Научная статья на тему ' технологические платформы – механизм разработки отраслевой стратегии и кооперации (опыт ЕС)'

технологические платформы – механизм разработки отраслевой стратегии и кооперации (опыт ЕС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шелюбская Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « технологические платформы – механизм разработки отраслевой стратегии и кооперации (опыт ЕС)»

- увеличение производства нефтепродуктов, в том числе и светлых за счет полуфабрикатов, в основном, экспортного назначения: прямогонных бензинов, вакуумных газойлей, снижение выхода моторных топлив, битумов и масел.

- большой выход топочного мазута и тяжелых остатков и связанное с этим фактическое снижение глубины переработки нефти. Низкие уровни показателей глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов.

Предложено 2 варианта развития нефтеперерабатывающей промышленности на перспективу: первый - энергоэффективный вариант со сниженным объемом переработки нефти - 230 млн.т на 2030 г. и второй - благоприятный с увеличением на конец прогнозируемого периода до 290 млн. т.

Оба варианта предполагают высокий уровень показателей глубины переработки нефти (89% в 2030 г.) и выхода светлых нефтепродуктов на перспективу (73%). Для этого необходимо ввести за период с 2010 по 2030 гг. 267346 млн. т мощностей технологических процессов, соответственно, по вариантам.

В структуре производства опережающими темпами будет расти производство моторных топлив, а среди моторных топлив - дизельное топливо и авиационный керосин.

Для улучшения размещения отрасли предполагается строительство новых НПЗ большой и средней мощности в Приморском крае, Ленинградской, Кемеровской области, республике Коми и других субъектах Федерации. Строительство новых заводов в Татарстане позволит улучшить структуру экспортируемой нефти, за счет изъятия из нее тяжелой татарской нефти.

Шелюбская Н.В.

к.э.н., с.н.с. ИМЭМО РАН

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ - МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРАТЕГИИ И КООПЕРАЦИИ (ОПЫТ ЕС)

В настоящее время в России идет процесс организации технологических платформ. Поэтому опыт ЕС, где технологические платформы действуют с начала 2000-х гг., представляет интерес для России с точки зрения постановки задач, механизмов разработки отраслевых стратегий и их практической реализации, согласования различных интересов стейкхолдеров, открытого характера функционирования, проведения обследований и мониторинга действующих ТП.

Европейская концепция технологических платформ

Основной объем доконкурентных НИР на панъевропейском уровне осуществляется в Рамочной программе НИР ЕС (РП) и программе «Эврика». Общий бюджет 7-й РП ИР ЕС на 2007-2013 гг. составляет 50,521 млрд. евро1. Реализация совместных проектов по тематическим направлениям осуществляется посредством различных механизмов, включая проведение совместных проектов, координацию национальных программ и т.д.

Европейские Технологические платформы (далее ТП), являясь одним из инструментов 7-ой Рамочной программы ИР, играют важную роль в формировании приоритетных научно-технических направлений в ЕС2. ТП представляют собой площадки, где разрабатывается стратегия развития научно-технических направлений, которая затем ложится в основу конкретных программ и проектов Рамочной программы НИР ЕС, а также отражается в национальных программах. Концепция «Технологических платформ» была сформулирована в 2003 г. в Плане инвестиций в ИР («Investing in Research: An Action Plan for Europe») в качестве одного из инструментов реализации Лиссабонской стратегии и достижения 3% доли ИР в ВВП, а также механизма частно-государственного партнерства. ТП были созданы на паевой основе за счет объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов Евросоюза и крупнейших европейских промышленных производителей с целью активизации научных исследований, необходимых для потребностей современного промышленного производства. (В табл.1 показаны стратегические цели и задачи ТП).

Европейская концепция Технологических платформ (ТП) позволяет обеспечить выбор стратегических научных направлений, анализ рыночного потенциала технологий, учет точек зрения всех заинтересованных сторон (государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей), активное вовлечение всех стран ЕС, мобилизацию государственных и частных источников финансирования.

1 В т.ч. по основным блокам: «Сотрудничество» (тематические направления) - 32,4 млрд., «Идеи» (фундаментальные исследования) - 4,2, «Люди» (кадровый потенциал) - 7,5, «Возможности» (организационно-информационная инфраструктура) - 2,8, Евратом - 4,7, Совместный исследовательский центр - 1,8 млрд. евро. В состав 7РП входят также программы Евратома по ядерным исследованиям по направлениям «Исследования по термоядерной энергии» и «Расщепление ядра и противорадиационная защита» и Совместного научно-исследовательского центра по ядерной и неядерной энергии.

2 Европейские технологические платформы, в отличие от национальных «платформ», действуют на панъевропейском уровне. В данной статье не рассматриваются особенности функционирования национальных «платформ».

Таблица 1

Стратегические цели и задачи европейских технологических платформ

Основные стратегические цели в рамках инновационной политики ЕС: Повышение конкурентоспособности европейских отраслей промышленности путем ИР Увеличение государственных и частных расходов на ИР. Уменьшение фрагментации ИР в ЕС

Стратегические задачи на отраслевом уровне: Координация действий по развитию ключевых технологий между секторами промышленности, ИР и другими экономическими субъектами. Координация программ в области ИР и инноваций на панъевропейском, национальном и региональном уровнях. Мобилизация государственных и частных ресурсов для реализации стратегий технологических платформ. Улучшение инновационной среды. Расширение высокопрофессиональной занятости.

Текущие задачи: Выработка единого «видения» развития приоритетных технологических направлений (разработка общей стратегии и плана ее реализации). Формирование проектов 7-ой Рамочной программы ИР ЕС с учетом интересов промышленности. Поддержка кооперации и сетевого сотрудничества в области разработки новых технологий. Привлечение различных источников финансирования, включая средства государства и частного сектора промышленности, прочих источников (кредитных и фондовых), использование частно-государственного партнерства и т.д., для реализации стратегии развития новых технологий. Снижение административных и других барьеров разработки, реализации и диффузии новых технологий. Определение будущих потребностей в области подготовки высокопрофессиональных кадров, организация образовательных программ.

Составлено по: Evaluation of the European Technology Platforms. Final Report. August 2008.

В настоящее время действует 36 европейских ТП, в следующих секторах: энергетика - 7 ТП, ИКТ - 9, биоэкономика - 6, промышленность - 9, транспорт - 51. Они находятся на разных стадиях развития - одни только начали функционировать, другие - уже преобразованы в частно-государственное партнерство. Ниже (табл. 2) дан перечень ТП по секторам экономики.

Таблица 2

Европейские технологические платформы по секторам экономики

энергетика ИКТ биоэкономика производственные процессы транспорт

Biofuels ARTEMIS FABRE TP ECTP ACARE

SmartGrids ENIAC Food ESTEP ERRAC

TPWind ISI GAH ETP SMR ERTRAC

Photovoltaics eMobility NanoMedicine Manufacture Waterbone

ZEP NEM Plants FTC ESTP

SNETP- NESSI Foresty WSSTP

RHC EUROP SusChem

EPoSS EuMaT

Photonic s21 IndustrialSafety

Источник: http://cordis.europa.eu/technology-platforms/individual_en.html

Основные этапы деятельности ТП

Европейские ТП создаются «снизу» на основе «восходящего принципа» под руководством ЕК. Как правило, формирование ТП инициируется крупным европейским бизнесом, различного рода отраслевыми объединениями промышленных производителей и т. п., представители которых входят в т.н. Группу Высшего Уровня (High Level Group). Для разработки ТП инициаторы платформы образуют Консультативный комитет, в который входят представители ЕК, научного сообщества, малого и среднего бизнеса, организации и объединения потребителей, различные НКО и пр. Одновременно формируются Национальные группы поддержки из представителей заинтересованных стран и регионов. Для разработки научной составляющей ТП создается Научный совет, куда входят ведущие эксперты по данной проблеме, представляющие академическую и прикладную науки. В работе ТП могут принимать участие также и третьи страны (примером могут служить ТП в области здравоохранения и очистки воды).

1 ТП действуют в следующих областях: аэрокосмос; строительство; железнодорожный, автомобильный, морской транспорт; сталелитейная промышленность; машиностроение; текстильная промышленность; лесная промышленность, ядерная энергетика; химия; животноводство; продукты питания; минеральные ресурсы; мобильная связь; спутниковая связь; робототехника; наноэлек-троника; электронные медиа; софт и услуги; водоснабжение, ветровая энергетика, современные материалы и технологии, биотопливо, космические технологии, «умные» электросети, интегрированные электронные системы, глобальный животный мир, промышленная безопасность, нанотехнологии в медицине, фотогальваника, фотоэлектроника. завод будущего, растениеводство будущего, переработка органического топлива без выбросов, отопление из возобновляемых источников.

В составе ТП в процессе формирования приоритетов ИР в форме разработки «Видений» и Стратегий принимает большое число различных участников, в т.ч.:

- органы регулирования: на уровне ЕС, национальном и региональном уровнях;

- промышленность: представители крупных, средних и малых компаний, охватывающих всю производственную цепочку, а также сферу ИР, технологический трансферт и коммерциализацию технологии (ряд ТП предпочитают включать ассоциации, а не отдельные организации или компании);

- государственная администрация: разработчики политики, финансовые агентства, включая заказчиков и потребителей. Ряд Платформ организовали группы поддержки для координации действий в рамках ТП и национальном уровне;

- исследовательские центры и университеты, включая представителей совместных с промышленностью структур.

Деятельность ТП обычно состоит из трех этапов. На первом этапе (создание), заинтересованные лица во главе с представителями промышленности собираются для выработки общей точки зрения по поводу будущего развития интересующих их технологий. В результате подготавливается документ, содержащий «стратегическое видение» (Strategic Vision) конкретной технологии и среднесрочные и долгосрочные цели развития ТП, который периодически обновляется1.

На втором этапе разрабатывается Стратегический план исследований, формулирующий средне и долгосрочные приоритеты НИР - основной документ, который обосновывает, в каких направлениях, почему, с какими целями и в какие сроки необходимо проводить исследования в рамках конкретной ТП, и План реализации. Разработка Стратегического плана координируется консультативным комитетом, в котором задействованы участники ТП. Специальные группы связи (т. н. «зеркальные группы») представляют интересы стран-членов в области выбора приоритетов. Одновременно определяется политика по практическому осуществлению данной Стратегии с описанием в Плане по реализации необходимых для этого механизмов и определения требований будущих рынков. Составной частью Плана реализации (или отдельным документом) является «дорожная карта» с указанием конкретных временных и финансовых параметров, разбитых по периодам.

На третьей стадии Стратегический план воплощается в жизнь в основном через механизм программ ЕС. При этом Стратегия используется ЕК для определения приоритетов при подготовке исследовательских заявок для программ ИР. Формирование стратегии носит открытый характер с публичным обсуждением. Стратегии не формулируют конкретных программ исследований, эту задачу выполняют компетентные организации в государственном и частном секторах. Ниже приведен пример деятельности ТП по химии.

Европейская технологическая платформа по «устойчивой» химии (the European Technology Platform for Sustainable Chemistry - SusChem)2 в 2005 г сформулировала «Видение 2025» («Vision for 2025 and Beyond») по развитию устойчивой химии и промышленной биотехнологии в Европе и стратегию приоритетных направлений НИР (Strategic Research Agenda), в 2006 был опубликован План реализации. Практическое осуществление стратегии в области биотехнологии на общеевропейском уровне началась в 7 РП ИР ЕС, а в странах ЕС и ассоциированных членах через национальные исследовательские программы, ряд которых интегрированы в европейскую сеть по промышленной биотехнологии («ERA-net for Industrial Biotechnology»)3. Кроме этого был составлен совместный стратегический план с Технологической платформой по текстилю в области использования промышленной биотехнологии в легкой промышленности4.

Действие ТП строится на основе «горизонтальных» принципов, в числе которых:

- открытость, прозрачность и информационная доступность. Каждая ТП должна обеспечивать свободный доступ всех групп интересов без доминирования какой-либо узкой группы и лоббирования. В 2004 г. был сформулирован своеобразный «кодекс деловой этики» ТП, предусматривающий ротацию членов консультационного Комитета,

- регулярные встречи участников ТП, открытый доступ для новых членов, особенно МСБ, создание веб-сайта. В среднем, руководящие органы собираются 4 раза в год, горизонтальные и вертикальные рабочие группы - 7-8 раз в год, в большинстве ТП пленарное заседание собирается ежегодно. Предусматривается широкая информационная доступность результатов деятельности ТП для всех заинтересованных участников. Для этого проводятся регулярные встречи лидеров ТП с европейским Комиссаром по науке, исследованиям и инновациям, конференции и семинары с участием представителей ЕК, стран-членов ЕС, региональных властей и международных организаций, на веб-сайте ЕК представлена детальная информация о деятельности ТП.

1 Evaluation of the European Technology Platforms. Final Report. August 2008, P. 41. ftp://ftp.cordis.europa.eu/pub/technology-platforms/docs/evaluation-etps.pdf

2 Объединяет широкий спектр организаций и физических лиц с целью стимулирования НИР и инноваций в области химии, промышленной биотехнологии и химической инженерии в Европе.

Сеть ERA-net IB в области промышленной биотехнологии, в состав которой входят 12 стран, была создана в рамках 6РП НИР ЕС в целях ликвидации фрагментации национальных инициатив в данной области.

4 BioTex. A Joint Research Roadmap for the European Industrial Biotechnology and Textile & Clothing sectors. http://www. swissbiotech.org/php5/aa2/userfiles/CMS/88391_biotex.pdf.

На начальной стадии формирования ТП организационные расходы несет ЕК. Однако из-за отсутствия четких критериев предоставления поддержки существуют большие различия в объемах финансирования различных ТП. На более поздних стадиях действия ТП основным источником их финансирования становится частный сектор.

Для финансирования направлений, выбранных ТП, могут использоваться финансовые схемы поддержки совместных исследований, дополнительные национальные источники, включая национальные и региональные программы, средства Европейского инвестиционного банка и т.д. Для поддержки высоко-рисковых проектов Еврокомиссия и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) создали отдельную программу по финансированию крупных проектов на уровне ЕС («Risk-Sharing facility»). Кроме этого, для реализации Стратегии ТП могут привлекаться средства по линии Структурных фондов ЕС.

Одной из главных проблем ТП является дублирование и фрагментарность деятельности из-за их большого количества. Поскольку действующие в настоящее время 36 ТП построены по отраслевому или междисциплинарному или технологическому принципам, встает вопрос о необходимости развития взаимного сотрудничества по «пересекающимся» направлениям, координации и создания кластеров. Что также вносит свой вклад в формирование инновационной систем и политики ЕС. Так, например, группа нескольких ТП сформировала кластерный проект 7-ой Рамочной программы - BECOTEPS, в фокусе которой находится развитие технологий, связанных с производством продуктов питания, снабжения водой, энергетической безопасностью, а целью является развитие биоэкономики, основанной на знаниях. Кроме этого, уже существует кластер по устойчивому транспорту в области разработки электромобиля, образованный тремя ТП (ETRAC, EPOSS, Smart Systems), при этом у каждой из них сохраняется собственная стратегия.

Среди форм сотрудничества: подготовка демонстрационного или исследовательского проекта, совместная разработка «видений», стратегий ИР, запуск частно-государственных партнерств, создание сетей, формирование рабочих групп для «платформ», действующих в различных технологических секторах.

Первоначально ТП создавались для разработки основных направлений 7-й Рамочной программы ИР ЕС. В настоящее время они делают первые шаги по расширению сферы своей деятельности, в частности, становятся инструментом формирования стратегических направлений промышленной политики ЕС (9 ТП уже представили долгосрочную стратегию до 2030 г.1), начали заниматься проблемами инновационной среды, включая такие аспекты, как образование и подготовка кадров, развитие Единого европейского научного пространства (ERA), сотрудничество с третьими странами и т.д. Европейские технологические платформы внесли свой вклад в разработку «Стратегии 2020», перспективной инновационной политики (план создания «Инновационного союза»), «лидирующих рынков», плана действий по альтернативной энергетике (СЕТ План), Плана развития технологий в области окружающей среды, «Совместных технологических инициатив».

Преобразование ТП в частно-государственные партнерства

В настоящее время благодаря деятельности 5-ти ТП начаты т.н. «совместные технологические инициативы» -СТИ (Joint Technological Initiative) - программы частно-государственного партнерства (ЧГП) в рамках реализации 7-й Рамочной программы в области компьютерных систем, нанотехнологии, медицины и возобновляемых источников энергии. На финансирование этих программ через механизм Рамочной программы выделено свыше 3 млрд. евро на 7-летний период в следующих областях: фармацевтика (IMI) - 1 млрд. евро, встроенные компьютерные системы -0,41 млрд. евро (ARTEMIS), экологичный авиационный транспорт - 0,8 млрд. евро (Clean Sky), наноэлектроника -0,44 млрд. евро (ENIAC), топливные элементы и водород - 0, 47 млрд. евро (FCH).

Совместный проект стоимостью 2 млрд. евро с фармацевтической промышленностью (Innovation Medicines Initiative-IMI), интересы которой представляет европейская фармацевтическая ассоциация (EFPIA - European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations), рассчитана на 7 лет. Через 7-ю РП ИР ЕС выделен 1 млн. евро университетам и МСБ, 1 млн. евро должна предоставить частная промышленность. (EFPIA объединяет 30 национальных ассоциаций и 46 лидирующих фармацевтических компаний, в общей сложности представляет интересы 2100 компаний, разрабатывающих новые медицинские препараты)2.

В проекте ARTEMIS (Embedded Computer Systems) участвует европейская ассоциация ARTEMISIA (Artemis Industrial Association), созданная в 2007 г. в Нидерландах компаниями Philips, STMicroelectronics, Thales, Nokia и DaimlerCrysler3.

«Совместные технологические инициативы» (Joint Technological Initiative) - новый механизм реализации проектов в 7-й Рамочной программе ИР ЕС, представляющий собой частно-государственное партнерство. Традиционный механизм Рамочной программы - индивидуальные проекты с небольшим числом участников, не подходит для осуществления крупномасштабных проектов, включающих различные группы участников. В частности, в состав «совместного предприятия» входят Европейская комиссия, некоммерческое отраслевое объединение (а в случае ARTEMIS и страны-члены и ассоциированные члены ЕС). «Совместные технологические инициативы» действуют на принципах Рамочной программы ИР ЕС (конкурс заявок, их оценка, отбор проектов, переговоры и подписание контрактов между участниками проекта, отчет о результатах). Кооперационная структура, претендующая на статус «совместного предприятия» должна соответствовать следующим критериям: представлять область технологии, стратегически важную

1 ТП в области биотоплива, строительства, сталелитейной промышленности, лесного сектора, минеральных ресурсов, ядерной энергии, ветровой энергии, водных ресурсов, фотогальваники.

2 http://imi.europa.eu/index_en.html

3 http://europa.eu/legislation_summaries/research_innovation/research_in_support_of_other_policies/i23045_en.htm

для Европы, с четко намеченными результатами; ее деятельность должна быть нацелена на преодоление существующего «рыночного провала»; демонстрировать «добавленную стоимость» на европейском уровне и готовность промышленности брать на себя долгосрочные финансовые обязательства; представить убедительные доказательства того, что существующие механизмы не позволяют достичь желаемых результатов1.

Пути дальнейшего развития ТП

Большая часть ТП была создана с помощью финансирования по линии 7-й Рамочной программы ИР, но эти проекты подходят к окончанию. Часть ТП получили юридический статус в качестве неприбыльных организаций, действующих на основе членских взносов, причем некоторые из них начали формировать базы данных исследовательских проектов, выполняемых их членами. Две ТП (в области инновационной медицины, а также топливных элементов и водорода) из пяти, на основе которых были сформированы ЧГП («совместные технологические инициативы»), прекратили свое существование и действуют только в форме «инициатив», остальные работают параллельно2.

В 2008 г. была проведена всесторонняя оценка деятельности ТП, работа большей части которых была признана успешной в качестве площадок, где обсуждается и разрабатывается исследовательская стратегия и отбираются приоритетные темы ИР3. Было отмечено, что свою первоначальную задачу ТП выполнили, и необходим переход на новый этап деятельности. Исходя из этих соображений, под эгидой ЕК была создана международная группа из 11 ведущих экспертов с целью разработки предложений о новой роли ТП и их вкладе в панъевропейские, национальные и региональные инициативы в свете реализации «Стратегии 2020»4.

Группа экспертов, проанализировав работу ТП, отметила основные недостатки их функционирования и сформулировала 18 рекомендаций относительно их будущей работы5. В числе основных недостатков:

• незначительный масштаб сотрудничества и координации деятельности ТП как на европейском пространстве, так и вне рамок ЕС (примеры координации, кооперации ТП и создания кластеров носят единичный характер);

• недостаточное внимание, уделяемое сотрудничеству с третьими странами;

• недостаточный уровень участия представителей различных организаций, представляющих интересы потребителей;

• ограничение участия стран-членов «зеркальными» группами приводит к тому, что национальные представители оказываются вне потоков информации и принятия решений. В результате, возникает проблема самой возможности реализации на национальном уровне стратегии ИР, разработанной европейской промышленностью и ЕК. Одним из немногих положительных примеров является ERTRAC6, где страны-члены ЕС принимают участие во всех органах принятия решений, что мотивирует их к более тесной кооперации с ТП.

• участие стран-членов ЕС в ТП варьирует в зависимости от ситуации в стране и уровне представительства, поэтому страны «работают» не во всех ТП. В свою очередь, не все ТП представлены на национальном уровне в странах-членах. Не всегда имеет место систематическая кооперация между национальными и европейскими ТП, а страны-члены используют различные подходы к координации своих национальных ТП.

Группа экспертов предложила переориентировать и сконцентрировать деятельность части Европейских техно -логических платформ на решение глобальных и наиболее важных для Европы проблем. Как отмечается в Лундской Декларации, основные вызовы XXI века7 (изменение климата и необходимость развития «чистой» энергетики, «устойчивые» технологии транспорта, производства и потребления, энергетическая и продуктовая безопасность) не могут быть решены силами отдельных институтов, технологических секторов или стран-членов ЕС. Инновации, решающие эти проблемы, получили название «социальные» инновации (social innovation)8. Они открывают новые возможности для бизнеса, новые рынки, возможность привлечь молодое поколение ученых. Как ожидается, в ближайшее время произойдет значительный сдвиг в фокусе научных исследований в сторону социально-общественной направленности9.

1 «Joint Technological Initiatives» создаются на основе Статьи 171 Европейского Договора, которая позволяет ЕК создавать совместные «предприятия» (Joint Undertakings) для эффективного выполнения программ НИР.

2 Fourth Status Report on European Technology Platforms. Harvesting the Potential. EK, D-G for Research, 2009.

3 Отчет на базе информации от отдельных ТП и результатах опроса более 900 стейкхолдеров ТП был опубликован в августе 2008 г. ftp://ftp/cordis.europa.eu/pub/technology-platforms/docs/evaluation.

4 В группу вошли Министр науки и инноваций Испании, Министр транспорта, инноваций и технологии Австрии, представители университета Кембриджа, государственного Агентства по технологии Словении, Европейской организации потребителей, Европейского бюро по окружающей среде, а также представители ТП и одновременно компаний или научных организаций: ТП по исследованиям в области транспорта, ТП по устойчивой химии и Европейский совет химической промышленности, ТП по ветровой энергии и Сименс, ТП по электронной мобильной технологии и Эрикссон, ТП по растительному миру будущего и Европейская организация по исследованиям в области растительного мира.

5 Strengthening the role of European Technology Platforms in addressing Europe's Grand Societal Challeges. Report of the ETP Expert Group, October 2009. EK DG for Research, 2010.

6 ЕТП по НИР в области дорожного транспорта (Европейский консультативный совет по исследованиям в области дорожного транспорта - European Road Transport Research Advisory Council).

7 Grand or key societal challenges.

8 бедует отметить, что английский термин «social» шире используемого в российской литературе «социальный», поэтому мы предлагаем термин «социально-общественный».

9 Strengthening the role of European Technology Platforms in addressing Europe's Grand Societal Challeges. Report of the ETP Expert Group, October 2009. - P. 12.

С точки зрения международной экспертной группы, европейские ТП представляют собой наиболее действенный инструмент в решении «вызовов», поскольку обладают внутренней гибкостью, не связаны с регулированием, и не должны проходить цикл бюрократического оформления. Более того, после того, как достигнута договоренность между членами, они немедленно могут реализовать свои решения. Поэтому, по рекомендации экспертов, ТП, ориентирующиеся на решение социально-общественных проблем, должны объединить усилия во временных кластерах, действующих на основе принципа меняющейся геометрии. Разработанные в таких кластерах «Видение», стратегии, планы реализации, общая стратегия в области ИР, образования и инноваций, будут представлять собой европейское соглашение по приоритетам между академической наукой, бизнесом и национальной администрацией, которое, в свою очередь, будет служить базой для объединения приоритетов стран-членов и ЕС. Несколько ТП уже пошли по этому пути. Вместе с тем, ряд ТП может сохранить фокус на конкурентоспособность своего технологического сектора. Для того чтобы исключить существование двух разных типов ТП, эксперты предложили новое название для кластерных ТП - Европейские технологические и инновационные платформы - ЕТИП (European Technology and Innovation Platforms - EITPs). Новые кластерные «платформы», ориентированные на «вызовы», будут иметь более высокий статус, уровень координации и финансирования со стороны ЕК по сравнению с «обычными» ТП. Предлагается первоначально выделить несколько проблем в качестве пилотных кластерных проектов, а масштабы конкурсного участия ТП покажут, насколько ТП готовы к новой форме работы. Для более тесной координации работы существующих ТП предлагается также создать экспертные группы представителей ТП, действующих в пересекающихся областях, также стратегические объединенные группы, состоящие из трех-четырех ведущих представителей от всех ТП.

Предполагается, что ЕТИП в форме кластера будет не новой формализованной структурой, а добровольным и гибким объединением, не имеющим формальных ограничений, в отличие от Совместных технологических инициатив (Joint Technology Initiatives) и Европейского института технологий и инноваций. Для классификации «платформы» в качестве ЕТИП, предлагаются следующие критерии:

• НИР сконцентрированы на решении одной из социально-общественных проблем;

• Обязательное участие всех заинтересованных стейкхолдеров, особенно НКО, представителей стран-членов и прочих властных структур в качестве полноправных членов. (В отличие от ТП, где страны-члены входят в «зеркальные группы», в ЕТИП страны-члены будут полностью интегрированы в кластер, поскольку именно там и реализуются все решения.);

• консультации с широкой общественностью для одобрения потенциальных путей решения проблем;

• наличие планов действий в области ИР, образования и инновационной активности;

• инновационный план должен включать такие аспекты, как регулирование, стандарты, госзаказ, демонстрация проектов, оказание знание-емких услуг;

• совместная разработка Форсайт-проектов с Комиссариатами ЕК и Совместным исследовательским центром;

• международное сотрудничество в необходимых областях;

• раздел рисков проектов при сотрудничестве с государственными исследовательскими центрами.

Ожидается, что ЕТИП внесут свой вклад в формирование единой образовательной политики ЕС, направленной

на решение главных социально-общественных проблем, единой инновационной политики, координации международных контактов.

Поскольку решение социально-общественных проблем зависит от взаимодействия всех трех элементов «треугольника знаний» (исследования, образование, инновации), все большее значение ТП придают роли образования в решении кадровых проблем на общеевропейском уровне1. Несмотря на то, что сфера высшего образования находится в компетенции национальных или региональных правительств, в рамках кластерных «платформ» возможно заключение общеевропейских соглашений для подготовки необходимых специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Широкий круг участников (промышленность, государственные органы власти, научное сообщество, регуляторы, гражданское общество, потребителей) даст возможность ЕТИП выступать от лица Европы на глобальном уровне. Развитие международного сотрудничества может дополнить европейские ресурсы и предоставить доступ к отсутствующим компетенциям и опыту для решения ключевых проблем.

* * *

Европейская концепция Технологических платформ позволяет обеспечить выбор стратегических научных направлений, анализ рыночного потенциала технологий, учет точек зрения всех заинтересованных сторон (государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей), активное вовлечение всех стран ЕС, мобилизацию государственных и частных источников финансирования. Механизм технологических платформ стимулирует сотрудничество и дает возможность координировать инициативы на общеевропейском, национальном и региональном уровнях. Формирование ТП идет «снизу» - инициируется крупным европейским бизнесом, различного рода отраслевыми объединениями промышленных производителей. ТП не являются формализованными структурами, не имеют жесткой организационной системы, формируются на добровольной основе.

В деятельности европейских ТП можно выделить два четких периода. Первоначально ТП создавались для выполнения конкретной задачи - разработки основных направлений 7-й Рамочной программы НИОКР ЕС. В последст-

1 Как отмечается в докладе экспертной группы, недостаток инженерных кадров и высокопрофессионального персонала в секторе ветряной энергетики ЕС не дает возможности осуществить амбициозные планы достижения целей 2020, так как для этого требуется в среднем дополнительно 1 тыс. специалистов ИР в год, что пока невыполнимо. Strengthening the role of European Technology Platforms in addressing Europe's Grand Societal Challeges. Report of the ETP Expert Group, October 2009. - P. 39.

вии ТП расширили сферу своей деятельности (становятся инструментом формирования стратегических направлений промышленной политики ЕС, занимают проблемами инновационной среды, включая такие аспекты, как образование и подготовка кадров, развитие Единого европейского научного пространства (ERA), сотрудничество с третьими странами и т.д.) Ряд ТП трансформировался в частно-государственные партнерства, тематически близкие ТП приступили к взаимному сотрудничеству и координации деятельности.

Европейские технологические платформы выполнили задачи первого этапа свого развития в качестве площадок, где происходит обсуждение и разработка исследовательской стратегии и отбор приоритетных тем ИР. В настоящее время рассматриваются пути их дальнейшего развития. Предлагается переориентировать деятельность части технологических платформ, объединенных в кластеры, на решение глобальных и наиболее важных для Европы проблем начала XXI века (изменение климата и необходимость чистой энергетики, устойчивые транспорт, производство и потребление, энергетическая и продуктовая безопасность). Ожидается, что новые кластерные «платформы», ориентированные на создание инноваций в социально-общественных приоритетных направлениях, будут способствовать формированию единой инновационной политики ЕС, координации мероприятий по ее реализации на панъевропейском, национальном и региональном уровнях, развитию международного сотрудничества.

Шовкун И.А.

к.э.н., с.н.с. Института экономики и прогнозирования НАН Украины, Киев

E-mail: [email protected]

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

УКРАИНЫ

Глобальный кризис актуализировал задачу ускорения инновационного процесса как источника экономического развития. Поэтому дискуссии вокруг инновационной модели развития ныне с необходимостью воплощаются в конкретные стратегии государств и компаний, рассчитывающих на победу в конкурентной борьбе на мировых рынках. Определяя стратегические направления преодоления кризиса, ведущие страны мира избрали курс на инновационно-технологическое развитие на основе разработки и внедрения научно-технических достижений в производство и повышения за счет этого производительности производства. Так, в развитых странах прирост ВВП на 70-85% обеспечивается новыми знаниями, воплощенными в производственных технологиях и оборудовании1. Вклад инноваций в рост ВВП достигает 35% в США, 42% - в Японии, 50% - в ЕС. Внедрение инноваций выступает ключевым фактором технологического и экономического лидерства и рыночной конкурентоспособности. Первенство в производственных инновациях обеспечивает получение сверхприбылей за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся вследствие монопольного использования более эффективных продуктов и технологий.

Для преодоления финансово-экономического кризиса на Украине требуется поиск мер, способных обеспечить последующую модернизацию производственного потенциала страны. Внутренние факторы нынешних неурядиц экономики состоят в технологической деградации национального хозяйства и, прежде всего, промышленности, в сильной зависимости от низкотехнологических и сырьевых отраслей, чрезмерной экспортной ориентации, устарелости производственных активов. На фоне прогресса мировой экономики технологическая структура украинской экономики регрессирует, приходит в упадок научно-технический потенциал, сужается доля современных технологических укладов, продолжается масштабный вывоз капитала из страны2, национальная экономика теряет способность к самостоятельному воспроизводству. Вследствие этого национальное хозяйство в мировой иерархии скатывается к состоянию сырьевого придатка.

В ходе рыночных трансформаций общественно-экономической системы на Украине сложились крайне неблагоприятные условия финансового обеспечения инновационно-технологической модернизации промышленного производства. Рыночные механизмы оказались не способны обеспечить аккумуляцию ресурсов для производственных инноваций. Решение названных проблем нуждается в государственном регулировании развития национального хозяйства с использованием налоговых инструментов. Однако, государство ведет пассивную экономическую политику, мало используя инструменты стимулирования инновационных процессов, не создавая механизмы привлечения долгосрочных инвестиций в новые технологии производства. К сожалению, вызванное бюджетной политикой крайне неравномерное распределение налоговой нагрузки между секторами и отраслями экономики, создало неблагоприятные налоговые условия функционирования наукоемких производств и усилило финансовые ограничения для технологического развития.

Цель нашего исследования состоит в выявлении влияния налогов на технологическое развитие и структурные сдвиги в экономике, в проведении сравнительного анализа уровня налогообложения основных отраслей и секторов национального хозяйства, а также определении концептуальных направлений совершенствования элементов налоговой системы в целях содействия инновационно-технологическому развитию. В ходе исследования применялись методы анализа, синтеза, статистических сравнений. Также применялся метод группировок для выявления фискального

1 Глазьев С.Ю. Развитие Российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов: Научный доклад. - М.: Национальный институт развития, 2007.

2 Аржевтн С. Вiдплив катталу з Украши: причини та шляхи подолання // Вюник НБУ. - 2010. - № 1. - С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.