УДК 378.031:54
Д. Ф. Хайбрахманова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ НАУКОЕМКИХ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ
Ключевые слова: технологический подход, химическая компетенция, технологии, компетентность.
Предложен технологический подход к формированию химической компетенции будущих инженерных кадров для наукоемких химических производств. Рассмотрены общепедагогические, частно-методические, локальные технологии, применяемые в различных формах организации обучения при изучении дисциплины «Химия».
Keywords: technological approach, chemical competency, technologies, competency.
The technological approach is offered to shaping the chemical competency of the future engineering personnel for scientifically based chemical production. They are considered general pedagogical, private-methodical, local technologies applicable in different advantages-stroke of the organization of the education at study of discipline «Chemistry».
Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
Усиление технологического подхода в образовательном процессе привело к оформлению в педагогической науке и практике такого феномена, как технологии обучения. В технологическом процессе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.
Выделяют следующие признаки технологии обучения:
- разделение процесса на взаимосвязанные
этапы;
- координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);
- однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели [2].
Критерием выраженности технологии обучения являются: 1) целенаправленность; 2) концеп-туальность; 3) системность; 4) диагностичность; 5) гарантированность качества обучения; 6) новизна.
Целью технологии обучения являются личностные достижения студента, под которыми понимаются:
а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности (Л. С. Илюшин);
б) личностное продвижение студента по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, навыков, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров).
Личностные достижения связываются с уровнем компетентности обучающегося в образовательном процессе. Само понятие компетентность определяется как осведомленность, авторитетность в какой либо области [1].
Результатом образовательного процесса становятся компетенции, в состав которых входят:
- ключевые компетенции, относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
- общепредметные компетенции, относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
- предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Химическую компетенцию мы относим к предметным компетенциям, т.к. она формируется на основе изучения различных химических дисциплин, но в рамках единого предметного поля химии.
Учитывая цель системы допрофессиональ-ной химической подготовки будущих инженерных кадров наукоемкого химического производства, особенности обучения в вузе по направлению химическая технология, в качестве такой технологии мы выбираем технологию дифференцированного обучения.
Дифференцированное обучение химии связывается, нами в первую очередь, с совершенствованием постановки целей обучения. В описании диагностической цели включается перечень умений, которые необходимо сформировать у студентов личностных качеств. Указывается также и вид умений (умственные, практические), что позволит обоснованно отбирать частные технологии обучения.
Технология дифференцированного обучения осуществляется по следующим трем направлениям:
1) по характеру индивидуальных особенностей студентов (с учетом их способностей, интересов, мотивов учения, подготовленности к учению);
2) по элементам системы управления учебным процессом;
3) по способу организации познавательной деятельности студентов (фронтальные, групповые, индивидуальные формы).
В рамках указанных направлений определяются более частные технологии обучения.
Нами выделены следующие частно-методические технологии, применяемые в условиях
различных форм организации обучения; технология проблемного обучения (технология создания и разрешения проблемных ситуаций). Технология проблемного обучения нацелена на включение студентов в активную познавательную деятельность, усвоение учебного материала осуществляется в ходе продуктивной мыслительной деятельности. Она позволяет формировать и развивать такие компоненты химической компетенции как теоретическое мышление, творческое мышление, способность к высокому уровню продуктивной деятельности, способность к правильному принятию решений в нестандартных ситуациях, готовность к преобразовательной деятельности.
Технология проблемного обучения используется нами на различных видах учебных занятий в зависимости от поставленных целей на основе алгоритма создания и разрешения проблемных ситуаций:
- формирование познавательной установки студента - определение нового типа задач, подлежащих решению, осознание необходимости приобретения новых знаний и способов;
- исследование объекта, данного условиями задачи, раскрытие его в системе связей и отношений и выделение искомого;
- определение общей стратегии решения задачи с соответствующим выбором средств;
- разработка конкретной программы нахождения искомого.
Технология модульного обучения (технология представления элементов содержания обучения в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках - модулей). Технология модульного обучения позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал, уплотнить учебную информацию в необходимых пределах и представить ее блоками. Благодаря блочному и модульному принципу построения учебного материала она позволяет как дифференциации, так и интеграции содержания обучения, задать индивидуальный темп учебной деятельности, поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений, соотносить цели обучения с достигнутыми результатами каждого студента.
Данная технология используется нами на основе разработанной программы курса дисциплины «Химия», которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий студенту вместе с преподавателем осуществлять управление учением.
Технология модульного обучения направлена на индивидуальные и групповые формы самостоятельной работы студентов, экономию учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого учебного материала, интенсификации учебного процесса. Она позволяет формировать и развивать такие компоненты химической компетенции как критическое мышление, способность к самоорганизации, самоуправлению, самообучению, самоконтролю и коррекции знаний, умений, рефлексии, готовность использовать усвоенные знания, умения и
способы деятельности в решении практических задач.
Технология проектного обучение (технология создания проектов (решение какой-то проблемы). Технология проектного обучения используется нами для решения определенных познавательных, конструктивно-практических, информационных, исследовательских, поисковых и других проблемных и творческих задач, ориентированных на создание студентами различных видов конструктивных творческих продуктов (проектов).
Технология проектного обучения направлена на развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Она позволяет формировать и развивать такие компоненты химической компетенции как критическая, творческое мышление, способность к целепо-лаганию и структурированию учебной деятельности, способность управлять своей учебной деятельностью, способность принимать ответственные решения, способность взаимодействовать в группе, умения работать в команде, способность к экспериментированию, наблюдать, создавать модели, генерировать новые идеи, готовность к исследовательской деятельности, формировать умение планировать деятельность, учитывая все возможные факторы в динамике и взаимодействие, прогнозировать реальный результат.
Технология «концентрированного обучения» («погружения» технология обеспечивающая сохранение образовательной доминанты на протяжении определенного времени (нескольких дней).
Технология «погружения» - это активная учебная деятельность, в ней познавательная деятельность студентов представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Она направлена на формирование таких качеств, как инициативность, целеустремленность, упорство и настойчивость, способность убеждать и устанавливать связи, планировать, наблюдать, стремление быть информированным. Роль технологии «погружения» в системе формирования химической компетенции - в развитии психологической готовности к профессиональной деятельности химико-технологического профиля.
Технология «погружения» нами применяется как при изучении нового, так и при отработки умений и навыков на практических и лабораторных занятиях.
Кроме, частно-методических технологий нами выделены, локальные технологии обучения, которые на методическом уровне решают проблему конструирования процесса обучения и направленного на достижение запланированного результата -высокий уровень химической подготовки при изучении дисциплины «Химия». Это такие как: технология «Укрупнение дидактических единиц - УДЕ» (П.М. Эрдниев).
Технология на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала. Прочность усвоения
учебного материала достигается при подачи учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Технология УДЕ связана укрупнением тем и преподавание крупными блоками.
Технология УДЕ нами применяется на лекционных занятиях, она позволяет выделять главное и существенное в большом объеме учебного материала, устанавливать больше логических и межпредметных связей. Она направлена на достижение целостности химических знаний как главное условие формирования химической компетенции, развития и саморазвития интеллекта студентов, создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем дисциплины «Химия», обеспечивающее ее единство и целостность.
Технология визуализации. Основой технологии визуализации является диаграмма связей (интеллект карта) - способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.
Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения. Технология визуализации нами применяется при составлении конспекта лекций, решении творческих задач, планировании и разработки проектов, презен-
тации результатов учебно-исследовательских работ. Она способствует развитию ассоциативных мыслительных процессов необходимых для формирования химического мышления, что является основным элементов в формировании химической компетенции. Технология визуализации нацелена на усвоение нового знания на основе самостоятельной работы с источником.
Таким образом, технологический подход к формированию химической компетенции позволяет более эффективно решать проблемы связанные с качеством химической подготовки будущих инженерных кадров для наукоемких химических производств. Сформированная химическая компетенция служит базой для общехимической и специальной подготовки, способствует формированию профессиональной компетентности, являющаяся основой в успешной профессиональной деятельности инженера способного работать в условиях наукоемких химических производств.
Литература
1. А.А. Кирсанов и др. Вестник КГТУ, 4, 228-249 (2010)
2. В.Ф. Шолохович. Автореф. дис. док. пед. наук, Уральский гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1995. 45 с.
© Д. Ф. Хайбрахманова - канд. пед. наук, доц. каф. химии НХТИ КНИТУ, [email protected].