Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УБОРКИ СИЛОСНЫХ КУЛЬТУР'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УБОРКИ СИЛОСНЫХ КУЛЬТУР Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оптимизация уборочно-транспортных комплексов / техническое обеспечение / силосные культуры / кукуруза / optimization of harvesting and transport complexes / technical support / silage crops / corn

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Г А. Иовлев, И И. Голдина, А Г. Несговоров

В статье рассмотрены исследования по оптимизации уборочно-транспортных комплексов (УТК), которые проводились сотрудниками кафедры при уборке однолетних и многолетних трав на сенаж, при уборке кукурузы на силос, при заготовке корнажа. Исследования были проведены в АО «Каменское», учебно-опытном хозяйстве Уральского ГАУ, в августе 2023 года исследования продолжились в СПК «Килачёвский». Была проанализирована работа УТК в составе: кормоуборочный комбайн Krone Big X 770 c жаткой Easy Collekt 750/2, транспортные средства: трактор Deutz Fahr L720 + Fligt Gigant ASW271 – 2 ед., трактор Case Puma 210 с прицепом ПСП-20 – 2 ед., трактор Беларус 892 + ПСТ-9 – 1 ед. (до обеда). После обеда транспортный отряд был представлен следующими тракторными транспортными агрегатами: Deutz Fahr Agrofarm 115G + LMR-10 – 1 ед., Same Laser 100 + LMR-10 – 1 ед., Беларус 82.1 + ПСТ-9 – 5 ед. Результаты исследований приведены в таблицах и графиках. Сделаны выводы и предложения по совершенствованию УТК; предложены: варианты равноценной замены разномарочных транспортных агрегатов, в случае отсутствия какой-либо транспортной единицы; методика для подбора транспортных средств любой грузоподъёмности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Г А. Иовлев, И И. Голдина, А Г. Несговоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL SUPPORT FOR HARVESTING SILAGE CROPS

The article discusses studies on the optimization of harvesting and transport complexes (HTC), which were carried out by employees of the department when harvesting annual and perennial grasses for haylage, when harvesting corn for silage, and when harvesting cornage. The research was carried out at JSC «Kamenskoye», a training and experimental farm of the Ural State Agrarian University; in August 2023, the research continued at the agricultural production complex «Kilachevsky». The work of the control unit was analyzed consisting of: Krone Big X 770 forage harvester with Easy Collekt 750/2 header, vehicles: Deutz Fahr L720 + Fligt Gigant ASW271 tractor – 2 units, Case Puma 210 tractor with PSP-20 trailer – 2 units. , tractor Belarus 892 + PST-9 – 1 unit. (before lunch). After lunch, the transport squad was represented by the following tractor transport units: Deutz Fahr Agrofarm 115G + LMR-10 – 1 unit, Same Laser 100 + LMR-10 – 1 unit, Belarus 82.1 + PST-9 – 5 units. The research results are presented in tables and graphs. Conclusions and proposals were made to improve the TC; proposed: options for equivalent replacement of transport units of different brands, in the absence of any transport unit; methodology for selecting vehicles of any carrying capacity.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УБОРКИ СИЛОСНЫХ КУЛЬТУР»

Процессы и машины агроинженерных систем

УДК 631.554 Код ВАК 4.3.1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УБОРКИ СИЛОСНЫХ КУЛЬТУР

Г.А. Иовлев1*, И.И. Голдина1, А.Г. Несговоров1 ХФГБОУ ВО Уральский ГАУ, Екатеринбург, Россия *E-mail: gri-iovlev@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрены исследования по оптимизации уборочно-транспортных комплексов (УТК), которые проводились сотрудниками кафедры при уборке однолетних и многолетних трав на сенаж, при уборке кукурузы на силос, при заготовке корнажа. Исследования были проведены в АО «Каменское», учебно-опытном хозяйстве Уральского ГАУ, в августе 2023 года исследования продолжились в СПК «Килачёвский». Была проанализирована работа УТК в составе: кормоуборочный комбайн Krone Big X 770 c жаткой Easy Collekt 750/2, транспортные средства: трактор Deutz Fahr L720 + Fligt Gigant ASW271 - 2 ед., трактор Case Puma 210 с прицепом ПСП-20 - 2 ед., трактор Беларус 892 + ПСТ-9 - 1 ед. (до обеда). После обеда транспортный отряд был представлен следующими тракторными транспортными агрегатами: Deutz Fahr Agrofarm 115G + LMR-10 - 1 ед., Same Laser 100 + LMR-10 - 1 ед., Беларус 82.1 + ПСТ-9 - 5 ед. Результаты исследований приведены в таблицах и графиках. Сделаны выводы и предложения по совершенствованию УТК; предложены: варианты равноценной замены разномарочных транспортных агрегатов, в случае отсутствия какой-либо транспортной единицы; методика для подбора транспортных средств любой грузоподъёмности.

Ключевые слова: оптимизация уборочно-транспортных комплексов, техническое обеспечение, силосные культуры, кукуруза.

TECHNOLOGICAL SUPPORT FOR HARVESTING SILAGE CROPS G.A. Iovlev1*, I.I. Goldina1, A.G. Nesgovorov1 1Ural State Agrarian University, Yekaterinburg, Russia *E-mail: gri-iovlev@yandex.ru

Abstract. The article discusses studies on the optimization of harvesting and transport complexes (HTC), which were carried out by employees of the department when harvesting annual and perennial grasses for haylage, when harvesting corn for silage, and when harvesting cornage. The research was carried out at JSC «Kamenskoye», a training and experimental farm of the Ural State Agrarian University; in August 2023, the research continued at the agricultural production complex «Kilachevsky». The work of the control unit was analyzed consisting of: Krone Big X 770 forage harvester with Easy Collekt 750/2 header, vehicles: Deutz Fahr L720 + Fligt Gigant ASW271 tractor - 2 units, Case Puma 210 tractor with PSP-20 trailer - 2 units. , tractor Belarus 892 + PST-9 - 1 unit. (before lunch). After lunch, the transport squad was represented by the following 40

tractor transport units: Deutz Fahr Agrofarm 115G + LMR-10 - 1 unit, Same Laser 100 + LMR-10 - 1 unit, Belarus 82.1 + PST-9 - 5 units. The research results are presented in tables and graphs. Conclusions and proposals were made to improve the TC; proposed: options for equivalent replacement of transport units of different brands, in the absence of any transport unit; methodology for selecting vehicles of any carrying capacity.

Keywords: optimization of harvesting and transport complexes, technical support, silage crops, corn.

Постановка проблемы (Introduction)

Кукурузный силос, при современном высокопродуктивном молочном скотоводстве, является неотъемлемой частью рациона животных. В зависимости от физиологического состояния животного и периода лактации, в рацион вводят от 10 до 25 кг качественного кукурузного силоса, по питательности это от 15% до 40% в зависимости от времени года [1]. Чтобы получить качественный силос из кукурузы необходимо выполнить следующие требования: иметь облицованные силосные траншеи или силосные башни; в соответствии с имеющимся парком сельскохозяйственных машин (кормоуборочные комбайны, средства транспорта, агрегат для трамбовки силоса) обеспечить закладку силосной траншеи в течении трёх дней. Немаловажным является и вопрос эффективности выполнения работ по заготовке силоса. Один из основных слагаемых эффективности заготовки силоса - это урожайность кукурузы, на который оказывает влияние технологии возделывания, состав парка сельскохозяйственных машин, агротехнические и календарные сроки посева. Вторым является организация уборочных работ [1,2].

Под имеющийся парк кормоуборочных комбайнов, необходимо подобрать такое количество транспортных средств, которое бы обеспечивало безостановочную работу кормоуборочных комбайнов с минимальным простоем транспортных средств. Исследования по оптимизации уборочно-транспортных комплексов (УТК) проводились сотрудниками кафедры при уборке однолетних и многолетних трав на сенаж, при уборке кукурузы на силос, при заготовке корнажа. При уборке использовались кормоуборочные комбайны Jaguar 830 или Jaguar 850 с подборщиками или с жатками с шириной захвата 4,5 м или 6 м. Для отвозки скошенной массы использовались и автомобили (КАМАЗ - 55102 + прицеп СЗАП 8551 (8527) и различные тракторные транспортные агрегаты вплоть до трактора Беларус 82.1 с прицепом 2ПТС-6. Исследования были проведены в АО «Каменское», СПК «Килачёвский и учебно-опытном хозяйстве Уральского ГАУ.

В августе 2023 года исследования продолжились в СПК «Килачёвский, была проанализирована работа УТК в составе: кормоуборочный комбайн Krone Big X 770 c жаткой Easy Collekt 750/2, транспортные средства: трактор Deutz Fahr L720 + Fligt Gigant ASW271 - 2 ед., трактор Case Puma 210 с прицепом ПСП-20 - 2 ед., трактор Беларус 892 + ПСТ-9 - 1 ед. (до обеда). После обеда транспортный отряд был представлен следующими тракторными транспортными агрегатами: Deutz Fahr Agrofarm 115G + LMR-10 - 1 ед., Same Laser 100 + LMR-10 - 1 ед., Беларус 82.1 + ПСТ-9 - 5 ед.

Методология и методы исследования (Methods)

В силу значительного отличия транспортных средств, обеспечивающих отвозку зелёной массы до обеда, от транспортных средств после обеда, все расчёты и анализ разбиты на два этапа. Технические характеристики тракторных прицепов представлены в табл. 1.

Таблица 1. Технические характеристики тракторных прицепов.

До обеда (1-я половина дня) После обеда (2-я половина дня)

Марка Ёмкость кузова, м3 Марка Ёмкость кузова, м3

Fligt Gigant ASW271 33,8 LMR-10 11,9

ПСП-20 30,59 ПСТ-9 10,5

ПСТ-9 10,5

Для комплектования оптимального состава разномарочных транспортных средств, при расчётах используем коэффициенты приведения, характеризующие тракторные прицепы.

В первой половине дня за базовый вариант транспортного средства принимаем трактор Deutz Fahr L720 с прицепом Fligt Gigant ASW271 - 2 ед., трактор Case Puma 210 с прицепом ПСП-20 - 0,9, всего 1,8 ед., трактор Беларус 892 с прицепом ПСТ-9 - 0,31 ед. Всего в первой половине дня на отвозке зелёной массы было занято 4,11 усл. транспортных агрегата. Общий объём кузовов составит 139,3 м3.

Во второй половине дня за базовый вариант транспортного средства принимаем трактор Беларус 82.1 с прицепом ПСТ-9 - 1,0, всего 5 ед., трактор Deutz Fahr Agrofarm 115G с прицепом LMR-10 - 1,13, практически одинаковые технико-экономические показатели имеет тракторный транспортный агрегат в составе Same Laser 100 + LMR-10, всего - 2,27 ед. Всего во второй половине дня на отвозке зелёной массы было занято 7,27 усл. транспортных агрегата. Общий объём кузовов составит 76,3 м3.

Для уборки кукурузы был использован кормоуборочный комбайн Krone Big X 770. На наш взгляд - это самый высокопроизводительный комбайн из комбайнов, представленных в предыдущих исследованиях (Jaguar 850 (830). Комбайн оснащён гидравлическим приводом на все колёса, с помощью многофункционального рычага и информационного центра можно отслеживать степень загрузки двигателя, а с помощью регулятора предельных нагрузок Constant Power регулирует скорость движения машины в зависимости от нагрузки на дизельный двигатель. Сравнительный анализ технико-экономических показателей кормоуборочных комбайнов Krone Big X 770 и Jaguar 850 представим в табл. 2.

Таблица 2. Технико-экономические показатели кормоуборочных комбайнов.

Показатели Krone Big X 770 Jaguar 850

Эффективная мощность двигателя, л.с. 753 455

Рабочая скорость, км/ч до 25 до 16

Размеры измельчающего барабана (ширина/диаметр), мм 800/660 750/630

Количество ножей, шт. от 20 до 40 20, 24, 28

Диапазон длины резки, мм от 5 до 21 от 4 до 17

Высота загрузки, мм 6000 5450

Вес, кг 14350 11550

Шины (передний мост/задний мост) 650/75R32/540/60R30 650/75R32/540/65R 24

Энергонасыщенность, кВт/кН 3,94 2,96

Результаты исследований (The results of the research)

Для определения показателей, направленных на формирование оптимального состава УТК, были зафиксированы следующие параметры:

- для кормоуборочного комбайна: время ожидания транспортного средства; время загрузки транспортного средства;

- для транспортных средств: время ожидания загрузки; время загрузки; время транспортного цикла (время движения до силосной траншеи и обратно.

Более подробно представим данные и расчёты, характеризующие работу УТК в первой половине дня, для второй половины дня представим результаты расчётов. Значения показателей представлены в табл.3.

Таблица 3. Показатели, характеризующие работу кормоуборочного комбайна.

№п/п Транспортный агрегат Время ожидания транспортного средства, мин. Время загрузки транспортного средства, мин

1 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 4

2 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 5 3

3 Case Puma 210 + ПСП-20 - 4

4 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 5

5 Case Puma 210 + ПСП-20 - 4

6 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 5

7 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 5

8 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 6

9 Case Puma 210 + ПСП-20 - 3

10 Беларус 892 + ПСТ-9 1 2

11 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 4

12 Case Puma 210 + ПСП-20 - 4

13 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 8

14 Case Puma 210 + ПСП-20 - 7

15 Беларус 892 + ПСТ-9 - 1

16 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 6

17 Case Puma 210 + ПСП-20 - 7

18 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 8

19 Case Puma 210 + ПСП-20 - 6

20 Беларус 892 + ПСТ-9 - 4

Время ожидания транспортного средства для загрузки составило: МО = 5X0,05 + 1X0,05 = 0,25+0,03 = 0,3 мин.

Данные для определения математического ожидания времени загрузки транспортного средства, с учётом поправочных коэффициентов (для перевода грузоподъёмности разнообразных транспортных средств к «базовому» - Deutz Fahr L720 + Fligt Gigant ASW271) представим в табл. 4.

Таблица 4. Параметры, характеризующие работу кормоуборочного комбайна.

Интервал показателя, мин. 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14

Значение, мин. 3,5 5,02 7,46 - - 13

Количество случаев 5 8 6 - - 1

Доля, % 0,25 0,4 0,3 - - 0,05

Распределение времени загрузки одного транспортного средства и количества случаев представлено на рис. 1.

<и о

го

т

3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14

Интервал показателя, мин.

Экспериментальная кривая — — Теоретическая кривая

Рисунок 1. Количество случаев и время загрузки одного транспортного средства.

По данным табл. 4 и рис. 1 рассчитано математическое ожидание (МО) времени загрузки транспортного средства.

МО = 3,5X0,25 + 5,02X0,4 + 7,46x0,3 + 13x0,05 = 0,87+2,01+2,24+0,65 = 5,77 мин. или 0,1 часа. Показатели, характеризующие работу транспортных средств представлены в табл. 5.

Таблица 5. Показатели, характеризующие работу транспортных средств.

№п/п Транспортный агрегат Время ожидания загрузки, мин. Время транспортного цикла, мин

1 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 22

2 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 17

3 Case Puma 210 + ПСП-20 - 16

4 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 9

5 Case Puma 210 + ПСП-20 - 16

6 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 12

7 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 12

8 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 14

9 Case Puma 210 + ПСП-20 3 7

10 Беларус 892 + ПСТ-9 3 24

11 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 1 20

12 Case Puma 210 + ПСП-20 - 8

13 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 3 22

14 Case Puma 210 + ПСП-20 - 7

15 Беларус 892 + ПСТ-9 9 32

16 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 16

17 Case Puma 210 + ПСП-20 - 12

18 DF L720 + Fligt Gigant ASW271 - 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Case Puma 210 + ПСП-20 8 12

20 Беларус 892 + ПСТ-9 12 28

Время ожидания загрузки транспортным средством составило:

МО = 1X0,05 + 3X0,15 + 8X0,05 + 9x0,05 + 12x0,05 = 0,05+0,45+0,4+0,45+0,6 = 1,95 мин. или 0,03

часа.

Данные для определения математического ожидания времени транспортного цикла представлены в табл. 6.

Таблица 6. Параметры, характеризующие транспортный цикл.

Интервал показателя, мин. 7-9 10-12 13-15 16-18 19-21 22-24 25-27 28-30 31-33

Значение, мин. 7,75 12,0 14,0 16,2 20,0 22,7 - 28,0 32,0

Количество случаев 4 4 1 5 1 3 - 1 1

Доля, % 0,2 0,2 0,05 0,25 0,05 0,15 - 0,05 0,05

Распределение времени транспортного цикла и количества случаев представлено на рис. 2.

ш 6

<и га

5

и

О ш

1- (_> Л ' / V / V

<и х ^ о ч 3

/ \ ✓ / \ ^ \ / \ч

Л / / V \ Л _

± 0

7-9 10-12 13-15 16-18 19-21 22-24 25-27 28-30 31-33 Интервал показателя, мин.

^—Экспериментальная кривая — — Теоретическая кривая

Рисунок 2. Количество случаев и время одного транспортного цикла.

Время транспортного цикла составило:

МО = 7,75X0,2 + 12X0,2 + 14x0,05 + 16,2x0,25 + 20x0,05 + 22,7x0,15 + 28x0,05 + 32x0,05 = 1,55+2,4+0,7+4,05+1+3,4+1,4+1,6 = 16,1 мин. или 0,27 часа.

Аналогичные расчёты произведём для работы УТК во второй половине дня, результаты представим в табл. 7.

Таблица 7. Показатели, характеризующие работу УТК.

Показатели 1-я половина дня 11-я половина дня

Время ожидания транспортного средства для загрузки, мин. 0,3 0,89

Время загрузки транспортного средства, мин. 5,77 1,91

Время ожидания загрузки транспортным средством, мин. 1,95 2,17

Время транспортного цикла, мин. 16,1 17,4

По данным, представленным в табл. 7 можно сделать первые выводы:

- увеличилось время ожидания транспортного средства для загрузки у кормоуборочного комбайна в результате увеличения времени транспортного цикла. Увеличение времени транспортного цикла стало возможным в результате использования в транспортном процессе менее энергонасыщенного трактора;

- увеличение времени ожидания загрузки транспортным средством, на наш взгляд, стало возможным в результате увеличения количества транспортных средств.

По времени загрузки транспортного средства можно определить урожайность сельскохозяйственной культуры используя формулу:

U = 104 (1)

где Qk - вместимость кузова транспортного средства, м3; рзм - объёмная масса зелёной массы кукурузы, т/м3;

Л,к - коэффициент заполнения кузова; Л,к = 1,05 (рассчитан в полевых условиях по высоте, выступающего над верхним срезом борта, объёма зелёной массы кукурузы);

V - фактическая рабочая скорость кормоуборочного комбайна при уборке кукурузы на силос,

км/ч;

t3K - время заполнения кузова транспортного средства (математическое ожидание времени заполнения кузова транспортного средства), ч. В - ширина захвата жатки, м;

ß - коэффициент использования ширины захвата жатки. Для расчётов принимаем: для первой половины дня - вместимость кузова тракторного прицепа Fligt Gigant ASW271 - 33,8 м3, для второй половины дня - тракторного прицепа ПСТ-9 - 10,5 м3; объёмная масса зелёной массы кукурузы (по состоянию на день уборки, взят средний показатель по количеству рейсов) - 0,529 т/м3 [2];

время заполнения кузова транспортного средства кормоуборочным комбайном в первой половине дня - 0,1 часа; во второй половине дня - 0,03 часа.

Расчётная урожайность при работе уборочно-транспортного комплекса в первой половине дня.

,, ЛГ.Л 33,8X0,529X1,05 1 18,8 1 ,

U = 104X —:-,-— = 104X — = 26,1 т/га

10X0,1X7,5X0,96 7,2 '

Во второй половине дня. U = 104x 10,5X0529X1,05 = 104x = 27,0 т/га

10X0,03X7,5X0,96 2,16 '

Фактическая урожайность по данному полю составила 26,7 т/га.

Смоделируем урожайность кукурузы при следующих значениях времени загрузки транспортных

средств в минутах: 1,2,3,4,5,6 (для обоих транспортных средств), 8,10,12,14,16 (для Fligt Gigant ASW271).

Данные расчётов представим на рис. 3, 4.

Наиболее производителен и эффективен уборочно-транспортный комплекс будет при

безостановочной работе кормоуборочного комбайна (за исключением технологических перерывов). Для 48

определения количества транспортных средств, необходимых для обеспечения оптимальной работы УТК используем следующую формулу:

„1кУк_ С1ТР Птр ^зк (2)

где «1кук - количество транспортных средств, необходимых для обслуживания одного кормоуборочного комбайна, ед.;

С1 - масса зелёной массы в кузове транспортного средства, т; Тр - продолжительность транспортного цикла, час.; д1 - грузоподъёмность транспортного средства, т.

Рисунок 3. Продолжительность загрузки DF L720 + Fligt Gigant ASW271 и урожайность.

Рисунок 4. Продолжительность загрузки Беларус 82.1 + ПСТ-9 и урожайность.

Для расчётов количества транспортных средств, значение «зк» примем равным времени заполнения кузова транспортного средства при работе кормоуборочного комбайна. Продолжительность транспортного цикла определена через расчёт математического ожидания случайной величины [3,4,5].

тт - 1кук 17,9X0,27

Для первой половины дня: птр = 179х0 1 = 2,7 ед., или 3 ед. в составе: трактор DF L720 с прицепом Fligt Gigant ASW271.

Для второй половины дня: п^^ = 5,55x0,29 = 9,7 ед., или 10 ед. в составе: трактор Беларус 82.1 с

5,55x 0,03

прицепом ПСТ-9.

Проанализировав расчётные данные по составу и количеству транспортных средств и результаты работы УТК (табл. 7), можно сделать выводы по транспортному обеспечению работы уборочно-транспортного комплекса:

- в первой половине дня можно снизить количество транспортных средств, но увеличится время ожидания транспортного средства для загрузки, снизится время ожидания загрузки транспортным средством;

- во второй половине дня, для снижения времени ожидания транспортного средства для загрузки, необходимо увеличить количество транспортных средств, но увеличится время ожидания загрузки транспортным средством.

В результате предпочтительнее будет работа УТК во второй половине дня с увеличением количества транспортных средств до 8 ед., без изменения количества транспортных средств в первой половине дня. Эффективность работы транспорта, при увеличенном количестве транспортных единиц, во второй половине дня, будет выше чем при снижении количества транспортных средств в первой половине дня на 1%. С учётом потерь рабочего времени уборочно-транспортного комплекса, при простое кормоуборочного комбайна в ожидании транспортных средств на погрузку, при простое транспортных средств в ожидании загрузки, можно считать, что состав УТК при данной урожайности, при данной отдалённости поля от силосной траншеи - оптимален.

В случае, использования в транспортном процессе разномарочных транспортных агрегатов, возникает необходимость правильного выбора транспортных средств, с целью равноценной замены для обеспечения непрерывного производственного процесса. Результат исследований, по определению количества транспортных средств необходимых для замены базового транспортного агрегата (DF L720 + Fligt Gigant ASW271), в случае непредвиденных ситуаций. Допустим при отсутствии одного агрегата DF L720 + Fligt Gigant ASW271 из трёх, можно его заменить одним транспортным агрегатом Case Puma 210 + ПСП-20, или тремя транспортными агрегатами Беларус 82.1 + ПСТ-9 (DF Agrofarm 115G + LMR-10). С помощью зависимостей, представленных на рис. 5, можно сформировать транспортный отряд с любым соотношением транспортных средств. Допустим при использовании в транспортном процессе транспортного агрегата Case Puma 210 + ПСП-20 в количестве трёх единиц из четырёх (при полном

отсутствии DF L720 + Fligt Gigant ASW271), можно отсутствие данного транспортного средства заменить семью транспортными агрегатами Беларус 82.1 + ПСТ-9 и так далее.

Рисунок 5. Соотношение потребности базового транспортного средства (DF L720 + Fligt Gigant

ASW271) и тракторных транспортных агрегатов.

Данное соотношение количества транспортных средств соответствует конкретному кормоуборочному комбайну, его производительности, урожайности убираемой культуры и расстоянию от поля до силосной траншеи. При изменении всех этих показателей и параметров оптимальное количество транспортных средств будет изменяться. Причём конструкция и технико-экономические характеристики кормоуборочного комбайна будут оказывать влияние на коэффициент использования грузоподъёмности транспортного средства. У кормоуборочных комбайнов различной конструкции, мощности, различные скорости потока массы в силосопроводе, что оказывает значительное влияние на плотность силосуемого сырья в кузове транспортного средства. Влияние конструкции, исполнения измельчающего устройства, формы и размеров силосопровода, на плотность насыпной массы в кузове транспортного средства - это дальнейшие исследования, результаты которых будут представлены в следующих публикациях [6,7].

Выводы и рекомендации (Conclusions and recommendations)

Главным условием эффективной работы уборочно-транспортного комплекса на заготовке кормов, является обеспечение безостановочной работы кормоуборочных комбайнов. Этого можно достичь, сформировав транспортный отряд, обеспечивающий безостановочную работу кормоуборочных комбайнов, но с минимальными простоями транспортных средств. Это можно реализовать, использовав методику по определению оптимального состава УТК через использование элементов теории вероятностей. Проведя полевые исследования по сбору статистических данных, обработав их, используя математические зависимости, можно определить текущую урожайность сельскохозяйственной культуры, количество транспортных средств, необходимых для отвозки полученной продукции. Кроме того, можно 51

определить время простоя кормоуборочного комбайна в ожидании транспортных средств, а также время простоя транспортных средств в ожидании загрузки.

На производительность транспортного отряда значительное влияние будет оказывать конструктивное исполнение кормоуборочного комбайна, его особенности, такие как, размеры и расположение измельчающего барабана, подпрессовывающих вальцов, скорость потока массы в силосопроводе и др. Эти особенности повлияют на плотность зелёной массы в кузове транспортного средства, на его производительность. Проведённым анализом работы УТК, выявлено, что несмотря на различные транспортные средства в первой и второй половине дня, в первой - большегрузные тракторные прицепы в агрегате с энергонасыщенными тракторами, во второй - тракторы тягового класса 1,4 т с соответствующими тракторными прицепами, сформированный уборочно-транспортный комплекс можно считать оптимальным для данного расстояния от поля до силосной траншеи.

Для использования в работе УТК разномарочных транспортных агрегатов, в данном исследовании предложены варианты равноценной замены, в случае отсутствия какой-либо транспортной единицы. Данную методику можно использовать для подбора транспортных средств любой грузоподъёмности.

Библиографический список:

1. Козина Е. А. Нормированное кормление животных: учебное пособие [Электронный ресурс] / Е. А. Козина, Т. А. Полева; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2020. - 139 с.

2. Требования к технологическому процессу приготовления и хранения силоса и сенажа.

[Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/8054887/page:4/ Дата обращения 21.09.2023.

3. Иовлев Г.А., Голдина И.И. Теория вероятности и формирование оптимального состава уборочного комплекса// Агропродовольственная политика России. 2016. № 8 (56). С. 27-33.

4. Иовлев Г.А., Голдина И.И Формирование уборочно-транспортного комплекса на заготовке сенажа// Научно-технический вестник: Технические системы в АПК. 2021. № 3 (11). С. 4-19.

5. Иовлев Г.А., Голдина И.И. Методика комплектования машинно-тракторных агрегатов и парков машин// Теория и практика мировой науки. 2020. № 2. С. 46-50.

6. Иовлев Г.А., Двинина Л.Д., Саакян М.К., Голдина И.И. Обоснование оптимального транспортного обеспечения при уборке кормовых культур// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2022. № 11. С. 26-32.

7. Iovlev G.A., Sahakyan M.K., Nesgovorov A.G., Sadov A.A., Goldina I.I. Optimization of the harvesting and transport complex work in forage conservation// В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Сер. "International Scientific and Practical Conference: Development of the Agro-Industrial Complex in the Context of Robotization and Digitalization of Production in Russia and Abroad, DAICRA 2021" 2022. С. 012028.

References:

1. Kozina E. A. Rated feeding of animals: textbook [Electronic resource] / E. A. Kozina, T. A. Poleva; Krasnoyarsk state agrarian univ. - Krasnoyarsk, 2020. - 139 p.

2. Requirements for the technological process of preparation and storage of silage and haylage. [Electronic resource]. URL: https://studfile.net/preview/8054887/page:4/ Accessed 09/21/2023.

3. Iovlev G.A., Goldina I.I. Probability theory and the formation of the optimal composition of the harvesting complex // Agricultural policy of Russia. 2016. No. 8 (56). pp. 27-33.

4. Iovlev G.A., Goldina I.I. Formation of a harvesting and transport complex for the preparation of haylage // Scientific and Technical Bulletin: Technical systems in the agro-industrial complex. 2021. No. 3 (11). pp. 419.

5. Iovlev G.A., Goldina I.I. Methodology for completing machine and tractor units and vehicle parks // Theory and practice of world science. 2020. No. 2. P. 46-50.

6. Iovlev G.A., Dvinina L.D., Saakyan M.K., Goldina I.I. Justification of optimal transport support when harvesting forage crops // Economics of agricultural and processing enterprises. 2022. No. 11. pp. 26-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Iovlev G.A., Sahakyan M.K., Nesgovorov A.G., Sadov A.A., Goldina I.I. Optimization of the harvesting and transport complex work in forage conservation // In the collection: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Ser. "International Scientific and Practical Conference: Development of the Agro-Industrial Complex in the Context of Robotization and Digitalization of Production in Russia and Abroad, DAICRA 2021" 2022. P. 012028.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.