Научная статья на тему 'Технологическое обеспечение требуемой долговечности сборочных соединений на основе анализа размерных связей с учетом износа при эксплуатации'

Технологическое обеспечение требуемой долговечности сборочных соединений на основе анализа размерных связей с учетом износа при эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
194
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Е.А. Польский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологическое обеспечение требуемой долговечности сборочных соединений на основе анализа размерных связей с учетом износа при эксплуатации»

Механика и машиностроение

УДК 621.65.021

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕБУЕМОЙ ДОЛГОВЕЧНОСТИ СБОРОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РАЗМЕРНЫХ СВЯЗЕЙ С УЧЕТОМ ИЗНОСА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

© 2011 Е.А. Польский

© 2011 ФГБОУ ВПО Брянский государственный технический университет, г. Брянск

Поступила в редакцию 10.11.2011

Выпуск качественной конкурентоспособной продукции с наименьшими затратами было и остается основной задачей технической подготовки производства. Качество продукции во многом определяется на этапах проектирования, изготовления и сборки. На этапе проектирования конструктор осуществляет подбор материалов контактирующих деталей, проводит отработку на технологичность, на основе расчетов на прочность и жесткость назначает номинальные функциональные размеры, назначает параметры качества функциональных поверхностей с учетом обеспечения требуемых эксплуатационных свойств, обеспечивающих работоспособность узлов и машины в целом. На этапах изготовления деталей сборочных единиц решается задача разработки технологических процессов механической обработки с выбором оборудования, инструмента, технологической оснастки и назначением режимов обработки, обеспечивающих достижение требуемых параметров точности и качества функциональных поверхностей для установленной долговечности. При сборке необходимо обеспечить заданную точность замыкающего звена одним из методов, формирование посадок сопряжения, обеспечение герметичности и др.

Все три этапа, входящие в общую структуру разработки и постановки продукции на производство, согласованы между собой размерными связями. Поэтому задача комплексного решения размерных цепей с целью реализации конструкторскотехнологического обеспечения работоспособности изделия является важным технико-экономическим аспектом повышения эффективности производства и, как следствие, инструментом создания качественных, конкурентоспособных изделий.

В настоящее время последовательность проведения размерного анализа осуществляется в два этапа [1, 2, 3]. На первом этапе конструктор определяет основные габаритные и номинальные размеры элементарных соединений с учетом обеспечения требований по прочности, жесткости и надежности; при разработке рабочего проекта устанавливает значение требуемой точности и величину посадок на функциональные размеры определяющие работоспособность узла и обеспечивающие требуемую точность замыкающего звена на основе расчета сборочных размерных цепей; формируя чертежи дета-

лей сборки, задает вспомогательные размеры для определения размерных характеристик всех конструктивных элементов детали.

На втором этапе для выбранной последовательности переходов в операциях и установленной последовательности смены технологических баз технолог проводит размерно-точностной анализ с целью определения межоперационных размеров, а, следовательно, подтверждения достижения точности конструкторских размеров.

В настоящее время происходит постоянное повышение требований к качеству проектирования при одновременной необходимости ускорения темпов выполнения этих работ. В результате появляется необходимость параллельной разработки конструкторской и технологической документации, проведения других мероприятий конструкторскотехнологической подготовки производства. Жесткое планирование выполнения проектных работ приводит к еще более тесному взаимодействию конструкторов и технологов, созданию единых конструкторско-технологических отделов. Все это создает предпосылки к реализации принципа одноступенчатого проектирования - технологическое обеспечение требуемых параметров долговечности изделия при проектировании конструкции и разработке чертежей деталей на основе анализа размерных связей, включающего расчет технологически обоснованных значений конструкторских размеров с учетом их изменения в процессе эксплуатации для повышения надежности функциональных показателей машин.

Принцип одноступенчатого проектирования для обеспечения точности конструкций предполагает управление точностью непосредственно элементами разрабатываемых технологических процессов изготовления и сборки. Это особенно актуально при проектировании машин в мелкосерийном и единичном производстве, так как в этом случае обычно не разрабатывается весь комплекс документации, предусмотренный стандартами разработки и постановки продукции на производство (РПП), а сама разработка проектов осуществляется силами нескольких специалистов.

При эксплуатации размерные связи не остаются постоянными [2, 4]. На машину будут воздействовать внешние и внутренние факторы, которые приводят к потере точности. Такие воздействия необхо-

1189

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №4(3), 2011

димо учитывать для комплексного обеспечения точности, поэтому для расчета размерных цепей необходимо выделить еще одну группу размеров - эксплуатационные размеры. Они описывают дополнительные размерные связи, возникающие при эксплуатации изделия. Включение эксплуатационных размеров в конструкторские размерные цепи, позволяет обеспечивать требуемую точность функциональных параметров в течение заданной долговечности изделия.

В предлагаемой модели одноступенчатого обеспечения работоспособности узла конструктор будет не сам проставлять все размеры, а делать это или совместно с технологом, или строить только расчетные модели, связывающие функциональные свойства и параметры машины с размерами деталей. А при использовании интегрированных автоматизированных систем проектирования, в результате вычислений по таким моделям, будут определяться критические размеры. При этом технолог получит возможность самостоятельно выбирать базы для простановки конструктивных размеров, что приведет к максимально полному использованию принципа совмещения баз и положительно скажется на себестоимости изделий.

Для решения размерных цепей используются различные методики, на основе анализа исследований зарубежных и отечественных ученых был выбран метод прямой линеаризации (Direct Linearization Method). Этот метод позволил описать сборку как цепь векторов.

В векторной форме уравнение размерной цепи в общем случае представляется в простейшем виде:

ад=Ха1 иГд=£т;,

меров, которые будут описывать изменение размерных связей в процессе эксплуатации.

Уравнение такой размерной цепи имеет вид:

где Тэк - допуски на эксплуатационные размеры, существенно воздействующие на точность замыкающего звена.

При обеспечении точности замыкающего звена в пространственной размерной цепи методом максимума минимума (и = 1) выражение для определения допуска замыкающего звена принимает вид:

Т = —

±д -

И

Э 11 — 1

V У^т +в т

/_! V1J J ^ УВ1 ув

V J

1

И

У {l2 +2d В Т +В2 Т2

1 УВ1 Ув УВ1 Ув-

3 3

TIP1 = £Х2 +2 Т„^вау, +т;£в.

2

odi

г

п—1

где

Одним из возможных методов решения прямой задачи расчета размерных связей является назначение допусков составляющих размеров с учетов вероятности безотказной работы P(t):

n ^ m

1- P(t )<[<2] ,

2

3

k

где n - количество составляющих размеров в цепи.

Обычно пространственные цепи решают разложением таких уравнений по трем проекциям на координатные оси. Если учитывать, что в пространственную размерную цепь могут входить не только линейные, но и угловые размеры, то общее векторное уравнение следует раскладывать и на линейные проекции и на угловые.

В общем виде, используя матричную форму представления, это можно записать в виде выражения:

рц= I, Jn,

где [A;i] - матрица, содержащая частные производные, описанные выше, {Тд} - вектор-столбец, содержащий допуск замыкающего звена, {T} - вектор-столбец, содержащий допуски составляющих размеров цепи.

Для учета влияния на точность замыкающего звена эксплуатационных звеньев принят метод введения в размерную цепь новых составляющих раз-

где [Q] - величина допустимого брака.

0,5 + О

ТА~Т0~^

+ а) О

\

/

где t - срок службы машины, в течение которого необходимо обеспечить вероятность безотказной работы P(t); Ф(х) - стандартное нормальное распределение функции; Т0 - допуск замыкающего звена после изготовления и сборки машины, равный допуску составляющих размеров на этот момент времени; у - скорость изменения размера замыкающего звена во времени, а- среднеквадратические отклонения соответствующих параметров.

Из проанализированных схем формирования точности замыкающего звена видно, что уравнение размерной цепи можно представить в форме:

n m

T = У c.T.+Yck k kT

A i i J внутj внешj T^ .

i J J

где с - коэффициент передаточного отношения, квнещj - коэффициент, характеризующий зависимость

1190

допуска j-го эксплуатационного размера от внешних факторов, квцут/ - коэффициент, характеризующие зависимость допуска j-го эксплуатационного размера от внутренних факторов, кТж - коэффициент учитывающий погрешности расчетной модели определения эксплуатационных свойств.

Предложена классификация элементарных прототипов, учитывающая возможные движения, допускаемые конкретным сопряжением. Определение значений коэффициентов k даттг и к внешних и

1 1 внеш| вну ij

внутренних факторов эксплуатационные звеньев-износов для заданного прототипа и с учетом требований по долговечности позволит обосновать выбор материалов, смазки, параметров качества поверхности.

При проведении размерного анализа с учетом эксплуатационных процессов изнашивание удобнее всего оценивать линейным износом - необратимым изменением формы и размеров контактирующих тел, в направлении перпендикулярным к поверхности трения. В зависимости от параметров нагружения, а в общем случае и от неоднородности свойств изнашиваемых поверхностей линейный износ будет неравномерным.

После учета распределения давления при интегрировании суммарный износ в соединении составит

f 128,, Л

р

8 = U, + IL = к, —

1 L 1 1

ab

1 +

V

12в.

Ь2

-х + -

'г Р (

+ k2s Jcp(x-l)— 1 +

12e„. 128

1 + -

■у dl

Vt +

2

2

b

a

Основные положения и методика расчета поверхностей на трение и износ при скольжении изложены в работах Суслова А.Г.:

1.2-„

1„ =

п • X ■ tm32 • Hpt

3/2

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SO-Cl-i^-^-Tt-Ra-Wz-Hmax)1

1/3

E-Sm

Механика и машиностроение

Преобразовав зависимость с учетом требований по возможности метрологического контроля, технологического управления и приоритетности параметров качества, влияющих на износостойкость, получаем:

Т .Г = г

1 h ^М

где: CR - комплексный параметр, характеризующий зависимость интенсивности изнашивания поверхности от параметров качества поверхностно-

го слоя; См - комплексный параметр, зависящий от механических свойств материала контактирующей детали:

с =■

<kz • Н шах

't/б

Sm ■ Л ■ 4f ■ а.

"2/3

•Rcr ■ flp-Ra

"0.5

с =

CM

n

43.47-ф-л-у6 V

E

l-p2

Для формализации определения допуска отклонения от правильной геометрической формы поверхностей использовалось математическое описание элементарных поверхностей как плоских, так и объемных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Качество машин: справочник: в 2 т./А.Г. Суслов, Ю.В. Гуляев, А.М. Дальский [и др.]. - М.: Машиностроение, 1995.- Т.2 - 430 с.

2. Справочник технолога-машиностроителя: в 2 т./ А.М. Дальский, А.Г. Косилова, Р.К. Мещеряков [и др.]. - М.: Машиностроение, 2001. - Т.1 - 912 с.

3. Тарабасов, Н.Д. Проектирование деталей и узлов машиностроительных конструкций: справочник/ Н.Д. Тарабасов, П.Н. Учаев. - М.: Машиностроение, 1983.

4. Орлов, П.И. Основы конструирования: справочно-

методическое пособие в 2 т./ под ред. П.Н.Усачева. - М.: Машиностроение, 1988. - Т.1 - 560 с.

TECHNOLOGICAL MAINTENANCE OF DEMANDED DURABILITY OF ASSEMBLY CONNECTIONS ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF DIMENSIONAL COMMUNICATIONS WITH THE DETERIORATION ACCOUNT AT OPERATION

© 2011 E.A. Polski

Bryansk state technical university, Bryansk

1191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.