Научная статья на тему 'Технологический уровень тракторов высокой мощности'

Технологический уровень тракторов высокой мощности Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
319
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЛИНА ГОНА / ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / ТРАКТОР ВЫСОКОЙ МОЩНОСТИ / ШИРИНА ЗАХВАТА / АГРЕГАТ / DRIVE LENGTH / TECHNOLOGICAL LEVEL / HIGH POWER TRACTOR / AGGREGATE / SOIL PROCESSING / CLAWWIDTH

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Селиванов Н. И.

В статье дана оценка технологического уровня высокомощных колесных тракторов отечественного и зарубежного производства для совокупности зональных технологий основной обработки почвы и превалирующих классов длины гона в агропромышленном комплексе зоны 6.2 Сибирского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL LEVEL OF HIGH POWER TRACTORS

The assessment of the technological level of the high-power wheeled tractors of domestic and foreign production for the totality of basic soilprocessingzonal technologies and the drive lengthpredominating classes in the agroindustrial complex of zone 6.2 in the Siberian federal districtis given in the article.

Текст научной работы на тему «Технологический уровень тракторов высокой мощности»

Остроумов С.С. Результаты полевых испытаний нового картофелеуборочного комбайна // Вестн. ИрГСХА. - 2009. - Вып. 36. - С. 86-92.

УДК 629.114.2 Н.И. Селиванов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ТРАКТОРОВ ВЫСОКОЙ МОЩНОСТИ

В статье дана оценка технологического уровня высокомощных колесных тракторов отечественного и зарубежного производства для совокупности зональных технологий основной обработки почвы и превалирующих классов длины гона в агропромышленном комплексе зоны 6.2 Сибирского федерального округа.

Ключевые слова: длина гона, технология обработки почвы, технологический уровень, трактор высокой мощности, ширина захвата, агрегат.

N.I. Selivanov

TECHNOLOGICAL LEVEL OF HIGH POWER TRACTORS

The assessment of the technological level of the high-power wheeled tractors of domestic and foreign production for the totality of basic soilprocessingzonal technologies and the drive lengthpredominating classes in the agroindustrial complex of zone 6.2 in the Siberian federal districtis given in the article.

Keywords: drive length, soil processing, technological level, high power tractor, clawwidth, aggregate.

3

Введение. Технологический уровень сельскохозяйственных тракторов общего назначения определяется в основном эффективностью работы в составе почвообрабатывающих агрегатов, которая характеризуется обеспечением заданной производительности с наименьшими энергетическими и приведенными затратами. Поэтому оценка технологического уровня тракторов высокой мощности, на который оказывает влияние большое количество природно-производственных факторов, предусматривает установление взаимосвязи показателей эффективности с эксплуатационными параметрами и тягово-скоростными режимами работы для рационального использования в зональных технологиях обработки почвы.

Цель исследований. Оценка технологического уровня отечественных и зарубежных колесных 4К4б тракторов для совокупности используемых технологий основной обработки почвы.

Задачи исследований. Установить рациональные интервалы рабочей скорости и тяговые диапазоны использования высокомощных отечественных и зарубежных тракторов в зональных технологиях почвообработки; определить показатели эффективности и дать оценку технологического уровня высокомощных тракторов для совокупности операций основной обработки почвы; разработать рекомендации по использованию высокомощных тракторов в составе почвообрабатывающих агрегатов с учетом природно-производственных условий.

Материалы и методы исследований. В основу решения поставленных задач положены установленные ранее [1] допущения и ограничения на техническое обеспечение зональных технологий основной обработки почвы. По энергоёмкости, агротребованиям и техническому обеспечению родственные операции почвообработки разделены на три группы, каждую из которых характеризуют осредненное удельное тяговое сопротивление рабочих машин Ко, при скорости Уо=1,4 м/с, коэффициент вариации vK0i приращение ДК, в зависимости от скорости, определяющие рациональный по энергозатратам и агротребованиям номинальный скоростной режим с установленными допусками (у*р1. — У^ах)..

Чистая производительность агрегата W¡ и эксплуатационная масса т*э1 трактора с установленной мощностью N63 двигателя при номинальной частоте nн и коэффициенте приспособляемости по крутящему моменту Kм=Mmax/Mн на конкретной группе родственных операций зависят от указанных выше характеристик Ko и = [1 + АК(Ун — У02)], а также номинальных значений скорости Vн, тягового КПД птн, коэффициентов использования веса фкрн и мощности . Соотношение указанных параметров, определяющее оптимальные величины показателей технологичности энергомашины, - удельного энергетического

потенциала • Э)* и удельной материалоемкости т*д, обеспечивает её наиболее эффективное функционирование в составе агрегата данного технологического назначения при V^=Vh :

N ' Э)* = f N ' меэ/т*э = 9 • 4>крн ■ Vm¡Цтн;

N - (1) I туд = тэ N ■ Меэ = Лтн Ч N /9• ФнрНгУм ■ 10 3-

Тогда оптимальные значения Wt и т*э1 для указанной группы операций и соответствующая им рациональная длина гона Г использования трактора с минимальными приведенными затратами при W?:

Щ = ЪN -Неэ -VJH/Kof^ki^w;;

N (2) I m*yi = f N ■ Neэ ■ ЛтН/9 ■ Укрн ■ Vh < ™утах■

Относительное передаточное число механической трансмиссии ik при известном динамическом радиусе ведущих колес rq и буксовании Sopt < SH < Sg в номинальном скоростном режиме

пн = пн • % — выразится как _

а

i-ki = l*mpi/rg = (1 - SH)/30 • VHi, (3)

а

где f — = f Уг /См; Ek = /Ът-а N м

Взаимосвязи буксования и тягового КПД с параметрами тягово-скоростных свойств 8, г/Т = f(q)Kp, V) тракторов на одинарных и сдвоенных колёсах в тяговом (<pKpmin < фкрн < <pKpmax) и скоростном (V*pt <VH < Vmax) диапазонах аппроксимируются соответствующими выражениями [1]. В общем случае может быть такое сочетание (%*— • Ыеэ) и Wi, что при их возрастании удельные энергозатраты ЕП =

• N^/W останутся постоянными и оценить изменение эффективности трактора не представляется возможным. Поэтому целесообразно использовать в качестве критерия эффективности удельные энергозатраты на единицу производительности, которые являются эквивалентой прямых эксплуатационных затрат [2]:

ЕПр = En/W = Kg • E2/(CN ■ Nez) ^ min, (4)

KE = Епр/Kg = Eg/(f N ■ Ыеэ) = ß/(m " Pkp • V). (5)

или

Обозначив ^/V • цТ = КЕП, получим из (5) оптимальные значения тягового усилия Рк*рн и эксплуатационной массы т*э:

Ркрн = Ко • И-к • Вр = Кеп/КЕ ;

= Кеп/(Ке • д • фкрн)- (6)

Сочетание значений всех коэффициентов и параметров трактора в критериях (4) и (5) при для операционных технологий каждой группы должно обеспечивать равенство Рк*рн по (6) независимо от тягового режима использования и комплектации ходовой системы. Соответствующие этому условию энергозатраты Е„р будут минимальными.

Таким образом, значение т*э определяется соотношением эквивалент удельных энергозатрат на единицу производительности (прямых эксплуатационных затрат) и номинального значения коэффициента <ркрн.

Адаптированность трактора к зональным технологиям почвообработки оценивается показателями технологичности:

WN ■ Э) = 1

S N ■ЭN ■Э

/ ^ N ■ Э Ь 1; (7)

Лтуд = 1 - (Щд - туд )/туд ^ 1.

Оптимальное значение коэффициента использования мощности тракторных дизелей с Км = 1,15 - 1,50 определится как [3]

= -0,964 + 1,80 • Км - 0,40 • КI + 0,023/^. (8)

Для сравнительной оценки показателей технологического уровня и потребительских свойств тракторов на отдельной группе родственных операций и установленной длины гона используется комплексный показатель КТУ в виде произведения частных показателей эффективности [2]:

КТу = Кц, ■ Км ■ Кт- КЕпр -> 1, (9)

ГК1/Р = 1 - -

К„ = 1 -\{jj Ne3 - Ne3)]/ (f J. ; Km = l-(m3-ml)/m;] . ^Enp = 1 — (KE — «кУ«Е

(10)

Для всего объема работ с учетом занятости Tj трактора на разных операциях обработки почвы Кту = — 'Zl^TYi ■ Ti.

Показатели без знака (*) определяются по приведенным выше зависимостями и техническим характеристикам основных моделей высокомощных тракторов, используемых в АПК региона, а со знаком (*) рассчитываются при E*pi = min (базовый вариант) для зональных технологий почвообработки и определенной длины гона. Исходя из условия, что КТУтах = 1, принимаются ограничения: при W > W*,(^Ne3) <

^—N^J , тэ < т*,КЕ < КЕ, соответственно КП = KN = Кт = КЕ = 1. Указанный критерий может

быть использован при выборе в качестве базового варианта трактора cW ^W* и Е*р ^ min.

Результаты исследований и их обсуждение. В АПК регионов Восточной агрозоны 6.2 Сибирского федерального округа на долю колесных тракторов высокой мощности (6-8 кл.) при нормативной потребности 0,66 эт. (0,285 физ. ед.) на 1000 га пашни и фактической обеспеченности зональных технологий обработки почвы и посева на 50,8 % приходится 2,6-2,7 % от общего состава тракторного парка или более 1300 физ. ед. В сельскохозяйственных предприятиях Красноярского края фактический состав парка высокомощных колесных тракторов (237 ед.) представлен 45 % отечественными К-744Р1/Р2/Р3 и на 55 % зарубежными машинами ведущих фирм [3], технические характеристики которых приведены в табл. 1.

Представленные типоразмеры тракторов отдельных (отечественных и зарубежных) производителей относятся, как правило, к одной серии и имеют одинаковые габаритные размеры, продольную базу, ширину колеи, заправочные ёмкости, параметры трансмиссии и ходовой системы, гидравлического оборудования, тягового устройства и ВОМ. Все они могут комплектоваться сдвоенными колесами. Новые модели отечественных тракторов серии К-744Р и все зарубежные тракторы оборудованы рядными 6-цилиндровыми дизелями с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

Эти двигатели имеют запас крутящего момента ^=35-40 % и характеристику постоянной мощности в интервале от номинальной пн до соответствующей максимальному крутящему моментупи частоты вращения коленчатого вала с превышением максимальной мощности над номинальной на 7-12 %. Оптимальный нагрузочный режим работы таких двигателей превышает номинальный и находится в зоне максимальной мощности.

Таблица 1

Технические характеристики высокомощных 4К4б тракторов

Модель (типоразмер) трактора Nes, кВт (л.с.) Mk, % тэ1 /тэ2 max, т Э1/Э2, Вт/кг m ydi/m уд2, кг/кВт

1. К-744Р1 2. К-744Р2 3. К-744Р3 4. К-744Р2М 5. К-744Р3М 6. К-744Р3М-1 205(279) 235(320) 265(360) 250(340) 298(405) 310(422) 20 23 31 40 38 38 14,90/16,90 15,68/17,78 17,50/19,60 15,22/17,33 17,0/19,20 17,0/19,20 13,76/12,13 14,99/13,22 15,14/13,52 16,43/14,43 17,53/15,52 18,24/16,15 72,7/82,4 66,7/75,7 66,1/74,0 60,9/69,3 57,0/64,4 54,8/61,9

7. NH T9.505 8. NH T9.615 9. Case STX 430 10. Case STX 380 11. Case STX 530 336(457) 398(542) 321 (43б) 283(384) 395(537) 40 40 40 40 40 18,50/22,45 18,50/22,45 17,10/21,10 16,10/18,60 -/24,50 18,16/14,97 21,51/17,73 18,77/15,21 18,74/15,22 -/16,12 55,1/66,8 46,5/56,4 53,3/65,7 53,4/65,7 -/62,0

12. JD 9330 13. JD 9430 14. JD 9530 280(380) 312(425) 349(475) 38 38 38 15,50/19,50 16,10/20,10 16,30/20,30 18,06/14,36 19,38/15,52 21,41/17,19 55,4/69,6 51,6/64,4 46,7/58,2

15. Buhler (Versatile) 435 16. Buhler (Versatile) 535 324(435) 399(542) 35 35 16,0/20,0 -/24,27 20,25/16,20 -/16,44 49,4/61,7 -/60,8

Тракторы одной серии и разных типоразмеров отличаются мощностью двигателя и возможными пределами регулирования эксплуатационной массы установкой сдвоенных колес и балластных грузов, которые составляют обычно 3,5-4,0 т.

Анализ технических характеристик показывает, что отечественные тракторы К-744Р1, Р2, Р3 и их модификации по своим показателям технологичности наиболее адаптированы к операциям 1 и 2 групп, а зарубежные к операции 3 группы. Это подтверждается результатами расчета рациональных тягово-скоростных режимов их использования (табл. 2) на одинарных и сдвоенных колесах. По массоэнергетическим параметрам все они относятся к 6 тяговому классу на одинарных колесах и к 8 классу (кроме К-744Р1, Р2, Р2М) на сдвоенных. При эксплуатационной мощности свыше 350 кВт (475 л.с.) тракторы оснащаются обычно только сдвоенными колесами.

Таблица 2

Рациональные тягово-скоростные режимы использования высокомощных тракторов

Модель (типоразмер) трактора % Одинарные колеса Сдвоенные колеса

(Vmin Ушах)*, М/С (Ркртт \ * Ркртах) , кН (Vmin Ушах)*, М/С (Ркртт \ * Ркртах) , кН

1. К-744Р1 0,87 1,87-2,07 60,6-54,7 1,86-2,17 68,4-58,4

2. К-744Р2 0,90 2,13-2,36 63,1-56,9 2,10-2,46 71,5-61,0

3. К-744Р3 0,95 2,27-2,52 70,7-63,5 2,22-2,60 80,4-68,7

4. К-744Р2М 1,03 2,67-2,96 61,2-55,2 2,62-3,07 69,7-59,5

5. К-744Р3М 1,00 2,77-3,07 68,4-61,7 2,74-3,21 77,2-66,0

6. К-744Р3М-1 1,0 2,88-3,19 68,4-61,7 2,85-3,34 77,2-66,0

7. NH T9.505 1,03 2,95-3,27 74,4-67,1 2,72-3,19 90,3-77,1

8. NH T9.615 1,03 3,66-4,06 74,4-67,1 3,22-3,78 90,3-77,1

9. Case STX 430 1,03 3,05-3,38 68,8-62,1 2,77-3,24 84,9-72,4

10. Case STX 380 1,03 3,03-3,35 60,7-54,8 2,75-3,22 74,8-63,9

11. Case STX 530 1,03 - - 2,93-3,43 98,5-84,1

12.JD 9330 1,0 2,85-3,16 62,3-56,3 2,53-2,97 78,4-67,6

13. JD 9430 1,0 3,06-3,39 64,8-58,4 2,74-3,21 80,8-69,0

14.JD 9530 1,0 3,38-3,75 65,6-59,2 3,03-3,55 81,6-69,7

15. Buhler (Versatile) 435 16. Buhler (Versatile) 535 0,98 0,98 3,13-3,47 64,4-58,1 2,80-3,28 2,84-3,33 80,4-68,7 97,6-83,3

На операциях почвообработки 1-й группы приведенные типоразмеры тракторов по производительности и приведенным затратам наиболее эффективны при длине гона 1г = 1000 м {Ш* = 6,93 м2/с, КЦ = 0,024 кВт-1). По критерию Кту максимально эффективны отечественные тракторы К-744Р2, Р1 мощностью Л?еэ=205-235 кВт. При этом они максимально эффективны по всем частным критериям (табл. 3). В число лучших при Кту > 0,40 входит только одининостранный трактор ^ 9330, что обусловлено в первую очередь их высокой энергонасыщенностью при ограниченном балластировании на одинарных колесах.

Таблица 3

Показатели и критерии эффективности высокомощных колесных 4К4б тракторов на 1-й группе родственных операций при длине гона более 1000 м (одинарные колеса)

(Ко=13,15 кН/м, =0,41, А К =0,15 с2/м, у^с=0,10)

Модель (типоразмер) трактора V», м/с Щ/, м2/с Ке, кВт-1 Кщ Кепр Кн Кт К ту

1. К-744Р2 2,13 7,11 0,0229 1,0 1,0 1,0 0,976 0,976

2. К-744Р1 1,87 6,76 0,0214 0,975 1,0 1,0 1,0 0,975

3. К-744Р3 2,27 7,94 0,0218 1,0 1,0 0,824 0,856 0,705

4. К-744Р2М 2,67 6,71 0,0308 0,968 0,717 0,802 0,975 0,543

5. К-744Р3М 2,77 7,43 0,0292 1,0 0,783 0,613 0,889 0,427

6. ^ 9330 2,85 6,73 0,0333 0,972 0,613 0,698 0,987 0,410

На родственных операциях 2-й группы типоразмеры тракторов мощностью 235-265 кВт с одинарными колесами по критерию Кту, наиболее эффективны при 1г = 600 - 1000 м {Ж* = 19,69 м2/с,

= 0,0202 кВт-1). Максимально эффективными среди них являются также отечественные тракторы К-744Р3, Р2М, Р2 (табл. 4). Тракторы зарубежного производства имеют низкую эффективность по часовому (Км) и погектарному (Кеф) расходу топлива. Оснащение сдвоенными колесами повышает тяговый КПД и соответственно потенциальную производительность высокомощных тракторов при адекватном снижении удельных энергозатрат. Наиболее эффективными приведенные типоразмеры тракторов на операциях 2-й группы становятся при длине гона 1г = 1000 м (№* = 23,14 м2/с, = 0,013 кВт-1). Ведущие позиции по критерию Кту занимают отечественные К-744Р2М, Р3, Р3М и иностранные ^ 9330, 9430, СаБеБТХ 380 тракторы мощностью от 250 до 300 кВт, поскольку имеют наивысшие оценки по производительности (кроме К-744Р2М, Р3) и удельному (Квпр) расходу топлива (табл. 4). Остальные типоразмеры имеют Кту < 0,65.

Таблица 4

Показатели эффективности высокомощных 4К4б тракторов на 2-й группе родственных операций

(Ко=5,60 кН/м, А К = 0,10 с2/м2, и«=0,10)

Модель (типоразмер) трактора V», м/с Фкр Щ м2/с Ке, кВт-1 Кщ Кепр Кн Кт Кту

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

а) Одинарные колеса, 1г = 600 - 1000 м

1. К-744Р3 2,52 0,37 19,84 0,0204 1,0 0,990 0,977 0,990 0,958

2. К-744Р2М 2,67 0,41 19,15 0,0225 0,973 0,886 0,953 1,0 0,821

3. К-744Р2 2,36 0,37 17,47 0,217 0,887 0,926 1,0 1,0 0,821

4. К-744Р1 2,07 0,37 16,46 0,211 0,838 0,955 1,0 1,0 0,800

5. ^ 9330 2,85 0,41 19,55 0,0235 0,993 0,837 0,862 1,0 0,717

6. К-744Р3М 2,77 0,41 21,40 0,0208 1,0 0,970 0,789 0,901 0,690

7. К-744Р3М-1 2,88 0,41 21,35 0,216 1,0 0,930 0,741 0,901 0,621

Окончание табл. 4

1 2 3 4 5 6 7 8 8 10

б) Сдвоенные колеса, 1г > 1000 м

1. К-744Р2М 2,62 0,41 21,91 0,0171 0,947 0,875 0,994 1,0 0,826

2. ^ 9330 2,53 0,41 24,72 0,0146 1,0 1,0 0,906 0,942 0,853

3. К-744Р3 2,60 0,35 21,69 0,0171 0,937 0,875 1,0 1,0 0,820

4. ОаБе БТХЗБО 2,75 0,41 23,68 0,0166 1,0 0,908 0,861 0,990 0,774

5. К-744Р3М 2,74 0,41 24,30 0,0161 1,0 0,941 0,836 0,957 0,753

6. ^ 9430 2,74 0,41 25,44 0,0154 1,0 0,987 0,782 0,908 0,701

7. К-744Р3М-1 2,85 0,41 24,32 0,0167 1,0 0,901 0,789 0,957 0,680

8. БиЫег 435 (УегБаШе) 2,80 0,41 25,35 0,0158 1,0 0,960 0,759 0,914 0,666

На операциях 3-й группы все типоразмеры тракторов мощностью от 250 до 320 кВт по производительности (К^=1,0) и удельному расходу топлива (КЕпр=1,0) максимально эффективны при 1г = 600 - 1000 м = 25,8м2/с, К* = 0,0209кВт~г). Однако по массовому расходу топлива (К«) и эксплуатационной массе (Кт) основная часть иностранных тракторов менее эффективна, чем отечественные К-744Р2М, Р3М, Р3М-1. По критерию Кту > 0,70 наиболее эффективны восемь типоразмеров тракторов, из них три отечественных (табл. 5).

Значительная часть приведенных типоразмеров тракторов мощностью от 300 до 350 кВт достаточно эффективна на одинарных колесах при 1г > 1000 м (Ж* = 32,92 м2/с, К* = 0,0164 кВт-1). Они максимально эффективны по критериям К« и Кт, однако имеют недостаточную производительность и топливную экономичность. По критерию Кту > 0,70 эффективными являются пять иностранных и два отечественных типоразмера (табл. 5)

Таблица 5

Показатели эффективности высокомощных 4К4б тракторов на 3-й группе родственных операций

(Ко=4,50 кН/м, А К=0,06 с2/м2, Км-0,10)

Модель (типоразмер) трактора /н, м/с <Ркр Ш, м2/с Ке, кВт-1 КЕпр К« Кт Кту

а) Одинарные колеса, 1г = 600 - 1000 м

1. К-744Р2М 2,96 0,37 25,67 0,0194 0,995 1,0 1,0 0,963 0,958

2. ^ 9330 3,16 0,37 26,53 0,0198 1,0 1,0 1,0 0,942 0,942

3. ОаБе БТХ380 3,35 0,37 36,31 0,0209 1,0 1,0 0,970 0,970 0940

4. ^ 9430 3,39 0,37 27,87 0,0200 1,0 1,0 0,897 0,901 0,808

5. К-744Р3М 3,07 0,37 28,82 0,0178 1,0 1,0 0,947 0,840 0,795

6. К-744Р3М-1 3,19 0,37 29,07 0,0181 1,0 1,0 0,905 0,840 0,760

7. БиЫег 435 (УегБаШе) 3,13 0,41 30,23 0,0204 1,0 1,0 0,878 0,789 0,693

8. ОаБе БТХ430 3,38 0,37 29,60 0,0187 1,0 1,0 0,832 0,835 0,693

б) Одинарные колеса, 1г > 1000 м

1. N4 Т9.505 3,27 0,37 31,87 0,0169 0,968 0,970 1,0 1,0 0,939

2. ^ 9530 3,38 0,41 31,24 0,0178 0,949 0,914 1,0 1,0 0,868

3. К-744Р3М 3,07 0,37 28,82 0,0178 0,875 0,914 1,0 1,0 0,800

4. К-744Р3М-1 3,19 0,37 29,07 0,0181 0,883 0,896 1,0 1,0 0,791

5. ОаБе БТХ430 3,38 0,37 29,60 0,0187 0,899 0,860 1,0 1,0 0,773

6. N4 Т9.615 3,66 0,41 34,14 0,0175 1,0 0,933 0,865 0,904 0,729

7. БиЫег 435 (УегБаШе) 3,13 0,41 30,23 0,0204 0,918 0,756 1,0 1,0 0,694

При сдваивании колес на операциях 3-й группы за счёт повышения производительности и топливной экономичности наибольшей эффективностью при 1г > 1000 м (Е„р = 0,0146 кВт-1) обладают тракторы с Меэ > 320 кВт и тэ < 21,0 т. В таблице 6 приведены типоразмеры тракторов сКту > 0,70. В указанный перечень входят восемь иностранных и два отечественных типоразмеров тракторов. Более низкое значение критерия Кту у других типоразмеров обусловлено их недостаточной энергонасыщенностью (К-744Р1, Р2М) или, наоборот, завышенными массоэнергетическими параметрами NN19.615.

Таблица 6

Показатели эффективности высокомощных 4К4б тракторов на 3-й группе родственных операций (К0=4,50 кН/м, А К =0,06 с2/м2, Умс=0,10). Сдвоенные колеса, 1г > 1000 м

Модель (типоразмер) трактора Vh , м/с <Ркр W, м2/с Ке, кВт-1 Kw Кепр Kn Km Кту

1. Buhler 435 (Versatile) 3,28 0,35 32,79 0,0146 0,996 1,0 1,0 0,985 0,981

2. JD 9430 3,21 0,35 32,80 0,0143 0,996 1,0 1,0 0,980 0,976

3. JD 9330 2,97 0,35 31,30 0,0141 0,951 1,0 1,0 1,0 0,951

4. Case STX430 3,24 0,35 34,49 0,0137 1,0 1,0 0,998 0,947 0,945

5. К-744Р3М-1 3,34 0,35 31,53 0,0154 0,958 0,946 1,0 1,0 0,906

6. К-744Р3М 3,21 0,35 31,09 0,0152 0,944 0,960 1,0 1,0 0,906

7. Case STX380 3,22 0,35 30,41 0,0165 0,924 0,932 1,0 1,0 0,860

8. JD 9530 3,55 0,35 33,33 0,0155 1,0 0,938 0,909 0,970 0,826

9. NH T9.505 3,19 0,35 36,57 0,0128 1,0 1,0 0,920 0,864 0,795

10. Buhler 535 (Versatile) 3,33 0,35 39,86 0,0122 1,0 1,0 0,780 0,932 0,727

В таблице 7 приведены осредненные значения ширины захвата Вр почвообрабатывающих машин и агрегатов при работе с высокомощными тракторами, рассчитанные по зависимости Вр = Анализ

показывает, что при 1г > 1000 м на отвальной вспашке с тракторами серии К-744Р следует использовать 8-10-корпусные плуги шириной захвата 2,80-3,50 м. В этом случае удельный показатель Ыуд = •

Ыеэ/Вр (67,4-71,9 кВт/м) незначительно отличается от оптимального значения Ыуд = 68,3 кВт/м.

На операциях 2-й группы тракторы мощностью 235-300 кВт целесообразно агрегатировать с рабочими машинами шириной захвата 6-8 м на одинарных и 8-10 м на сдвоенных колесах.

Для выполнения операций 3-й группы тракторами мощностью свыше 320 кВт на сдвоенных колесах ширина захвата агрегата должна составлять 10-12 м.

Таблица 7

Осредненная ширина захвата почвообрабатывающих машин и агрегатов при работе

с высокомощными 4К4б тракторами

в;, м

Типоразмер 1-я группа Ко=13,65 кН/м 2-я группа, Ко=5,60 кН/м 3-я группа, Ко=4,50 кН/м

трактора одинарные колеса сдвоенные колеса одинарные колеса сдвоенные колеса

1 2 3 4 5 6

1. К-744Р1 3,61 7,95 8,22 6,31 6,55

2. К-744Р2 3,34 7,42 7,78 7,50 7,76

3. К-744Р3 3,50 7,87 8,34 8,70 9,00

4. К-744Р2М 2,51 7,17 8,36 8,85 9,18

5. К-744Р3М 2,68 7,73 8,87 8,39 9,69

Окончание табл. 7

1 2 3 4 5 6

6. К-744Р3М-1 2,59 7,41 8,53 8,11 9,44

7. |\Н Т9.505 2,68 7,87 10,45 8,75 11,46

8. |\Н Т9.615 - 5,90 8,78 8,33 13,35

9. СаБе БТХ 430 - 7,05 9,63 8,76 10,65

10. СаБе БТХ 380 2,39 6,30 8,61 7,85 9,44

11. СаБе БТХ 530 - - 10,59 - 11,78

12. ^ 9330 2,36 6,86 8,77 8,40 10,34

13. ^ 9430 - 6,61 8,28 822 10,0

14. ^ 9530 - 6,00 9,70 8,24 9,40

15. БиЫег 435 (УегБаШе) - 6,42 9,05 8,66 10,0

16. БиЫег 535 (УегБаШе) - - 10,84 - 11,97

Выводы

1. По техническим характеристикам и результатам тяговых испытаний установлены рациональные тягово-скоростные режимы использования основных типоразмеров высокомощных 4К4б тракторов отечественного и иностранного производства в зональных технологиях почвообработки.

2. По показателям технологичности на операциях основной обработки почвы разных групп наиболее эффективными являются:

- 1-я группа - отечественные тракторы К-744Р1, Р2 (Л/еэ=205-235 кВт) при > 1000 м;

- 2-я группа - тракторы К-744Р3, Р2М, Р2 (Л/еэ=235-2б5 кВт) на одинарных колесах при = 600 -1000 м, тракторы К-744Р2М, Р3, Р3М, ^ 9330, СаБеБТХ 380 (Л/еэ=250-300 кВт) на сдвоенных колесах при /г > 1000 м;

- 3-я группа - тракторы К-744Р2М, Р3М, ^ 9330, 9430, СаБеБТХ 380, 430, БиЫег 435 (Л/еэ=250-300 кВт) на одинарных колесах при = 600 - 1000 м, при > 1000 м в группу лидеров входят также тракторы 1\1НТ9.505, Т9.615 (Л/еэ=300-350 кВт); на сдвоенных колесах наиболее эффективными при > 1000 м являются тракторы мощностью Ыеэ > 320 кВт и массой т<21,0 т.

3. При равномерной (по времени) занятости на операциях 2-й и 3-й групп в течение года и > 1000 м наиболее эффективны по критерию технологичности Кту тракторы БиЫег 435, ^ 9330, 9430, К-744Р3М, Р3, Р3М-1 и СаБеБТХ 380 мощностью от 280 до 320 кВт на сдвоенных колесах; на одинарных колесах предпочтительнее использовать тракторы \1НТ9.505, К-744Р3М, Р3М-1 при Ыеэ = 300 - 335 кВт. На длине гона 600-1000 м наивысшую эффективность обеспечивают тракторы К-744Р2М, Р3М и ^ 9330 мощностью Л/еэ=250-300 кВт с одинарными колесами.

4. Установлены рациональные значения ширины захвата почвообрабатывающих агрегатов разного технологического назначения для использования с высокомощными 4К4б тракторами разных типоразмеров.

Литература

1. Селиванов Н.И. Эксплуатационные параметры колесных тракторов высокой мощности // Вестн. КрасГАУ. - 2014. - № 3. - С. 136-142.

2. Самсонов В.А. Расчет показателей трактора с учетом влияния природно-производственных факторов // Тракторы и с.-х. машины. - 2007. - № 4. - С. 21-25.

3. Селиванов Н.И, Селиванов И.А., Шрайнер Э.Г. Технологическая потребность в высокомощных колесных тракторах // Вестн. КрасГАУ. - 2014. - № 4. - С. 129-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.