Научная статья на тему 'Технологическое формирование эксплуатационной годности двигателей'

Технологическое формирование эксплуатационной годности двигателей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ / РЕМОНТ / ОБКАТКА / ИСПЫТАНИЕ / ИЗНОС / ОТКАЗЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ENGINE / REPAIR / RUNNING-IN / TEST / WEAR / REFUSALS / TECHNICAL INDICATORS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Королев А.Е.

В статье анализируется процесс обкатки двигателей на ремонтном предприятии. Технология обкатки в значительной степени определяет надёжность двигателей. Проведены производственные испытания дизелей ЯМЗ-238НБ. Выполнена оценка влияния качества сборки на рабочие характеристики двигателей. Показано изменение технических показателей от времени испытания. Выявлена взаимосвязь между рабочими параметрами дизелей. Установлено влияние режима обкатки на износ и количество отказов объектов исследования. Обоснована рациональная продолжительность обкатки двигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL FORMATION OF OPERATIVE FITNESS OF ENGINES

In article process of a running-in of engines at repair shop is analyzed. The technology of a running-in substantially defines reliability of engines. Production tests of the diesels YaMZ-238NB are carried out. Is executed assessment the influence the qualities of assembly on workers characteristics of engines. Change of technical indicators from test time is shown. The interrelation between operating parameters of diesels is revealed. Influence of the mode of a running-in on wear and the number of refusals of objects of a research is established. The rational duration of a running-in of engines is proved.

Текст научной работы на тему «Технологическое формирование эксплуатационной годности двигателей»

От того в какие игры будут играть наши дети будет зависеть их воспитание.

Список литературы

1. Джеф Раскин. Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем [Текст]/ Джеф Раскин. - М., 2005. - 273 с.

2. Алан, Купер Психбольница в руках пациентов. Алан Купер об интерфейсах [Текст]/ Алан Купер М., 2009. - 336 с

3. UI И UX В ИГРАХ // kdicast.com URL: [Электронный ресурс] - Режим доступа https://kdicast.com/e/103-ui-i-ux-v-igrah/ свободный - Загл. с экрана.

4. Методы уничтожения игровых интерфейсов [Электронный ресурс] - Режим

доступа // vc.ru URL: https://vc.ru/flood/4681-kill-interface свободный - Загл. с экрана.

5. Что такое UX/UI дизайн на самом деле? [Электронный ресурс] - Режим доступа // Habrahabr URL: https://habr.com/post/321312/ свободный -Загл. с экрана.

6. Дизайн игрового интефейса. Теория диегезиса. [Электронный ресурс] - Режим доступа // Stopgame.tu URL: https://stopgame.ru/blogs/topic/66666 свободный -Загл. с экрана.

7. Коваленко Т.А., Влияние интерфейса на восприятие программного продукта /Т.А. Коваленко // Сборник статей «Информационные технологии и их приложения. Международная техническая конференция. 2019 С. 104-107

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ГОДНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ

Королев А.Е.

кандидат технических наук, доцент кафедры «Технические системы в АПК» Государственный аграрный университет Северного Зауралья

Россия, г. Тюмень

TECHNOLOGICAL FORMATION OF OPERATIVE FITNESS OF ENGINES

Korolev A.

candidate of technical sciences, associate professor the department "Technical systems in agrarian and industrial complex" Northern Trans-Ural State Agricultural University,

Russia, Tyumen

Аннотация

В статье анализируется процесс обкатки двигателей на ремонтном предприятии. Технология обкатки в значительной степени определяет надёжность двигателей. Проведены производственные испытания дизелей ЯМЗ-238НБ. Выполнена оценка влияния качества сборки на рабочие характеристики двигателей. Показано изменение технических показателей от времени испытания. Выявлена взаимосвязь между рабочими параметрами дизелей. Установлено влияние режима обкатки на износ и количество отказов объектов исследования. Обоснована рациональная продолжительность обкатки двигателей.

Abstract

In article process of a running-in of engines at repair shop is analyzed. The technology of a running-in substantially defines reliability of engines. Production tests of the diesels YaMZ-238NB are carried out. Is executed assessment the influence the qualities of assembly on workers characteristics of engines. Change of technical indicators from test time is shown. The interrelation between operating parameters of diesels is revealed. Influence of the mode of a running-in on wear and the number of refusals of objects of a research is established. The rational duration of a running-in of engines is proved.

Ключевые слова: двигатель, ремонт, обкатка, испытание, износ, отказы, технические показатели.

Keywords: engine, repair, running-in, test, wear, refusals, technical indicators.

Стабильность качественных показателей двигателей в решающей степени зависит от рационального построения технологических процессов. Оптимально выбранная технология дает возможность улучшать физико-механические свойства материалов, обеспечивая высокие эксплуатационные показатели двигателей и экономическую эффективность производства [1]. Работоспособность технических систем предопределяется функцией точности их составляющих элементов - сборочных единиц и деталей [2]. Износостойкость, а, следовательно, и долговечность агрегатов зависят от

площади контактирования рабочих поверхностей [3]. Правильный подбор посадок имеет большое значение для обеспечения равномерной износостойкости сборочных единиц и деталей, что существенно снижает издержки на ремонт двигателей. Раскрытие связей между факторами, формирующими уровень технического состояния двигателей, является основой прогнозирования их ресурса. На производственных предприятиях выполняется незначительная часть обкатки агрегатов, потому в эксплуатационных условиях определён-

ныи период техника используется на ограниченных режимах нагружения. Однако технологическая приработка двигателей необходима, поскольку в этот период детали подготавливаются к тепловым и скоростным нагрузкам, а также выявляются и устраняются возможные дефекты предшествующих технологических операций. Естественно, что при соблюдении технических требований и условий на изготовление деталей и сборку сопряжений количество приработочных отказов сокращается [4]. Большинство исследований направлено на ещё большее сокращение периода заводской обкатки [5], но при этом рассматривается только фактор адаптации поверхностей трения к внешним условиям. Для оценки качества и управления процессом приработки двигателей необходимо иметь объективную информацию об их техническом состоянии [6], поэтому важен ме-

15 12 9

V

тодически обоснованный подход при решении поставленных задач.

Эксперименты выполнялись на специализированном ремонтном предприятии. Было обкатано 37 тракторных дизелей ЯМЗ-238НБ по существующей технологии, при этом фиксировались все виды отказов, проводился отбор проб картерного масла и их спектральный анализ. Перед сборкой двигателей выполнялся микрометраж базовых деталей. По окончании приработки дизели испытывались в соответствии техническими требованиями на ремонт.

Скорость утечки и степень сжатия газа в цилиндрах зависят от суммарной площади зазоров в сопряжении. Соответственно эти параметры определяют эффективные показатели работы двигателей. В результате обработки исходных данных получены закономерности изменения изучаемых показателей (рис. 1).

V,

л/мим

150

120

90

60

0,20 0,25 0,30 0.35 0,40 Б. мм

Рисунок 1 Влияние зазора в цилиндропоршневой группе на скорость прорыва газов в картер V

и степень сжатия в камере сгорания е

Расчетами установлено, что изменение зазора улучшает пусковые свойства двигателя при низких

на 0,01 мм вызывает рост или снижение показате- температурах. Стендовые испытания дизелей пока-

лей на 5.. .7%. При увеличении степени сжатия дав- зали, что величина начального зазора вызывает зна-

ление в начале впрыска растет, что обуславливает чительные изменения давления масла в системе

сокращение периода задержки воспламенения топ- (рис. 2). ливной смеси. Повышение этого параметра также

Рисунок 2 Влияние зазора в сопряжении шейка коленчатого вала-вкладыш на давление в системе смазки двигателя

Увеличение начального зазора на 0,01 мм приводит к снижению давления масла на 14.17%, что ухудшает гидродинамический режим смазывания узлов трения. Следовательно, при сборке двигателей необходимо не только контролировать

размеры ресурсоопределяющих деталей, но и организовывать их селективный подбор для обеспечения нормативных зазоров. Наиболее интенсивно технические показатели изменяются в начальный период обкатки (рис. 3).

N.. кПт

160

150

140

___

8*.

г

кВт 240

225

210

t.M

О 1 2

Рисунок 3 Изменение эффективной мощности (1) и удельного эффективного расхода топлива (1)

в процессе обкатки двигателей ЯМЗ-238НБ

Спектральный анализ предназначен для определения концентрации продуктов износа в граммах на тонну моторного масла, что позволяет ис-

пользовать относительный показатель в процентах. В результате исследований установлено влияние нагрузочно-скоростного режима на износ сопряжений (рис. 4).

Рисунок 4 Зависимость износа двигателей ЯМЗ-238НБ от продолжительности обкатки (1), нагрузки (2) и частоты вращения коленчатого вала (3)

По степени влияния на износ параметры распределились следующим образом: время - 0,48, нагрузка - 0,31, и скорость - 0,21. По этапам обкатки износы составили: холодная - 38...42%, горячая без нагрузки -12... 15%, горячая под нагруз-т,

ОГК

да 3

кой - 43...48%. Обкатка двигателей, как заключительная операция технологического процесса, является одним из резервов повышения их надежности. Аналогично, от этих же факторов определён характер проявления отказов (рис. 5).

Л

^^2 3

О

о о

1

350 600

2

700 1200

t,4

Р,Н п, мин

-1

Рисунок 5 Изменение количества отказов двигателей ЯМЭ-238НБ от продолжительности обкатки (1), нагрузки (2) и частоты вращения коленчатого вала (3)

В данном случае отказы проявляются по мере включения в работу соответствующих элементов: при холодной обкатки - системы смазки и охлаждения, при горячей обкатке на холостом ходу - топливная аппаратура и газораспределительный механизм, а под нагрузкой - в основном базовые детали и сопряжения. Вид и распределение отказов указывают на то, что их число практически не зависят от нагрузочно-скоростного режима, а определяется состоянием технологической дисциплины. В результате обработки экспериментальных данных установлено, что наибольшее влияние на безотказность оказывает продолжительность обкатки, меньшее в 1,5 раза и примерно одинаковое - нагрузка и частота вращения. Отказы имеют внезапный характер проявления вследствие нестабильности технологического процесса ремонта двигателей. Следует отметить, что усиление режима нагружения нецелесообразно, поскольку это не приведет к увеличению количества выявленных отказов. Проведённые исследования показали, что нагрузка и скорость не являются доминирующими факторами, это свидетельствует об обоснованности назначения режима приработки двигателей. В заключении можно отметить, что все представленные оценочные показатели к концу обкатки не стабилизируются. Используя установленные закономерности и при условии, что текущее значение параметра отличается от последующего не более 5%, тогда продолжительность

технологической приработки нужно увеличить на 1,0...1,5 часа.

Список литературы

1. Волченков А.В. Исследование и разработка триботехнически обоснованных режимов обкатки двигателей после капитального ремонта / А.В. Волченков // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 136-137.

2. Новиков М.П. Основы технологии сборки машин и механизмов / М.П. Новиков. - М.: Машиностроение, 1980. - 592 с.

3. Крагельский И.В. Основы расчетов на трение и износ / И.В. Крагельский, М.Н. Добычин,

B.С. Комбалов. - М.: Машиностроение, 1977. - 526 с.

4. Королев А.Е. Анализ ремфонда дизелей / А.Е. Королев // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т.4. - №3. - С. 81-84.

5. Синёв А.Н. О совершенствовании технологии обкатки двигателей внутреннего сгорания / А.Н. Синёв, А.С. Яшин // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 5-2. - С. 76-76.

6. Королев А.Е. Оценка качества обкатки двигателей / А.Е. Королев, Е.И. Мамчистова, А.Н. Ба-чурин // Вестник Рязанского ГАТУ. - 2015. - №2. -

C. 56-60.

МЕТОДИКА ШИТЬЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ГОЛОВНЫХ УБОРАХ ШВЕЙНЫМ

РОБОТОМ

Махамбет Г.К.

Магистрант

Таразский инновационно-гуманитарный университет (ТИГУ), МОН

Баубеков С.Д. д.т.н., профессор, академик Таразский инновационно-гуманитарный университет (ТИГУ), МОН

Шокалакова С.Б. магситр ст. преподаватель Таразский инновационно-гуманитарный университет (ТИГУ), МОН

Таукебаева К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к.т.н., профессор., Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «ОРЛЕУ», «Институт повышения квалификации педагогических работников по

г. Тараз, Жамбылской области» МОНРК

SEWING TECHNIQUE OF THE NATIONAL ORNAMENT IN HEADDRESS BY SEWING ROBOT

Mahambet G.

Magister Тaraz innovative humanities university, Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan

Baubekov S. doctor of engineerings sciences, professor,chl-koor Rossiskoy of academies natural science, Тaraz innovative humanities university, Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan

Shokalakova S.

magister senior lecturer Тaraz innovative humanities university, Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan

Taukebayeva K.

cand.tech.sci., the prof. RAM, Branch of Joint-stock Company the «National center of in-plant training «ORLEU» «Institute of in-plant training pedagogical workers on Zhambylskoy of area»,

Republic of Kazakhstan, Taraz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.