взаимоотношений и влияния на них разнообразных индивидуальных, личностных и средовых факторов. Рассматриваются проблемы, возникающие в семье, со сверстниками, в сфере деловых отношений в электронном клубе общения. Студенты, обучающиеся на специальностях социально-культурного сервиса, обсуждают волнующие их вопросы в электронном дискуссионном клубе по проблемам культуры и шоу-бизнеса. Студенты, выбравшие профессию ландшафтного дизайнера, обсуждают свои профессиональные проблемы в электронном дискуссионном клубе по проблемам ландшафтного дизайна. У будущих журналистов профессиональные компетенции формируются в электронном клубе журналистов.
Использование данной электронной информационно-коммуникативной технологии позволяет существенно повысить мотивацию к учебной деятельности, к процессу познания к самообразованию в неучебное время. Данная технология особенно эффективна для тех, кто не смог раскрыть свой потенциал в сфере традиционного образовательного пространства. Она помогает им самореализоваться и часто занять более высокие социальные позиции за счет общения и учебной работы в комфортной психологической среде. Данная инновационная образовательная технология позволяет студенту научиться ставить проблемы, научиться их решать, мотивирует его к самостоятельному поиску литературных источников для того, чтобы выглядеть более компетентным в общей дискуссии, учит его формулировать свои мысли на поле этой дискуссии, учит его презентовать письменную форму своих аргументов, повышает общую мотивацию к повышению своей профессиональной состоятельности.
В целом предложенная инновационная электронная образовательная технология позволяет в максимальной степени использовать все преимущества электронного информационного пространства, превратив его в образовательное.
Литература
1. Берулава Г. А. Методологические ориентиры современной психологии// М.:
Издательство Университета РАО, 2009.
2. Берулава Г. А. Психодидактика// - М.: Издательство Университета Российской академии образования, 2006.
3. Берулава Г. А. Методологические основы развития системы высшего
образования в информационном обществе// Педагогика, №№4,- 2010, С. 11.-18
4. Берулава Г.А. Роль поведенческих стереотипов в развитии личности// Москва:Гуманитарная книга, 2010
5. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования// М.: Гелиос, 2000.
6. Берулава Г.А. Психологические основы развития личности// М.:Изд-во Университета РАО, 2009.
7. Берулава Г. А. Методология современной психологии// М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2009.
8. Лейбин В.М. Роль информационно-коммуникационных технологий в изменении отношений между воображаемым, символическим и реальным// Вопросы философии, .№6,- 2011.
9. Практический интеллект /Р. Дж. Стернберг и др// СПб.: Питер, 2002.
10. Солсо Р.Л. Когнитивная психология// М.: Тривола, 1996.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности// М., 1997.
12. Berulava G. Psychology in Practice// Seattle, USA, 2008.
Проблемы высшего образования
Беляева Е.В.
Научные детерминанты воспитания толерантности
Формирование толерантности приобрело особое значение в ситуации ухудшения качества и уровня жизни населения России, в результате чего актуализируются межличностные и межгрупповые проблемы.
Идеи толерантности в российской дореволюционной педагогике получили свое развитие в педагогической концепции Н. И. Пирогова (1810-1881), который видел цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором и был сторонником общечеловеческого воспитания на основе христианских ценностей. Во II половине XIX - начале ХХ вв. были заложены фундаментальные научные основания современной педагогики. Педагогическая деятельность приобрела законосообразный характер, а идея толерантности, помимо аспекта личности, стала рассматриваться в аспекте индивидуальности (К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, А. А. Корф, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.).