Научная статья на тему 'Технологическое обновление производства как фактор развития экономики'

Технологическое обновление производства как фактор развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИНВЕСТИЦИЯ / INVESTMENT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / РЕСУРС / RESOURCE / УГЛЕВОДОРОДЫ / HYDROCARBONS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ФАКТОР / FACTOR / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SCIENCE AND TECHNOLOGY POLICY / КОНЦЕПЦИЯ / THE CONCEPT OF INDUSTRIALIZATION / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Икрамова Динара Шароповна

В статье рассматривается место технологического обновления производства, стратегия развития инновационного процесса на предприятиях, влияние инвестиционного климата на улучшение производственно-технологической деятельности предприятия и повышение экономической эффективности за счет модернизации техники и технологии производства, взаимосвязь между инвестицией и инновацией. Определен причины развития инновационной и технологической деятельности в республике, одним из которых является объем финансирования из государственного бюджета на развитие технико-технологического прогресса. Рассматривается переход Республики Узбекистан на инновационный путь развития, а также в целях модернизации и диверсификации определены цели и задачи по совершенствованию деятельности нефтегазовой отрасли, такие как: повышение промышленного потенциала нефтегазовой отрасли за счет освоения современных и успешно апробированных международных технологий, дальнейшего повышения конкурентоспособности производимой продукции, обеспечение на этой основе устойчивого развития нефтегазовой отрасли, роста экспортного потенциала и наиболее полного удовлетворения потребностей экономики и населения республики в нефтяной и газовой продукции, привлечение прямых иностранных инвестиций, внедрение в производственные процессы организаций нефтегазовой отрасли инновационных техники и технологий. Приведены статистические данные об объемах инвестиции направленной на развитие отрасли «Узбекнефтегаз», а также на обновление техники и технологии, и создание новых производственных мощностей. Сделан анализ степени и результативности государственного воздействия на активизацию инновационной деятельности и приданию инновационной направленности производственно-экономическим процессам, которые позволяют выделить несколько актуальных направлений государственного регулирования технологическим обновлением производства, а также результаты стратегии технологического обновления производства. Рассмотрены мероприятия по реализации стратегий, которые позволяют реализовывать инвестиционные и инновационные проекты, повышать уровень условий для развития конкуренции и обеспечения внедрения современных эффективных методов управления в инновационной сфере, в том числе, выработки и реализации долгосрочной государственной инновационной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Икрамова Динара Шароповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL RENEWAL OF PRODUCTION AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT

The article considers the place of the technological renovation of production, the strategy for the development of the innovation process at enterprises, the influence of the investment climate on improving the production and technological activity of the enterprise, and improving economic efficiency through the modernization of technology and production technology, the relationship between investment and innovation. The reasons of development of innovative and technological activity in the republic are determined, one of which is the amount of financing from the state budget for the development of technical and technological progress. The transition of the Republic of Uzbekistan to an innovative development path is considered, and goals and objectives for improving the activities of the oil and gas industry are defined, such as: enhancing the industrial potential of the oil and gas industry through the development of modern and successfully approved international technologies, further improving the competitiveness of products, on this basis, the sustainable development of the oil and gas industry, the growth of export potential and the most satisfaction of the needs of the economy and the republic's population in oil and gas products, attraction of direct foreign investments, introduction of innovative technologies and technologies into the production processes of oil and gas organizations. Statistical data are provided on a number of investments directed to the development of the Uzbekneftegaz industry, as well as on the renewal of machinery and technology, and the creation of new production capacities. The analysis of the degree and effectiveness of the state impact on the activation of innovative activity and giving an innovative focus to production and economic processes that allow us to identify several topical areas of state regulation of technological renovation of production, as well as the results of the strategy of technological renewal of production. The measures for implementing strategies that allow implementing investment and innovative projects, raising the level of conditions for the development of competition and ensuring the introduction of modern effective management methods in the innovation sphere, including the development and implementation of a long-term state innovation policy are considered.

Текст научной работы на тему «Технологическое обновление производства как фактор развития экономики»

УДК:330.115(575.1)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР

РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

TECHNOLOGICAL RENEWAL OF PRODUCTION AS A FACTOR OF ECONOMIC

DEVELOPMENT

©Икрамова Д. Ш.

Ташкентский государственный экономический университет, Унитарное предприятие «Трансгазтехникбутлаш» г. Ташкент, Узбекистан. Dinara-ikramova@mail.ru

©Ikramova D.

Tashkent State University of Economics, Transgaztechnikbutlash Tashkent, Uzbekistan. Dinara-ikramova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается место технологического обновления производства, стратегия развития инновационного процесса на предприятиях, влияние инвестиционного климата на улучшение производственно-технологической деятельности предприятия и повышение экономической эффективности за счет модернизации техники и технологии производства, взаимосвязь между инвестицией и инновацией. Определен причины развития инновационной и технологической деятельности в республике, одним из которых является объем финансирования из государственного бюджета на развитие технико-технологического прогресса. Рассматривается переход Республики Узбекистан на инновационный путь развития, а также в целях модернизации и диверсификации определены цели и задачи по совершенствованию деятельности нефтегазовой отрасли, такие как: повышение промышленного потенциала нефтегазовой отрасли за счет освоения современных и успешно апробированных международных технологий, дальнейшего повышения конкурентоспособности производимой продукции, обеспечение на этой основе устойчивого развития нефтегазовой отрасли, роста экспортного потенциала и наиболее полного удовлетворения потребностей экономики и населения республики в нефтяной и газовой продукции, привлечение прямых иностранных инвестиций, внедрение в производственные процессы организаций нефтегазовой отрасли инновационных техники и технологий. Приведены статистические данные об объемах инвестиции направленной на развитие отрасли «Узбекнефтегаз», а также на обновление техники и технологии, и создание новых производственных мощностей. Сделан анализ степени и результативности государственного воздействия на активизацию инновационной деятельности и приданию инновационной направленности производственно-экономическим процессам, которые позволяют выделить несколько актуальных направлений государственного регулирования технологическим обновлением производства, а также результаты стратегии технологического обновления производства. Рассмотрены мероприятия по реализации стратегий, которые позволяют реализовывать инвестиционные и инновационные проекты, повышать уровень условий для развития конкуренции и обеспечения внедрения современных эффективных методов управления в инновационной сфере, в том числе, выработки и реализации долгосрочной государственной инновационной политики.

Abstract. The article considers the place of the technological renovation of production, the strategy for the development of the innovation process at enterprises, the influence of the investment climate on improving the production and technological activity of the enterprise, and improving economic efficiency through the modernization of technology and production technology, the relationship between investment and innovation. The reasons of development of innovative and technological activity in the republic are determined, one of which is the amount of financing from the state budget for the development of technical and technological progress. The transition of the Republic of Uzbekistan to an innovative development path is considered, and goals and objectives for improving the activities of the oil and gas industry are defined, such as: enhancing the industrial potential of the oil and gas industry through the development of modern and successfully approved international technologies, further improving the competitiveness of products, on this basis, the sustainable development of the oil and gas industry, the growth of export potential and the most satisfaction of the needs of the economy and the republic's population in oil and gas products, attraction of direct foreign investments, introduction of innovative technologies and technologies into the production processes of oil and gas organizations. Statistical data are provided on a number of investments directed to the development of the Uzbekneftegaz industry, as well as on the renewal of machinery and technology, and the creation of new production capacities. The analysis of the degree and effectiveness of the state impact on the activation of innovative activity and giving an innovative focus to production and economic processes that allow us to identify several topical areas of state regulation of technological renovation of production, as well as the results of the strategy of technological renewal of production. The measures for implementing strategies that allow implementing investment and innovative projects, raising the level of conditions for the development of competition and ensuring the introduction of modern effective management methods in the innovation sphere, including the development and implementation of a long-term state innovation policy are considered.

Ключевые слова: технология, модернизация, инновация, инвестиция, стратегия, эффективность, инвестиционный климат, ресурс, углеводороды, государственная поддержка, регулирование, фактор, научно-техническая политика, концепция, индустриализация.

Keywords: technology, modernization, innovation, investment, strategy, efficiency, investment climate, resource, hydrocarbons, government support, regulation, factor, science and technology policy, the concept of industrialization.

В условиях рыночной экономики технологическая модернизация производства является главным условием не только развития экономики предприятия, но также сокращение затрат на выпуск продукции, повышения конкурентоспособности и эффективности предприятия.

Инновации и инвестиции занимают особое место в факторах экономического роста страны. Они являются ресурсной основой материализации современных достижений научно технического прогресса и модернизации экономики. Так, на долю Узбекистана ныне приходится почти 74% газового запаса всего Центрально-Азиатского региона, 31% нефти, 40% природного газа и 55% угля.

Понятие «инновации» распространяется на нововведения в разных отраслях и сфер деятельности, включая не только производство, но и настоящее легли в основу как научно-технического прогресса, так и проведение курса на рациональное использование ресурсов, получение максимально возможного в данных условиях результата [1-5].

А самое главное инновации плюс инвестиции приводят к успешному осуществлению модернизации и обновлению технологического оборудования. Если рассмотреть философию обновление технологии производства, то обнаруживается местный взаимосвязь между нововведением и улучшением условий труда, повышением качества жизни, ростом производительности труда и ресурсоотдачам.

В настоящее время в узбекской экономике наблюдается возрастающая потребность в переходе на инновационный путь развития. Становится все более очевидным, что без опоры на инновации и технологического обновления производства нельзя добиться конкурентоспособности на мировых рынках. Пока что, малочисленность изготовляемых в Узбекистане видов конкурентоспособной продукции и продуктов глубокой переработки добываемого в стране углеводородного сырья, удовлетворяющих по показателям качества требованиям мировых стандартов, служит главным препятствием полноценного вхождения страны на внешние рынки.

Одна из весомых причин развитие инновационной и технологической деятельности в республике является объем финансирования из государственного бюджета на развитие технико-технологического прогресса. Кроме того, остается невысоким научно-методическое обеспечение государственного управления инновационными прогрессами в условиях отражающих специфику функционирования национальной экономики. Еще один важный момент внедрения в производство новой технологии — это недостаточный уровень организации трансфера и коммерциализации технологий. Конечно, нельзя уповать все недостатки инновационное развитие на государственные и хозяйственные органы. Дело в том, что многие предприятие, особенно крупные, оставшиеся в «наследство» от прежней системы хозяйства, когда в экономике доминировала преимущественно государственная собственность, обладают достаточно заметно изношенными основными фондами, не способными во всех случаях создавать высококачественную и конкурентоспособную продукцию. Вывод же этих предприятий из под государственной собственности путем разгосударствления и приватизации не во всех случаях сопровождался положительными результатами, не обеспечивая их быстрейшее переоснащение и эффективность.

В настоящее время Узбекистан по уровню развития техники и технологии на четвертом этаже технологического уклада Кондратьева, а развитие страны находится на шестой фазе. Значит, в области инновационного развития Узбекистану надо осуществить в этом направлении меры ускорение создания новой техники и технологии. Конечно, такому развитию потребуется огромные инвестиции. Необходимо при этом использовать не только собственные средства, но также иностранные инвестиции.

В 2015 году на развитие экономики было направлено всего 15 млрд 800 млн долл. США, из них 67,1% инвестиции было направлено на обновление техники и технологии, и создание новых производственных мощностей. Объем иностранных инвестиций привлеченных в экономику в этом году составил 3 млрд 300 млн долл. США, из них 73% прямые инвестиции.

Объем инвестиции в 2016 году направленной на развитие отрасли «Узбекнефтегаз» составил 16,3 млрд долларов США. Из них на технологическое обновление 1,02 млн долларов США.

Необходимо отметить, что в настоящее время приняты меры по совершенствованию системы нефтегазовой отрасли. В рамках реализации инвестиционных проектов продолжена работа по проведению геологоразведочных работ на перспективных инвестиционных блоках республики, внедрению современных технологий в процессы добычи углеводородов, освоению новых месторождений нефти и газа, налажен выпуск новых продукции на основе глубокой переработки углеводородного сырья.

В целях модернизации и диверсификации отрасли, определены задачи и направления деятельности АО «Узбекнефтегаз», такие как:

-повышение промышленного потенциала нефтегазовой отрасли за счет освоения современных технологий;

-разработка целевых научно-технических, экономических и соцмальных программ развития газовой, нефтяной, газо- и нефтеперерабатывающей отрасли;

-дальнейшее привлечение прямых иностранных инвестиций, усиление роли акционеров в стратегическом управлении акционерными обществами, обеспечение открытости их деятельности и привлекательности для потенциальных инвесторов;

-широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и программных продуктов, обеспечение на этой основе повышения повышения эффективности управления и снижения издержек производства, прозрачности финансово-хозяйственной деятельности организаций отрасли;

-внедрение в производственные процессы организаций нефтегазовой отрасли инновационных техники и технологий путем расширения тесного взаимодействия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями, высшими образовательными учреждениями, в том числе с зарубежными.

Как показывает мониторинг, своевременное выполнение инвесторами своих инвестиционных обязательств позволяет предприятием осуществлять полномасштабную своевременную инновационную стратегию, переналадить производство в соответствие с потребительским спросом, не говоря уже об обеспечении своей финансовой и экономической устойчивости.

Как видит, инновационное и технологическое обновление производства требует соответствующей инновационной стратегии. Иначе говоря, каждое предприятие свою инвестиционную стратегию должно увязывать с инновационной стратегией. При этом следует иметь ввиду, что для развития производства необходимы непросто технологическое обновление производства, новые предметы труда, а их рациональное соотношение, дающие возможность при системном подходе получать дополнительные синергетические эффекты от их использования. Ведущая роль в инновационном развитие, экономики Узбекистана призваны играть республиканские целевые программы. В рамках подготовки Программы мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015-2019 годы сформирован перечень из 870 крупных инвестиционных проектов на сумму 38 млрд долл. США. проекты предусматривают создание 415 новых предприятий, а также модернизацию, техническое и технологическое обновление 455 действующих промышленных производств.

Анализ степени и результативности государственного воздействия на активизацию инновационной деятельности и приданию инновационной направленности производственно-экономическим процессам, позволяет выделить следующие актуальные направления государственного регулирования технологическим обновлением производства:

- Государственная поддержка научно-исследовательской инфраструктуры, инициирующей и генерирующей продуктивные научные идеи, способствующие их воплощению в инновационные проекты;

- Формирование спроса и государственного заказа на инновационные товары и технологии широкого применения в отраслях экономики, в том числе на предприятиях промышленного характера;

- Создание благоприятного инвестиционного налогового климата, патентной среды, способствующих притоку инвестиций в инновации;

- Организация государственной поддержки системы страхования рисков инвестиционно-инновационной деятельности;

- Государственное кредитование либо поддерживаемое государственными гарантиями банковское кредитование инновационных процессов и технологического обновления производства.

Большое значение имеет разработки стратегий технологического обновления производства. Дело в том, что технологическое обновление производства за счет создания новой техники и технологии не кратковременная компания. Эта работа рассчитана на долговременный период, так как эффективность технологического обновления проявляется не сиюминутно, а постепенно. Основная цель реализации стратегии — это повышение эффективности инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращения научного потенциала в один из основных ресурсов экономического роста. Стратегия технологического обновления производства может привести к следующим результатам:

- Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок имеющегося оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний конкурентоспособного на мировом рынке;

- Создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную, инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран;

- Технологическая модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.

- Реализация стратегий обеспечивается следующими мероприятиями:

- Поддержка формирования и развития системы государственных научно-технических и инновационных фондов;

- Развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансферта технологий, инжиниринговые центры и т. п.);

- Содействие развитию связей в сфере инновационной деятельности и «диффузией» знаний, поддержка совместных исследований на доконкурентной стадии;

- Подготовка кадров для инновационной сферы, обучение инновационному менеджменту;

- Стимулирование компаний к диверсификации производства, технологическому обновлению и проведению НИОКР;

- Содействие формированию устойчивых кооперационных связей и инновационных кластеров;

- Системное влияние государства на формирование предметного перспективного инновационного спроса в предпринимательском секторе;

- Развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных перспективных направлений инновационного развития;

- Формирование системы эффективного управления в инновационной сфере, в том числе, выработки и реализации долгосрочной государственной инновационной политики.

Таким образом, технологическое обновление производства обеспечивает на основе анализа деятельности компаний по внедрению новшества и инноваций позволяет повышению конкурентоспособности продукции и эффективности производства, выходу компаний на мировой рынок.

Список литературы:

1. Зайнуддинов Ш. Н. и др. Инновационный менеджмент. Ташкент: Молия, 2010. 488 с.

2. Инновационный менеджмент / под ред. С. Д. Ильенковой М.: ЮНИТИ, 2012. 392 с.

3. Иванов В. В., Ковалев В. В., Лялин В. А. Инвестиции. М.: Проспект, 2013. 392 с.

4. Махмудов Э. Х. Экономика промышленных предприятий. Ташкент: Иктисодиет, 2015. 370 с.

5. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг, менеджмент. СПб.: Питер, 2012. 810 с.

References:

1. Zainuddinov, Sh. N., & al. (2010). Innovative management. Tashkent, Molia, 488

2. Ilienkova, S. D. (ed.). (2012). Innovative management. Moscow, UNITI, 392

3. Ivanov, V. V., Kovalev, V. V., & Lyalin, V. A. (2013). Investments. Moscow, Prospekt,

392

4. Makhmudov, E. Kh. (2015). Economics of industrial enterprises. Tashkent, Iktisodiet, 370

5. Kotler, F., Keller, K. (2012). Marketing, management. St. Petersburg, 810

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 18.09.2017 г. 21.09.2017 г.

Ссылка для цитирования:

Икрамова Д. Ш. Технологическое обновление производства как фактор развития экономики // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №10 (23). С. 192-197. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/ikramova (дата обращения 15.10.2017).

Cite as (APA):

Ikramova, D. (2017). Technological renewal of production as a factor of economic development. Bulletin of Science and Practice, (10), 192-197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.