участнику диалога открывается то, что было до сих пор скрыто ввиду одностороннего видения.
Важно подчеркнуть, что понимание другой культуры происходит при условии развития этнокультурной идентичности, без чего принятие другой культуры будет означать культурную ассимиляцию.
Таким образом, в сфере физической культуры и спорта выделяются компоненты, имеющие укорененный характер в каждой этнической физической культуре и вместе с тем представляющие универсальную, инвариантную часть всей мировой системы физкультуры и спорта. Такими компонентами являются стрельба из лука, борьба, конные состязания, бег и некоторые другие виды спорта. Следовательно, физическая культура и спорт, исторически возникшие как результат биологической адаптации по отноше-
нию к экологическому контексту, фундаментальными областями науки.
являются
Литература
1. Кросскультурная психология. Исследования и применение: пер. с англ. - Харьков : Изд-во Гуманитарного центра, 2007.
2. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. -М. : Аспект Пресс, 2004.
3. Абаев Н. В., Калмыков С. В. Методы психофизической тренировки цигун в боевом искусстве УШУ. -Улан-Удэ : Изд-во Бурят. пед. ин-та им. Д. Банзарова, 1993.
4. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: пер. с англ. - М. : Прогресс, 1990.
5. Бахтин М. М. Человек в мире слова. - М. : Изд-во РОУ, 1995.
6. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.
7. Лузина Л. М. Понимание как духовный опыт. -Псков, 1997.
Доржиева Лариса Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected]
Dorzhieva Larisa Gennadevna, senior lecturer, department of physical education, Buryat State University.
УДК 378.4
© А. Ю. Ерентуева, И. Р. Балданова, Л. Р. Абидуева
Технологический подход к оцениванию достижений профессиональных компетенций
В статье изложены научно-методические подходы к разработке системы оценивания достижения уровней компетенций будущими специалистами и предлагается модель формирования профессиональных компетенций, включающая в себя характеристику, структуру и значимость компетенции, ее уровни сформированности и оценочные средства. Практическую значимость имеет разработанный авторами алгоритм составления паспорта компетенции, позволяющий эффективно организовать технологический процесс для достижения конечных целей образовательного процесса.
Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, паспорт компетенции, иерархия учебных целей, качество образования.
A. Y. Erentueva, I. R. Baldanova, L. R. Abidueva
Technological approach to the assessment of professional competencies attainment
The article is devoted to scientific and methodical approaches to the development of the assessment system of level competences attainment by future medical experts and to a model of formation the professional competencies including characteristic, structure and significance of the competency, levels of its formation and assessment means. The algorithm of competency passport composition developed by the authors has practical relevance. It allows to arrange the technological process effectively for the attainment of the final goal in educational process.
Keywords: competency, competency-based approach, passport of competence, hierarchy of educational purposes, quality of education.
Переход системы высшего профессионального образования в России определяет, прежде всего, в качестве основы образовательного процесса компетентностный подход. Использование данного подхода, заменившего квалификационный и его традиционные дидактические единицы - знания умения, навыки - на практике опре-
деляет больше вопросов, чем ответов. Безусловно, компетентностный подход характеризуется и положительными моментами: система подготовки специалиста учитывает его личностные качества, определяет необходимость диагностики их развития и формирования профессиональных навыков на разных этапах обучения, усили-
вает контексты образовательной подготовки и кардинально меняет систему оценивания результатов обучения [1, 2]. Анализ содержания ФГОС ВПО нового поколения, изучение опыта других вузов России, обобщение педагогического опыта преподавателей университета позволяют очертить актуальные, на наш взгляд, вопросы, связанные с инновационной направленностью современного образования:
1) переход на компетентностный формат обучения не сопровождается на практике конкретными и понятными для всех формулировками самих компетенций;
2) как следствие - слабая дифференциация и операционализация по уровням освоения результатов образования, что не позволяет формулировать результаты обучения на уровне умений и профессионально ориентированных действий;
3) невозможность предъявления конкретных требований к результатам освоения компетенций, отсутствие надежного контрольно -измерительного аппарата;
4) несоответствие существующих контрольно-измерительных материалов качества подготовки студентов требованиям современного ФГОС ВПО;
5) необходимость компетентностной модели подготовки специалиста для проведения эффективного мониторинга на разных этапах обучения, в т. ч. на этапе итоговой государственной аттестации.
Для создания эффективной системы контроля за качеством образования необходим постоянный мониторинг уровня овладения студентами профессиональных компетенций, формируемых в рамках учебного процесса. Понятно, что процесс формирования профессиональных компетенций охватывает не одну конкретную дисциплину, а предусматривает изучение нескольких дисциплин и курсов. Поэтому возможность объективного оценивания компетенций мы получим только в случае всесторонней взаимосвязи с другими дисциплинами. Для этого необходимо в качестве начального этапа определить все дисциплины и курсы учебного плана, которые должны, согласно требованиям ФГОС, участвовать в процессе формирования данной компетенции в виде развернутой матрицы. Это позволит методически правильно и эффективно формировать межпредметные связи, усилить практический аспект преподавания дисциплин, укрепить связи между кафедрами разного профиля и позволит на практике осуществлять индивидуальный подход. По мнению В. И. Загвязинского, компетентностный подход к отбору материала в
обязательную часть учебных программ и в образовательные стандарты будет способствовать и реальной ликвидации перегрузки учащихся от лавины информации, которую они должны освоить [3]. Поэтому реализация данного направления на практике позволит существенно повысить качество учебно-воспитательного процесса.
Как известно, средства для оценки сформи-рованности общепрофессиональных компетенций разрабатываются учебно-методическими объединениями высших учебных заведений, основанием для разработки являются паспорта компетенций по конкретному направлению подготовки. Учитывая то, что сегодня мы реально имеем только готовые формулировки компетенций, а конечный выход - это оценивание уровня достижения конкретных компетенций, мы предлагаем один из вариантов методики формирования профессиональной компетенции в рамках учебного предмета «Биология с экологией», разработанный на медицинском факультете Бурятского госуниверситета (направление подготовки - лечебное дело, квалификация выпускника -специалист). На первом этапе необходимо на основании содержания компетенции определить ее структуру, место и значимость в структуре основной образовательной программы, освоение которой обеспечивает в числе других и представленная дисциплина.
1. Определение и основные характеристики компетенции:
Компетенция подразумевает способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
2. Структура компетенции:
Выпускник должен знать:
- основные этапы биологического эксперимента;
- основные методы изучения биологических объектов;
- методы оценки эффективности проведенного эксперимента;
- основные этапы планирования и осуществления эксперимента на определенных объектах живой природы в работах известных генетиков, экологов и др.;
- основные этапы медико-генетического консультирования.
Выпускник должен уметь:
- интерпретировать данные, полученные в результате экспериментальной и опытной работы;
- применять основные законы живой природы для объяснения результатов эксперимен-
тальной работы;
- определять и охарактеризовывать нормальный и патологический кариотип человека;
- выбирать и обосновывать модель эксперимента на конкретных объектах;
- решать генетические задачи и моделировать основные биологические процессы;
- уметь отражать основные признаки биологических объектов, оформлять результаты опытной и экспериментальной работы в альбомах и тетрадях, формулировать краткий и аргументированный вывод.
Выпускник должен владеть:
- методикой постановки опытов по изучению строения клетки, основных генетических закономерностей;
- методикой сбора данных для подтверждения научной гипотезы закона или теории;
- методикой расчета частот аллелей и генотипов в популяциях людей;
- методикой построения вариационной кривой и вариационного ряда.
Место и значимость компетенции в структуре ООП:
Владение данной компетенцией является одним из ключевых требований для успешной деятельности выпускника, связанной с осуществлением экспериментальной и научной работы. Компетенция является обязательной и входит в перечень базовых профессиональных компетенций по направлению подготовки.
Ориентация образования на конкретный результат требует, прежде всего, пересмотра оценки качества образовательного процесса и управления им. Практическая сторона этого вопроса пока недостаточно отражена в научной литера-
туре. Прежде всего целеполагание процесса обучения на результат предусматривает структурирование содержания образования, использование образовательных технологий, адаптированных к процессу формирования компонентов деятельностной и личностной составляющей компетентности, применение специальных методов оценки учебных достижений в соответствии с требованиями к выпускнику по определенному направлению [4]. Поэтому на втором этапе работы необходимо определить уровни сформированности компетенции, для этого необходимо создать тарификатор описания уровней усвоения знаний умений, владений, личностных качеств. Для этого используется традиционная педагогическая таксономия Б. Блума -четко упорядоченная система целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни. Таксономия целей обучения - систематизированный банк целей и уточняющих их задач, соответствующих определенным образовательным областям или конкретному учебному курсу, внутри которых выделены их основные категории и последовательные уровни (иерархия). Такая систематизация и упорядочивание подцелей помогают педагогу достигать поставленных целей поэтому для эффективного оценивания компетенций необходимо изначально описать результаты, используя терминологию, понятную студентам, коллегам и экспертам. Учитывая результаты входного контроля, начальный этап обучения студентов в университете по данной дисциплине, психологические возрастные особенности, мы выделили три уровня сформированности компетенций, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Планируемые уровни сформированности компетенции
Уровни сформированности компетенции Основные признаки уровня
1 Начальный уровень (формирование знаний и приобретение первичного опыта) Имеет представления об основных законах развития природы и существования жизни. Знает основные биологические понятия и виды экспериментов, современные подходы к организации и проведению биологических опытов, объясняет полученные результаты в ходе экспериментальной работы, правила и принципы работы с биологическим материалом. Знает основные законы генетики и ее значение для медицины, основные методы изучения генетики человека, принципы медико-генетического консультирования. Имеет опыт анализа результатов исследований (как по описанию, так и собственных), обоснования выбора опытной модели для объяснения теоретических обобщений.
2 Средний уровень (освоение отдельных элементов деятельности, приобретение технологических навыков) Владеет методиками постановки опытов, доказывающих основные биологические явления, решает генетические задачи на основные виды наследования признаков у человека, применяет законы математической статистики для решения задач по популяционной генетике, составляет и анализирует родословные, моделирует основные биологические процессы (био-
синтез белка, этапы онтогенеза, взаимоотношения разных организмов в природе), объясняет характер отклонений в ходе развития, ведущих к формированию вариантов, аномалий и пороков.
3 Повышенный уровень (применение знаний и технологий для решения профессиональных, образовательных и жизненных задач) Разрабатывает программу экспериментальных доказательств основных теоретических законов и теорий. Осуществляет отдельные элементы программы управления организационными изменениями. Проводит комплексную оценку эффективности применения различных методов при доказательстве фактов, явлений или законов. Корректирует программу исследовательских методов на основе полученных данных.
На третьем этапе формирования компетенции необходимо создать фонд оценочных средств, позволяющих оценить уровень сфор-мированности компетенций у студентов по дисциплине. В рамках компетентностного подхода оценочные средства выступают как инструмент демонстрации достижений заявленных результатов обучения. Примерные типы контрольных заданий для оценки уровня сформированности компетенции в курсе «Биология с экологией» приведены в таблице 2.
Задания разрабатываются на основе профессионально ориентированных ситуаций и должны носить полидисциплинарный характер. Поэтому процесс создания компетентностно ориентированных контрольно-измерительных материалов
необходимо рассматривать как проектирование, а не простое составление тестовых и других заданий. В конструкторе оценочных средств необходимо классифицировать задания по сложности: задания на владение, задания на умения и задания на знания. Объективно сложным остается вопрос о диагностическом аппарате оценивания личностных качеств в процессе формирования профессиональных компетенций.
Таким образом, технологический подход оценивания достижения компетенций позволяет научно обосновать структуру и содержание профессиональных компетенций, алгоритмизировать процесс создания оценочных средств и повысить качество образования.
Таблица 2
Диагностические средства оценивания достижения компетенций
Уровень Контроль
Начальный Тесты закрытой формы с выбором ответов из предложенных, тесты на соответствие, терминологические диктанты, рефераты, составление алгоритмов экспериментальной и опытной работы, планирование опытной работы по образцу.
Средний Тесты открытой формы, задания на установление последовательности, составление паспорта эксперимента, биологические задачи, моделирование.
Повышенный Са8е-шеШ(^, творческие работы, проекты, исследовательские задания, эссе, портфолио.
Литература
1. Белогурова В. А. Научная организация учебного процесса: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 511 с.
2. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции - М. : Логос, 2011. - 334 с.
3. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры и реальная политика разития образования // Педагогика. - 2005. - №6. - С. 10-14.
4. Петухов М. А., Набиев В. Ш. Технологические проблемы формирования фундаментальных характеристик личности обучающихся // Высшее образование сегодня. -2010. - №6.
Ерентуева Анна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей патологии человека Медицинского института Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected]
Балданова Ирина Ринчиновна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой общей патологии человека Медицинского института Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected].
Абидуева Лыгжима Ранжуровна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры инфекционных болезней Медицинского института Бурятского государственного университета, e-mail: abidueva75 @mail.ru
Erentueva Anna Yurievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of general pathology of a man, Medical Institute, Buryat State University, e-mail: [email protected]
Baldanova Irina Rinchinovna, candidate of medical sciences, associate professor, head of the department of general pathology of a man, Medical Institute, Buryat State University, e-mail: [email protected].
Abidueva Lygzhima Ranzhurovna, candidate of biological sciences, senior lecturer, department of infectious diseases, Medical Institute, Buryat State University, e-mail: abidueva75 @mail.ru