Научная статья на тему 'Технологическое обеспечение устойчивости политической системы'

Технологическое обеспечение устойчивости политической системы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
300
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УСТОЙЧИВОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гришин Олег Евгеньевич

В статье анализируется технологическое обеспечение устойчивости политической системы. Сложность и емкость этого феномена предопределяет широкий видовой состав современных технологий политической деятельности и политических технологий, обеспечивающих ее устойчивость. Рассмотрение некоторых инструментальных характеристик алгоритмизированных политических средств и методов позволяет утверждать, что они потенциально эффективны для равновесия, гомеостазиса и поддержания стационарного режима функционирования политической системы. Предложенные автором подходы, дополняют имеющиеся исследования по этой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL SUPPORT OF THE SUSTAINABILITY OF POLITICAL SYSTEM

The article examines the technological support sustainability of the political system. Complexity and capacity of this phenomenon determines a species composition of modern technologies of political activity and political technologies to ensure its sustainability. Consideration of some instrumental characteristics algorithmic political means and methods suggests that they are potentially effective for balance, homeostasis and maintain steady state operation of the political system. Proposed by the author approaches complement existing research on this issue.

Текст научной работы на тему «Технологическое обеспечение устойчивости политической системы»

УДК 321:001.11

ОЕ. Гришин ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УСТОЙЧИВОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье анализируется технологическое обеспечение устойчивости политической системы. Сложность и емкость этого феномена предопределяет широкий видовой состав современных технологий политической деятельности и политических технологий, обеспечивающих ее устойчивость. Рассмотрение некоторых инструментальных характеристик алгоритмизированных политических средств и методов позволяет утверждать, что они потенциально эффективны для равновесия, гомеостазиса и поддержания стационарного режима функционирования политической системы. Предложенные автором подходы, дополняют имеющиеся исследования по этой проблеме.

Ключевые слова: политическая система, устойчивость политической системы, политический процесс, технологии политической деятельности, политические технологии.

Oleg GrisMn TECHNOLOGICAL SUPPORT OF THE

SUSTAINABILITY OF POLITICAL SYSTEM

Abstract. The article examines the technological support sustainability of the political system. Complexity and capacity of this phenomenon determines a species composition of modern technologies of political activity and political technologies to ensure its sustainability. Consideration of some instrumental characteristics algorithmic political means and methods suggests that they are potentially effective for balance, homeostasis and maintain steady state operation of the political system. Proposed by the author approaches complement existing research on this issue.

Keywords: Political system, sustainability of political system, political process, technology of political activity, political technologies.

Исследование устойчивого функционирования политической системы является ключевой проблемой политологии [2; 18]. Разными авторами предлагается несколько десятков дефиниций «система». Анализ показал, что в целом суть их в том, что система - это сложный комплекс взаимодействующих тем или иным образом элементов (компонентов системы) [8]. В публикациях российских политологов доминирует мнение, что политическая система - это реальный механизм организации и функционирования власти, который содержит в себе государство, партии, СМИ, различных политических акторов (как групповых, так и индивидуальных) и их взаимоотношения, политические и правовые нормы и принципы. Категория «политическая система» сложна и емка. Она позволяет описывать политическую жизнь в развитии, целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, институциональной и функциональной ее сторонах [22; 23]. Основными функциями политической системы являются: политическая социализация членов общества, то есть приобщение их к политической деятельности; определение целей, задач, путей развития общества, разработка конкретных программ его функционирования и организация работы по выполнению поставленных целей; определение и распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами и положением социальных общностей, групп и слоев; гармонизация, согласование интересов государственных структур, социальных общностей и индивидов; духовно-идеологическая деятельность, формирование политического сознания или манипулирование им; укрепление данного общественно-политического строя; нормо- и законотворчество [15, с. 27-47].

Как и всякая иная, политическая система стремится к сохранению своей устойчивости (стабильности) за счет имеющихся у нее возможностей. Все они, так или иначе, определяются ее взаимодействием с гражданским обществом, осуществлением прямой и обратной связей [1, с. 58]. Один из подходов, гласит, что «устойчивость политической системы - это способность сохранять свое развитие в заданном направлении (движении по намеченной траектории) и поддерживать намеченный режим функционирования, не смотря на, воздействующие на систему возмущения» [10, с. 112]. Одна из задач исследования устойчивости современной политической системы обусловлена неспособностью сохранения некоторых заданных (существующих) параметров ее поступательного развития, эффективного

© Гришин О.Е., 2014

функционирования, равновесия политических сил при воздействии внешних и внутренних факторов. При диагностике политической системы, при раскрытии сущности тенденций и причин ее неустойчивости важное значения приобретают инструменты, позволяющие привести ее состояние к исходному или более иному положительному качественному состоянию. Среди таких инструментов можно назвать наиболее целесообразные способы, методы и процедуры направленные на восстановление функций политической системы и достижения желаемых результатов в сфере политики.

Устойчивость политической системы - это одно из ее свойств, характеризующееся потенциальной способностью оставаться в рамках существующих параметров и критериев, а также возвращаться в исходное положение при воздействии внешних и внутренних факторов при этом сохраняя поступательное движение в заданной совокупности политических координат. Каждая конкретная политическая система описывается определенным количеством параметров [3]. Устойчивость политической системы означает ее равновесие, баланс на «входе» и на «выходе», т.е. соответствие политических решений и действий требованиям общества. Нарушение данного баланса в виде «недогрузки», т. е. недостаточного реагирования на требования, или «перегрузки» - чрезмерного, избыточного реагирования на запросы общества - порождает нестабильность политической системы, которая может привести к кризису в других сферах. Тем большее значение способность политической системы в целом и всех ее элементов адекватным образом реагировать на общественные ожидания и опасения приобретает в ситуации мирового экономического кризиса [6, с. 5].

Под технологическим обеспечением устойчивости политической системы мы понимаем применение широкого ряда технологий политической деятельности и политических технологий, обеспечивающих ее результативное функционирование. Основная цель технологий политической деятельности оптимизация политико-управленческого процесса путем выключения таких видов политической активности и организационных операций в политике, которые не являются необходимыми для достижения искомого результата. Их эффективность заключена в достижении конечного результата (продукта). Следствием этого является экономия времени и ресурсов, обеспечение устойчивости в развертывающихся политических процессах, неизменность основного вектора поступательного развития, выживаемости политического актора в конкурентной борьбе. Критериями действенности технологий политической деятельности могут выступать: своевременное приспособление к изменяющейся политической ситуации, определенная надежность, экономичность. Анализ показывает, что реализация технологий политической деятельности в большей степени гарантирует предсказуемость, рационализацию, моделируемость политических процессов, получения искомых свойств и качеств политического управления, желаемых результатов политической деятельности. Прагматика является сущностной характеристикой таких технологий [5, с. 296].

Политические технологии в значительной степени нацелены на власть, на ее достижение, удержание, упрочение и реализацию. Главная цель политических технологий -власть. Основание и ресурсы власти различны и обширны. Она порождает множественность политических технологий. Основными субъектами, реализующими политические технологии, являются политические лидеры, элита, партии. Они воздействуют, как правило, на политическое сознание и поведение людей.

Анализируя различные формы политической активности, имеющие реальное значение для политической системы, можно выделить некоторые базовые технологии: технологии принятия политических решений, технологии политического участия, технологии политической мобилизации и др., и периферийные - технологии лоббистской деятельности, политические РЯ-технологии, технологии политической рекламы и др. Мы различаем, инструменты, которые используют государство, как центральное звено политической системы, и другие политические игроки. Государство в данном случае может использовать легитимное насилие, вторые же, как правило, лишены такой возможности.

Политические технологии, как понятие, ограниченнее, чем технологии политической деятельности. Все они как явление по своей природе вторичны по отношению к политическим институтам и процессам, и к политической системе в целом. Такие технологии выступают инструментом достижения целей политических акторов. Они являются неотъемлемой частью политического развития, когда обладают следующими качественными характеристиками: конвенциональностью, конструктивностью и инновационностью. Так, например, инновационность - одно из наиболее часто употребляемых сегодня понятий. Связанное с

внедрением новых подходов в различных сферах общества, творческими началами деятельности, оно обусловлено законами и принципами диалектики, процессом развития. Борьба противоположностей, отрицание отрицания, преемственность, переходное состояние от старого к новому неизбежно порождают потребность выработки и осуществления инноватики, придания общественному развитию новых импульсов, качественного прорыва в экономике, социальной сфере, политической системе [19, с. 4].

Политическое развитие предполагает, как правило, положительные изменения в политической жизни [17]. Политическое развитие - возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между государством и обществом [4, с. 82]. Полагая, что технология - это инструмент осознанного целенаправленного изменения, который способен формировать взаимосвязанные этапы логически детерминированных превращений чего-либо, то, на наш взгляд, можно утверждать, что ранее апробированная технология, может предопределить появление более совершенной в контексте достижения искомого результата совокупности политических средств и методов.

Устойчивое функционирование политической системы предполагает, как правило, реализацию следующих основных технологий: выборов как технологии формирования органов власти и управления, разделения власти, политической социализации, социально-политического партнерства, обеспечения национальной безопасности, повышения эффективности деятельности элиты, политического участия, политической мобилизации, приятия политических решений, информационно-аналитического обеспечения деятельности государства, технологий формирования и реализации репутационного капитала государства и др. Многоуровневость и сложность политической системы позволяет продолжать и продолжать рассматривать видовой состав современных технологий политической деятельности и политических технологий, обеспечивающих устойчивость политической системы.

Так, например, конвенциональные технологии политической деятельности, как правило, подразумевают согласительный, договорной стиль и характер их применения политическими акторами в политических процессах. Сущность таких технологий отличается приемлемостью средств и методов политической борьбы, как правило, не выходящей за рамки политико-правового поля. Под неконвенциональными же технологиями политической деятельности, как правило, понимают, технологии кибертерроризма, алгоритмизированные средства и методы политической коррупции и т.п. Хакерство (хактивизм), на наш взгляд, относится к таким технологиям.

Хакерство в политике феномен новый, малоизученный. Существует узкий ряд исследований, частично объясняющий социокультурные основы этого явления, прогнозирования применения кибератак и их последствий [13; 14]. Хакерство в политике по своей сути революционная политическая деятельность. Сегодня, при дальнейшем развитии глобальной информатизации и технологизации политических процессов, это направление политической деятельности выглядит весьма перспективным. Хакеры, как правило, молодые люди, имеющие свою субкультуру, выражающие свои политические предпочтения оригинальным способом.

По мнению Ю. Ревича, кибератаки в мире совершаются ежедневно (скорее даже -ежечасно и ежеминутно), и многие из них если и не носят открытой политической окраски, то находятся на грани политики. Под этим термином подразумеваются не красочные сражения роботов, а невидимые и неслышимые действия - атаки на компьютерные сети. Хакеры могут получать доступ к информации, в том числе и секретной. Информационные каналы нередко связаны с Интернетом поневоле (хотя бы потому, что правительственным и военным учреждениям приходится обмениваться информацией с внешним миром), и именно с такими злоупотреблениями связано большинство нашумевших скандалов последних лет. Немало помогают хакерам и ошибочные действия администраторов некоторых сетей: скажем, если на одном и том же компьютере имеется доступ и к защищенному участку сети, и к обычному Интернету, то попасть извне в защищенный сектор - лишь дело техники, причем соответствующие приемы хорошо отлажены, а многие из них и общедоступны. Интернет-группировка Anonymous, известная своими громкими акциями в поддержку Wikileaks, обвинила правительство С. Берлускони в ущемлении гражданских прав. «Правительство превратило судебную систему в инструмент коррупции и взяло курс на установление цензуры над Интернетом», - говорится в пресс-релизе группы. «Власть, погрязшая в связях с мафией и

проституцией, никогда не получит поддержки народа Италии», - завили хакеры. Полиция отнеслась к угрозе серьезно, ведь ранее группировка атаковала правительственные сайты в мятежных Тунисе и Египте. К тому же Anonymous далеко не единственные в своем роде и принадлежат к протестному движению, которое становится все более массовым [16]. В российской политической практике также известны случаи взломов сайтов ведущих политических акторов, с целью их унижения и дискредитации [20; 21].

Хактивисты устраивают многотысячные интернет-демонстрации, забивают электронную почту чиновников абсурдными запросами, взламывают правительственные сайты, оставляя издевательские послания. Они - хакеры-активисты, политически мотивированные компьютерные гении со всех уголков света, чей инструментарий варьируется от банального взлома до информационных бомб и организации массовых электронных беспорядков [9]. Такого рода технологии разрушают ценности, идеи, нормы существующей политической системы.

С другой стороны современные технологии политической деятельности и политические технологии должны интегрировать различные интересы политических акторов и быть отражены в системе общеколлективных целей, подчинены политической воле общества. И здесь главную роль играют высшие институты государства, которые задают направленность и циклы политического процесса. Политический процесс - представляет собой «сложный комплекс событий, который определяет, какие действия будут предприняты правительством, и какое влияние они окажут на состояние общества...» [11, с. 174].

Мы разделяем мнение М.В. Ильина, который считает, что политическую реальность можно разбить на ряд следующих друг за другом дискретный состояний (серий). Каждое из которых можно описать рационально, разделить на элементы и на структурно-функциональные связи между ними [7, с. 57-60]. Это утверждение, на наш взгляд, доказывает, что политический процесс можно технологизировать и, соответственно, управлять им в определенных рамках. Содержание политического процесса может быть самым разнообразным: начиная от технологической разработки какой-либо концепции, отталкиваясь от исходной идеи и кончая развитой теорией.

Интегрируя наиболее известные дефиниции политического процесса, можно утверждать, политический процесс состоит из институциализации властных структур и других значимых динамических частей политической системы, технологического воспроизводства ее элементов, этапов политического управления. Политический процесс, в широком смысле, можно представить как совокупную активность политических акторов, преследующих свои конкретные политические цели, а в узком - как деятельность субъектов политики по реализации алгоритмизированных политических средств и методов (технологий). Несогласованность, эклектичность структурных элементов политического процесса и отношений ними разрушает процесс или приводит нежелательным результатам. Чтобы избежать такого исхода, необходимо включать технологический компонент в политический процесс. Таковыми могут выступать организационные, поощрительные, принудительные и нормативные политические ресурсы [12]. Они будет эффективны при научно обоснованном, профессиональном употреблении. При деструктивном подходе они разрушают систему власти, содействуя возникновению кризисов.

Часть политического процесса представляет собой совокупность средств и методов прагматического характера институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, в конечном счете, ведущих к развитию или упадку политической системы общества. При всех различиях теоретической интерпретации политического процесса, считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие политических акторов, сложившееся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов. Политический процесс раскрывает технологии взаимодействия субъектов политики друг с другом и государством, реализующих свои специфические роли и функции.

В реалиях современной политической системы соотношение между политическим и технологическим аспектами управления также характеризуется существенной связью и взаимозависимостью. Управленческое влияние является встроенным компонентом комплекса технологий политической деятельности и политических технологий. В рамках очерченных границ задачей политического управления является использование современных технологий

для регулирования конкретных проблем. Четкой границы между двумя составляющими нет. Выделение технологического аспекта необходимо для выявления рациональных составляющих политического управления, вычленения сегмента технологизации в современном политическом процессе. Рассмотрение политического управления как совокупности реализации таких технологий определяет пути его оптимизации через формирование блока современных средств и методов политической деятельности.

Таким образом, функциональная природа политической системы выражается характером протекающих политических процессов. Политические процессы можно и нужно технологизировать, формируя и реализуя технологии политической деятельности и политические технологии. Такие технологии приводят политическую систему к развитию или упадку, задают динамику политической жизни и обеспечивают ее устойчивость или неустойчивость.

Библиографический список

1. Анохин М.Г. Политическая система: переходные процессы. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1996.

2. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теорет.-прикладн. анализ). - M.: Агентство «Инфомарт», 1996.

3. Батанина И.А., Лаврикова А.А. Параметры политической системы как фактор развития политического участия в регионах ЦФО // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - №1. - С. 124-134.

4. Власть. Политика. Технологии. / Под общ. ред. Матвеенко Ю.И., Мизулина М.Ю. - М.: ДиАр, 2002.

5. Гришин О.Е. Политическая деятельность: технологическое измерение // Вестник Омского университета. - 2011. - №3(61). - С. 296-302.

6. Дискин И.Е., Федоров В.В. Респонсивность современной российской политической системы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2010. - №6(100). - С. 411.

7. Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен. О понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии // Полис. - 1992. - №3. - С.57-60.

8. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. - М.: Прогресс-Академия, 1995.

9. Клочкова М. Мышь прямого действия // Власть. - №6 (910). 14.02.2011.

10. Коробов А.А., Овчинников С.А. Информационно-политические риски и устойчивость политической системы в условиях демократического транзита // Информационная безопасность регионов. - 2012. - №1(10). - С. 110-115.

11. Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Анализ общественной политики и оценка программ // Полис. -1991. - №3. - С. 174.

12. Мануйлов О. Г. Политический ресурс в системе ресурсов муниципальной власти // Социум и власть. - 2014. - №1(45). - С. 45-50.

13. Масленченко С. В. Субкультура хакеров как порождение информатизации общества: автореф. дис. ... канд. культурологии. - СПб., 2008.

14. Обухова Е.В. Культурная социализация и самоидентификация хакеров: автореф. дис. ... к.с.н. - М., 2004.

15. Политическая система как целое // Технологии политической власти. Зарубежный опыт. -К., 1994. - С. 27-47.

16. Ревич Ю. Хакеры в политике / Новая газета. - №91, 21.08.2009.

17. Сковиков А.К. Институциональные преобразования в российской политической системе // Управление мегаполисом. - 2010. - №4. - С. 131-136.

18. Сулимин А. Н. Нелинейная модель функционирования политической системы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - №2(28). в 2-х ч. - Ч.1. - C. 185-187.

19. Тарасов Е.Н. Принцип инновационности: политическое содержание // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2013. - Т.1. - С.34-38.

20. Хакеры атакуют сайты российских политиков [Электр. ресурс]: http ://www.inattack.ru/news/2074. html.

21. Хакеры VS политиков [Электр. ресурс]: http://www.wek.ru/articles/obsh/222182/index.shtml.

22. Almond G.A. Political Development: Essays in Heuristic Theory. - Boston, 1970.

23. Easton D. A Systems Analysis of Political Life. - NY., 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.