своего практического применения, остаются не востребованными в ввиду низкой профессионально-педагогической компетентности инструкторско-педагогических кадров.
Под инструкторско-педагогическими кадрами нами понимается кадровый состав МВД России, имеющий высшее образование (педагогическое, юридическое или военное), сформированную профессиональную компетентность по служебной, специальной, боевой и физической подготовке, профессионально пригодного к обучению личного состава ОВД к действиям связанных с правомерным применением (использованием) физической силы, боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия, способного формировать у подчиненных психологическую готовность к действиям в сложных условиях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, а также воспитывать у обучаемых высокие морально-волевые, социально-духовные, нравственно-этические качества и свойства личности [3].
Профессиональная компетентность инструкторско-педагогических кадров рассматривается как сложный феномен, состоящий из содержательного, деятельностного и личностного компонентов, включающий взаимосвязь качеств и свойств личности сотрудника с профессиональными знаниями, умениями и навыками, которые способствуют осуществлять профессиональную инструкторско-педагогическую деятельность, самостоятельно принимать управленческие решения при выполнении профессиональных обязанностей, в динамичных условиях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, профес-
Библиографический список
сионально-педагогическую готовность к непрерывному саморазвитию и самообразованию.
Сам процесс профессионального обучения понимается как целостный психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у сотрудника профессиональной компетентности, способствующей позитивному отношению к профессиональной деятельности, высокой мотивации к личностному профессиональному самосовершенствованию, стремлению к качественной реализации своих должностных квалификационных характеристик.
В проведенном нами научно-теоретическом и теоретико-экспериментальном исследовании, было выявлено, что формирование профессиональной компетентности у инструкторско-педагогических кадров принимает управляемый и прогнозируемый характер при функционировании технологической модели профессионального обучения в образовательных учреждениях системы МВД России в форме дополнительного (неформального) образования. Это позволяет в существующих нормативно-правовых и организационно-временных рамках обеспечивать систему МВД России высококвалифицированными кадрами за счет формирования основных функционально-технологических компонентов их профессионально-педагогической готовности. Под профессионально-педагогической готовностью понимается качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся совокупностью профессионально и личностно значимых качеств, определяющих способность компетентно и эффективно осуществлять инструкторско-педагогическую деятельность.
1. Ганченко, И.О. Педагогика профессионального самообразования: учеб. пособ. - Краснодар, 2004.
2. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учеб. пособ. / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. - М., 2014.
3. Соловьев, Г.М. Уровни преподавания и технологическая модель профессиональных качеств преподавателя физической культуры // Культура физическая и здоровье: научно-методический журнал / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. - Воронеж, 2013. - № 4(46).
Bibliography
1. Ganchenko, I.O. Pedagogika professionaljnogo samoobrazovaniya: ucheb. posob. - Krasnodar, 2004.
2. Fizicheskaya kuljtura lichnosti (teoriya i tekhnologiya formirovaniya): ucheb. posob. / G.M. Solovjev, S.N. Kashin. - M., 2014.
3. Solovjev, G.M. Urovni prepodavaniya i tekhnologicheskaya modelj professionaljnihkh kachestv prepodavatelya fizicheskoyj kuljturih // Kuljtura fizicheskaya i zdorovje: nauchno-metodicheskiyj zhurnal / G.M. Solovjev, S.N. Kashin. - Voronezh, 2013. - № 4(46).
Статья поступила в редакцию 20.05.14
УДК 796
Solovjev G.M., Kashin S.N. THE TECHNOLOGICAL APPROACH IN MAINTENANCE OF QUALITY OF EDUCATION OF PUPILS OF THE HIGHER SCHOOL IN THE FIELD OF PHYSICAL TRAINING. In the paper some intrinsic characteristics of the education system are revealed in the field of physical training and components of quality, including a conceptual basis of pedagogical process.
Key words: formation, education, pedagogical activity, quality of education, concept, system, principles.
Г.М. Соловьев, д-р пед. наук, проф. каф. физической подготовки и спорта ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь; С.Н. Кашин, канд. пед. наук, доц. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: irbis-2004@yandex.ru
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье раскрываются сущностные характеристики системы образования в области физической культуры и компонентов качества её определяющих, включающие концептуальную основу педагогического процесса.
Ключевые слова: образование, воспитание, педагогическая деятельность, качество образования, концепция, система, принципы.
Определяя качество образования как систему, то по отношению к государственным системам образования, физической культуры и спорта, адекватная их содержанию вузовская система может считаться микроструктурой, отдельной составляющей их макроструктуры, являясь в то же время в целом крупной технологической структурой по отношению к отдельным составляющим учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Как система должна иметь свою идеологию - инфор-
мационную составляющую технологии. Современные принципы, на которые она опирается, ориентирует педагогическую деятельность на стратегический для всех ступеней образования целевой подход - формирование физической культуры личности. Основные концептуальные положения ее формирования определяются:
- либерализацией процесса воспитания (субъект-субъект-ными отношениями, педагогикой сотрудничества, предоставле-
нием каждому субъекту обучения возможности овладения физической культурой на основе свободной реализации мотивационно-ценностных ориентаций;
- гуманизацией процесса физического воспитания (учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, развитием его самости и самостоятельности, приобщением к культуре здорового образа жизни, высоким эстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе);
- непрерывностью совершенствования системы физической культуры и спорта, представляющего собой динамическое движение многовариантного педагогического процесса, построенного на использовании инновационных технологий образования (обусловливает творческие поиск и новаторство педагогов, самостоятельность и инициативность занимающихся);
- гармонизацией содержания физической культуры, обеспечивающей единство интеллектуального, духовного и физического в развитии личности [1].
Научность - научная обоснованность исходных теоретических положений концепций, принципов, а также средств и путей их практической реализации - является отличительной чертой теории и практики физической культуры и спорта высшей школы. Научная основа информационной составляющей идеологии формирования физической культуры учащегося высшей школы - предполагает широкие возможности технологизации данного процесса. А его инструментальная составляющая определяется четырьмя компонентами:
1) наличием спортивных залов, стадионов, бассейнов, спортивных площадок, окружающей природной средой и их санитарным состоянием;
2) наличием спортивного инвентаря и оборудования, тренажеров, различных устройств и приспособлений, их техническим состоянием;
3) наличием аудио- и видеотехники, компьютеров, диагностической аппаратуры и специальных приборов, позволяющих проводить научные исследования;
4) наличием современных учебно-методических компонентов: программ, учебников, учебных, методических и наглядных пособий по различным направлениям физической культуры.
Социальная составляющая технологии формирования физической культуры личности (кадры) является основополагающим звеном системы образования. Успех деятельности преподавателей кафедр физической культуры во многом зависит от их профессиональной заинтересованности и слаженности труда, согласованности действий, понимания и принятия каждым целей и задач, значимости и специфики своей деятельности, своей роли, места и возможностей по ее реализации.
В основе всех качеств личности преподавателя физической культуры лежит образованность. Глубина и широта его компетентности являются краеугольным камнем в педагогической деятельности, а цементирующей его основой - общая культура. Проблема профессионального отношения к своим обязанностям, устремленности к целереализации предметной дисциплины требует тщательного исследования, определения причин недостатков и путей их устранения. Ибо наработанный в условиях предыдущей стратегии стиль физического воспитания учащихся высшей школы сегодня является тормозом новой стратегии, связанной с формированием у них физической культуры личности. Переключения их на компетентностно-самостоятель-ную, осознанную и активную физкультурно-спортивную деятельность, обеспечивающую им высокий уровень психофизической адаптации к постоянно изменяющимся социально-экономическим и природным условиям жизни [2].
В этой связи мысль, высказанная много десятилетий назад выдающимся педагогом, родоначальником научных основ физического воспитания в России П.Ф. Лесгафтом, об основной задаче образования заключающейся в том, чтобы научить мыслить молодого человека и подготовить его к предстоящей самостоятельной жизни, и сегодня является актуальной.
Три вышеизложенные составляющие образовательной системы в области физической культуры в значительной степени определяются и четырьмя ее другими: правовой (нормативнозаконодательной), финансовой, организационно-структурной и функциональной. Правовая составляющая определяет нормативно-законодательную основу образовательной системы на федеральном уровне. Отражает определенные положения конституции РФ, Закона об образовании РФ, Закона о физической культуре и спорте РФ и содержание федеральных государствен-
ных образовательных стандартов. Финансовая обуславливает качество экономической базы данной системы, ее эффективность и степень реальности. Организационно-структурная определяется государственной инструкцией о деятельности кафедр физической культуры, инновационными направлениями и формами образовательной и физкультурно-оздоровительной работы, организации курсов по выбору, дополнительного образования и повышения квалификации специалистов в области физической культуры, научно- образовательных, консультативных и оздоровительных центров, спортивных клубов и пр. Функциональная регламентирует обязанности и функции преподавательского коллектива и наполняет его деятельность компетентнокачественным и конкретно-направленным содержанием.
Детерминируя качество образования как процесс, следует иметь в виду продуктивную разработку и внедрение инновационных педагогических технологий. Для того чтобы профессионально осуществлялось внедрение инновационных идей в образовании, педагогу необходимы знания, умения пользоваться ими на практике, овладеть опытом, мастерством и искусством современных образовательных и педагогических технологий. В самом широком смысле под технологией образования понимают науку о законах функционирования любой сложной системы. Слагаемые педагогической технологии, разработанные в общей педагогике, могут быть успешно применены и в процессе формирования физической культуры личности, который по своей сущности сам по себе довольно технологичен (включает различные компоненты технолого-педагогических направлений, информационные и научно-технические средства и методы, а также различные организационные формы) и в целом образует систему.
Возможности научной технологизации формирования физической культуры личности учащегося высшей школы имеют объективные предпосылки, однако, они детерминированы состоянием и степенью развития всех составляющих системы образования в целом, а также условиями, в которых она функционирует.
Рассмотрение качества образования в области физической культуры с позиции становления и развития личности предполагает социализацию и индивидуализацию обучаемого как субъекта физкультурно-спортивной деятельности. Включение его в специфические общественные отношения, пробуждение активности, развитие идентичного, особого и своеобразного, которые в совокупности обеспечивают ему социально-личностные ценности. Такие, как интегративность (целостность в гармонии интеллектуальных, духовных, психических и физических составляющих здоровья) и комфорт в проявлении и достижении блага и потребностной сферы, объединяющихся в понятия «Я - концепция», «Я - система», «Образованность», «Компетентност-ная самостоятельность», «Конвергентность внешнего и внутреннего пространства здоровья», «Физическая культура как социальный и личностный феномен». При этом психические явления, проявляющиеся в психических процессах (познавательные, эмоциональные, волевые), психических свойствах (темперамент, характер, способности, потребности, мотивы), а также психических состояний и других свойствах личности (целеустремленность, трудолюбие, общительность, дружелюбие, самокритичность и пр.) достигают своего наивысшего уровня в контексте гуманизации социальных отношений, психофизического развития и духовного бытия.
Рассмотрение качества образования в ракурсе результата, должно учитывать прежде всего достижение продуктивного (творческого) уровня образованности (компетентности) в области физической культуры. Содержание которого определяется всеми составляющими физической культуры личности. При этом физкультурно-спортивная деятельность, ее направленность и результат выступаю в итоге, в качестве основного мерила состояния мотивационно-ценностных ориентаций в данной области культуры.
Качество образования в аспекте его доступности детерминирует не только доступность поступления молодежи в высшее учебное заведение, но и дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения, обеспечивающего личностно-ориентированные подходы, учитывающие физкультурно-спортивные интересы обучающихся, их возможности и способности в освоении учебного материала, психолого-педагогические и физиологические закономерности психофизического развития, а в целом здоровьесбережения образовательной деятельности.
И, наконец, вариативность в содержании основных составляющих качества образования определяется как разнообразие в подборе средств, методов, форм организации занятий, педагогических технологий, видов физических упражнений, спорта, образовательных и оздоровительных услуг, одновременно обеспечивающих интересы и потребности учащихся высшей школы и достижение ими основных требований федерального государственного образовательного стандарта [3].
Анализ сущностных характеристик педагогических технологий детерминирует и ряд важных принципов, определяющих технологический подход в формировании физической культуры личности, таких как: принцип единства и жесткости взаимосвязи элементов образовательной системы; принцип диагностич-ности (проверяемости) целеполагания; принцип научности знаний в области физической культуры; принцип объективной оценки результата учебной деятельности; принцип культурологического подхода в формировании физической культуры личности; принцип завершенности преемственности, самоопределения и развития в физической культуре; принцип вариативности; прин-
Библиографический список
цип оптимизации педагогического процесса в формировании физической культуры личности.
Таким образом, реализация технологического подхода позволяет обеспечить качество образования учащихся высшей школы в области физической культуры и тем самым реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта по формированию физической культуры личности. При этом ведущей целью профессионально-концептуальной деятельности кафедр физической культуры образовательных учреждений высшего профессионального образования выступает обеспечение качества образования учащихся в области физической культуры. Качество образования определяется нами в следующем контексте. Во-первых, как уровневый показатель всего того, что поддается измерению с позиции количественных и специально установленных критериальных характеристик. Во-вторых, как единая совокупность всех имеющихся представлений на предмет образования (институт передачи накопленного опыта; система, процесс, результат, уровень образованности, доступность, вариативность) и критериально-качественных характеристик их определяющих.
1. Виленский, М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: учебное пособие / М.Я. Виленский, РС. Сафин. - М., 1989.
2. Соловьев, Г.М. Культура здорового образа жизни (теория, методика, системы): учеб. пособ. - М., 2008.
3. Соловьев, Г.М. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учеб. пособ. / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. -М., 2014.
Bibliography
1. Vilenskiyj, M.Ya. Professionaljnaya napravlennostj fizicheskogo vospitaniya studentov pedagogicheskikh specialjnosteyj: uchebnoe posobie I M.Ya. Vilenskiyj, R.S. Safin. - M., 1989.
2. Solovjev, G.M. Kuljtura zdorovogo obraza zhizni (teoriya, metodika, sistemih): ucheb. posob. - M., 2008.
3. Solovjev, G.M. Fizicheskaya kuljtura lichnosti (teoriya i tekhnologiya formirovaniya): ucheb. posob. I G.M. Solovjev, S.N. Kashin. - M., 2014.
Статья поступила в редакцию 10.05.14
УДК 378.147
Spirina T.A., Sagoyakova N.F. INDIVIDUALISATION OF LEARNING IN HIGHER SCHOOL IN RUSSIA AND ABROAD. In the article the problem of individualization of learning in higher school is discussed. The authors analyze the foreign and Russian experience for its realization. The necessity for individualization of teaching students according to the global tendencies in education and Russian traditions are stated.
Key words: individualization of learning, personality, individual learning trajectory.
Т.А. Спирина, канд. пед. наук, доц каф. психолого-педагогического образования Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: Spirina-abakan@yandex.ru; Н.Ф. Сагоякова, канд. пед. наук, доц. каф. психолого-педагогического образования Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: sagoyakova natalya @yandex.ru
ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В статье проведен анализ проблемы индивидуализации обучения в высшей школе в России и за рубежом. Обоснована необходимость индивидуализации в вузе в соответствии с мировым опытом и отечественными традициями в образовании.
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальность, индивидуальная образовательная траектория.
Важным направлением модернизации высшего профессионального образования является индивидуализация обучения, позволяющая создать условия для наиболее полной реализации личностного потенциала студентов, их академической мобильности и построения индивидуальной образовательной траектории, т.е. максимально ориентировать образование на личность студента.
Переход российской высшей школы на ФГОС, актуализировал проблему индивидуализации обучения. В качестве условий реализации ФГОС Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. предусматривает возможность применения модульного принципа представления содержания образовательных программ и учебных планов, а также системы зачетных единиц. В связи с этим активно обсуждается вопрос о введении индиви-
дуально-ориентированной модели построения образовательного процесса, о полном отказе от поточно-группового обучения, формировании каждым студентом индивидуальных учебных планов и расписаний [1; 2].
Однако на практике принципиальных изменений не произошло: по-прежнему преобладает формальный подход к процессу индивидуализации учебной деятельности студента в вузе; модульные образовательные программы, кредитная система оценивания учебной деятельности студента не работают; технологически и организационно не обеспечена реализация индивидуальных образовательных программ студентов. Таким образом, прогресса в реализации индивидуально ориентированного обучения в российской высшей школе не произошло, индивидуа-