3. Коробов Д.В. Инновационные информационные технологии в образовательном процессе // Педагогическое образование в России. - 2014. -№4.-0 195-198.
4. Сластёнов S.A., Подымова Я.С Педагогика: инновационная деятельность. - 3-е изд. - Воронеж : Наука, 2017. - 344 С. - С. 22 28.
TECHNOLOGICAL APPROACH IN TRAINING A FUTURE SPECIALIST ON ONLINE MA TH CLASSES IN A TECHNICAL UNIVERSITY
KozyrevaAUa Vya ch esb vo vna, PhD of Pedagogical sciences Ternovaya Irina Anatofyevna, employee
Bochkov Petr Vadimovich, PhD of Technical sciences, Associate Professor Russian Federation Secutity Guard Service Federal Academy, Orel
This article is devoted to the design and construction of technology for teaching future specialists in online mathematics classes. The relevance, advantages and ways of introducing into the educational process computer tools for teaching mathematics, global Internet services and their role in online education are shown. The materials of the article can be used to improve the qualifications of the teaching staff and to establish requirements for the threshold of knowledge and skills of future specialists sufficient for working with computer training tools, while developing computer training tools for academic disciplines.
Keywords: automated system for monitoring and evaluating students 'knowledge; interactive whiteboards; computer tools for teaching mathematics; mathematics; online math classes; professionally oriented tasks; internet services; training technology; technical university; electronic abstract.
DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.52
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА НА ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Статья посвящена проектированию и конструированию технологии обучения математике будущих специалистов на онлайн занятиях по математике. Показана актуальность, преимущества и способы внедрения в учебный процесс компьютерных средств обучения математике, сервисов глобальной сети Интернет и их роль в онлайн обучении. Материалы ста тьи могут быть использованы при повышении квалификации профессорско преподавательского состава и установлении требований к достаточному для работы с компьютерными средствами обучения порогу знаний и умений будущих специалистов, при разработке компьютерных средств обучения по учебным дисциплинам. Ключевые слова; автоматизированная система контроля и оценки знаний обучающихся; интерактивные онлайн доски; компьютерные средства обучения математике; математика; онлайн занятия по математике; профессионалы но-ориентированные задачи; сервисы сети Интернет; технология обучения; технический вуз; электронный конспект.
УДК 372.851 ВАК РФ 13.00.02
& Козырева АЛ, 2020 & ТерноваяИ.А., 2020 0 Бочков ПЯ, 2020
В цифровом обществе онлайн-обучение все более становится важным компонентом образовательного процесса вуза. Его продвижение позволяет повысить готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности и уровень сформированное™ универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций за счет активной цифровизации образовательных ресурсов и незамедлительного доступа к ним обучающихся.
Повсеместное введение такой формы обучения стало возможно благодаря доступности глобальной сети Интернет любому пользователю, и, прежде всего, представителям современной молодежи, проявляющим большой интерес к погружению в виртуальную реальность, Обучающимся достаточно комфортно взаимодействовать друг с другом в социальных сетях, форумах, чатах, блогах, влогах. На протяжении многих лет преподаватели проводят традиционные занятия, общаясь с обучающимися реально, а не виртуально. Однако
КОЗЫРЕВА Алла Вячеславовна, кандидат педагогических наук
ТЕРНОВАЯ Ирина Анатольевна, сотрудник
БОЧКОВ Петр Вадимович, кандидат технических наук, доцент
Академия ФСО России, Орёл
ш S
О ш
<
С[ ш
# * *
274
им в короткие сроки удалось адаптироваться к новой онлайн-форме обучения - организовывать и проводить лекции, практические и семинарские занятия, используя глобальную сеть Интернет, что дало основания прогнозировать дальнейшее применение онлайн-обу-чения в вузовском образовании.
Из сказанного выше возникает задача проектирования и конструирования инновационной технологии обучения, направленной на подготовку будущего специалиста посредством онлайн обучения, использующей современные сервисы глобальной сети Интернет, учитывающей личностные качества каждого обучающегося и способствующей повышению его познавательной активности. Рассмотрим логику такого проектирования и конструирования на примере организации и проведения онлайн занятия по математике на тему: "Прямая и плоскость в пространстве" в форме самостоятельной работы под руководством преподавателя.
"Методологическую основу разработки технологии обучения математике составили философские положения о взаимной обусловленности целостности явлений и процессов окружающей действительности, всеобщей связи, единстве теории и практики, методологическими ориентирами избраны компетент-ностный, личностно-ориентированный, прак-тико-ориентированный, системно-деятель-ностный подходы к обучению будущих специалистов" [8].
Самым важным этапом разработки технологии обучения, от которого зависит уровень сформированности универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций будущих специалистов и готовности их к будущей профессиональной деятельности, является этап постановки целей обучения. Он заключается в определении преподавателем трех категорий целей: обучающие, развивающие и воспитательные.
Обучающие цели занятия:
- изучить и законспектировать различные уравнения плоскости, теорему об общем уравнении плоскости;
- проанализировать частные случаи уравнения плоскости и особенностей расположения плоскостей в пространстве;
- вывести канонические и параметрические уравнения прямой в пространстве;
- ввести условий параллельности и перпендикулярности плоскостей, прямых, прямых и плоскостей.
Развивающие цели обучения:
- содействовать приобретению умений логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- вызывать интерес обучающихся и изучению математики;
- развивать научное мировоззрение;
- формировать способность применять математический аппарат для решения прикладных задач профессиональной направленности.
Воспитательные цели обучения:
- вырабатывать способность к самоорганизации и самообразованию;
- развивать интеллект личности.
В результате освоения данной темы обучающиеся должны знать различные уравнения плоскости и прямой в пространстве, уметь их выводить, применять изученный математический аппарат для решения прикладных задач, владеть методами решения прикладных задач профессиональной направленности.
Этап целеполагания - необходимое, но не достаточное условие эффективного проектирования и конструирования технологии обучения. Характер специализации определяет специфику отбора и необходимость систематизирования изучаемого материала учебной дисциплины "Математика", что входит во второй этап разработки технологии обучения.
На данном этапе следует изучить прикладную направленность изучаемого материала. Рекомендуется создать небольшой видеоролик, отражающий значимость учебного материала, Видеоролик имеет ряд преимуществ:
- просмотр видеоролика способствует незамедлительному вовлечению обучающихся в учебный процесс;
- существует возможность подобрать приемлемый темп подачи информации обучающимся, останавливать и возвращаться к неясным и заслуживающим внимания моментам;
- видео способствует глубокому осмыслению обучающимися учебного материала;
- акцентируется внимание обучающихся на важных понятиях изучаемой темы и возникает потребность в изучении учебных дисциплин.
В видеоролике по теме "Прямая и плоскость в пространстве" (рис. 1,2) можно привести примеры использования теоретического материала в различных науках:
- Математика (геометрические методы являются основой для возникновения новых теорий).
- Теоретическая физика (в основу которой легли геометрические идеи, методы или конструкции).
И
» '
Рисунок 1 - Видеофрагмент "Прямая и плоскость в пространстве"
Рисунок 2 - Видеофрагмент "Прямая и плоскость в пространстве"
- Химия (геометрические идеи применяются при описании связи физических свойств различных веществ и их химического строения).
- География (в визуализации поверхности земного шара применяется геометрический язык).
- Гуманитарные науки (решение транспортных и оптимизационных задач, проектирование инновационных моделей производства в экономике осуществляется посредством геометрии; геометрия пространства применяется в лингистике).
- Медицина (проектирование компьютерных моделей (строение скелета, коленных и локтевых суставов, внутренних органов, зубов), которые носят геометрический характер).
Также геометрические методы применяются в технике, а именно в конструировании воздушных судов, путепроводов, автомашин, навигационных систем. Эллиптические кривые легли в основу кодирования и декодирования информации, майнинга криптовалюты.
Геометрические образы в программах ЗР моделирования используют в своей работе архитекторы, художники, дизайнеры, модельеры. 8 музыке применяется теория геометрических и акустических расчетов. Геоинформационная система прогнозов создана с помощью 30 технологий, в основе которых лежит вычислительная и проективная геометрия.
Можно привести пример и решение задачи профессиональной направленности в следующей формулировке: выбрав эллиптическую кривую£.э(8,17) надполем 6/^19), зашифровать сообщение, отвечающее точке /Ш Тб) и дешифровать полученную криптограмму.
Учебные элементы темы "Прямая и плоскость в пространстве" представлены следующим образом: прямая, плоскость, уравнение поверхности, уравнение плоскости, уравнение прямой, расстояние от точки до плоскости, взаимное расположение плоскостей, взаимное расположение прямых, взаимное расположение прямой и плоскости. Выделенные семантические единицы изучаются последовательно, закономерно, основательно. Выбор их осуществляется на основе анализа внутридисциплинарных и междисциплинарных связей с изучаемым учебным материалом (рис. 3).
Третьим этапом создания технологии обучения является разработка процессуальной стороны обучения. Существуют различные формы проведения учебных занятий в федеральных государственных бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Занятие по теме "Прямая и плоскость в пространстве" целесообразно провести в виде самостоятельной работы под руководством преподавателя, так как эта форма занятия формирует потребность в самообразовании, развивает креативные и познавательные способности обучающихся, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности.
Обучающимся выдается задание № 1 - создать электронный конспект по следующему плану:
S
LU
S
о
LU
# * *
276
Прямая It ПЛОСКОСТЬ в пространстве
Математический анализ (кратные и поверхностные интегралы!
Математические основы информационней безопасности (кодирование н декодирование информации)
Информатика
Физика
< et
LU
Рисунок 3 Схема междисциплинарных связей
1. Уравнение плоскости, его виды {уравнение поверхности, основные задачи аналитической геометрии в пространстве, нормаль к плоскости, нормальный вектор плоскости, уравнение плоскости, проходящей через данную точку перпендикулярно данному вектору, общее уравнение плоскости и его частные случаи, уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки, уравнение плоскости в отрезках на осях, параметрические уравнения плоскости, нормальное уравнение плоскости, расстояние от точки до плоскости}.
2. Построение плоскостей.
3. Уравнения прямой в пространстве (параметрические уравнения прямой, канонические уравнения прямой в пространстве, уравнение прямой, проходящей через две точки в пространстве, параметрические уравнения прямой в пространстве}.
4. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве (взаимное расположение плоскостей, взаимное расположение прямых, взаимное расположение прямой и плоскости, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями}.
Электронный конспект представляет собой вспомогательный учебный материал (текстовая и графическая информация), необходимый для организации и проведения самостоятельной работы обучающихся, / Разработка такого конспекта направлена на стимулирование и активизацию познавательной активности обучающихся.
Электронный конспект характеризуется:
- четкой структурой и правильной логикой раскрытия учебных вопросов занятия;
- имеющейся актуальной информацией;
- содержанием таблиц, схем, формул, чертежей;
- логической завершенностью;
- наличием достаточного количества разобранных примеров на применение изученного
теоретического материала и задач для самостоятельного решения;
- присутствием списка литературы по изучаемой теме;
- возможностью легкого и быстрого дополнения информации;
- удобной навигацией по учебному материалу;
- возможностью оперирования большими объемами информации;
- свободой иллюстрирования учебного материала.
Составив электронный конспект по теме "Прямая и плоскость в пространстве", обучающимся необходимо научиться применять изученную теорию для решения практических задач.
1. Выполнить чертежи следующих плоскостей: 1) 5^2=0; 2} >f3=0; 3) 2с-5=0;4) Jf+4^5=0; 5) Щх+5уь 10z-20=0; 6) 2x-Z=0.
2. Известно, что плоскость проходит через точку М, (3;0;4) и перпендикулярно вектору М1Мг, если М}(5;6;9). Записать уравнение плоскости.
3. Известно, что плоскость проходит через точки М, (3;0;5), 1;1;0), М} {4;Ч;2). Записать уравнение плоскости,
4. Вычислить угол между плоскостями, уравнения которых получены в задачах N'!2 и Ny3.
5. Найти точку пересечения прямой х — 1 >' +1 z
j ■ = - = ^ и плоскости 2^3^1=0-
С целью формирования положительной мотивации к изучению математики можно предложить обучающимся выполнить решение задач с помощью программы для работы с электронными таблицами MS Excel (рис. 4}.
X
4xv5y+10z-2e=Ô
Рисунок 4
■ 1-î ОЙ-1 ■ -1-0 ■ -г-i
Пример построения плоскости в MS Excel
В целях эффективной реализации процессуальной стороны обучения для информационной поддержки учебной дисциплины "Ма-
тематика" должны быть квалифицированно выбраны компьютерные средства обучения и математические онлайн сервисы.
Компьютерные средства обучения целенаправленно влияют на организацию учебного процесса, позволяют планировать, контролировать его и осуществлять онлайн общение преподавателя и обучающегося.
Компьютерное средство обучения необходимо правильно подобрать, учитывая его функциональность, доступность в плане администрирования, стабильность при работе в различных режимах с меняющимся количеством пользователей, мультимедийность, наличие системы мониторинга знаний, удобного интерфейса, средств разработки контента. К обязательным требованиям можно отнести межплатформенность, работу в интерактивном режиме, простоту освоения компьютерного средства обучения преподавателями высшей школы и наличие собственной службы поддержки.
Для организации и проведения онлайн занятия по теме "Прямая и плоскость в пространстве" было разработано компьютерное средство обучения математике, которое удовлетворяет сформулированным критериям и позволяет эффективно управлять учебным процессом.
К конструированию компьютерного средства обучения математике применялись инновационный подход, позволивший соотнести формь! и методы обучения с функциями компьютерного средства обучения математике, и системный подход, давший возможность рассмотреть и компетентно структурировать учебный материал с дальнейшим пополнением учебного контента. Несомненным преимуществом стало конструирование единой информационной базы, исключающей дублирование информации.
Функциональность компьютерного средства обучения математике представляется, прежде всего, информационностью {охват широкого спектра задач, в том числе и профессионально-ориентированных); кроме того способствует самообразованию (выработке навыков самостоятельной работы с научно-технической литературой, воспитанию самоконтроля); мотивирует к изучению и расширению математического аппарата и повышает его значимость для успешного решения профессионально-ориентированных задач; контролирует, определяя уровень знаний обучающихся [5,7]. Разработанное компьютерное
средство обучения математике может служить математическим онлайн сервисом.
При подготовке и проведении онлайн занятия по теме "Прямая и плоскость в пространстве" следует использовать Интернет-сервис йеобеЬга, самую популярную бесплатную математическую программу. Интерфейс обучающей программы напоминает интерактивную доску, на которой можно создавать "живые чертежи" на плоскости и пространстве с помощью виртуальных циркуля и линейки. С помощью йеоСеЬга осуществляются арифметические операции, вычисление экстремумов, интегралов, создание таблиц, работа с функциями, создание анимации, интерактивных роликов [4].
Особенностью этой обучающей программы является простая интеграция с офисными приложениями - математические объекты могут быть экспортированы в текстовый {*.с1ос, *.с!осх}, графический (*оред, *0рд, *.рпд) файлы, в формат переносимого электронного документа (*.рсЮ.
Применение сервиса СеобеЬга (рис. 5) ориентировано на обучение в динамической математической среде, включающей алгебру, геометрию (например, при изучении алгоритма построения плоскостей в пространстве) идру-гие разделы высшей математики.
Рисунок 5 - Построение плоскости с помощью онлайн сервиса СеоСеЬга
Особую роль при организации и проведении онлайн занятий по математике играют интерактивные онлайн доски (Югоо, [^ЫеВоокСа*!:, Аадлмарр, Мко, 5ке^ЬРа4 Рад!е4, и тпи и д р.), на которых можно писать и редактировать тексты, выполнять чертежи, создавать математические формулы, загружать документы, изображения, видеоролики. Уникальной способностью этих досок является наличие возможности одновременной работы нескольких пользователей. Обучающемуся необязательно переписывать решение задач с интерактивной онлайн
доски, достаточно сохранить информацию в РРР-файл или в виде изображения, чтобы воспользоваться материалом при самостоятельной подготовке к занятиям.
Активное использование в учебном процессе сервисов сети Интернет, компьютерных средств обучения для организации онлайн занятий по математике превращает процесс простой передачи знаний, умений и навыков в совместное творчество, когда взаимное сотрудничество преподавателей и обучающихся способствует эффективному формированию компетенций, предъявляемых государственным образовательным стандартом к подготовке высококвалифицированного специалиста, что является актуальной задачей современной педагогики.
Необходимым и важным при разработке технологии обучения математике служит этап анализа итогов обучения [8]. На данном этапе для проверки уровня обученности по результатам изучения темы "Прямая и плоскость в пространстве" был разработан критериально-ориентированный педагогический тест, являющийся компонентом компьютерного средства обучения математике, включающий в себя 7 заданий.
Набранные за выполнение теста баллы подвергаются математической обработке, посредством которой определяется уровень овладения обучающимися универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.
Для выполнения теста по теме "Прямая и плоскость в пространстве" обучающимся необходимо обратиться к автоматизированной системе контроля и оценки знаний, которая является структурным компонентом компьютерного средства обучения математике (рис. б) [3,6].
Итоговый контроль: Аналитическая геометрия в Цель: выявить и оценить знания умения и навыки "Аналитическая геометрия в пространстве
Правила выполнения тест* I. 3«отм14 пом» 'Фмшшв, «я*. 1 рушчГ i Нлкыига шму с мшран нлрои. 3. Выполи*!
Выполнить задания
Вариант 1
S Проверить ответы 4
Рисунок б - Диалоговое окно для тестирования обучающихся
Количество набранных баллов в ходе прохождения тестирования позволяет классифицировать обучающихся по уровням овладения компетенциями, прописанными в ФГОС, а также определить степень их готовности к будущей профессиональной деятельности.
В заключительной части занятия, самостоятельной работы под руководством преподавателя, происходит систематизация и обобщение изученного материала, делаются выводы о степени достижения целей занятия, выдаются задания для самостоятельной подготовки обучающихся.
Для подготовки к следующему занятиюу обучающихся имеется возможность распечатать электронный конспект (по необходимости), в свободное от занятий время в компьютерном классе можно обратиться к компьютерному средству обучения математике для просмотра интерактивной компьютерной презентации, выполнения тестовых заданий, пользования дополнительной учебной литературой в электронном виде [1,2, 9,10].
Проведя анализ опытно-эксперименталь-ной работы по внедрению в учебный процесс подобной технологии обучения математике, авторы исследования сделали умозаключение о том, что организация и проведение онлайн занятий с использованием компьютерных средств обучения математике, сервисов глобальной сети Интернет, разработки электронного конспекта позволяют разнообразить традиционные подходы к обучению, вызвать интерес у обучающихся к усвоению сложных математических понятий, активизировать познавательную активность и побудить к науч-но-исследовательской деятельности. Эффективность внедрения онлайн обучения математике обусловливается тем, насколько
профессионально разработаны пакеты приложений,соответствующие тре-бованиям ФГОС к уровню подготовки будущих специалистов.
Литература:
1. Башмаков А.И. Paspa ботка компьютерных, учебников и обучающих систем / А.И. башмаков, И. А. Башмаков. - М. : Филииь, 2003. -616 с.
2. Беляев М,И. Технология создания электрон ных средств обучения / М.И. Беляев, 8.6. Гринш-
Аяалитическая геометрия а пространстве
Проверить ответы
кум, Г.А. Краснова {Электронный ресурс]. - Режим доступа; http://libed.ru/knigi-nauka/812803-1-tehnoiogiya-sozdaniya-elektronnih-sredstv-obucheniya-avtori-belyaev-grinshkun-krasnova-30082007-1TGT-nasavchenko.php.
3. Бочков П.В. 0 применении электронной ин ф о рм а ц и о н н о - с п р а в о ч н о й системы по алгебре и геометрии в учебном процессе технического вуза / Г !.В. Бочков, А.8. Козырева, И. А. Терновая // Известия Юго-Западного государственного университета, серия "Лингвистика и педагогика". - Т. 8. -№3(28). Курск: Юго Западный государств® ный университет, 2018, С. 1 24-129.
4. Козырева А.6, Компьютерные средства обучения высшей математике : учебно-методическое пособие / A.B. Козырева, П.В. Бочков, И.А Терновая. - Орёл : Горизонт, 2020, - 146 с.
5. Козырева A.B. Критерии выбора компьютерных средств обучения математике в военном вузе I A.B. Козырева, И.А Терновая // Теоретический и практический потенциал современной науки : сборник научных статей. --Ч. [И, - Том I. -М.: Перо, 2019.-С. 32-36.
6. Козырева А.В, IT-метод обучения алгебре и геометрии в военном вузе // A.B. Козырева, RA Терновая // Актуальные тенденции и инновации в
развитии российской науки : сборник научных статей. - Ч. II. - М. : Перо, 2018. - С 33-38.
7. Козырева A.B. Проектирование и конструирование компьютерных средств обучения математике в высшей школе / A.Ö. Козырева, И.А. Терновая, ЮЭ. Орлова // Юность и Знания - Гарантия Успеха - 2019. Сборник научных трудов. - Т. 2. -Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019.-371 с.-С. 65-67.
8. Козырева A.B. Педагогические условия формирования информационной компетентности учащихся профильных классов средней школы: дис. ... канд. пед. н. / A.B. Козырева [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. - орёл, 2010. - 212 с.
9. Козырева A.B. Педагогические условия внедре ния компьютерных средств обучения математике в военном вузе / A.B. Козырева, И.А. Терновая, ЮЗ. Орлова // Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 5-й Всерос сийской научно-практической конференции (23-2Л января 2020 года) / под ред. Кузьминой В,М. - В 2-х томах. - Т. 1. - Курск: Ю го-За п. гос. ун-т, 2020, -470с. - С.274-277.
10. Образцов П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы / ПИ. Образцов//Педагогика.-20Q3.-№5.-С 27-33.
FORMA WON OF VALUE-SEMANTIC GUIDELINES FOR FUTURE SPECIALISTS IN THE CONDITIONS OF FUNCTIONING OF THE DIGITAL ENVIRONMENT
Kokorev Anton Vladimirovich, PhD of Physical and Mathematical sciences, Lecturer, St. Petersburg State Transport University of Emperor Alexander / (branch), OreI
The article reveals the relevance of studying the problems of formation of value-semantic guidelines for future specialists who study in the digital environment of educational organizations. The role of the digital environment in training competent specialists is noted. The theoretical basis of the a/tide is the current approaches in teaching, highlighted on the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature, research on the formation of value and semantic orientations of future specialists. The article reveals the principles of organization and conduct of educational work of a teacher of an educational organization that ensure the formation of value-semantic orientations of a person receiving a profession. The need for the teacher in the basics of social psychology, the knowledge In the field of theory and methods of professional education is justified. The author reveals and describes the role of a teacher in conducting educational work in order to successfully establish value and semantic guidelines for future specialists in the digital environment of an educational organization.
Keywords: personal development; value-semantic guidelines; projects; future specialists; educational organization; educational work.
DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.53
СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТИРОВ удк 378
У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ВАК РФ 13.00.08
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ТЕХНИКУМА
в статье раскрывается актуальность изучения проблем становления ценност- ф КокоревА.В., 2020 но-смысловых ориентиров у будущих специалистов, обучающихся в условиях цифровой среды образовательных организаций. Отмечена роль цифровой среды в подготовке компетентных специалистов. Теоретической основой ста тьи являются актуальные подходы в обучении, выделенные на основе анализа психолого-педагогической литературы исследования, посвященные вопросам становления ценностно-смысловых ориентиров будущих специалистов. Раскрыты принципы организации и проведения воспитательной работы препо давателя образовательной организации, обеспечивающие становление цен постно-смысловых ориентире личности, получающей профессию. Обоснована необходимость владения преподавателем основами социальной психологии, знаниями в области теории и методики профессионального образования.