Научная статья на тему 'Технологические особенности нанесения лакокрасочных покрытий на внешние поверхности самолетов и вертолетов'

Технологические особенности нанесения лакокрасочных покрытий на внешние поверхности самолетов и вертолетов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антикоррозионная защита летательного аппарата / лакокрасочное покрытие / лакокрасочный материал / пневматическое напыление / разнотолщинность покрытия / дефектность покрытия / anti-corrosion protection of the aircraft / paint coating / paint material / pneumatic spraying / coating thickness / coating defect

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Андрюшкин А. Ю., Ведерников А. Ю., Хмелевской Н. Ю.

Антикоррозионная защита повышает долговечность металлических конструкций самолетов и вертолетов с помощью напыления многослойных лакокрасочных покрытий. Для напыления лакокрасочных покрытий используют пневматические распылители с внешним перемешиванием лакокрасочного материала и воздуха. Разнотолщинность лакокрасочных покрытий является причиной возникновения и развития дефектов, появления внутренних (остаточных) напряжений. Изменение толщины лакокрасочного покрытия обусловлено низкой вязкостью напыляемого лакокрасочного материала, сложной геометрией внешних поверхностей летательного аппарата, значительной неперпен¬дикулярностью оси факела распыления к окрашиваемой поверхности. Экспериментально установлена зависимость разнотолщинности лакокрасочного покрытия от угла между осью факела распыления и окрашиваемой поверхностью. Даны технологические рекомендации по снижению разнотолщинности лакокрасочных покрытий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Андрюшкин А. Ю., Ведерников А. Ю., Хмелевской Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological features of painting the external surfaces of airplanes and helicopters

The durability of metal structures of airplanes and helicopters is increased by their anti-corrosion protection due to the multilayer spraying of paint coatings. Pneumatic sprayers with external mixing of paint material and air are used for spraying paint coatings. The thickness difference of paint coatings is the cause of the occurrence and development of defects and significant internal (residual) stresses. The change in the thickness of the paint coating is due to the low viscosity of the sprayed paint material, the complex geometry of the aircraft external surfaces, and the significant non-perpendicular axis of the spray jet to the painted surface. Experiments have established the dependence of the paint coating thickness on the angle between the axis of the spray jet and the painted surface. Technological recommendations for reducing the thickness of paint coatings are given.

Текст научной работы на тему «Технологические особенности нанесения лакокрасочных покрытий на внешние поверхности самолетов и вертолетов»

УДК 678.026

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАНЕСЕНИЯ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ НА ВНЕШНИЕ ПОВЕРХНОСТИ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ

А. Ю. Андрюшкин, А. Ю. Ведерников, Н. Ю. Хмелевской

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Антикоррозионная защита повышает долговечность металлических конструкций самолетов и вертолетов с помощью напыления многослойных лакокрасочных покрытий. Для напыления лакокрасочных покрытий используют пневматические распылители с внешним перемешиванием лакокрасочного материала и воздуха. Разнотолщинность лакокрасочных покрытий является причиной возникновения и развития дефектов, появления внутренних (остаточных) напряжений. Изменение толщины лакокрасочного покрытия обусловлено низкой вязкостью напыляемого лакокрасочного материала, сложной геометрией внешних поверхностей летательного аппарата, значительной неперпендикулярностью оси факела распыления к окрашиваемой поверхности. Экспериментально установлена зависимость разнотолщинности лакокрасочного покрытия от угла между осью факела распыления и окрашиваемой поверхностью. Даны технологические рекомендации по снижению разнотолщинности лакокрасочных покрытий.

Ключевые слова: антикоррозионная защита летательного аппарата, лакокрасочное покрытие, лакокрасочный материал, пневматическое напыление, разнотолщинность покрытия, дефектность покрытия

Для цитирования: Андрюшкин А. Ю., Ведерников А. Ю., Хмелевской Н. Ю. Технологические особенности нанесения лакокрасочных покрытий на внешние поверхности самолетов и вертолетов // Аэрокосмическая техника и технологии. 2023. Т. 1, № 4. С. 103-115. ЕРЫ НОШИ

TECHNOLOGICAL FEATURES OF PAINTING THE EXTERNAL SURFACES OF AIRPLANES AND HELICOPTERS

A. Yu. Andryushkin, A. Yu. Vedernikov, N. Yu. Khmelevskoy

Baltic State Technical University "VOENMEH", Saint Petersburg, Russia

Abstract. The durability of metal structures of airplanes and helicopters is increased by their anti-corrosion protection due to the multilayer spraying of paint coatings. Pneumatic sprayers with external mixing of paint material and air are used for spraying paint coatings. The thickness difference of paint coatings is the cause of the occurrence and development of defects and significant internal (residual) stresses. The change in the thickness of the paint coating is due to the low viscosity of the sprayed paint material, the complex geometry of the aircraft external surfaces, and the significant non-perpendicular axis of the spray jet to the painted surface. Experiments have established the dependence of the paint coating thickness on the angle between the axis of the spray jet and the painted surface. Technological recommendations for reducing the thickness of paint coatings are given.

© Андрюшкин А. Ю., Ведерников А. Ю., Хмелевской Н. Ю., 2024 Аэрокосмическая техника и технологии. 2023. Т. 1, № 4

Keywords: anti-corrosion protection of the aircraft, paint coating, paint material, pneumatic spraying, coating thickness, coating defect

For citation: Andryushkin A. Yu., Vedernikov A. Yu., Khmelevskoj N. Yu. Technological features of painting the external surfaces of airplanes and helicopters. Aerospace Engineering and Technology. 2023. Vol. 1, no. 4, pp. 103-115. EDN HQUJIL

В процессе эксплуатации металлические конструкции самолетов и вертолетов подвержены коррозии, прежде всего обусловленной климатическими условиями. В современных конструкциях летательных аппаратов широко используют алюминиевые, магниевые и титановые сплавы, а также стали. Коррозия металлических элементов конструкции летательного аппарата интенсивно развивается при контакте с влагой, кислотами, щелочами и их парами. Коррозионные повреждения возникают на внешних поверхностях летательных аппаратов, в местах стыка элементов конструкции по сварным и заклепочным швам, по болтовым соединениям. Контакт разнородных металлических материалов, например, алюминиевого сплава и стали, способствует развитию

Актуально решение проблемы повышения долговечности металлических конструкций самолетов и вертолетов за счет их защиты от коррозии. Применение лакокрасочных покрытий является наиболее доступным и технологичным способом защиты металлических конструкций летательных аппаратов от коррозии. Лакокрасочные материалы подразделяются на грунтовки, шпатлевки, лаки, эмали и краски. Обычно применяются многослойные лакокрасочные покрытия, в котором число функциональных слоев составляет от 3 до 7.

Грунтовки обеспечивают хорошую адгезию к металлической основе, высоковязкие шпатлевки предназначены для выравнивания неровностей загрунтованной поверхности. На подготовленную поверхность наносят наружные слои: краску (эмаль), придающую необходимые эксплуатационные и декоративные свойства, затем лак для предохранения краски (рис. 1). Как правило, для внешних поверхностей самолетов и вертолетов применяют перхлорвиниловые, акриловые, эпоксидные, полиуретановые покрытия.

Рис. 1. Структура лакокрасочного покрытия 1 - металлическая основа; 2 - грунтовка; 3 - шпатлевка; 4 - краска (эмаль); 5 - лак

Коррозионная стойкость металлических конструкций, образующих внешнюю поверхность летательного аппарата, разная, так как они изготовлены из разно-

Введение

коррозии.

родных сплавов и работают при различных механических и тепловых нагрузках. Поэтому противокоррозионная защита отдельных поверхностей самолетов и вертолетов осуществляется различными многослойными покрытиями, отличающимися как изоляционными свойствами, так и стойкостью к нагреву. При этом декоративные свойства внешних слоев лакокрасочного покрытия по всей поверхности летательного аппарата должны быть одинаковыми [1-4].

Цель исследования - повышение качества наносимых на внешние поверхности самолетов и вертолетов лакокрасочных покрытий пневматическим напылением.

Задачи исследования:

• анализ технологических особенностей пневматического напыления лакокрасочных покрытий на внешние поверхности самолетов и вертолетов;

• анализ причин разнотолщинности напыленных лакокрасочных покрытий;

• опытная оценка влияния угла между осью факела распыления и окрашиваемой поверхностью на разнотолщинность лакокрасочного покрытия;

• выработка технологических мер по снижению разнотолщинности лакокрасочных покрытий на внешних поверхностях самолетов и вертолетов.

Пневматическое напыление лакокрасочных покрытий

Пневматическое напыление используют для формирования лакокрасочного покрытия на металлических конструкциях самолетов и вертолетов. Преимущества пневматического напыления: нанесение лакокрасочного материала на большие площади; высокая производительность; хорошее качество покрытия. Стабильная работа напылительного оборудования требует использования низковязкого лакокрасочного материала, поэтому в нем содержится много растворителя. Из-за низкой вязкости напыленный на поверхность летательного аппарата со сложной конфигурацией лакокрасочный материал стекает по наклонным поверхностям. Это является причиной появления различных дефектов, снижающих качество покрытия. Напыление низковязкого лакокрасочного материала высокоскоростным потоком воздуха характеризуется значительными его потерями, обусловленными интенсивным образованием тумана [1-4].

От конструкции пневматического распылителя и выбранного технологического режима напыления зависит производительность и экономичность процесса формирования лакокрасочного покрытия. Эти показатели зависят от большого числа технологических параметров, среди которых можно выделить наиболее значимые: расход сжатого воздуха и лакокрасочного материала; скорость истечения воздуха из распылителя; угол факела распыления; расстояние от распылителя до окрашиваемой поверхности; скорость перемещения распылителя вдоль окрашиваемой поверхности; размеры и конфигурация пятна напыления. Технологические параметры взаимозависимы - изменение одного параметра требует корректировки других параметров. Так, с увеличением диаметра канала подачи лакокрасочного материала возрастает его расход, что повышает произ-

водительность напыления, но это приводит к увеличению размера капель. Для поддержания нужной дисперсности капель необходимо повышать расход воздуха, что обуславливает увеличение туманообразования. Также образование тумана растет при переходе пятна напыления в форме круга к вытянутому эллипсу.

Рис. 2. Пятна напыления, образованные распылителями с различной организацией подачи воздуха в факел распыления: а - распылитель с кольцевым каналом подачи воздуха (пятно напыления - круг); б - распылитель с кольцевым каналом и двумя дополнительными боковыми каналами подачи воздуха (пятно напыления - эллипс с размерами осей Ь = (0,7-0,9) а); в - распылитель с кольцевым каналом и четырьмя дополнительными каналами подачи воздуха (пятно напыления - эллипс с размерами осей Ь = (0,4-0,6)а); г - распылитель с кольцевым каналом и восемью дополнительными каналами подачи воздуха (пятно напыления - эллипс с размерами осей Ь = (0,1-0,3)а) В - воздух; ЛКМ - лакокрасочный материал; а, Ь - размер большой и малой оси эллипса; ёпн - диаметр пятна напыления

Формирование факела распыления при перемешивании распыляемого лакокрасочного материала и распыляющего воздуха происходит за пределами корпуса распылителя. Сжатый воздух поступает в кольцевой канал, охватывающий канал подачи лакокрасочного материала, и истекает из него с большой скоростью, создавая зону разрежения. Вытекающий с небольшой скоростью лакокра-

сочный материал попадает в зону разрежения и дробится на мельчайшие капли, близкие по размеру. Образовавшийся факел распыления направляется на окрашиваемую поверхность летательного аппарата. Формируемое из идентичных капель покрытие однородно, характеризуется высокими показателями качества, в том числе прочностью.

Конический факел распыления с пятном напыления в форме круга образует распылитель, имеющий центральный канал подачи лакокрасочного материла, охваченный кольцевым каналом подачи воздуха (рис. 2, а). Если у распылителя также имеются дополнительные боковые каналы подачи воздуха, то выходя из этих отверстий, он сжимает факел распыления и придает пятну напыления форму эллипса. Для регулирования размеров эллипса в распылителе делают дополнительные боковые каналы подачи воздуха под разными углами к оси факела распыления (рис. 2, б-г).

При напылении низковязких лакокрасочных материалов (лаков, красок) оптимальное расстояние от распылителя до окрашиваемой поверхности составляет 250-300 мм. Для обеспечения равномерной толщины лакокрасочного покрытия на поверхностях небольших размеров и сложной конфигурации следует применять распылители с круглым пятном напыления, а при окрашивании больших сплошных поверхностей - с вытянутым эллипсом.

Причины разнотолщинности напыленных лакокрасочных покрытий

Дефектность напыленного лакокрасочного покрытия обусловлена нестабильностью технологических параметров процесса пневматического напыления. Отклонение технологических параметров напыления от оптимальных значений приводит к неоднородности состава и структуры лакокрасочного покрытия, возникновению дефектов в процессе его формирования и развитию дефектов при эксплуатации летательного аппарата. Часто встречающимися дефектами лакокрасочного покрытия летательного аппарата являются: отслаивания, вздутия, наплывы, трещины, сколы.

На дефектность лакокрасочного покрытия существенно влияют геометрические размеры и форма окрашиваемой поверхности. Геометрия внешних поверхностей летательного аппарата обусловлена аэродинамическими свойствами самолета или вертолета, она включает тела вращения, выпуклые и вогнутые поверхности, поверхности двойной кривизны. Из-за сложной геометрии внешних поверхностей летательного аппарата на них наблюдается локальное уменьшение или увеличение толщины (разнотолщинность) лакокрасочного покрытия.

Минимальная толщина лакокрасочного покрытия наблюдается на острых кромках и углах, а максимальная - на вогнутых участках и в углублениях. Изменение толщины лакокрасочного покрытия возникает на стыках между элементами конструкций летательного аппарата, при переходе от одного поперечного сечения элемента металлической конструкции (фюзеляжа, крыла, стабилизатора) к другому, при изменении размеров поперечного сечения элемента конструкции [5-10].

Часто на внешних поверхностях летательного аппарата встречаются участки лакокрасочного покрытия, толщина которых превышает нормативные значения. Существенное превышение нормативной толщины ухудшает адгезию лакокрасочного покрытия к металлу, возникают значительные внутренние (остаточные) напряжения (рис. 3). Чем больше толщина лакокрасочного покрытия, тем ниже его способность к деформированию, т. е. повышается вероятность возникновения и развития трещин и отслаиваний.

Рис. 3. Распределение внутренних (остаточных) напряжений а в лакокрасочном покрытии, напыленном на металл толщиной 5м, при толщине покрытия 5лкп (а) и 35лкп (б)

Можно выделить три основных фактора, способствующих изменению толщины лакокрасочного покрытия при пневматическом напылении на внешние поверхности самолета или вертолета:

• действие силы тяжести на материал, который обладает низкой вязкостью, приводит к его стеканию по вертикальным и наклонным поверхностям;

• сложная геометрическая конфигурация внешних поверхностей летательного аппарата, из-за чего распыленные капли неравномерно наносятся на эти поверхности;

• ось факела распыления не перпендикулярна окрашиваемой поверхности.

На разнотолщинность однослойного лакокрасочного покрытия существенно

влияет угол между осью факела распыления и окрашиваемой поверхностью. Оптимальным является прямой угол, в этом случае гарантируется равномерность толщины лакокрасочного покрытия по всей площади пятна напыления. При отклонении от перпендикулярности оси факела распыления и окрашиваемой поверхности часть пятна напыления, расположенная ближе к распылителю, имеет большую толщину, а удаленная от него - меньшую толщину. Это влияние ярко выражено при использовании распылителя с кольцевым каналом и восемью дополнительными каналами подачи воздуха, который формирует на окрашиваемой поверхности пятно напыления в виде вытянутого эллипса с размерами осей Ь = (0,1-0,3)а (см. рис. 2, г).

Экспериментальная оценка влияния угла между осью факела распыления и окрашиваемой поверхностью

Экспериментально оценено влияние угла между осью факела распыления и окрашиваемой поверхностью ф на размер пятна напыления и изменение максимальной толщины однослойного лакокрасочного покрытия.

Рис. 4. Напыление образца однослойного лакокрасочного покрытия при угле между осью факела распыления и окрашиваемой поверхностью ф = 90°: а - размеры и форма факела распыления; б - размеры и форма пятна напыления; в - измерение толщин образца лакокрасочного покрытия в равномерно расположенных вдоль большой оси эллипса пятна напыления пяти точках

в - угол факела распыления; а, Ь - размер большой и малой оси эллипса пятна напыления

Распылитель с кольцевым каналом и восемью дополнительными каналами подачи воздуха, который формирует на окрашиваемой поверхности пятно напыления в виде вытянутого эллипса, перемещался относительно окрашиваемой поверхности с постоянной скоростью 0,15 м/с на расстояние 500 мм. Подложкой служила стальная пластина с шероховатостью окрашиваемой поверхности 3,2 мкм. Диаметр канала подачи лакокрасочного материала в распылителе равнялся 2,0 мм. Угол факела распыления вдоль большой оси эллипса пятна напыления составлял в = 50°. В эксперименте выдерживалось одинаковое расстояние от торца распылителя до центра пятна напыления, равное 250 мм. Были получены образцы лакокрасочного покрытия при разных углах между осью факела распыления и окрашиваемой поверхностью ф от 90° до 45° (рис. 4, 5) с шагом 5°.

cd, o" m o" 00 o" CD £ 00 о о" o" <N o" ll'O 00 CD CD O" CD

20 45 45 45 t 45 45 t 45 j 45 45 Ш

a = 400

Рис. 5. Напыление образца однослойного лакокрасочного покрытия при угле между осью

факела распыления и окрашиваемой поверхностью ф = 45°: а - размеры и форма факела распыления; б - размеры и форма пятна напыления; в - измерение толщин образца лакокрасочного покрытия в равномерно расположенных вдоль большой оси эллипса пятна напыления девяти точках

После отверждения лакокрасочного покрытия у образцов измерялись длина большой оси эллипса пятна напыления металлической линейкой (ГОСТ 427-75) и толщина лакокрасочного покрытия толщиномером NOVOTEST ТП-1.

Длина большой оси эллипса пятна напыления измерялась в пяти местах образца лакокрасочного покрытия вдоль направления перемещения распылителя, затем рассчитывалось ее среднее значение а.

В зависимости от длины большой оси эллипса пятна напыления измерение толщины образцов лакокрасочного покрытия проводилось в равномерно расположенных вдоль этой оси 5-9 точках. Измерения осуществлялись в пяти местах образца лакокрасочного покрытия вдоль направления перемещения распылителя, после чего рассчитывалось среднее значение толщины в этих точках. Далее из этих средних значений толщин определялась максимальная толщина образца Джп однослойного лакокрасочного покрытия (см. таблицу, рис. 6).

Влияние угла между осью факела распыления и окрашиваемой поверхностью ф на длину большой оси эллипса пятна напыления а и максимальную толщину образца Нлкп однослойного лакокрасочного покрытия

Ф, град 45 5" 55 6" 65 7" 75 8" 85 9"

а, мм 349 294 266 25" 244 232 227 222 22"

ДяКП" мкм 96" 743 613 53" 457 396 377 359 354 35"

а, мм

а

Н лкп, мкм

б

Рис. 6. Зависимость длины большой оси эллипса пятна напыления (а) и максимальной толщины (б) образца однослойного лакокрасочного покрытия от угла между осью факела распыления и окрашиваемой поверхностью • - экспериментальные точки

Экспериментально установлено, что с уменьшением угла между осью факела распыления и окрашиваемой поверхностью ф с 90° до 45° у однослойного лакокрасочного покрытия длина большой оси эллипса пятна напыления а увеличивается на 82 %, а максимальная толщина образца Ялкп растет с 350 до 960 мкм, т. е. на 174 %.

Из анализа экспериментальных данных следует, что существенная разнотол-щинность однослойного лакокрасочного покрытия наблюдается при угле ф < 70°. Поэтому для напыления равномерного по толщине лакокрасочного по-

крытия угол между осью факела распыления и окрашиваемой поверхностью должен находиться в поле допуска 90°±20°.

Технологические меры по снижению разнотолщинности лакокрасочных покрытий на внешних поверхностях самолетов и вертолетов

Для снижения разнотолщинности лакокрасочного покрытия применяют следующие меры [11, 12]:

• формирование лакокрасочного покрытия заданной толщины из нескольких элементарных подслоев (послойное напыление), т. е. постепенное увеличение толщины покрытия до номинального значения;

• толщина элементарного подслоя лакокрасочного материала не должна превышать некоторого максимального значения, при котором начинается его стекание под действием силы тяжести;

• уменьшение размера распыленных капель для повышения однородности напыленного материала и более полного протекания реакций между его компонентами, и, как следствие, снижения внутренних напряжений в от-вержденном лакокрасочном покрытии;

• уменьшение пятна напыления до размеров, при которых кривизна окрашиваемой поверхности не оказывает существенного влияния на толщину напыляемого лакокрасочного материала;

• при перемещении вдоль окрашиваемой поверхности ось факела распыления должна быть по возможности ей перпендикулярна.

Предложены технологические меры по снижению разнотолщинности лакокрасочных покрытий на внешних поверхностях самолетов и вертолетов.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Широкое распространение в качестве антикоррозионной защиты металлических конструкций самолетов и вертолетов получили напыленные многослойные лакокрасочные покрытия.

2. На внешних поверхностях самолетов и вертолетов со сложной геометрической конфигурацией толщина напыленного лакокрасочного покрытия может в несколько раз превосходить номинальное значение.

3. Существенная разнотолщинность лакокрасочного покрытия является основной причиной роста внутренних напряжений, а также возникновения и развития в нем дефектов (трещин, отслоений, сколов, расслоений), приводящих к его разрушению.

4. Экспериментально оценено влияние угла между осью факела распыления и окрашиваемой поверхностью на разнотолщинность лакокрасочного покрытия.

5. Даны технологические рекомендации по уменьшению разнотолщинности лакокрасочных покрытий, напыляемых на внешние поверхности самолетов и вертолетов.

Конфликт интересов / Conflict of interests

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflict of interests.

Библиографический список

1. Васильев В. Ю., Шапкин В. С., Метелкин Е. С., Дуб А. В. Коррозия и старение воздушных судов при длительной эксплуатации: монография. М.: Логос, 2007. 224 с.

2. Кондрашов Э. К., Кузнецова В. А., Семенова Л. В., Лебедева Т. А. Основные направления повышения эксплуатационных, технологических и экологических характеристик лакокрасочных покрытий для авиационной техники // Российский химический журнал. 2010. Т. LIV, № 1. С. 96-102. EDN: MBCGFD

3. Семенова Л. В., Каримова С. А., Полякова А. В. Современные комплексные системы защиты конструкций из металлических, полимерных композиционных материалов и их соединений // Новости материаловедения. Наука и техника. 2014. № 3. С. 1-9. EDN: SGTUIX

4. Нефедов Н. И., Семенова Л. В., Кузнецова В. А., Веренинова Н. П. Лакокрасочные покрытия для защиты металлических и полимерных композиционных материалов от старения, коррозии и биоповреждения // Авиационные материалы и технологии. 2017. № 5. С. 393-404. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-393-404

5. Рассадина Т. В., Санников А. А. Выявление повреждений анодно-окисного покрытия металлических деталей и узлов планера летательных аппаратов при удалении изношенных лакокрасочных покрытий в ремонте // Авиационная промышленность. 2006. №2. С. 58-60. EDN: GZMDMB

6. Волчек В. А., Лапаев А. В. Анализ развития коррозионных поражений в эксплуатации самолетов Ил-86 // Научный Вестник МГТУ ГА. 2006. № 103. С. 187-189.

7. Зиновьев В. Е., Харламов П. В. Влияние микротрещин, скрытых дефектов и остаточных напряжений полимерного клеевого слоя на его разрушение // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-1. С.37-42. EDN: UZONQB

8. Пашаев А. М., Джанахмедов А. Х., Алиев А. А. Оценка внутренних напряжений полимерных пленок по характерному микропрофилю поверхности // Физическая мезомеханика. 2019. Т. 22, № 4. С. 95-100. DOI: 10.24411/1683-805X-2019-14010

9. Пашаев А. М., Джанахмедов А. Х., Алиев А. А. Микропрофиль грунта и адгезия вышележащего слоя лакокрасочного покрытия // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2017. № 4 (68). С. 36-40. EDN: YLQJKU

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Пашаев А. М., Джанахмедов А. Х., Алиев А. А. Оценка статической прочности лакокрасочного покрытия обшивки самолета // Вестник машиностроения. 2018. № 7. С. 72-75.

11. Андрюшкин А. Ю., Кадочникова Е. Н., Пугачев С. А. Нанесение полимерных покрытий сверхзвуковым газодинамическим напылением, повышающим безопасность объектов переработки, хранения и транспортировки углеводородов // Проблемы управления рисками в техносфере. 2018. № 1 (45). С.79-85. EDN: OSXFDL

12. Андрюшкин А. Ю., Изюмова Е. А., Богданов И. П. Теоретическая оценка влияния многослойности и однородности функционального покрытия техники специального назначения на его прочность // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. 2023. № 1-2 (175-176). С. 138-144. EDN: ORNKHA

Дата поступления: 10.11.2023 Решение о публикации: 13.12.2023

Контактная информация:

АНДРЮШКИН Александр Юрьевич - канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1), Sascha1a@mail.ru

ВЕДЕРНИКОВ Артём Юрьевич - магистрант (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1), a1m8203@voenmeh.ru

ХМЕЛЕВСКОЙ Никита Юрьевич - магистрант (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1), nkhmelevskof@gmail.com

References

1. Vasiliev V. Yu., Shapkin V. S., Metelkin E. S., Dub A. V. Korroziya i stareniye vozdushnykh sudov pri dlitel'noy ekspluatatsii: monografiya [Corrosion and Ageing of Aircraft During Long-Term Operation: Monograph]. Moscow: Logos, 2007, 224 p. (In Russian)

2. Kondrashov E. K., Kuznetsova V. A., Semenova L. V., Lebedeva T. A. Osnovnyye naprav-leniya povysheniya ekspluatatsionnykh, tekhnologicheskikh i ekologicheskikh kharakteristik lakokrasochnykh pokrytiy dlya aviatsionnoy tekhniki [The main directions for improving the operational, technological, and environmental performance of paint coatings for aviation equipment]. Russian Journal of General Chemistry. 2010. Vol. LIV, no. 1, pp. 96-102. (In Russian). EDN: MBCGFD

3. Semenova L. V., Karimova S. A., Polyakova A. V. Sovremennyye kompleksnyye sistemy zashchity konstruktsiy iz metallicheskikh, polimernykh kompozitsionnykh materialov i ikh soye-dineniy [Modern integrated systems for protecting structures made of metal, polymer composite materials and their compounds]. Material science and technology news. 2014. No. 3, pp. 1-9. (In Russian). EDN: SGTUIX

4. Nefedov N. I., Semenova L. V., Kuznetsova V. A., Vereninova N. P. Paint coatings for protection of metallic and polymer composite materials against aging, corrosion and biodeterioration. Aviation Materials and Technologies. 2017. No. 5, pp. 393-404. DOI: 10.18577/2071 -9140-2017-0-S-393-404. (In Russian)

5. Rassadina T. V., Sannikov A. A. Vyyavleniye povrezhdeniy anodno-okisnogo pokrytiya metallicheskikh detaley i uzlov planera letatel'nykh apparatov pri udalenii iznoshennykh lakokrasochnykh pokrytiy v remonte [Detecting damage to the anodic oxide finish of metal parts and airframe components of aircraft when removing worn paint coatings during repairs]. Aviation Industry. 2006. No. 2, pp. 58-60. (In Russian). EDN: GZMDMB

6. Volchek V. A., Lapaev A. V. The analysis of development of corrosion defeats in operation of planes of Il - 86. Civil Aviation High Technologies (Nauchnyi Vestnik MGTU GA). 2006. No. 103, pp. 187-189. (In Russian)

7. Zinovev V. E., Kharlamov P. V. Influence of microcracks, latent defects and residual tension of the polymeric glue layer on its destruction. Fundamental Research. 2015. No. 12-1, pp. 37-42. (In Russian). EDN: UZONQB

8. Pashaev A. M., Dzhanakhmedov A. Kh., Aliev A. A. Internal stress evaluation in polymer films by the characteristic surface microcorrugation. Physical Mesomechanics Journal. 2019. Vol. 22, no. 4, pp. 95-100. (In Russian). DOI: 10.24411/1683-805X-2019-14010

9. Pashayev A. Ja., Janahmadov A. Kh., Aliyev A. A. Microprofile of soil and adhesion of the overlying layer of the paint and varnish covering. Vestnik RGUPS. 2017. No. 4 (68), pp. 36-40. (In Russian). EDN: YLQJKU

10. Pashaev A. M., Dzhanakhmedov A. Kh., Aliev A. A. Static strength evaluation of paint coating of aircraft skin. Vestnik mashinostroeniya [Russian Engineering Research]. 2018. No. 7, pp. 72-75. (In Russian)

11. Andryushkin A. Yu., Kadochnikova E. N., Pugachev S. A. Fixing polymeric covering by supersonic evaporation, raising safety object conversions, keepingand transportations hydrocarbon. Problems of Risk Management in the Technosphere. 2018. No. 1 (45), pp. 79-85. (In Russian). EDN: OSXFDL

12. Andryushkin A. Yu., Iziumova E. A., Bogdanov I. P. Theoretical assessment of the effect of the multilayering and uniformity of the functional coating of special - purpose equipment on its strength. Military Enginery Scientific and Technical Journal. Counter-terrorism technical devices. Issue 16. 2023. No. 1-2 (175-176), pp. 138-144. (In Russian). EDN: ORNKHA

Date of receipt: June 1, 2023 Publication decision: June 6, 2023

Contact information:

Alexander Yu. ANDRYUSHKIN - Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Head of Department (Baltic State Technical University "VOENMEH", Russia, 190005, Saint Petersburg, 1st Krasnoarmeyskaya ul., 1), Sascha1a@mail.ru

Artyom Yu. VEDERNIKOV - Master Student (Baltic State Technical University "VOENMEH", Russia, 190005, Saint Petersburg, 1st Krasnoarmeyskaya ul., 1), a1m8203@voenmeh.ru

Nikita Yu. KHMELEVSKOY - Master Student (Baltic State Technical University "VOENMEH", Russia, 190005, Saint Petersburg, 1st Krasnoarmeyskaya ul., 1), nkhmelevskof@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.