ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР
1 2 © Батанцев Н.И. , Барбашов С.В.
Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск
В статье описывается технология гармонизации физического и умственного развития дошкольника. Представлена содержательная модель гармонизации физического и умственного развития на основе использования технико-тактических элементов спортивных игр. Дается экспериментальная оценка и эффективность разработанной технологии.
Ключевые слова: физическое и умственное развитие, дети 5-6 лет, элементы спортивных игр.
Проблемы гармонизации траекторий развития умственных и физических способностей в процессе физического воспитания являются важной составляющей научного поиска эффективных технологий образования дошкольников (А.К. Спирина, 2000; Н.И. Дворкина, 2002; И.В. Стародубцева, 2004; И.М. Деханова, 2008; Г.В. Кособуцкая, 2009; О.С. Трофимова, 2010; Т.А. Щербакова, 2011).
Исследование актуальных уровней показателей физического и умственного развития детей 5-6 лет посещающих детский сад № 14 «Березка» города Ханты-Мансийска показали, что в своем большинстве их охарактеризовать как «средние», «ниже среднего», и «низкие», что является на наш взгляд следствием низкой эффективности содержания физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, так и совокупным влиянием гипоком-фортных условий Среднего Приобья. Как показали педагогические наблюдения и анализ современной научно - методической литературы решение данной проблемы лежит в плоскости систематического включения в практику физического воспитания дошкольников упражнений и двигательных заданий спортивно-игрового характера с акцентом на мыслительные процессы.
В этой связи была предпринята попытка обосновать экспериментальную технологическую модель организации физического воспитания дошкольников, в которой будут задействованы средства повышающие не только двигательные но и умственное способности.
1 Аспирант кафедры Теории и методики физического воспитания.
2 Профессор кафедры Теории и методики физического воспитания, доктор педагогических наук.
Сложившуюся систему в дошкольном образовании нельзя назвать высокоэффективной. Как показывает практика, умственное развитие происходит за счет отдельно взятых предметов и не соприкасается с физическим воспитанием, в то же время хорошо известно, что двигательные упражнения являются эффективным средством развития в том числе и умственных способностей. Если говорить о задачах, поставленных в процессе физического воспитания, то они традиционно направлены на развитие двигательных способностей.
Николаев Ю.М. с соавторами считают, что при формировании целостного человека необходимо принимать во внимание сущности физических упражнений и их больших потенциальных возможностей в развитии одновременно как организма, так и личности занимающихся [4].
Мы предположили, что специально подобранные упражнения основанные на технико-тактических элементах спортивных игр, позволят достичь гармонии в развитии физического и умственного компонентов, требующих высоко внимания в развитии детей дошкольного возраста. При этом задачи умственного развития должны оказывать положительное влияние на физическое развитие дошкольника, а задачи физического развития были направлены на эффективное развитие умственных способностей детей (через обогащение знаний о физической культуре и спорте, формирование психических процессов, укрепление здоровья и т.д.).
Спортивные игры являются наилучшим средством в развитии как организма в целом, так и личности воспитанников. В ходе игровых заданий с элементами спортивных игр развиваются двигательные способности (развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта). В формировании личности развиваются психические процессы, формируется чувство товарищества.
Основой исследования является основная форма организованного систематического обучения - физкультурное занятие. Технологически в экспериментальной модели занятие делиться на основную и специальную игровую часть. Основная часть - это традиционное содержание образовательной области «физическое развитие», представленное комплексными программами дошкольного образования, составляющее 12 мин. занятия. Специальная игровая часть - это игровые задания и подвижные игры с элементами спортивных игр направленные на развитие физических качеств и видов мышления, составляющие 13 мин. от общего времени занятия. В основе лежит использование трех спортивных игр - баскетбола, футбола и хоккея.
Общее представление о технологии гармонизации физического и умственного компонентов развития дошкольника может дать содержательная модель гармонизации физического и умственного развития на основе использования технико-тактических элементов спортивных игр на примере раздела баскетбол (рисунок 1).
Физическое
развитие - -
Развитие
силы
1
Развитие
силы
I Елок
Игровые задания с элементам и баскетбола: "Волк и зайцы". "Передачи кенгурят",
"Передай как лягушка"
Подвижные игры с элементами баскетбола: ; мячей". "Займи свободный
"У кого меньше! бруясок"
"Мяч -
противнику'
П Блок
Игровые задания с элементами баскетбола: "Дальние броски", "Добрось до товарища" Подвижные игры с элемент ами баскетбола: "Подвижнаяцель", "Перестрелка, "Передал - садись"
Умственное развитие
Развитие наглядно-образного мышления
Разштие словесно-логического мышления
Рис. 1. Содержательная модель использования элементов баскетбола (развитие силы и видов мышления) в технологии гармонизации физического и умственного развития дошкольников
Аналогичные содержательные модели разработаны для всех физических качеств и взятых за основу спортивных игр. Реализация технологии гармонизации физического и умственного развития в условиях детского сада № 14 «Березка» города Ханты-Мансийска показала, что в экспериментальной группе детей 5-6 лет улучшились показатели физического и умственного развития (табл. 1, 2).
Таблица 1
Сравнительные показатели физического развития детей 5-6 лет экспериментальной группы до и после эксперимента
Группы Экспериментальная
Тесты До эксп. После эксп. % прироста
X 5 X 5
Двигательно-кондиционные
Метание мяча на дальность правая 5,4 1,9 6,9* 2,1 21,7 %
левая 3,4 1,0 4,8* 1,2 29,2 %
Подъем туловища за 30 сек. 5,4 4,5 12,3* 6,4 56,1 %
Наклон вперед из положения сидя 5,1 2,6 7,8* 2,8 34,6 %
Бег на 300 м. 1,8 0,3 1,5* 0,2 16,7 %
Бег на 30 м. 8,9 0,6 7,8* 0,6 12,4 %
Прыжок в длину с места 90,3 17,2 105,2* 17,3 14,2 %
Двигательно-координационные
Бег с изменением направления 14,3 1,1 13,2* 1,1 7,7 %
Бег по номерам 5x3 м 23,4 2,2 21,8* 2,3 6,8 %
Бег змейкой 10 м 5,9 0,6 5,5* 0,5 6,8 %
Челночный бег 3x10 м 12,4 1,0 10,8* 0,8 12,9 %
Примечание: * - достоверные отличия при Р < 0,01.
Таблица 2
Сравнительные показатели умственного развития детей 5-6 лет экспериментальной группы до и после эксперимента
Группы Экспериментальная
Тесты До эксп. После эксп. % прироста
X 5 X 5
Наглядно-образное мышление (модифицированная методика Р.С. Немова «Что здесь лишнее») 2,2 0,8 1,5* 0,5 46,6 %
Словесно-логическое мышление. (модифицированная методика Я. Йирасека) 0,3 9,9 20,0* 4,1 98,5 %
Наглядно-образное мышление (методика Р.С. Немова «Что здесь лишнее») 2,2 0,7 1,3* 0,6 69,2 %
Словесно-логическое мышление (методика Я. Йирасека) 1,7 7,6 18,3* 4,4 90,7 %
Примечание: * - достоверные отличия при Р < 0,01.
Так видно, что после педагогического эксперимента во всех тестах произошли значительные изменения.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что в предварительном педагогическом эксперименте разработанная технология гармонизации физического и умственного развития детей 5-6 лет на основе использования технико-тактических элементов спортивных игр показала высокую и достоверную практическую эффективность в процессе физического воспитания дошкольников и может быть использована в основном педагогическом эксперименте.
Список литературы:
1. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.И. Дворкина. - Краснодар, 2002. - 186 с.
2. Деханова И.М. Индивидуально-типологические особенности физического и интеллектуального развития детей 6-7 лет [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.02 / И.М. Деханова. - Санкт-Петербург, 2008. - 28 с.
3. Кособуцкая Г.В. Обоснование средств физического воспитания, способствующих развитию умственных способностей дошкольников в условиях детского сада [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Г.В. Ко-собуцкая. - Москва, 2009. - 25 с.
4. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры [Текст] // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 8. - С. 2-10.
5. Спирина А.К. Методика формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.К. Спирина. - Волгоград, 2000. - 24 с.
6. Стародубцева И.В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического 5-7 лет в процессе физического
воспитания [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / И.В. Стародубцева. - Тюмень, 2004. - 26 с.
7. Трофимова О.С. Интегрированное развитие физических способностей и мышления детей подготовительной к школе группы средствами игровой деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О.С. Трофимова. - Краснодар, 2010. - 25 с.
8. Щербакова Т.А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Т.А. Щербакова. - Набережные челны, 2011. - 24 с.
ТЕХНОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО МАС-РЕСТЛИНГУ ДЛЯ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
© Бояров Н.И.1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Морукская средняя общеобразовательная школа» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия)
В статье рассмотрена технология подготовки по мас-рестлингу для воспитаннкиов начальной подготовки в условиях сельской школы.
Ключевые слова спорт, физическая культура, мас-рестлинг, спортивная и силовая подготовка.
Спортивная подготовка по мас-рестлингу способствует всестороннему и гармоничному развитию личности детей, а также влияет на развитие коллективных, волевых и нравственных качеств на получение представления о физической культуре, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни и о владении знаний о физической культуре, а также непосредственно пропаганда традиционных национальных видов спорта народа Саха.
Мас-рестлинг - одна из силовых видов единоборств двух спортсменов, где задачей является перетягивание палки от соперника. Два соперника садятся на помост, упираются ногами в деревянную доску, берутся за полку и начинают перетягивать с использованием различных приёмов: разрешается применение напором двух ног из доски, силовая тяга для победы спортсмену необходимо просто вырвать палку из рук соперника, при этом ноги упираются в доску, перемещение по доске, работа ногами, перекручивание пал-
1 Учитель физической культуры.