DOI: 10.24937/2542-2324-2019-3-389-165-172 УДК 658.531:629.5.068
В.Г. Хорошев, Л.Н. Попов, Р.И. Гатин, Н.П. Погодин
ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Санкт-Петербург, Россия
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ СУДОВЫХ БАЛЛАСТНЫХ ВОД
Объект И цель научной работы. Объектом исследования является проблема загрязнения акваторий судовыми балластными водами. Цель исследования - оценка перспективности применения технологических и организационных методов в предотвращении загрязнения российских морей судовыми балластными водами.
Материалы И методы. Описаны основные технологические и организационные направления обработки водяного балласта, предусмотренные правилами Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими, которые являются обязательными для Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности морской среды.
Основные результаты. Приведены результаты выполнения оригинальных ОКР, на основании которых создан отечественный образец судовой системы управления балластными водами (СУБВ). Предложены дополнения в Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, учитывающие требования Конвенции. Заключение. Опытный образец СУБВ обладает экологической чистотой (не используются активные вещества) и по технико-экономическим характеристикам не уступает аналогичному зарубежному оборудованию. Предлагаемые дополнения в Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта непосредственно связаны с обеспечением практической реализуемости новых конкурентоспособных отечественных СУБВ.
Ключевые слова: балласт водяной, система управления балластными водами, обезвреживание балластных вод,
механическая фильтрация, ультрафиолетовое излучение.
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
DOI: 10.24937/2542-2324-2019-3-389-165-172 UDC 658.531:629.5.068
V. Khoroshev, L. Popov, R. Gatin, N. Pogodin
Krylov State Research Centre, St. Petersburg, Russia
TECHNOLOGICAL AND REGULATORY SUPPORT FOR DECONTAMINATION OF SHIP BALLAST WATERS
Object and purpose of research. This paper discusses sea pollution by ship ballast waters. The purpose of this study is to estimate the potential of technological and organizational solutions intended to prevent pollution of Russian seas by ballast waters discharged from ships.
Materials and methods. This paper discusses main technological and organizational approaches to ballast water treatment, as envisaged by the rules of International Convention for the Control and Management of Ships' Ballast Water and Sediments compulsory for the Russian Federation in terms of environmental safety of seas.
Main results. This paper presents the results of innovative developments that became the basis for the first Russian ballast water management system (BWMS). It also suggests some additions to the Technical Regulations on Safety of Sea Transport Items to make them compliant with the Convention.
Conclusion. BWMS prototype discussed in this paper is reagent-free and eco-friendly, and its technical and economic efficiency is at the level of similar foreign equipment. The additions to the Technical Regulations on Safety of Sea Transport Items suggested in this study are directly connected with ensuring the feasibility of new cost-efficient Russian BWMSs. Keywords: water ballast, BWMS, ballast water decontamination, mechanical filtering, UV treatment. Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
Дпя цитирования: Хорошев В.Г., Попов JI.H., Гатин Р.И., Погодин Н.П. Технологическое и нормативное обеспечение обезвреживания судовых балластных вод. Труды Крыловского государственного научного центра. 2019; 3(389): 165-172. For citations: Khoroshev V., Popov L., Gatin R., Pogodin N. Technological and regulatory support for decontamination of ship ballast waters. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2019; 3(389): 165-172 (in Russian).
Проблема загрязнения акваторий судовыми балластными водами
The problem of sea pollution by ship ballast waters
С начала века объем перевозок морским транспортом устойчиво составляет 80 % совокупной мировой товарной торговли и более 70 % ее стоимости, несмотря на кризисные явления в мировой экономике. При этом, как показывает анализ обзоров морского транспорта (Review of Maritime Transport), публикуемых UNCTAD (United Nation Conference on Trade and Development), ежегодно в морских перевозках переносится примерно 3-5 млрд т балластной воды.
В связи с этим увеличивается опасность внедрения и распространения неместных биологических видов в результате сброса с судов необработанных балластных вод, что представляет собой одну из четырех наиболее серьезных угроз для Мирового океана (наравне с загрязнением воды, чрезмерной эксплуатацией морских ресурсов и разрушением морского хабитата) и одну из основных опасностей для биологического разнообразия во всем мире [1].
Использование морской воды в качестве балласта необходимо для обеспечения безопасных условий эксплуатации и остойчивости судов, однако в ней зачастую содержится множество видов морских организмов, которые могут выживать в принимающей среде, размножаясь в огромных количествах и нанося непоправимый вред водным экоси-
Рис. 1. Наиболее нежелательные виды водных и патогенных организмов
Fig. 1. Most hazardous species of aquatic and pathogenic organisms
стемам, здоровью человека, имуществу и ресурсам. На рис. 1 представлены виды из списка наиболее нежелательных организмов, опубликованного Международной морской организацией (IMO - International Maritime Organization). IMO также отмечает, что во всем мире зарегистрированы сотни других серьезных вторжений [2].
Половину списка наиболее нежелательных водных организмов составляют распространенные в морях РФ следующие виды: двустворчатый моллюск дрейссена Dreissena Polymorhia, китайский мохнорукий краб Eriocheir sinensis, гребневик-планктонофаг Mnemiopsis Leidyi, хищный планктонный рачок церкопагис Cercopagis pengoi и мелкая рыба семейства бычковых Neogobius melanostomus.
Проблема биологического загрязнения акваторий имеет существенное значение для Балтийского, Черного, Белого, Азовского и Каспийского внутренних морей, связанных между собой водными каналами, а также окраинных морей Северного Ледовитого и Тихого океанов, через которые проходят основные транспортные судовые пути, обеспечивающие работу российской нефтегазовой отрасли.
Недопущение вселения чужеродных видов также является важнейшим условием обеспечения экологической безопасности страны, т.к. с балластными водами могут перемещаться патогенные организмы, в том числе такие опасные для человека, как холерный вибрион Vibrio cholerae.
В целях предотвращения, сведения к минимуму загрязнения акваторий, связанного с переносом вредных и болезнетворных морских организмов в балластных водах из одного региона в другой, IMO в 2004 г. разработала Международную конвенцию о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими (далее - Конвенция) [3]. Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 2012 г. (Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 №256). Вступившая в действие 8 сентября 2017 г. Конвенция описывает нормы и правила обращения с балластными водами и осадками с целью предотвращения переноса с ними вредных водных и патогенных организмов, которые могут создавать угрозу для окружающей среды, здоровья человека, имущества и биоресурсов.
Информация о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими в мировом судоходстве осуществляется IMO посредством публикаций резолюций и циркуляров Комитета по защите морской среды - КЗМС (МЕРС - Marine Environment Protection Committee). Для разъяснения положений Конвенции и порядка их применения
при проектировании, постройке и эксплуатации морских судов КЗМС подготовил ряд специальных руководств и инструкций: по контролю и управлению балластными операциями на судах, по безопасной замене балласта в море, по отбору проб балластных вод, по одобрению систем управления балластными водами и др.
В соответствии с Конвенцией все новые суда и суда, находящиеся в эксплуатации, в обязательном порядке должны выполнять правила по безопасной замене балласта в море или оснащаться системами управления балластными водами (СУБВ), обеспечивающими обезвреживание вредных водных и патогенных организмов и контроль качества обработки.
За рубежом уже созданы многочисленные СУБВ различных типов, получившие одобрение 1МО и национальных администраций. Доступные публикации Регистра Ллойда «Технология управления обработкой водяного балласта. Текущее состояние» свидетельствуют о том, что в мире разработано около 70 типов систем обработки судового балласта, основанных на использовании различных физико-химических методов обработки [4]. Из общего количества (свыше 500) установленных на судах систем управления балластными водами около 300 установок (—60 %) используют принцип действия, основанный на сочетании методов механической фильтрации и ультрафиолетового излучения.
На рис. 2 проиллюстрирован процесс распространения в мировом судостроении систем обработки балластных вод, в которых применяются такие технологии, как механическая фильтрация, ультрафиолетовое излучение и химическая обработка [1].
Анализ использования судовых систем обработки балластных вод выполнен для трех основных классов судов. В структуре мирового торгового флота на долю балкеров приходится 43,1 %, нефтяных танкеров - 27,9 % и контейнеровозов - 13,5 %, причем суммарный удельный вес этих трех классов составляет свыше 4/5 всего дедвейта мирового флота (84,5 %).
Среди основных классов морских судов более половины новых контейнеровозов, построенных в 2013-2014 гг., были оснащены системами обработки балластных вод. Для других классов судов этот показатель ниже, но также увеличивается. Например, доля новых нефтяных танкеров, оборудованных СУБВ, увеличилась с 14 до 25 % от общего количества таких судов, построенных в указанные годы.
В 2015-2018 гг. в связи с ратификацией Конвенции продолжалось оснащение новых судов си-
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 2. Доля новых судов, оснащенных системами обработки балластных вод
Fig. 2. Share of new ships fitted with BWMS
стемами обработки балластных вод. При этом есть все основания считать, что тенденция роста доли судов, оснащенных СУБВ (рис. 2), сохраняется, т.к. продолжается устойчивое увеличение доли основных классов судов в структуре мирового флота. За 2015-2017 гг. рост доли тоннажа контейнеровозов в составе флота составляет в среднем 3,8 %, нефтяных танкеров - 4,4 %, балкеров - 2,2 % [1].
Технологическое обеспечение обезвреживания балластных вод в России
Technological support of ballast water decontamination in Russia
В ближайшем будущем отсутствие технических средств обработки балластных вод на борту отечественных судов может негативно повлиять на конкурентные возможности российского морского транспорта, особенно при транспортировке нефти и газа с разрабатываемых арктических и сахалинских месторождений, из российских портов, расположенных на побережье Балтийского и Баренцева морей. В свою очередь, это вызовет снижение доходов государственного бюджета за счет уменьшения рентабельности отечественной морской транспортной составляющей нефтегазового комплекса.
К настоящему времени в России отсутствует производство отечественных СУБВ, однако в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. реализованы пилотные проекты ФГУП «Крыловский государственный научный центр», позволившие разработать опытный образец системы управления балластными водами.
Рис. 3. Оборудование обезвреживания балластных вод в составе опытного образца системы управления балластными водами СУБВ-250:
а) оборудование фильтрации балластной воды;
б) оборудование ультрафиолетового обезвреживания балластной воды
Fig. 3. Ballast water decontamination equipment of BWMS 250 prototype system: a) filters: b) UV treatment units
Созданный опытный образец СУБВ-250 реализует технологии, основанные на физических методах обезвреживания (механическая фильтрация и ультрафиолетовое облучение балластной воды), экологически безвреден (не использует активные вещества) и по технико-экономическим характеристикам соответствует нормативным требованиям Конвенции.
При проектировании образца принята блочно-модульная схема конструкции, состоящая из независимых (базовых) модулей производительностью 250 м3/ч каждый. Модульное исполнение разработанного опытного образца СУБВ предполагает возможность оптимального размещения составных частей системы в корпусных конструкциях строящихся и эксплуатируемых судов. Принцип блочно-модульного конструктивного исполнения может быть использован при проектировании систем управления балластными водами различной производительности (500 м3/ч и более) путем параллельного соединения базовых модулей.
Опытный образец (базовый модуль) СУБВ-250 состоит из последовательно гидравлически соединенного оборудования обезвреживания балластной воды, использующего:
■ метод фильтрации СУБВ-Ф-250 (тонкость механической фильтрации - не более 50 мкм);
■ воздействие ультрафиолетового облучения СУБВ-УФ-250 (бактерицидная доза при ультрафиолетовом обезвреживании - не менее 200 мДж/см2).
Также в состав модуля входят оборудование для мониторинга, анализа и средства отбора проб балластных вод.
Требуемые контроль и мониторинг эффективности обезвреживания балластной воды осуществляются путем отбора проб и оперативного анализа основных гидрохимических и гидробиологических параметров воды. Для оперативного анализа проб воды в состав компонентов блока контроля и мониторинга входят сертифицированные приборы - анализаторы бактериального загрязнения воды, содержания растворенного кислорода, мутности и минерализации воды.
На рис. 3 представлен базовый вариант оборудования опытного образца системы управления балластными водами СУБВ-250 производительностью 250 м3/ч.
Таким образом, Россия имеет задел для решения проблемы предотвращения переноса нежелательных видов организмов с балластными водами и уменьшения экономических потерь, связанных с этой экологической проблемой.
В заключении Российского морского регистра судоходства (далее - Регистр) отмечено, что выполненная работа по созданию СУБВ является единственной отечественной конкурентоспособной разработкой в данной области: «Регистр считает целесообразным проведение сертификации разработанной судовой системы управления балластными водами, сопряженной с проведением полномасштабных натурных испытаний в условиях различных морских акваторий».
В соответствии с требованиями Конвенции Крыловский государственный научный центр выполнил ОКР «Проведение натурных испытаний опытного образца с целью сертификации системы управления балластными водами морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, обеспечивающей обезвреживание вредных организмов в балластной воде» по подпрограмме «Развитие судостроительной науки» государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы». Основные цели ОКР:
■ проведение испытаний опытного образца СУБВ, обеспечивающего обезвреживание вредных водных и патогенных организмов в балластной воде;
■ получение одобрения Регистром положительных результатов испытаний опытного образца судовой СУБВ.
В результате ОКР выполнена проверка биологической эффективности СУБВ, которая зависит от таких факторов, как температура, соленость и мутность морской воды, а также содержание растворенных веществ и частиц в испытательной воде.
В своем заключении по результатам ОКР Регистр отмечает следующее:
■ опытный образец системы управления балластными водами СУБВ соответствует требованиям о береговых испытаниях, изложенным в Резолюции МЕРС.279(70), без ограничения по солености;
■ для завершения работ по освидетельствованию с целью последующей выдачи международного Свидетельства об одобрении типа системы управления балластными водами, соответствующей стандарту качества обработки балластных вод (указан в Правиле D-2 Конвенции), необходимо проведение полномасштабных судовых испытаний опытного образца СУБВ в соответствии с требованиями Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года, Резолюции МЕРС.279(70), Правил и Руководств Регистра;
■ по результатам проведенных испытаний на опытный образец СУБВ-250 оформлено Свидетельство Российского морского регистра судоходства № 17.90017.313 от 01.11.2017 г. об изготовлении, освидетельствовании и испытаниях. Окончательно сертификация разработанной
СУБВ должна завершиться проведением судовых натурных испытаний опытного образца и получением от Регистра международного Свидетельства об одобрении типа данной системы в соответствии с требованиями руководства IMO по одобрению систем управления балластными водами (Резолюция МЕРС.279(70)).
В стране созданы предпосылки для организации производства отечественного оборудования и систем для очистки балластных вод морских судов и судов смешанного (река-море) плавания.
Нормативное обеспечение положений Конвенции в России
Regulatory support for implementation of the Convention in Russia
ФАУ «Российский морской регистр судоходства» оперативно информирует судовладельцев и другие заинтересованные стороны обновлении документации и текущем статусе Конвенции, а также обращает внимание на необходимость своевременной под-
готовки судов и инфраструктуры морского транспорта к выполнению условий Конвенции.
Для безопасного осуществления балластных операций Регистр выпустил Инструкцию по разработке судовых руководств по безопасной замене балласта в море НД №2-029901-003, которой должны снабжаться суда в целях сведения к минимуму переноса вредных водных организмов и патогенов. В инструкции рассматриваются три метода замены балласта:
■ метод последовательной замены, при котором балластная цистерна или иной судовой объем, участвующие в балластных операциях, предварительно полностью опорожняются (не менее чем на 95 % объема), а затем вновь заполняются забортной водой;
■ метод прокачки, при котором забортная вода путем перелива прокачивается через заполненную балластную цистерну или иной судовой объем, участвующие в балластных операциях. При этом объем прокачанной воды должен составлять не менее трех объемов балластной цистерны;
■ метод разбавления, при котором забортная вода поступает в балластную цистерну или иной судовой объем, участвующие в балластных операциях, через их верхнюю часть с одновременной откачкой за борт такого же количества балласта при поддержании уровня заполнения балластной цистерны. Объем прокачанной воды должен составлять не менее трех объемов балластной цистерны.
Разработка судового Руководства направлена на сведение к минимуму риска переноса с балластной водой и осадками в балластных цистернах вредных водных организмов и патогенов при сохранении безопасности судна.
Регистр ввел в обращение в отечественных нормативно-технических документах (НТД) термин «BWM-Конвенция»1 (Ballast Water Management) для сокращенного наименования Конвенции, примененный в оригинальном тексте этого международного документа. Если судно осуществляет управление балластными водами посредством замены балласта в море и, соответственно, снабжено судовым Руководством по безопасной замене балласта в море, то к основному символу класса добавляется специальный знак «BWM», подтверждающий соответствие судна требованиям Регистра в отношении безопасной замены балласта в море.
1 Далее по тексту используется термин BWM-Конвенция.
Регистром разработано «Руководство по применению требований Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года» НД № 2-030101-030 при освидетельствовании судов на класс Регистра.
Новые нормативные документы Регистра по управлению балластными водами направлены на обеспечение экологической безопасности морской среды и достижение качества сбрасываемой российскими судами балластной воды в соответствии с современными международными требованиями.
Предложения по учету требований BWM-Конвенции в отечественных нормативно-технических документах
Suggestions on taking into account BWM Convention requirements in Russian regulatory and technical documents
Руководства и резолюции IMO не являются юридически обязательными для государств, однако их содержание может служить рекомендациями для администраций стран - членов IMO при разработке национальных правил и требований, в частности, по безопасности на морском транспорте.
Основным отечественным НТД, который следует дополнить, является Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, утвержденный Постановлением Правительства РФ 12 августа 2010 г. № 620 (ред. от 26.03.2014 г.), который устанавливает обязательные минимальные требования безопасности объектов морского транспорта [5].
Раздел II «Требования безопасности объектов морского транспорта» целесообразно изменить следующим образом:
■ п. 21. дополнить: «Объекты морского транспорта должны соответствовать требованиям Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года (BWM-Конвенция)»;
■ п. 93. дополнить: «Охрана окружающей среды от негативного воздействия на нее объектов морского транспорта должна обеспечиваться выполнением требований BWM-Конвенции:
а) для предотвращения биологического загрязнения водной среды при транспортировке вредных водных и патогенных организмов с балластными водами судов проектировщики, строители, изготовители и ком-
пании-владельцы объектов морского транспорта должны предусматривать на судах систему управления балластными водами (СУБВ), которая обезвреживает балластную воду в соответствии с требованиями BWM-Конвенции. Судовые системы управления балластными водами должны иметь конструкцию, одобренную Министерством транспорта Российской Федерации или уполномоченным им органом классификации судов;
б) компании-владельцы объектов морского транспорта должны обеспечить каждое судно Руководством по безопасной замене балласта в море в соответствии с Инструкцией Российского морского регистра судоходства НД № 2-029901-003».
В раздел III «Требования к безопасности процессов эксплуатации и утилизации объектов морского транспорта» нужно включить пункт о безопасной замене балласта следующего содержания: «Министерство транспорта Российской Федерации и компания должны обеспечить выполнение требований к безопасной замене балластных вод в соответствии с требованиями BWM-Конвенции и Инструкции Российского морского регистра судоходства НД № 2-029901-003.
Районы для безопасной замены балластных вод в водоемах под юрисдикцией Российской Федерации должны быть установлены уполномоченными федеральными органами исполнительной власти».
Раздел IV «Требования безопасности объектов инфраструктуры морского транспорта» в п. 178. дополнить: «В случаях, не предусмотренных настоящим техническим регламентом, объекты инфраструктуры морского транспорта должны соответствовать требованиям BWM-Конвенции».
В перечень оборудования обеспечения экологической безопасности, указанный в Приложении № 1 к Техническому регламенту о безопасности объектов морского транспорта, в Раздел 2 внести наименование нового объекта технического регулирования: «система управления балластными водами с комплектующим оборудованием».
Предлагаемые поправки в Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта направлены на сведение к минимуму и устранение экологической опасности для морской среды, здоровья человека, имущества и ресурсов, связанной с неконтролируемым сбросом судовых балластных вод.
Перечисленные поправки не охватывают весь объем необходимых изменений в действующие НТД по обеспечению экологической безопасности морского транспорта, но помогут соблюсти требования к качеству сбрасываемых с судов балластных вод в соответствии с современными международными требованиями.
Внедрение новых экологических требований в отечественные НТД непосредственно связано с обеспечением практической реализуемости новых разработок отечественной промышленности. В частности, сертификация разработанной СУБВ даст возможность вывести на рынок отечественную конкурентоспособную судовую систему управления балластными водами, послужит основанием для реализации в отрасли единой инновационной технологической цепочки по разработке, освоению, изготовлению и эксплуатации нового судового оборудования обработки балласта.
Заключение
Conclusion
В целях предотвращения загрязнения акваторий, связанного с переносом вредных и болезнетворных морских организмов в балластных водах из одного региона в другой, разработана и вступила в действие Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими.
В соответствии с требованиями Конвенции Крыловский государственный научный центр выполнил оригинальные ОКР, на основании которых создан экологически безвредный (не использует активные вещества) опытный образец системы управления балластными водами, обеспечивающий обезвреживание вредных водных и патогенных организмов в балластной воде.
Предлагаемые дополнения в Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, учитывающие требования Конвенции, непосредственно связаны с обеспечением практической реализуемости новых конкурентоспособных отечественных судовых систем управления балластными водами.
Библиографический список
1. Обзор морского транспорта ЮНКТАД за 2015-2017 гг. [Электрон, ресурс] // United Nations Conference on Trade and Development. URL: http://www.unctad.org (дата обращения: 21.09.2018).
2. Invasive Aquatic Species (IAS) [Электрон, ресурс] // International Maritime Organization. URL: http://
www.imo.org/en/OurWork/Environment/BallastWaterM anagement/Pages/AquaticInvasiveSpecies(AIS).aspx (дата обращения: 20.09.2018).
3. Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года. СПб.: Издательство ЗАО ЦНИИМФ, 2005.
4. Ballast water treatment technologies and current system availability. Part of Lloyd's Register's Understanding Ballast Water Management [Электрон, ресурс] // Transport styrelsen. URL: https://www.transportstyrelsen.se/ globalassets/global/sjofart/dokument/miljoskydd/bar-lastvatten/bwt2012.pdf (дата обращения: 10.09.2018).
5. Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта. М.: Моркнига, 2018.
References
1. UNCTAD Reviews of maritime transport 2015-2017, URL: http://www.unctad.org (accessed on21.09.2018.
2. Invasive Aquatic Species (IAS). International Maritime Organization. URL: http://www.imo.org/en/ OurWork/Environment/BallastWaterManagement/Pages/ AquaticInvasiveSpecies(AIS).aspx (accessed on 20.09.2018).
3. International Convention for the Control and Management of Ship's Ballast Water and Sediments (BWM), 2004 edition. St. Petersburg: Publishing House of JSC TsNIIMF, 2005. (Russian translation).
4. Ballast water treatment technologies and current system availability. Part of Lloyd's Register's Understanding Ballast Water Management // Transport styrelsen. URL: https://www.transportstyrelsen.se/globalassets/global/
sj ofart/dokument/milj osky dd/barlastvatten/bwt2012 .pdf (accessed onl0.09.2018).
5. Technical Regulations on Safety of Sea Transport Items. Moscow: Morkniga, 2018 (in Russian).
Сведения об авторах
Хорошев Виталий Геннадьевич, д.т.н., заместитель генерального директора - начальник отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: 8 (812) 386-67-69. E-mail: v_horoshev@ksrc.ru. Попов Леонид Николаевич, к.т.н., заместитель начальника отделения - начальник отдела ФРУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: 8 (812) 748-63-17. E-mail: v_popov@ksrc.ru. Гатин Рамис Илъмирович, заместитель начальника отдела - начальник сектора ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-
Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: 8 (812)415-47-02. E-mail: 4_otd@ksrc.ru.
Погодин Никита Петрович, главный специалист ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: 8 (812)415-47-02. E-mail: 4_otd@ksrc.ru.
About the authors
Vitaly G. Khoroshev, Dr. Sci. (Eng.), Deputy Director General - Head of Division, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: 8(812)386-67-69. E-mail: v_horoshev@ksrc.ru.
Leonid N. Popov, Cand. Sci. (Eng.), Deputy Head of Division - Head of Department, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: 8(812)748-63-17. E-mail: v_popov@ksrc.ru.
Ramis I. Gatin, Deputy Head of Department - Head of Sector, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: 8 (812)415-47-02. E-mail: 4_otd@ksrc.ru. Nikita P. Pogodin, Chief Expert, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: 8(812)415-47-02. E-mail: 4_otd@ksrc.ru.
Поступила / Received: 27.05.19 Принята в печать / Accepted: 26.07.19 © Коллектив авторов, 2019