Научная статья на тему 'Технологическое обеспечение минимизации локальных дисбалансов ротора'

Технологическое обеспечение минимизации локальных дисбалансов ротора Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
106
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОТОР / ДИСБАЛАНС / КОРРЕКЦИЯ / ЭКСЦЕНТРИСИТЕТ / ROTOR / UNBALANCE / CORRECTION / ECCENTRICITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Макаров Владимир Федорович, Белобородов Сергей Михайлович, Ковалев Алексей Юрьевич

Предложен расчетный метод минимизации локальных дисбалансов ротора. Разработаны модели для расчета локальных дисбалансов ротора с несовпадающими рабочими и балансировочными поверхностями. Описана методика применения метода в технологическом процессе. Применение метода позволяет повысить точность изготовления роторов при уменьшении объема работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological support to minimize the local imbalance of the rotor

We propose a computational method to minimize the local imbalance of the rotor.The models for calculation of local imbalances of the rotor with unequal workers andbalancing surfaces. A technique for applying the method in the process. Application of the method improves the accuracy of manufacturing the rotors with a decrease inthe amount of work.

Текст научной работы на тему «Технологическое обеспечение минимизации локальных дисбалансов ротора»

МАШИНОСТРОЕНИЕ

УДК 62-251:621.757

В. Ф. Макаров, С. М. Белобородов, А. Ю. Ковалев

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИНИМИЗАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ ДИСБАЛАНСОВ РОТОРА

Предложен расчетный метод минимизации локальных дисбалансов ротора. Разработаны модели для расчета локальных дисбалансов ротора с несовпадающими рабочими и балансировочными поверхностями. Описана методика применения метода в технологическом процессе. Применение метода позволяет повысить точность изготовления роторов при уменьшении объема работ. Ротор; дисбаланс; коррекция; эксцентриситет

В процессе изготовления элементов ротора постоянно наблюдается значительное влияние погрешностей форм и расположения обработанных поверхностей деталей на точность изготовления самого ротора. Под точностью изготовления ротора понимается степень совмещения его главной центральной оси инерции с осью вращения, т. е. их взаимный эксцентриситет.

Современное массовое металлорежущее оборудование обеспечивает точность обработки поверхностей с погрешностью до 10 мкм по эксцентриситету (20 мкм радиального биения) и 5 мкм - по овальности и другим видам погрешности формы. При наличии других погрешностей: конусности, седловидности и др., возникает достаточно сложная картина возникновения дисбалансов. Многофакторность влияния заставляет оценить степень их влияния и пренебречь влиянием второстепенных. Так, при изготовлении ротора с несовпадающими балансировочными и рабочими поверхностями, например ротора с магнитными подшипниками, эксцентриситеты поверхностей участков вала ротора являются преобладающим фактором возникновения неуравновешенности, а влияние отклонений формы поверхностей участков вала (овальность, конусность, седловидность и т. д.) второстепенно. Ротор массой в 500 кг, например, после балансировки имеет дисбаланс, не превышающий 150 гмм в каждой плоскости коррекции. После монтажа с эксцентриситетом 8 мкм, что является допустимой величиной погрешности обработки поверхности магнитных сердечников, дисбаланс в каждой плоскости коррекции составит по 2000 гмм, что в 13 раз больше допустимой величины дисбаланса.

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА

Вал 1 ротора (рис. 1) со смонтированными на нем магнитными сердечниками 2, 3 устанав-

Контактная информация: (347)273-05-26

ливается на измерительные призмы поверхностями А, Б. Относительно этих поверхностей производится измерение величины максимального биения поверхностей В, Г магнитных сердечников, а углы этих максимальных радиальных биений - относительно контрольной точки вала(К.Т.).

\

Б \

4 I *

кЖШТТ]

К.Т./ Уз_ \в_

Рис. 1. Коррекция локальных дисбалансов участков вала

Разбивают вал на участки, определяют положение центров масс участков по длине, например с использованием САПР. Выбирают в качестве плоскостей коррекции дисбаланса плоскости поперечного сечения участков, которые проходят через центры масс участков.

Определяют координаты центров масс участков:

X, = 2 21 X -*1)+х - 2 2з X -Х3)+Х3; (1)

22 21 24 23

(У2 -У1) + У1 -23(У4 -Уз) + Уз, (2)

22 21 24 23

где 21, ..., 2 - расстояние от начала координат до центра массы соответствующего участка; хь х2, у1, у2 - координаты центров масс магнитных сердечников; х3, х4, У3, У4 - координаты центров масс участков вала, на которых производится измерение и балансировка (базовых участков).

Зависимости (1), (2) позволяют учесть качание базовой оси вследствие отклонения формы базовых поверхностей, однако в рамках данной статьи это не учитывается.

Определяют корректирующие массы из зависимости:

2 M^Xf + Y 2

А

(3)

где Мг - масса участка вала, Д- - диаметр участ-

^2 2

X, + = е1 - эксцентриситет центра

исследуемого сечения.

Определяют углы мест снятия материала участков вала относительно контрольной точки вала из зависимости:

Y

j K. _ 180° + arctg—^.

i Xi

(4)

Корректируют дисбаланс участков, при этом производят съем металла в местах 4.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА

Для проверки метода коррекции локальных дисбалансов была решена задача (рис. 2). Отклонения формы базовых поверхностей в расчет не принимались.

Рис. 2. Задача для проверки метода коррекции локальных дисбалансов

Дано:

• положение исследуемых сечений участков вала по длине z1 = 0,00 мм, z2 = 20,08 мм, z3 = 46,33 мм, z4 = 82,00 мм, z5 = 109,64 мм;

• величина и направление эксцентриситетов центров средних сечений магнитных сердечников e1 = 30 мкм, е5 = 47 мкм, ф1 = 60°30’, ф5 = 28°38’.

Найти: величины ег и направления фг эксцентриситетов центров исследуемых сечений участков вала.

Решение:

• координаты центров средних сечений магнитных сердечников:

x1 = е1 • cos j1 = 14,77 мкм;

y1 _ e1 * sin j1 = 26,11 мкм;

x5 = e5 • cos j5 = 41,25 мкм;

y5 _ e5 * sin j5 = 22,52 мкм;

по (1), (2) координаты центра исследуемого сечения 2-го участка вала (без учета отклонения формы базовых поверхностей):

Z2 Z1 * (*5 _ x1) + x1 = 19,62 мкм;

X 2 =-

Y2

2

(У5 - У1)+ У1 _ 25,45

мкм.

25 - 21

Аналогично определяют координаты центров масс 3-го и 4-го участков вала. Величины е, и направления ф, эксцентриситетов центров исследуемых сечений участков вала определяют из зависимостей:

e _V xf + Y2

Y

ji _ arct^TT •

X i

(5)

(6)

Результаты вычислений представлены в табл. 1.

Таблица 1

Исследуемое сечение X мкм Y, мкм ei, мкм Ф/

1 14,77 26,11 30,00 60°30’

2 19,62 25,45 32,13 52°22’

3 25,96 24,59 35,76 43°27’

4 34,57 23,43 41,76 34°08’

5 41,25 22,52 47,00 28°38’

В табл. 2 представлены величины е, и направления ф, эксцентриситетов центров исследуемых сечений участков вала, определенные расчетным методом и геометрическим моделированием в САПР.

Таблица 2

Исследуемое сечение Расчетный метод Моделирование в САПР

ei, мкм Ф/ ei, мкм Ф/

1 30,00 60°30’ 30,00 60°30’

2 32,13 52°22’ 32,14 52°22’

3 35,76 43°27’ 35,76 43°27’

4 41,76 34°08’ 41,77 34°07’

5 47,00 28°38’ 47,00 28°38’

Г еометрическое моделирование в САПР осуществлялось с использованием метода, описанного в [1].

Сравнение результатов расчетов по предложенной модели и измерений с использованием моделирования этой ситуации в САПР (рис. 3) позволило убедиться в эффективности предложенного метода.

_

В. Ф. Макаров, С. М. Белобородов, А. Ю. Ковалев • Технологическое обеспечение минимизации...___________55

СО СП О чо

Рис. 3. Результат решения задачи моделированием в САПР

Учитывая, что современное программное обеспечение позволяет выполнять расчеты не только по единичным сечениям, можно утверждать, что при необходимости может быть выполнено поле расчетов с определением локальных дисбалансов участков вала любой малой длины. Это обеспечит введение множества плоскостей коррекции для ликвидации локальных дисбалансов малой дискретности. В идеале - коррекцию дисбаланса по всей длине вала. Из этой области будут исключены только посадочные поверхности и поверхности в зоне уплотнений. Причем любые из них могут находиться в зоне дискретного распределения плоскостей коррекции.

ВЫВОДЫ

Применение предлагаемого метода многократно снижает дисбаланс ротора, обусловленный эксцентриситетом его установки, обеспечивает коррекцию множества локальных дисба-

лансов по длине вала, позволяет вводить плоскости коррекции и рассчитывать корректирующие массы с использованием САПР, что дает возможность автоматизировать коррекцию локальных дисбалансов.

Использование метода при разработке технологических процессов сборки и балансировки позволяет минимизировать локальные дисбалансы ротора и влияние его упругих деформаций на рабочих частотах вращения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белобородов С.М. Методические аспекты обеспечения виброустойчивости валопровода агрегата // Компрессорная техника и пневматика. 2009. № 7.

ОБ АВТОРАХ

Макаров Владимир Федорович, зав. каф. технологии машиностроения Пермск. гос. техн. ун-та. Проф., д-р техн. наук. Иссл. в обл. технологическ. обеспечения минимизации локальных дисбалансов ротора.

Белобородов Сергей Михайлович, сотр. НПО «Искра», г. Пермь. Д-р техн. наук. Иссл. в обл. тех-нологическ. обеспечения минимизации локальных дисбалансов ротора.

Ковалев Алексей Юрьевич, инженер, аспирант Пермск. гос. техн. ун-та. Иссл. в обл. технологи-ческ. обеспечения минимизации локальных дисбалансов ротора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.