Управление в современных системах №1 2013
77
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ
УДК 378.1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В.В. Андриянова, аспирант ГОУ ВПО ЧГИМ «Южно-Уральский государственный институт искусств имени Петра Ильича Чайковского»
E-mail: [email protected]
Аннотация
Рассмотрены основные тенденции в развитии образовательных информационных технологий и их применения в дистанционном обучении иностранному языку студентов педагогических вузов. Дано определение технологического подхода, рассмотрены его составляющие и целесообразность его применения в дистанционном обучении. Рассмотрена возможность создания искусственной языковой среды с помощью информационных технологий и использования технологических гаджетов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, технологический подход,
информационные технологии, инновационно-коммуникационные средства обучения.
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. В первую очередь этот процесс затрагивает молодых специалистов и студентов вузов, т.к. именно от них работодатель ожидает не только узкопрофессиональных навыков, но и умения понимать и использовать технические новшества. В современном мире только всесторонне развитая личность может правильно спланировать и оптимизировать свою работу, подобрать наиболее подходящие средства достижения той или иной цели. Именно такие специалисты и нужны обществу в любой области профессиональной деятельности. Политика Министерства образования и науки РФ в области информационных технологий способствует их развитию и внедрению в процесс обучения достаточно давно.
Новые социальные требования к системе российского образования включают в себя приоритетную поддержку эффективного использования всех имеющихся ресурсов: как человеческих, так и информационных. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается важность информатизации образования и оптимизации методов обучения; приветствуется активное использование технологий открытого образования, а также «..углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями..»1.
Данный документ предусматривает «..выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие
библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации
^ 2
преподавателей» .
78
Управление в современных системах №1 2013
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013) направлен на дальнейшее развитие дистанционных технологий в обучении, что подчеркивается в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»3.
Опираясь на данные нормативные документы, мы предполагаем, что внедрение информационных технологий необходимо на всех этапах образовательного процесса, а особенно важным оно становится в ходе подготовки студентов педагогического вуза.
Образование, на наш взгляд, является отправной точкой процесса информатизации, причем, взаимосвязь высшей и средней ступеней образования достаточно велика. Наиболее ярким примером такой взаимосвязи могут служить студенты педагогических специальностей: они должны не только сами обучиться использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности, но и суметь научить других, продемонстрировать школьникам удобство и важность использования современных технических устройств в образовательных целях. С первыми сложностями в использовании информационных технологий студенты могут столкнуться на педагогической практике, и в данном случае задача вуза - предотвратить или минимизировать эти сложности.
Педагогическая практика является серьезным испытанием для студентов: именно во время проведения первых уроков, будущие педагоги делают выводы о том, насколько правильно они выбрали профессию, понимают, справятся ли они с педагогической деятельностью в будущем или нет. В этот же период они сталкиваются с определенными трудностями в плане подготовки методических материалов к урокам. С целью обеспечения наглядности во время объяснения темы, необходимо неоднократное дублирование печатной информации, умение разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и грамотно использовать их в течение урока.
Но как студенту педагогического вуза привить понимание и владение информационными технологиями, не перегружая его и так насыщенную учебную программу? Как научить его подбирать нужные средства и методы обучения, а затем реализовывать их оптимально быстрым и удобным способом при помощи современных технологий? Только на примере собственного обучения. И затем, когда студенты начнут самостоятельную работу в сфере образования, они воспроизведут модель обучения, схожую с той, которую они усвоили в вузе.
Мы видим решение данной проблемы в применении технологического подхода в дистанционном обучении иностранному языку. Во-первых, дистанционное обучение всегда неразрывно связано с инновационно-коммуникационными средствами обучения, а во-вторых, именно обучение иностранному языку позволяет наиболее широко использовать возможности современных технологий: построение визуального понятийного ряда, а также его ассоциирование с иноязычными понятиями; мгновенная передача речи на расстояние, возможность прослушать звучание произношения определенного слова или фразы; возможность частичного погружения в языковую среду при помощи иностранных песен и фильмов, других проявлений культуры; наличие приложений, позволяющих в режиме реального времени общаться с носителями языка и др. В-третьих, иностранный язык входит в обязательную программу любой специальности вуза и изучается на протяжении двух первых курсов, т.е. подходит нам для демонстрации на его примере технологических особенностей современного общества.
Управление в современных системах №1 2013
79
При изучении иностранного языка с использованием информационно-
коммуникационных технологий, на наш взгляд, основными являются следующие подходы к обучению: социокультурный, деятельностный и технологический. Причем, наиболее продуктивным в данных условиях мы считаем именно технологический подход т. к. именно он ставит целью конструирование учебного процесса, отправляясь от заданных исходных установок: социального заказа, образовательных ориентиров, целей обучения и содержания обучения.
Технологический подход к обучению — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования4. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Основой последовательной ориентации обучения на цели является оперативная обратная связь, которая обеспечивает весь учебный процесс. В соответствии с этим, в технологическом подходе к обучению выделяются:
- постановка целей и их максимальное уточнение;
- формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (этот этап работы учителя считается наиболее важным);
- подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;
- оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
- заключительная оценка результатов.
Стоит отметить, что, добившись прочных результатов обучения технологическим путем, учитель сможет уделить больше внимания собственно педагогическому творчеству, развитию учащихся. Сама педагогическая технология непосредственно не занимается творческим началом в обучении: она сосредоточена на воспроизводимых моментах учебного процесса. Но и в ее рамках кроются возможности для использования эвристического и творческого подходов.
Технологический подход применим к любой форме обучения, учитывая то, что в системе высшего образования, на данный момент, объем самостоятельной работы составляет 50 и более процентов от учебной нагрузки студентов, подход становится универсальным. При этом, благодаря четкой постановке цели и ориентированности на результат, он является оптимальным для дистанционного обучения и позволяет превратить хаотичные занятия в отлаженную систему.
Дистанционное обучение представляет собой целенаправленный, организованный процесс активной совместной деятельности преподавателей и обучающихся. Определяется данный процесс задачами и характером профессиональной деятельности обучаемого. В ходе дистанционного обучения слушатели на расстоянии осваивают либо совершенствуют знания, навыки и умения, в соответствии с поставленной целью. Данный процесс реализуется специфической педагогической системой дистанционного обучения, причем зависит от двух основных факторов: содержательного и андрагогического.
Содержательный фактор определяется характером будущей профессиональной деятельности специалиста-педагога, предъявляет особые требования к его подготовке, в
80
Управление в современных системах №1 2013
частности, к практической ее составляющей, зависит от возраста с которым будет иметь дело педагог (начальная школа, старшие классы и др.), а также от профильного предмета.
Андрагогический фактор - это ориентация на возраст и социальное положение самого студента: так, если мы обучаем дистанционно студентов очной формы обучения, поступивших в вуз сразу после школы, то стиль обучения остается стандартным. Если же целевая аудитория - представители старших поколений, например, студенты заочной формы обучения или учителя (проходящие курсы повышения квалификации), т.е. взрослые состоявшиеся люди, как правило, имеющие опыт профессиональной деятельности, то естественно, программа обучения должна быть адаптирована.
На основе проведенного анализа научно-педагогической5, можно сделать вывод о том, что в процессе дистанционного обучения ученые выделяют следующие положительные моменты:
- гибкость (обучающиеся не посещают регулярных занятий, а подготавливаются самостоятельно в удобном для себя месте и по удобному графику, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем);
- адаптивность (студенты занимаются по индивидуальному плану,
составленному с учетом уровня их базовой подготовки и потребностей);
- модульность (программы дистанционного обучения разбиваются на смысловые части (модули), каждый модуль создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет удовлетворять потребности слушателей в образовании и структурировать курс);
- параллельность (обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью или учебной, дополнять и углублять ее, помогать в ликвидации пробелов в знаниях);
- экономическая эффективность (дистанционное обучение обходится на 50 % дешевле традиционных форм обучения. Сравнительно низкая себестоимость обучения достигается за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, возможности одновременно проводить обучение большего количества человек, и т. д.);
- адресность (мотивом выбора определенного набора курсов служит реальная потребность в конкретных знаниях, умениях, навыках, которые обязательно будут востребованы при практической деятельности);
- усложнение роль преподавателя (на него кроме чтения курса по своей дисциплине возлагаются обязанности по организации учебного процесса, координированию познавательной деятельности слушателя, корректировке преподаваемого курса, руководству учебными проектами и т. д.);
- специализированный контроль качества образования (экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, компьютерные тестирующие системы - всё это может быть организовано как дистанционно, так и очно, в зависимости от возможностей участников процесса);
- опора на современные средства передачи образовательной информации (центральным звеном дистанционного обучения являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения учебного процесса необходимыми информационными и методическими материалами, доступом к электронным библиотекам и базам данных, обратной связью между преподавателем и обучающимся и др.).
Управление в современных системах №1 2013
81
Базовую часть процесса дистанционного обучения составляет интенсивная самостоятельная работа обучающегося , являющаяся в то же время целенаправленной и контролируемой. Обучающийся может учиться в любом удобном для себя месте, по индивидуальному графику, единственное требование - наличие комплекта специальных средств обучения и согласованной возможности контакта с преподавателем по телефону, факсу, подобным skype программам-коммуникаторам, электронной и обычной почте, либо с помощью других средств телекоммуникаций.
Применение технологический подхода в организации дистанционного обучения позволит на практике, не заостряя внимания на самом использовании ИКТ, привить студенту понимание использования компьютерных технологий в процессе обучения,
продемонстрировать удобство новшеств, сделать их рядовым, широко распространённым явлением не только в сфере досуга, но и в сфере образовательной деятельности. Благодаря практически безграничным возможностям мультимедиа в способах наглядного
представления информации, современные технологии - незаменимый инструмент в работе преподавателя, который стремится к проявлению творчества на уроках, старается оптимизировать свою профессиональную деятельность и хочет сделать предмет интересным и увлекательным для учеников.
Целью нашей работы является создание программно-методического комплекса для дистанционного обучения английскому языку, который позволит создать вокруг учащегося искусственную языковую среду, позволяющую, при помощи синхронизации с любыми
имеющимися у студента техническими гаджетами (такими как телефон, аудиоплеер,
компьютер, электронная книга) осуществлять непрерывный всесторонний учебный процесс, широко интегрировать культурные и лексические особенности англоговорящих стран в повседневную жизнь и миропонимание обучаемого. Планируется внедрение в программный комплекс таких разделов, как: определение грамматического и лексического уровней знаний студентов и их анализ с помощью экспертной системы, блок связи с преподавателем, блок расширения словарного запаса, досуговый блок (представленные в игровой форме материалы для изучения и повторения, ненавязчивая форма аудирования, через просмотр видеороликов и прослушивание аудиозаписей на языке, социальные сети), общение с носителями языка, блок проверки результатов для каждого модуля, включающий статистические результаты по каждому ученику. Особенность данной разработки в том, что все ее компоненты работают в комплексе, базируясь на периодической оценке уровня студента, ориентации на пробелы в знаниях и подборе заданий индивидуально при помощи экспертной системы.
Примечания
1 Федеральный закон от 11.02.2002 N 393 «Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года» // Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы, 2008 - URL:
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html (дата обращения 14.12.13)
2 Там же.
3 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013) //
82
Управление в современных системах №1 2013
КонсультантПлюс, 1992-2013. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147353/?frame=1 (дата обращения 14.12.13)
4 Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с
5 См.: Андреев, А. А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: Сущность, технология, организация.- М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с., а также: Царев, В.И. Преимущества дистанционного обучения // Высшее образование в России. - 2000. - № 4. -
С.124-126.
TECHNOLOGICAL APPROACH TO THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING STUDENTS PEDAGOGICAL PROFILE
V. V. Andrianova, graduate student "South Ural State Institute of Arts named Pyotr Tchaikovsky"
E-mail: [email protected]
Abstract
The main trends in the development of educational information technologies and their applications in distance learning foreign language students of pedagogical universities. The definition of the technological approach, considered its components and appropriateness of its use in distance learning. The possibility of creating an artificial language environment with the help of information technology and the use of technological gadgets.
Keywords: distance learning, technological approach, information technology, innovation and communication medium of instruction.
References
1. Federal Law of 11.02.2002 N 393 "The concept of modernization of Russian education for the period up to 2010" // Russian education. Federal Educational Portal: regulations , 2008 -URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html ( date accessed 12/14/13 )
2. Federal Law of 29.12.2012 N 273 -FZ (as amended on 25.11.2013 ) "On Education in the Russian Federation" (as amended. & Accessories . Coming into force from 05.12.2013 ) // Consultant. - 2013. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147353/?frame=1 ( date accessed 14/12/13 )
3. Archangel, S.I. Educational process in high school, his legitimate bases and methods. -Moscow: Higher School, 1980. - 368 c.
4. Andreev, A.A. Soldatkin, V.I. Distance Learning: Nature , technology, business. - M.: Publishing MESI, 1999. - 196 p., and Tsarev, V.I. Advantages of Distance Learning // Higher Education in Russia. - 2000. - № 4. - P. 124-126.