Висновки та результата дослдження. Зробивши аналiз визначень по-няття «соцюкультурна компетенттсть» заруб1жних i вiтчизняних вчених, ми дшшли висновку, що тд соц1окультурною компетенттстю учнiв старших класiв слад розумгти сукупнiсть знань, умiнь, навичок та здабностей особисто-сгi, що надають можливiсть ефективно спiлкуватися украшською мовою в рiзних ситуащях вщповщно до норм мовлення, поведiнки i традицш укран-сько! культури. Педагогiчними умовами ефективного формування социокультурно! компетентносп старшокласниюв засобами укра!нсько! мови вважаемо: по-перше, формування у учшв стшко! позитивно! мотиваци; по-друге, поед-нання навчально!, науково-практично! та науково-дослвдницько! даяльносп й позанавчально! дiяльностi старшокласник1в при вивчент укра!нсько! мови; по-трете, системне використання дидактичного i методичного матерiалу, у якому укра!нська мова розглядаеться як невщ'емна складова культури.
Лггература:
1. Горошк1на О.М. Лшгводидактичт засади навчання укра!нсько! мови в старших класах природничо-математичного профiлю: монограф1я / О.М. Горошина. - Луганськ: Альма-матер, 2004. - 362 с.
2. Жукова Т.А. Педагогические технологи формирования социокультурной компетентности будущих учителей: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Жукова Татьяна Анатольевна. - Самара, 2007 - 30 с.
3. Топчш Л.С. Формування укра!номовно! соцюкультурно! компетентности теоретичш i практичш аспекти / Л.С. Топчш // Молодий вчений. -2014. - № 7 (10). - С. 170-173.
4. Фоменко Т.М. Визначення поняття соцюкультурна компетентшсть у сучаснiй парадшм вищо! освiти [Електронний ресурс] / Т.М. Фоменко. -Режим доступу: http://orcid.org/0000-0002-3048-7097.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
© Омаров О.М.*, Кашкаева Э.А.*
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
В статье рассматривается проблема формирования проективных умений у студентов - будущих учителей физической культуры; раскрыва-
* Доцент кафедры Спортивно-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.
* Профессор кафедры Теоретических основ физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, профессор.
ются возможности технологического подхода к дидактическому проектированию процесса обучения спортивным двигательным действиям.
Ключевые слова дидактическое проектирование, принципы проектирования, дидактическая система, дидактический процесс, моделирование и конструирование процесса обучения двигательным действиям.
Дидактическое проектирование является функцией любого педагога и имеет огромное значение для решения проблемы качественного осуществления учебного процесса наравне с такими функциональными особенностями как организаторские, гностические и коммуникативные. Более того, сформированные проективные умения педагога, это одна из важных составляющих его творческой деятельности, позволяющая совместить нормативные требования к организации дидактического процесса с реально имеющимися условиями и ресурсами педагогической работы [1, с. 156-160; 2, с. 39-41]. При этом процесс проектирования в современной отечественной педагогике рассматривается как в качестве формы педагогического (дидактического) мышления, так и вида инновационной (на технологической основе) деятельности.
Дидактическое проектирование позволяет создать различные варианты предстоящей учебной деятельности и способно прогнозировать ее результаты. Для реализации проекта в учебном процессе по той или иной дисциплине необходимо учитывать особенности личности педагога, опыт его профессиональной деятельности и условия педагогической реальности.
В основе дидактического проектирования лежат определенные принципы, из которых в качестве основных мы можем выделить следующие -рис. 1.
Характеризуя представленные (рис. 1) принципы дидактического проектирования, отметим, что принцип пошаговости выражается в конкретизации задуманного, в определении этапов, средств и методов достижения результата, в создании определенной алгоритмизированной программы действий.
Принцип нормирования предполагает подготовку конкретизированных план-конспектов занятий (уроков), с детальным определением применяемых методик и технологий обучения.
Принцип прогностичности
Принцип пошаговости
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Принцип нормирования
Принцип продуктивности
Принцип обратной связи
Рис. 1. Основные принципы дидактического проектирования
Принцип обратной связи: подразумевает отслеживание промежуточных результатов после осуществления каждого этапа проекта и анализа полученной информации для внесения необходимых коррекций.
Принцип продуктивности: ориентация на результат, имеющий прикладную значимость - формирование соответствующих умений и навыков учащегося и их проверка на практике.
Одним главных из объектов дидактического проектирования являются «дидактическая система» и «дидактический процесс». В современном образовательном процессе дидактическая система представляет собой довольно развитую, четкую и совершенную структуру.
Можно выделить шесть основных взаимосвязанных элементов, образующих современную развитую дидактическую систему - рис. 2: педагог (или опосредующие его обучающую деятельность - ТСО); цели подготовки специалиста; студенты; содержание обучения; дидактические процессы как способы осуществления обучающих задач; организационные формы обучения.
Для повышения эффективности дидактической системы необходимо оптимизировать ее элементы и функциональные связи между ними. Оптимальная конструкция дидактической системы характеризуется в российском образовании различными вариантами ее реформирования, к которым, в частности, можно отнести модульно-рейтинговый подход в обучении, используемый сегодня на факультете Физической культуры и спорта ДГПУ
Рис. 2. Модель дидактической системы: в ходе дидактического взаимодействия педагога и студентов реализуются все компоненты «дидактической системы», но определяющим среди них являются
цели обучения
Как было отмечено, основным объектом проектирования для любого педагога является дидактический процесс. При проектировании учебного процесса следует придерживаться определенной пошаговой деятельности, вариации которых отражены в современных теоретических исследованиях. Например, академик В.В. Краевский, рассматривает проектировочную деятельность как нормативную модель, а именно через последовательность следующих четырех стадий - рис. 3 [3, с. 251].
Формирование
нормативной модели обучения по учебной дисциплине
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Конечный проект обучения - рабочий план уроков, составленный на основе конструирования дидактических процессов на каждом отдельном уроке
Формирование курса обучения как совокупности теоретических и практических средств обучения по данной учебной дисциплине
Рис. 3. Проектировочная деятельность как моделирование дидактического процесса (по В.В. Краевскому).
Такой подход подтверждает, что дидактическое проектирование можно рассматривать в двух ракурсах: научном и практическом. Профессиональная деятельность педагога представляется здесь как моделирование дидактического процесса, так и составление плана-конспекта урока. Проект - это индивидуальное представление педагога о его собственной будущей деятельности, в то время как план-конспект В.В. Краевский рассматривает, как форму фиксации проекта.
Однако следует отметить, что любая «форма» в практической ее реализации будет носить определенный личностный оттенок в силу особенностей личности и профессионального потенциала преподавателя, а также условий осуществления дидактического процесса. Все достоинства и недостатки дидактического процесса (дидактической системы) концентрирует в себе конкретная дидактическая ситуация, знание вариаций которых необходимо педагогу как можно больше, так как именно через них «проявляется» качество процесса обучения.
По мнению О.Е. Ломакиной, деятельность современного педагога «предполагает определённое соотношение и интеграцию традиций и новаторства, нормы и творчества. С одной стороны, высокий профессионализм проектантов означает безупречное знание апробированных методов и средств своей работы, их грамотное использование, с другой стороны, должно но-
сить творческий характер, предполагая стремление развивать и совершенствовать как собственный опыт в этой области, так и интегративный опыт сообщества педагогов, методистов и учителей» [4, с. 127].
С точки зрения технологического подхода, проектирование дидактического процесса - это вид профессиональной деятельности педагога, характеризующийся совокупностью методов и средств, обеспечивающих предвидение педагогом технологической структуры дидактического процесса и его результатов. Продукт проектирования - проект будущего дидактического процесса, представляемый в виде технологии обучения.
Как показывает сложившаяся система подготовки учителей физической культуры на ФФКиБЖ ДГПУ у будущего специалиста, к сожалению, практически не формируется системное видение педагогической деятельности; все ещё не предполагает обучения студентов технологии собственной методической системы обучения учебному предмету. Существующий «поэлементный» характер профессионального образования учителя физической культуры мешает целостному пониманию и конструированию авторской профессионально-методической деятельности на технологической основе. Хотя в Федеральном государственном образовательном стандарте декларируется требование к формированию проектировочных умений учителя (целеполагания, планирования, конструирования, технологизации учебного процесса), в вузовской практике немало примеров, когда этому компоненту профессиональной деятельности отводится второстепенное место. Порой это связано и с тем, что преподаватели сами не обладают на должном уровне проектировочной компетенцией и соответственно не развивают её у студентов.
Одной из главных задачей преподавателя должно быть изменение мышления студентов, формирование у них проектировочной компетенции, используемых в дальнейшем для выбора стратегии профессионального развития, поэтому проектировочные умения преподавателя являются одним из ключевых факторов, определяющих успешность профессиональной деятельности будущих педагогов физической культуры.
На факультетах физической культуры и спорта, готовящих, как известно, учителей ФК и тренеров по спорту, формирование проектировочных компетенций должно осуществляться, прежде всего, в процессе освоения спортивно-педагогических дисциплин. Одним из путей формирования проектировочных умений у студентов, мы видим при организации и проведении учебной практики, где проектировочная деятельность студентов находит непосредственное выражение в сконструированных воспроизводимых дидактических процессах с заранее заданными характеристиками.
Как формировать проектировочные умения конструировать дидактические процессы у студентов? Приступая к проектированию учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», студенту необходимо знать и использовать определенную структуру дидактического проектирования, с
четким определением границ ее применимости. В частности, на ФФКиБЖ ДГПУ сегодня успешно используются разработанные на кафедре спортивно-педагогических дисциплин - «алгоритм-инструкции» (обобщенные на алгоритмической основе модели проектирования), позволяющие на их основе конструировать применительно к конкретным условиям процесс обучения: диагностичное задание цели (определение обучающих задач урока, в зависимости от этапа обучения двигательному действию); решение задач обучения тому или иному гимнастическому упражнению; проведение алгоритмической основе общеразвивающих упражнений различными способами; и др.
Логику дидактического проектирования можно представить совокупностью последовательно сменяющих друг друга видов деятельности - формулировка обучающих задач урока; определение содержания урока; подбор средств и методов обучения, форм организации учебной деятельности учащихся; анализ дидактических ситуаций, конструирование дидактического процесса субъектов процесса проектирования на технологической основе. В связи с чем, на уровне решения задач дидактического проектирования серии уроков физической культуры в рамках определенной тематической задачи, студенту предоставляется, как основа для дальнейшей проектировочной деятельности, следующая схематизированная модель - рис. 4.
Рис. 4. Модель проектирования дидактического процесса для серии уроков, в рамках учебной темы дисциплины «Физическая культура»
Далее, студент-проектировщик поэтапно решает проблему проектирования предстоящего процесса обучения тому или иному спортивному двигательному действию (на освоение разучиваемого упражнения отводится в среднем 2-4 урока), т.е. проектируется дидактический процесс на уровне решения конкретной дидактической задачи конкретного урока.
Как наглядно представлено на рис. 5, проектирование дидактического процесса тесно связано с моделированием, конструированием и управлением. Только опираясь на возможности этих видов деятельности, можно реально создать и реализовать полноценно действующий проект предстоящего урока физической культуры, учебно-тренировочного занятия.
Техника выполнения упражнения
I
1
Подробное описание техники выполнения разучиваемого упражнения, с определением его
пространственно-временных характеристик.
Последовательность выполнения элементов управленческого процесса при обучении данному упражнению
1. Прописать шаги деятельности (определить состав, очередность, содержание, составляющих его операций), обусловливающих достижение дидактической цели, и отвечающих следующим признакам: четкость и определенность в фиксации результата; наличие критериев его достижения; пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта.
2. Подбор соответствующих средств и методов обучения.
3. Подбор форм организации учебной деятельности учащихся.
Типичные ошибки, допускаемые учащимися в процессе обучения данному упражнению
Определение характерных - «грубых», «средних» и «мелких» ошибок. Правила исправления ошибок.
I
Помощь и страховка, оказываемая учащимся в процессе обучения
Определение конкретных видов помощи и страховки, оказываемых обучаемым.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ГОТОВНОСТЬ
Создание представления о
упражнении
ОЧЕРЕДНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДЫ и ФОРМЫ обучения
Практическое задание
I
ПЕДАГОГ - УЧАЩИИСЯ
ОШИБКИ
РЕЗУЛЬТАТ достижения цели
Новые ошибки
ПРИЧИНЫ *
КОРРЕКЦИЯ
Рис. 5. «Алгоритм - инструкция»: универсальная модель проектирования, на основе которой конструируется процесс обучения спортивному
двигательному действию (последовательность решения задач проектирования процесса обучения, и его практическая реализация осуществляется в соответствии с рассматриваемым алгоритмом)
Здесь возможны различные подходы: преподаватель выделяет основную обучающую задачу; расчленяет проектирование процесса обучения в рамках данной задачи на операции, каждая из которых сохраняет общую логику про-
ектирования. Изучается каждая операция отдельно, а затем операции объединяются в процессуально-описательный алгоритм - смысловое единство операций позволяет усваивать последовательность действий проектирования в целом. При дидактической интерпретации поставленной задачи анализируется операциональная структура алгоритма последовательности проектировочных операций, который применяется в контексте его смысловой структуры.
Алгоритмы проектировочных операций необходимо запомнить, но, в конечном счёте, это не конечная цель. Знание студентами алгоритмов проектирования нужно не ради самих алгоритмов, а ради овладения рациональными, технологичными способами проектирования, где шаги деятельности педагога и обучаемого прописаны не только конкретно-предметно, но в тоже время абстрагировано, что делает возможным перенос данного опыта.
Главное, чтобы по результатам критического осмысления различных подходов к проектировочной деятельности у студента (будущего педагога) появилась ясность, однозначность, чёткость в понимании содержания и процедур проектирования учебного процесса.
Таким образом, использование комплексной системы формирования проектировочных умений в учебном процессе позволяет организовать более четкий учет и контроль выполнения «проектировочных работ» студентами; способствует повышению учебной мотивации, соответственно, уровня и качества их проектировочной деятельности. Отметим так же, что только педагог, владеющий дидактическим мышлением, достаточным количеством методов, средств, форм обучения, а также разнообразным содержанием учебного материала, способен выбрать именно то, что нужно студентам, чтобы наиболее результативно способствовать формированию у них проектировочной компетенции.
Список литературы:
1. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. - М., 1994. - С. 156-160.
2. Колесников И.А., Горчакова-Сибирская М.Б. Педагогическое проектирование: учебное пособие. - М.: Проспект, 2007. - С. 39-41.
3. Краевский В.В., Высоцкая С.И. и др. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. - М., 1983. - С. 251.
4. Ломакина О.Е. Этапы проектирования деятельности // Высш. обр. в России. - 2003. - № 3. - С. 127.
5. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Дидактическое проектирование в профессиональной деятельности учителя физической культуры // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 19 ноября 2014 г. / Под ред. Ш.О. Исмаилова, О.М. Омарова. - Махачкала: ДГПУ, 2014. - С. 176-180.