Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ 5-6 ЛЕТ / ЭЛЕМЕНТЫ СПОРТИВНЫХ ИГР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батанцев Н.И., Барбашов С.В.

В статье описывается технология гармонизации физического и умственного развития дошкольника. Представлена содержательная модель гармонизации физического и умственного развития на основе использования технико-тактических элементов спортивных игр. Дается экспериментальная оценка и эффективность разработанной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батанцев Н.И., Барбашов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР

1 2 © Батанцев Н.И. , Барбашов С.В.

Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

В статье описывается технология гармонизации физического и умственного развития дошкольника. Представлена содержательная модель гармонизации физического и умственного развития на основе использования технико-тактических элементов спортивных игр. Дается экспериментальная оценка и эффективность разработанной технологии.

Ключевые слова: физическое и умственное развитие, дети 5-6 лет, элементы спортивных игр.

Проблемы гармонизации траекторий развития умственных и физических способностей в процессе физического воспитания являются важной составляющей научного поиска эффективных технологий образования дошкольников (А.К. Спирина, 2000; Н.И. Дворкина, 2002; И.В. Стародубцева, 2004; И.М. Деханова, 2008; Г.В. Кособуцкая, 2009; О.С. Трофимова, 2010; Т.А. Щербакова, 2011).

Исследование актуальных уровней показателей физического и умственного развития детей 5-6 лет посещающих детский сад № 14 «Березка» города Ханты-Мансийска показали, что в своем большинстве их охарактеризовать как «средние», «ниже среднего», и «низкие», что является на наш взгляд следствием низкой эффективности содержания физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, так и совокупным влиянием гипоком-фортных условий Среднего Приобья. Как показали педагогические наблюдения и анализ современной научно - методической литературы решение данной проблемы лежит в плоскости систематического включения в практику физического воспитания дошкольников упражнений и двигательных заданий спортивно-игрового характера с акцентом на мыслительные процессы.

В этой связи была предпринята попытка обосновать экспериментальную технологическую модель организации физического воспитания дошкольников, в которой будут задействованы средства повышающие не только двигательные но и умственное способности.

1 Аспирант кафедры Теории и методики физического воспитания.

2 Профессор кафедры Теории и методики физического воспитания, доктор педагогических наук.

Сложившуюся систему в дошкольном образовании нельзя назвать высокоэффективной. Как показывает практика, умственное развитие происходит за счет отдельно взятых предметов и не соприкасается с физическим воспитанием, в то же время хорошо известно, что двигательные упражнения являются эффективным средством развития в том числе и умственных способностей. Если говорить о задачах, поставленных в процессе физического воспитания, то они традиционно направлены на развитие двигательных способностей.

Николаев Ю.М. с соавторами считают, что при формировании целостного человека необходимо принимать во внимание сущности физических упражнений и их больших потенциальных возможностей в развитии одновременно как организма, так и личности занимающихся [4].

Мы предположили, что специально подобранные упражнения основанные на технико-тактических элементах спортивных игр, позволят достичь гармонии в развитии физического и умственного компонентов, требующих высоко внимания в развитии детей дошкольного возраста. При этом задачи умственного развития должны оказывать положительное влияние на физическое развитие дошкольника, а задачи физического развития были направлены на эффективное развитие умственных способностей детей (через обогащение знаний о физической культуре и спорте, формирование психических процессов, укрепление здоровья и т.д.).

Спортивные игры являются наилучшим средством в развитии как организма в целом, так и личности воспитанников. В ходе игровых заданий с элементами спортивных игр развиваются двигательные способности (развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта). В формировании личности развиваются психические процессы, формируется чувство товарищества.

Основой исследования является основная форма организованного систематического обучения - физкультурное занятие. Технологически в экспериментальной модели занятие делиться на основную и специальную игровую часть. Основная часть - это традиционное содержание образовательной области «физическое развитие», представленное комплексными программами дошкольного образования, составляющее 12 мин. занятия. Специальная игровая часть - это игровые задания и подвижные игры с элементами спортивных игр направленные на развитие физических качеств и видов мышления, составляющие 13 мин. от общего времени занятия. В основе лежит использование трех спортивных игр - баскетбола, футбола и хоккея.

Общее представление о технологии гармонизации физического и умственного компонентов развития дошкольника может дать содержательная модель гармонизации физического и умственного развития на основе использования технико-тактических элементов спортивных игр на примере раздела баскетбол (рисунок 1).

Физическое

развитие - -

Развитие

силы

1

Развитие

силы

I Елок

Игровые задания с элементам и баскетбола: "Волк и зайцы". "Передачи кенгурят",

"Передай как лягушка"

Подвижные игры с элементами баскетбола: ; мячей". "Займи свободный

"У кого меньше! бруясок"

"Мяч -

противнику'

П Блок

Игровые задания с элементами баскетбола: "Дальние броски", "Добрось до товарища" Подвижные игры с элемент ами баскетбола: "Подвижнаяцель", "Перестрелка, "Передал - садись"

Умственное развитие

Развитие наглядно-образного мышления

Разштие словесно-логического мышления

Рис. 1. Содержательная модель использования элементов баскетбола (развитие силы и видов мышления) в технологии гармонизации физического и умственного развития дошкольников

Аналогичные содержательные модели разработаны для всех физических качеств и взятых за основу спортивных игр. Реализация технологии гармонизации физического и умственного развития в условиях детского сада № 14 «Березка» города Ханты-Мансийска показала, что в экспериментальной группе детей 5-6 лет улучшились показатели физического и умственного развития (табл. 1, 2).

Таблица 1

Сравнительные показатели физического развития детей 5-6 лет экспериментальной группы до и после эксперимента

Группы Экспериментальная

Тесты До эксп. После эксп. % прироста

X 5 X 5

Двигательно-кондиционные

Метание мяча на дальность правая 5,4 1,9 6,9* 2,1 21,7 %

левая 3,4 1,0 4,8* 1,2 29,2 %

Подъем туловища за 30 сек. 5,4 4,5 12,3* 6,4 56,1 %

Наклон вперед из положения сидя 5,1 2,6 7,8* 2,8 34,6 %

Бег на 300 м. 1,8 0,3 1,5* 0,2 16,7 %

Бег на 30 м. 8,9 0,6 7,8* 0,6 12,4 %

Прыжок в длину с места 90,3 17,2 105,2* 17,3 14,2 %

Двигательно-координационные

Бег с изменением направления 14,3 1,1 13,2* 1,1 7,7 %

Бег по номерам 5x3 м 23,4 2,2 21,8* 2,3 6,8 %

Бег змейкой 10 м 5,9 0,6 5,5* 0,5 6,8 %

Челночный бег 3x10 м 12,4 1,0 10,8* 0,8 12,9 %

Примечание: * - достоверные отличия при Р < 0,01.

Таблица 2

Сравнительные показатели умственного развития детей 5-6 лет экспериментальной группы до и после эксперимента

Группы Экспериментальная

Тесты До эксп. После эксп. % прироста

X 5 X 5

Наглядно-образное мышление (модифицированная методика Р.С. Немова «Что здесь лишнее») 2,2 0,8 1,5* 0,5 46,6 %

Словесно-логическое мышление. (модифицированная методика Я. Йирасека) 0,3 9,9 20,0* 4,1 98,5 %

Наглядно-образное мышление (методика Р.С. Немова «Что здесь лишнее») 2,2 0,7 1,3* 0,6 69,2 %

Словесно-логическое мышление (методика Я. Йирасека) 1,7 7,6 18,3* 4,4 90,7 %

Примечание: * - достоверные отличия при Р < 0,01.

Так видно, что после педагогического эксперимента во всех тестах произошли значительные изменения.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что в предварительном педагогическом эксперименте разработанная технология гармонизации физического и умственного развития детей 5-6 лет на основе использования технико-тактических элементов спортивных игр показала высокую и достоверную практическую эффективность в процессе физического воспитания дошкольников и может быть использована в основном педагогическом эксперименте.

Список литературы:

1. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.И. Дворкина. - Краснодар, 2002. - 186 с.

2. Деханова И.М. Индивидуально-типологические особенности физического и интеллектуального развития детей 6-7 лет [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.02 / И.М. Деханова. - Санкт-Петербург, 2008. - 28 с.

3. Кособуцкая Г.В. Обоснование средств физического воспитания, способствующих развитию умственных способностей дошкольников в условиях детского сада [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Г.В. Ко-собуцкая. - Москва, 2009. - 25 с.

4. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры [Текст] // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 8. - С. 2-10.

5. Спирина А.К. Методика формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.К. Спирина. - Волгоград, 2000. - 24 с.

6. Стародубцева И.В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического 5-7 лет в процессе физического

воспитания [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / И.В. Стародубцева. - Тюмень, 2004. - 26 с.

7. Трофимова О.С. Интегрированное развитие физических способностей и мышления детей подготовительной к школе группы средствами игровой деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О.С. Трофимова. - Краснодар, 2010. - 25 с.

8. Щербакова Т.А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Т.А. Щербакова. - Набережные челны, 2011. - 24 с.

ТЕХНОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО МАС-РЕСТЛИНГУ ДЛЯ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

© Бояров Н.И.1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Морукская средняя общеобразовательная школа» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия)

В статье рассмотрена технология подготовки по мас-рестлингу для воспитаннкиов начальной подготовки в условиях сельской школы.

Ключевые слова спорт, физическая культура, мас-рестлинг, спортивная и силовая подготовка.

Спортивная подготовка по мас-рестлингу способствует всестороннему и гармоничному развитию личности детей, а также влияет на развитие коллективных, волевых и нравственных качеств на получение представления о физической культуре, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни и о владении знаний о физической культуре, а также непосредственно пропаганда традиционных национальных видов спорта народа Саха.

Мас-рестлинг - одна из силовых видов единоборств двух спортсменов, где задачей является перетягивание палки от соперника. Два соперника садятся на помост, упираются ногами в деревянную доску, берутся за полку и начинают перетягивать с использованием различных приёмов: разрешается применение напором двух ног из доски, силовая тяга для победы спортсмену необходимо просто вырвать палку из рук соперника, при этом ноги упираются в доску, перемещение по доске, работа ногами, перекручивание пал-

1 Учитель физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.