Научная статья на тему 'Технологическое обеспечение качества поверхностного слоя поршневых колец на основе оценки его характеристик с применением теории фракталов'

Технологическое обеспечение качества поверхностного слоя поршневых колец на основе оценки его характеристик с применением теории фракталов Текст научной статьи по специальности «Машиностроение»

CC BY
111
20
Поделиться
Ключевые слова
ПОВЕРХНОСТНЫЙ СЛОЙ / ОЦЕНКА ШЕРОХОВАТОСТИ / ФРАКТАЛЬНАЯ РАЗМЕРНОСТЬ / ФИНИШНАЯ ОБРАБОТКА

Аннотация научной статьи по машиностроению, автор научной работы — Артемов Игорь Иосифович, Генералова Александра Александровна, Артемова Наталья Евгеньевна

Получены зависимости, устанавливающие взаимосвязь режимов обработки поршневых колец с фрактальными параметрами и другими показателями качества поверхности, позволяющие обеспечивать заданные эксплуатационные свойства поверхности колец.

Похожие темы научных работ по машиностроению , автор научной работы — Артемов Игорь Иосифович, Генералова Александра Александровна, Артемова Наталья Евгеньевна,

Текст научной работы на тему «Технологическое обеспечение качества поверхностного слоя поршневых колец на основе оценки его характеристик с применением теории фракталов»

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

УДК 621.7-4

И. И. Артемов, А. А. Генералова, Н. Е. Артемова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ЕГО ХАРАКТЕРИСТИК С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕОРИИ ФРАКТАЛОВ

Аннотация. Получены зависимости, устанавливающие взаимосвязь режимов обработки поршневых колец с фрактальными параметрами и другими показателями качества поверхности, позволяющие обеспечивать заданные эксплуатационные свойства поверхности колец.

Ключевые слова: поверхностный слой, оценка шероховатости, фрактальная размерность, финишная обработка.

Abstract. The authors have obtained the dependencies that interrelate processing modes of piston rings with fractal parameters and other indicators of quality of the surface, which provide the required performance properties of the surface of the rings.

Key words: blanket, roughness evaluation, fractal dimension, finishing.

Введение

Важнейшим фактором, определяющим качество деталей и соединений, является состояние поверхностей, которое формируется в процессе изготовления. Установление взаимосвязи качества поверхности с технологическими параметрами и условиями обработки возможно только на основе адекватной параметрической оценки состояния поверхности после обработки. Существует большой класс деталей, у которых в процессе финишной обработки формируется профиль поверхности сложной структуры. Это относится к деталям цилиндропоршневой группы, золотниковой паре, прецизионным и тонкостенным деталям, соплам ракетных двигателей и т.д. При обработке этих поверхностей современными технологическими методами (концентрированными потоками энергии, электрофизическим, электрохимическим, нанесением покрытий и др.) часто формируется шероховатость, имеющая сложную геометрическую форму (грибообразные, гребешковые и чешуйчатые структуры).

1. Постановка задачи исследования

Применение стандартных методов и параметров для оценки свойств подобных поверхностей малоэффективно. В то же время имеются исследования, направленные на применение теории фракталов при описании свойств поверхностей [1-3]. Такой подход дает возможность оценки свойств шероховатой поверхности независимо от формы ее элементов и плотности их распределения, что позволяет повысить информативность и адекватность оценки и назначить эффективные режимы обработки.

В качестве примера поверхности можно рассмотреть поршневые кольца дизельного двигателя 1-ПДГ4Д, финишной обработкой которых является хромирование [4], так как в результате электролитической операции под воздействием большой плотности тока формируется чешуйчатая структура поверхности.

Таким образом, целью работы является установление взаимосвязи режимов обработки поршневых колец с фрактальными параметрами и другими показателями качества поверхности, которые позволяют обеспечивать заданные эксплуатационные свойства поверхности колец.

Основными показателями качества хромового покрытия поршневых колец являются толщина покрытия, твердость, пористость, шероховатость (рис. 1).

Рис. 1 Хромированная поверхность поршневого кольца (*200)

Хромирование колец осуществляется в ванной для хромирования при установке колец в кондуктор путем осаждения на поверхность детали слоя хрома из электролита под действием электрического тока (рис. 2).

С целью определения параметров процесса хромирования, в результате которого формируется шероховатость, близкая к равновесной, проведены стендовые испытания дизельного двигателя 1-ПДГ4Д в течение 80 ч.

Для проведения эксперимента кольца четырех поршней (6 колец на каждом поршне) хромировались при следующий режимах (время хромирования -7,5 ч - и температура электролита - 50-52 °С - для всех колец неизменны):

- поршень № 1: сила тока I = 600 А, концентрация хромового ангидрида С = 100 г/л;

- поршень № 2: сила тока I = 650 А, концентрация хромового ангидрида С = 100 г/л;

- поршень № 3: сила тока I = 600 А, концентрация хромового ангидрида С = 150 г/л;

- поршень № 4: сила тока I = 650 А, концентрация хромового ангидрида С = 150 г/л.

а) б)

Рис. 2. Кондуктор (а) и ванна (б) для хромирования поршневых колец

Визуальное представление картин компьютерной двухмерной модели поверхности поршневого кольца, полученной с использованием атомносилового микроскопа 8БМ, и пористости покрытия, полученной с помощью микроскопа МИМ-7, при разных параметрах режима хромирования представлены на рис. 3 и 4.

2. Обработка экспериментальных данных

На основе построенной функции мультифрактального спектра становится возможным выявить такие свойства структуры поверхности, которые напрямую связаны с дефектностью и поврежденностью материала, как, например, ее шероховатость, однородность и регулярность [1, 3]:

- Do указывает на шероховатость, является показателем изрезанности;

- D+ш определяет степень однородности структуры (под однородностью структуры следует понимать не внешний вид поверхности, а распределение ее точек в евклидовом пространстве);

- К отражает степень скрытой периодичности - чем он выше, тем более регулярной является структура;

- А является мерой упорядоченности, чем он выше, тем больше в структуре поверхности периодических составляющих.

По результатам исследований выявлено, что оптимальными для операции хромирования поршневых колец являются следующие режимы: ток I -650 А, содержание ангидрида C - 100 г/л, так как при таких режимах обработки исходная шероховатость поверхности поршневых колец близка к равновесной, поскольку изменение стандартных параметров шероховатости и параметров теории фракталов (табл. 1) меньше, чем при других режимах, что

позволяет сделать вывод о наименьшем износе поверхностных слоев в процессе приработки.

Для условий работы дизеля 1-ПДГ4Д определены параметры равновесной шероховатости рабочей поверхности поршневых колец:

Яа = 0,16 мкм; Бт = 63,14 мкм; О0 = 1,452361;

£>+ш = 1,209367; К = 0,143321; А = 0,43667.

Рис. 3. Компьютерная двухмерная модель, построенная по результатам сканирования поверхностей поршневых колец 5*5 мкм: а - сила тока 600 А, содержание ангидрида 100 г/л; б - сила тока 650 А, содержание ангидрида 100 г/л; в - сила тока 600 А, содержание ангидрида 150 г/л; г - сила тока 650 А, содержание ангидрида 150 г/л

Математическая обработка экспериментальных данных параметров качества поршневых колец при проведении полного факторного эксперимента позволила получить адекватные математические зависимости и значения независимых параметров (оценочных параметров теории фракталов, толщины покрытия И, коэффициенты пористости (КП) и твердости покрытия, НВ:

£>0 = 1,422 + 7,84 10-31 -1,725 10-3С - 0,021/С ; (1)

£>+те = 1,298 + 0,0073/ + 0,098С + 0,063 • 10-4ІС ; (2)

К = 0,133 + 8,75 • 10-31 + 6,25 • 10-3С - 7,75 • 10-5ІС; (3)

А = 0,418 + 0,028/ + 0,01С + 2,5 -10-4ІС; (4)

И = 146,24 +13,75І +13,75С - 3,75ІС ; (5)

КП = 0,6 - 0,05/ - 0,025С - 0,025ІС ; (6)

НВ = 5,15 103 - 100І + 100С - 150ІС . (7)

в) г)

Рис. 4. Пористость хромированного слоя поршневых колец (х115): а - сила тока 600 А, содержание ангидрида 100 г/л; б - сила тока 650 А, содержание ангидрида 100 г/л; в - сила тока 600 А, содержание ангидрида 150 г/л; г - сила тока 650 А, содержание ангидрида 150 г/л

Таблица 1

Изменение параметров теории фракталов и стандартных параметров компрессионного поршневого кольца

Номер опыта (поршня) Изменение исследуемых параметров, %

Фрактальные оценочные параметры Стандартные оценки ше характеристики роховатости

Па К А Яа Ятах с ит с

1 19 31 2 5 8 5 1 0,1

2 5 6 2 3 3 3 0,3 0,04

3 24 41 2 6 6 4,38 1,03 1

4 8 39 0,2 5 3 3,25 3 1,2

Полученные зависимости в совокупности представляют математическую модель, связывающую реальный процесс хромирования поршневых колец; устанавливают явную взаимосвязь между фрактальными параметрами поверхности, характеристиками качества покрытия и параметрами режима хромирования, что обеспечивает возможность определения:

- параметров технологического процесса в зависимости от заданного диапазона изменения параметров поверхности и качества хромового покрытия;

- параметров поверхности и характеристик качества хромого покрытия в зависимости от допустимых параметров процесса в условиях реального производства.

Определение системы весовых коэффициентов и ранжирование по ней решений из области Парето приводит к получению оптимального компромиссного варианта, сбалансированного по противоречивости частных критериев. При этом интегральный показатель качества может представляться следующим образом:

- если i >> min, то

где ф и ю - частные критерии качества и их «весовые» значения.

Квадратичная форма записи обеспечивает наличие «прогиба» - точки компромиссного проекта. Весовые коэффициенты можно определить и уточнить в ходе решения задачи автоматически, путем последовательного сужения интервала варьирования искомых параметров около точки оптимума (прогиба), так как «веса» являются функцией ширины участка варьирования.

Искомый вектор частных критериев О является нормалью к поверхности Парето. Его поиск и определение оптимального решения проводится в следующей последовательности:

- проводится минимизация отдельно по каждому критерию качества (например, ф1тт), остальные частные критерии вычисляются с учетом полученных таким образом параметров модели (ф i при ф 1тт );

- по результатам частных оптимизаций формируется матрица Ф.

Это дает возможность определить область возможных изменений частных критериев фь ф2, ф3, ф4, ф5, ф6, ф7:

(8)

- если i >> max, то

(9)

Фі = Do = 1,422 + 7,84 ■ 10-3/ - 1,725 ■ 10-3С - 0,021/С ^ min;

Ф2 = D+«, = 1,298 + 0,073/ + 0,098С + 0,063/С ^ max;

фз = K = 0,133 + 8,75 ■ 10-3/ + 6,25 ■ 10-3С - 7,75 ■ 10-3/С ^ max;

ф4 = А = 0,418 + 0,28/ + 0,01С + 2,5 ■ 10-4/С ^ max; ф5 = h = 146,255 + 13,75/ + 13,75С - 3,75/С ^ min; фб = КП = 0,6 - 0,05/ - 0,025С - 0,025/С ^ max; ф7 = HB = 5,15 ■ 103 - 100/ + 100С - 150/С ^ max.

Интегральный критерий качества проекта можно определить как

Ф =

ф1тіп ф2 (Ф)1т1п ф3 (ф)1тіп ф4 (ф)1тіп ф5 (ф)1тіп ф6 (ф)1тіп ф7 (ф)1 тіп

ф1 (ф)2тіп ф2тт ф3 (ф)2тіп ф4 (ф)2тіп ф5 (ф)2тіп ф6 (ф)2тіп ф7 (ф)2тіп

ф1 (ф)3тіп ф2 (Ф)3тт ф3тіп ф4 (ф)3тіп ф5 (ф)3тіп ф6 (ф)3тіп ф7 (ф)3тіп

ф1 (ф)4тіп ф2 (Ф)4тт ф3 (ф)4тіп ф4тіп ф5 (ф)4тіп ф6 (ф)4тіп ф7 (ф)4тіп

ф1 (ф)5тіп ф2 (ф)5тіп ф3 (ф)5тіп ф4 (ф)5тіп ф5тіп ф6 (ф)5тіп ф7 (ф)5тіп

ф1 (ф)6тіп ф2 (ф)6тіп ф3 (ф)6тіп ф4 (ф)6тіп ф5 (ф)6тіп ф6тіп ф7 (ф)6тіп

ф (ф)7тіп ф2 (ф)7тіп ф3 (ф)7тіп ф4 (ф)7тіп ф5 (ф)7тіп ф6 (ф)7тіп ф7 тіп

(11)

Матрица частных критериев Ф связана с вектором весов Ж соотношением

Ф О = е, (12)

где ет = [1, 1, ..., 1] - единичный вектор.

Это соотношение позволяет определить веса частных критериев:

О = Ф-1е. (13)

С найденным вектором О проводится минимизация интегрального критерия качества. Расчеты проводятся до момента выполнения условий

м, - м+1 <£; (14)

Ы < Ы , (15)

где £ - заданная точность расчета критерия К (1, 5, 10 %); Ы - ограничения на варьируемые параметры.

Для исходного диапазона режимов процесса хромирования

I е [600; 650] А, С е [100;150] г/л, параметров поверхности и качества покры-

тия (£>0 е[0;2], £>+тее[0;2], Ке[0;1], Де[0;1], КПе[0,5;0,7], Ие[100;180] мкм, НВе [5400;6000] МПа) интегральный критерий качества (БА) имеет характер изменения, показанный на рис. 5, на котором оптимум имеет значение ЗАщт = 0,334. Характер изменения частных критериев показан на рис. 6.

Анализ характера изменения частного критерия свидетельствует о наличии плавного прогиба, при этом в диапазоне изменения параметров поверхности и качества покрытия ±10 % интегральный критерий качества изменяется от БА = 0,3362 до БА = 0,3354.

Проведена оптимизация по Парето для параметров качества хромового покрытия (толщина, пористость, твердость покрытия) и фрактальных показателей качества поверхности. Согласно критерию Парето оптимальными параметрами процесса хромирования являются I = 633 А, С = 133 г/л. Расчетные значения параметров поверхности и показателей качества покрытия при этих значениях следующие: Б0 = 1,419; Б+х = 1,26; К = 0,129; А=0,409; И = 139 мкм; КП = 0,605; НВ 5140.

Для оценки точности определения оптимальных данных проведен дополнительный эксперимент с оптимальными значениями параметров режима хромирования I = 633 А, С = 133 г/л. Результаты оценки качества поверхности поршневых колец приведены в табл. 2.

Визуальное представление картин компьютерной двухмерной модели поверхности поршневого кольца, полученной с использованием атомно-

силового микроскопа 8БМ, и пористости покрытия, полученной с помощью микроскопа МИМ-7, показано на рис. 7.

0.5

Рис. 5. Характер изменения интегрального критерия качества:

БА, - текущее значение интегрального значения качества;

БА,( = 76)- оптимальное значение интегрального критерия качества

1.6----------------------------------------------------

Сп 1.4

°'60 50 100 150 200

І

Рис. 6. Безразмерные значения частных критериев качества

Таблица 2

Значения фрактальных параметров поверхности и показателей качества покрытия хромового кольца по результатам эксперимента

Исследуемый параметр Номер точки на поршневом кольце Среднее значение

1 2 3 4 5 6

По 1,44 1,45 1,39 1,42 1,39 1,41 1,417

1,3 1,29 1,25 1,25 1,23 1,24 1,26

К 0,13 0,125 0,129 0,19 0,125 0,18 0,147

А 0,41 0,4 0,5 0,41 0,39 0,3 0,402

И, мкм 140 140 140 140 140 140 140

КП 0,6 0,65 0,65 0,6 0,6 0,6 0,62

нв 5200 5100 5100 5100 5200 5100 5133

Выполненный эксперимент показывает согласованность расчетных и экспериментальных значений показателей качества поверхности и хромового покрытия.

а) б)

Рис. 7. Компьютерная двухмерная модель, построенная по результатам сканирования (а), и пористость поверхности поршневого кольца (б) при режимах хромирования I = 633 А, С = 133 г/л

Таким образом, проведенные исследования показали, что оценочные параметры теории фракталов позволяют проводить оценку качества поверхностей со сложной геометрией и определять эффективные режимы обработки, обеспечивающие эксплуатационные свойства таких поверхностей.

Заключение

Проведены экспериментальные исследования показателей качества поверхности, имеющей шероховатость сложной геометрической формы, на примере хромированной поверхности поршневых колец двигателя внутреннего сгорания. Установлено, что фрактальные параметры значительно более чувствительны к изменению режимов хромирования и более адекватно оценивают свойства поверхности.

Получены зависимости, связывающие фрактальные параметры поверхности и свойства покрытия (толщина, пористость, твердость) с режимами обработки поршневых колец. Установлены оптимальные режимы процесса хромирования, обеспечивающие равновесную шероховатость и повышенную износостойкость поверхности.

Список литературы

1. Лепов, В. В. Структурные модели процессов накопления повреждений и тре-щиностойкость конструкционных материалов : дис. д-ра техн. наук: 01.02.06 / Лепов В. В. - М. : РГБ, 2007. - (Из фондов Российской государственной библиотеки) // иКЬ: http://diss.rsl.ru/diss/07/0304/070304002.pdf.

2. Вячеславова, О. Ф. Современные технологии обработки материалов в свете теории фракталов / О. Ф. Вячеславова // Автомобильная промышленность. -2004. - № 11. - С. 27-31.

3. Артемов, И. И. Технология формирования структурных составляющих инженерии поверхности на основе теории фракталов / И. И. Артемов, А. А. Генералова // Исследования и проектирования машин : сб. ст. IV Междунар. науч.-техн. конф. -Пенза : Приволжский Дом знаний, 2008. - С. 8.

4. Погодаев, Л. И. Износостойкость пар трения «серый чугун - гальваническое хромовое покрытие» при использовании смазочных композиций с различными присадками / Л. И. Погодаев, П. П. Дудко, В. Н. Кузьмин // Двигателестроение. -2000. - № 4. - С. 32-37.

Артемов Игорь Иосифович доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе и инновационной деятельности, Пензенский государственный университет

E-mail: rectorat@pnzgu.ru

Генералова Александра Александровна старший преподаватель, кафедра транспортных машин, Пензенский государственный университет

E-mail: generalova_aa@mail.ru

Артемова Наталья Евгеньевна кандидат технических наук, доцент, кафедра начертательной геометрии и графики, Пензенский государственный университет

E-mail: ngg@pnzgu.ru

Artyomov Igor Iosifovich Doctor of engineering sciences, professor, vice rector for research and innovative activity, Penza State University

Generalova Alexandra Alexandrovna Senior lecturer, sub-department of automated vehicles, Penza State University

Artyomova Nataliy Evgenyevna Candidat of engineering sciences, associate professor, sub-department of descriptive geometry and graphics, Penza State University

УДК 621.7-4 Артемов, И. И.

Технологическое обеспечение качества поверхностного слоя поршневых колец на основе оценки его характеристикс применением теории фракталов / И. И. Артемов, А. А. Генералова, Н. Е. Артемова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. - 2012. -№ 3 (23). - С. 85-94.