Научная статья на тему 'Технологический трансфер; современный университет и промышленность - контуры нового синтеза'

Технологический трансфер; современный университет и промышленность - контуры нового синтеза Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological transfer; modem university and industry - new lines of synthesis

Three articles devoted to the role of universities in the development of modern society, their relationship to industry, are reviewed by the authors. They state that commercialization of higher school leads to loss of its specific features, its transformation into a very expensive business of industry of getting knowledge. It is supposed that cooperation of universities and industry will lead to synthesis of fundamental' and applied knowledge, and to more active use of'the fundamental knowledge itself. For this purpose the term «technological transfer» is offered.

Текст научной работы на тему «Технологический трансфер; современный университет и промышленность - контуры нового синтеза»

A.A. Корниенко, Е.А. Цапко. Технологический трансфер: Современный университет и.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

A.A. Корниенко, Е.А. Цапко

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР; СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ -

КОНТУРЫ НОВОГО СИНТЕЗА

Томский политехнический университет

Современный университет оказался в двойственной ситуации: он должен отстоять и развить свою научную автономию (а это определяет специфику университета как образовательного центра), свободу в исследовательской и образовательной сферах; одновременно университет должен усилить свое взаимодействие с общественной и экономической жизнью, найти ответ на те задачи, которые сформулированы новыми тенденциями в образовании и подготовке специалистов. «Этот двойной вызов, - пишет А. Руберти, вице-председатель комиссии ЕС. - лишь часть тех вызовов, с которыми сегодня столкнулись европейские университеты. Другая, безусловно, связана с расширением поля их деятельности. Возникновение более однородного социального и экономического пространства внутри Европы... означает далеко идущие изменения в условиях жизни университетов: в сфере исследований, как и в образовании, конкуренция между учреждениями все заметнее» [3, с. 7].

В аналитическом послании ЕС освещена ситуация, складывающаяся сегодня в странах Европы. Стагнация не грозит европейской экономике, это будет скорее модель динамичного экономического развития. В перспективе ближайшего двадцатилетия - развитие общественных форм, в которых доминирующую роль будут играть знания: информация, собственно знания, эрудиция (терминология социолога Гвидо Мартанотти). «Индустриализация науки» как тенденция современности иллюстрирует свою специфику по ряду направлений: промышленность, в частности, становится сферой производства знаний. Сегодня фундаментальные, «чистые» исследования, проводимые в сфере промышленности, составляют 40 % затрат. Промышленные лаборатории - крупнейшие и современно оборудованные - «производят» лауреатов Нобелевской премии (Bell Laboratories в одной области знания за год обрела двух нобелевских лауреатов, УВМ готовит за год 40 ООО инженеров); демонстрирует себя тенденция: фундаментальные исследования ведутся силами самих корпораций, последние подчас идут на создание «корпорационных университетов». Р. Ретллера, к примеру, считает, что в будущем этим центрам уготована участь болонских

университетов, которые в начале своей истории разрушили монополию церкви, «увели» науку из монастырей. Во Франции Thomson, Fiat, Shell, Siemens контролируют деятельность 42 университетов, имея своих представителей в академических советах, участвуя в работе подкомитетов и комиссий. Фундаментальная наука становится областью, связанной со значительными инвестициями, как промышленный сектор и в плане занятости. По данным Р. Ретреллы. в Германии в сфере исследований занято сегодня 1,8 % населения, в 2010 г. эта цифра возрастет до 3,5 % (от общего активного населения). Сегодня свыше 50 % межфирменных соглашений корпораций Fiat и Siemens связаны с фундаментальными исследованиями и технологией, в этих соглашениях значимость университетов огромна. Можно говорить о новом пространственном отсчете университетской активности, о возникновении новых структур взаимодействия. Хотя проявляет эта тенденция себя по-разному: так, в Великобритании лишь 2,5 % научно-преподавательского состава сотрудничает с промышленностью. В Швеции лишь десятая часть исследовательских контрактов финансируется промышленностью. Технические университеты Германии за счет контактов с промышленностью финансируют 5 % своего годового бюджета. Средние же расходы на сотрудничество в области фундаментальных и прикладных исследований фирм с университетами составляют 4-5 % их общего бюджета на эти цели'. Хотя допустимо интерпретировать технологический трансфер между европейским современным университетом и промышленностью и в ином ключе. возможно, это та форма, в которой сегодня осуществляется эволюция от старого университета гуманитарного типа к университету будущего. -подобное наблюдалось пять веков тому назад, когда наметился переход от университета средневековья, и университеты занялись книгоиздательством (что, как традиция, сохранилось в Кембридже

1 Данные взяты из материалов Миланской конференции «Кооперация в областях фундаментальных и прикладных исследований между промышленностью, университетами и неакадемическими исследовательскими организациями».

Вестник ТПТУ. 2001. Выпуск 2 (27). Серия: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ (СПЕЦВЫПУСК)

и Оксфорде). Университеты строят свои программы как структуры, перед которыми стоит задача компенсировать огромные инвестиции, лежащие в основе контактов с промышленностью. Темпы роста издержек исследований, считают Р. Ретрелла и А. Руберти, возрастают, так как знание становится все более короткоживущи м (краткосрочность эта, по сведениям специалистов, составляет 6 месяцев; для информационных технологий она составляет менее 2 лет), и инвестиционные вложения должны амортизироваться до начала нового цикла обновления. Эта краткосрочность порождает необходимость преодоления трудностей и, как следствие, необходимость сотрудничества исследовательских коллективов. «В прошлом, - пишет Р. Ретрелла, -знание было общественным благом. Сегодня оно стало предметом потребления, подчиняющимся чаконам и правилам, общим для рынка. Когда знание становится частью рыночного механизма, оно перестает быть общественным [2, с. 25].

В этих условиях университет утрачивает качества института для общества, превращается в инструмент и средство в конкурентной борьбе за глобальное лидерство в сфере высокой технологии. Р. Ретрелла считает, что университет превращается в эффективный инструментарий власти, что это означает завершение, конец универсальной функции университета: «Верно, что он все еще переживает период экспансии, но в процессе развития своего огромного потенциала как средства для конкуренции его горизонт будет обужен рамками корпора-ционного мышления - громадная революция в спокойной форме, но она уже происходит» [2, с. 25]. Складывается опасная тенденция, когда университеты как бы «подчиняются» любому типу присвоения производимого знания, но знание - это элемент всеобщей истории человечества, в нем воплощена целостность творчества, за знанием всегда - всеобщность. И если этот факт не брать во внимание, осуществится разобщение двух культур: высокотехнологичной (естественнонаучной) и гуманитарной. Р. Ретрелла, к примеру, связывает эту тенденцию с тем. что дефицит человеческого или социального станет критическим. Он полагает, что сегодня человек входит в цикл «ненауки», что связано с так называемыми мягкими науками. И если упорно идти по этому пути (наука для технологии), то наступит время, когда будет достигнут предел традиционного человеческого самопонимания -исчезнут гуманитарные сферы науки. В науке есть подобная точка зрения: на смену безжизненному миру пришел мир жизни, затем наступила эра человека, которую сменит с необходимостью эра интеллекта, придав человеческому обществу статус вторичной служебное™ и одновременно сделав науку и технологию привелегией только развитых рынков. Что необходимо совершить в реальной

ситуации, чтобы размежеваться с тенденцией, угрожающей «растворить» университет? Р. Ретрелла связывает решение этой проблемы с сохранением традиционной миссии университета.

Современный европейский университет формирует специфические отношения с предпринимательскими структурами, создавая специфичные технологические образования, так называемый поддерживающий инкубатор, с разнообразными организационными и договорными формами деятельности. Значимость научных и технологических изменений ставит проблему взаимосвязи современного университета и технологического трансфера, поднятую десятилетие тому назад на международной конференции EUREKA (Милан) «Кооперация в областях фундаментальных и прикладных исследований между промышленностью, университетами и неакадемическими исследовательскими организациями». Технологическими образованиями, с помощью которых выполняется функция «поддерживающего инкубатора», могут быть научные парки, университетско-индустриальные бюро по связи (они впервые возникли в Великобритании 20 лет тому назад), центры технологического трансфера и бизнес-инновационные центры. Как правило, это структуры, входящие в сам университет. А. А марал связывает это со специфичной ситуацией, в которой живет сегодня университет, «поскольку университеты производят технологии завтрашнего дня, мелкие предпринимательские структуры действуют как окна в будущие технологии. в то время как большие компании снижают производственный риск и действуют уже с хорошим знанием рынка» [1, с. 28].

Есть определенная особенность проявления фундаментализации университетского образования; университет рассматривается сегодня как дорогостоящий бизнес.

Директор Fast EEC Р. Ретрелла видит опасность в том, что сегодня над университетами нависла угроза превращения их в предпринимательские структуры по производству знаний, в знаниевую индустрию. Последнее, по мнению Р. Ретреллы, связано с нарастающим уровнем сциентизации промышленного производства и всей человеческой жизни - с индустриализацией науки с глобализацией технологии и экономики.

«Сциентификация производства и человеческой деятельности, - пишет автор, - заставляет нас поверить, что нет ни временного, ни концептуального, ни материального роста между знанием и конечным продуктом. Вы можете действовать немедленно, И это - причина того, почему знание уже не является больше только истиной. Знание стало предметом понимания. Следовательно, сегодня знание только частично» [2, с. 23]. Р. Ретрелла называет сегодняшнее время периодом

О. H. Аникушта, A.B. Васютии. О современных западных-тенденциях популяризации научного знания

инструментализации науки и знания, когда все стано- (генетической инженерией, атомной инженерией, вится предметом применения, техническим вопросом инженерией материалов, инженерией интеллекта).

Литература

1. Амзрал А, Университет и технологический трансфер il Aima mater. 1994. № 3.

2. Ретрелла Р. Университет как место производства знаний /7 Aima mater. 1994. № 3.

3. Руберти А. Фундаментальная роль университетов в развитии европейского общества II Aima mater. 1994. № 3.

О.Н. Анику шина", A.B. Васютии"

О СОВРЕМЕННЫХ ЗАПАДНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Томский филиал Рязанского института права и экономики Технический университет г. Иркутска

Современная система образования характеризуется многообразием методик, способов и приемов обучения. Одной из таких методик, позволяющих более полно усваивать учебный материал, является популяризация научного знания теми учеными, которые работают в областях, так или иначе связанных с преподаванием.

Обыденное знание в своей динамике значительно уступает знанию научному. Зачастую в рамках научной деятельности ученый разрабатывает вопросы такого плана, которые не могут быть наглядно представлены и соответствующим образом осмыслены. На каждом этапе развития науки, наряду с господствующим - по определению - научным мировоззрением, в рамках научной деятельности постоянно функционируют и другие типы мировоззрения. Само понимание специфики и конкретного содержания научной деятельности, рациональности как одной из основных составляющих научного мировоззрения, научной практики постоянно претерпевает изменения. Кроме того, неизбежное внесение субъективных факторов в продукт науки конкретным ученым также искажает общую картину глобального целого - научной картины мира. Все вышеперечисленное является естественным стимулом к процессу нетрадиционного и по возможности доступного широким кругам общественности объяснения имеющихся научных данных. Кроме наиболее очевидных в данном случае личностных причин, заставляющих маститых ученых браться за перо, следует отметить и еще одно обстоятельство, а именно косвенное воздействие на людей, далеких от науки - от обывателя до руководителя самых высоких масштабов - с пропагандой научного стиля мировоззрения. Такого рода пропаганда является особенно эффективной

в условиях соперничества держав в соревновании технологий и ноу-хау и влечет (при условии достаточно стабильного и устойчивого экономического положения страны) за собой увеличение вложений в область науки1.

Активная популяризация научного знания имеет ярко выраженное социальное значение. Как отмечает Энн Кэмпбелл (Anne Campbell)", особенно отчетливо это проявляется в реалиях современного мира, когда информация и скорость ее распространения и восприятия играют решающую роль. Кэмпбелл приводит конкретные примеры из научной жизни Кембриджа. Этот город имеет всемирно известный университет, славящийся многочисленными достижениями: открытием двойной структуры ДНК, открытием электрона, моделированием и созданием электронного микроскопа и многим другим. Только в одном Кембридже нобелевских лауреатов больше, чем во всей Японии. При этом особое внимание уделяется практическому воплощению в жизнь научных достижений, что создало более 35 ООО рабочих мест в области высоких технологий. Однако большинство населения по-прежнему находится в статусе низкооплачиваемых рабочих по причине отсутствия доступа к новой информации и современным технологиям.(На проблему необходимости .поднятия уровня знаний насе-

1 См., например, по этому поводу статью Дженифер Плэт, в которой она обстоятельно рассматривает вопросы динамики цепочки: пропаганда - финансирование — результат. Piatt J. Has funding made a difference to research methods? II Sociological Research Online. 1996. Vol. 1. № 1. (www-документ): tittp://www.socresonline.org.uk/socresoriline/1/1/5.html. г Campbell A. The social impact of the information revolution II International conference: 25-27 March 1988, Bristol, UK [www-документ]: http.7/www.cambrigeuni.conference/IRISS/campbell/.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.